«калина красная»: простота по-русски

;

Введение

Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.

Он прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять — двенадцать лет и из этого небольшого числа прожитого им на земле, — только и всего! — можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная»), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…

Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.

«А вот нате вам! — как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. — Так вот надо работать». И многочисленные «середняки» от кино и литературы, озадаченные «шукшинским феноменом», либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…

Произведения Шукшина — яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя «изюминка», неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть «Калина красная», ставшая одной из ярких его режиссерских работ.

https://youtube.com/watch?v=XdGHxQomjk4

История создания фильма

Название фильма «Калина красная» взято из одноименной песни. Ее исполнила Лидия Николаевна при первой встрече с Шукшиным. Именно она подсказала режиссеру, как назвать картину.

Съемки велись в Вологодской области, в деревне Мериново. Сейчас она называется по-другому, Садовая. В поселении было всего 10 домов. В картине задействовано 5 из них.

Разговор Любы и Егора Прокудина в чайной снят в деревне Тимонино. Здание ремонтировали специально для съемок. Первоначально здесь не было веранды, где и сидели герои фильма.

Специально для картины была построена новая остановка.

Колония, откуда выходил Егор, в жизни называлась ИК 256/5, а сейчас ФКУ ИК-5 УФСИН. Расположена она в Вологодской области, на острове Огненном.

Маму Егора, Куделиху сыграла простая крестьянка из народа, жительница деревни Мериново. Жизнь женщины полностью совпала со сценарием картины. Она рассказывала о своих сыновьях, а получилось, что сыграла в фильме. После кончины Ефимьи Быстровой односельчане поставили ей памятник в деревне.

Конферансье тюремного концерта в фильме играет заместитель директора картины.

Комиссия Госкино, просмотрев фильм, потребовала внести массу исправлений. От чрезмерного напряжения Василий Макарович Шукшин попал в больницу с язвой желудка. Но режиссер не долечился. Он отправился на работу вносить требуемые правки.

Однако ему не удалось до конца отредактировать картину. Комиссии не понравился конечный вариант фильма. Но, несмотря на это, «Калину красную» выпустили в широкий показ. Члены комиссии испугались смерти Шукшина. Ведь он умер от болезни, которая обострилась от нервного перенапряжения.

Актеры фильма «31 июня».

Татьяна Гаврилова (1939 — 2000)

  • Похоронена на Долгопрудненском кладбище
  • Роль: Люсьен, член воровской малины

Эту роль Шукшин писал под Людмилу Гурченко. Но потом выбрал Гаврилову, которая, увы, его ожиданий не оправдала. Пьянствовала не просыхая, даже на съемочной площадке. Василия Макаровича уговаривали заменить артистку, но режиссеру было ее невероятно жалко.

Пила Гаврилова от женского одиночества. Она дважды побывала замужем и с последним супругом — художником Эдуардом Курочкиным — прожила 20 лет, но завести детей так и не смогла. Частенько ее собутыльницей становилась другая кинозвезда 60-х — Изольда Извицкая.


Фото Кристины Безбородовой

Под конец жизни Гаврилову упекли в психушку. Бывшая однокурсница Лариса Лужина вспоминала, что когда пришла навестить старинную знакомую, то вместо некогда цветущей женщины обнаружила наголо обритую развалину без верхних зубов в инвалидном кресле. Гаврилова уже не ощущала вкуса еды и не могла разговаривать. В этой клинике она и преставилась.

Татьяна Гаврилова (1939 — 2000)

Фильм «Калина красная»: актриса Татьяна Гаврилова в роли Люсьен — тогда и в последние годы

Фильм «По семейным обстоятельствам«: актеры и судьба

Советская и российская актриса Татьяна Гаврилова изначально получила медицинское образование, и только после этого задумалась о творческой карьере. Начала играть в театре и кино еще будучи студенткой, а в 1960-е пользовалась популярностью у режиссеров и буквально переходила из фильма в фильм.

Все персонажи Татьяны Гавриловой были довольно яркими, больше всего она запомнилась зрителями ролями в картинах “Дайте жалобную книгу” (Клава), “Берегись автомобиля” (Инна), “Калина красная” (Люсьен), “Небеса обетованные” (Анька-бомжиха) и др.

Ушла из жизни Татьяна Гаврилова в 2000 году, причиной смерти стал сердечный приступ. О гибели артистки узнали только спустя пару дней после смерти. Похоронили актрису на Долгопрудненском кладбище.

В фильме “Калина красная” также снимались Мария Виноградова, Жанна Прохоренко, Лев Дуров, Николай Погодин, Наталья Крачковская и др.

Артур Макаров (1931 — 1995)

  • Похоронен на Кунцевском кладбище
  • Роль: Бульдя, член воровской малины
  • Крылатая фраза героя: «Читай «Мурзилку», дыши ровно»

Приемный сын режиссера Сергея Герасимова и актрисы Тамары Макаровой написал два десятка киносценариев. Вел богемный образ жизни, дружил с Высоцким, Тарковским и Шукшиным. Долгие годы разрывался между женой Людмилой и любовницей — актрисой Жанной Прохоренко. В лихие 90-е занялся бизнесом: открыл фирму по огранке алмазов, спонсировал изготовление паленой водки. В результате был убит у себя дома охотничьим ножом. Преступник до сих пор не найден.


Фото: moscow-tombs.ru

Муки совести

Настёне пришлось лицемерить и перед женщинами, получившими похоронки, и перед теми, чьи мужья вернулись с фронта живыми. В День Победы вся деревня отмечала большой праздник. А Настя не могла разделить общей радости, и виноват в этом был Андрей, поставивший её в такое ужасное положение.

Михеич, отец Андрея, всегда относившийся к невестке по-доброму, начал подозревать, что сын где-то рядом. Он чувствовал себя отчасти виноватым за то, что совершил Андрей, пытался поговорить с Настей, но та, обещав мужу не выдавать его никому, не открылась свёкру. Андрей, живя в одиночестве, постепенно терял человеческий облик. Его постоянно преследовал страх быть пойманным, мучила совесть за то, что он совершил. Иногда он тайком приходил в деревню и наблюдал, как живут односельчане, ещё больше озлоблялся, обвиняя судьбу и войну в том, что с ним произошло.

Настя, понимая, что так продолжаться не может, уговаривала его выйти к людям и сдаться. Но Андрей отказался, обвинив её в том, что она желает ему смерти, чтобы избавиться от чувства вины. Измученная женщина вернулась домой и призналась в беременности свёкрам, после чего ушла от них.

Несколько дней она не находила себе места от стыда из-за того, что утаила от Михеича всю правду об Андрее, и ей приходится постоянно лгать людям. Кроме того, ей казалось, в деревне уже заподозрили, что отец её будущего ребёнка — Андрей, поэтому к ним приехал следователь и начал выпытывать, где он прячется.

Ночью она села в лодку и поплыла по Ангаре. Её мучали мысли, поэтому она не слышала, что несколько лодок с деревенскими людьми отправились вслед за ней, не слышала голосов, которые её окликали. Единственным выходом из сложившейся ситуации для неё стало самоубийство. Автор не рассказывает о нём, но, читая, можно понять, как все произошло на самом деле.

На похоронах Насти односельчане искренне жалели девушку и плакали о ней.

Георгий Бурков (1933 — 1990)

  • Похоронен на Ваганьковском кладбище
  • Роль: Губошлеп, член воровской малины

Под конец жизни Бурков страдал целым букетом болезней. И это вовсе не алкоголизм, как можно было бы подумать по его ролям, а стенокардия, ишемия и атеросклероз. Интроверт и философ был мало похож на своих экранных героев.

Долгие годы он обивал пороги чиновников в надежде создать Центр Шукшина.

— Он стал часто уставать, говорил: «Я полежу», — вспоминала вдова артиста. — А внутри у него уже происходили микроинфаркты.


Фото Руслана Вороного

Однажды, пытаясь добраться по лестнице за книгой на верхней полке, Бурков упал и сломал ребро. Скорая приехала поздно. Его отвезли в больницу, вроде бы удачно прооперировали, а через два дня он умер от тромбоэмболии.

В тот момент, когда артиста не стало, рухнула несущая стена в его дачном домике.

— Как будто снаряд попал, кирпичи разлетелись на 10-15 метров, — с ужасом рассказывал сосед Лев Дуров. — Причем совпадение не в минутах, а в секундах.

Гранитный крест на могиле Буркова сделали из того же куска горной породы, что и памятник Василию Шукшину на Новодевичьем. А спустя восемь лет упавшее после урагана гигантское дерево взрыло могилу Георгия Ивановича до такой степени, что обнажило остатки гроба.

Творчество и биография Шукшина

Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, находящемся в Сибирском крае. Был обычным ребенком из бедной крестьянской семьи. Отец мальчика Макар Леонтьевич Шукшин был обычным рабочим в колхозе. Он расстрелян в 1933 году за различного рода «заговоры против советской власти». Мать Мария Сергеевна Попова занималась воспитанием детей.

Актерская карьера Василия Макаровича началось в 1955 году, когда ему стало поступать множество предложений о съемках в кино. В фильме «Тихий дон» он впервые сыграл матроса. Роль оказалась очень удачной и Василию предложили сняться в киноленте «Два Федора». В качестве актера Шукшин был более востребован, нежели в качестве сценариста. Однако Василий имел сильную мотивацию на создание собственных киношедевров.

Анализируя произведения этого великого писателя, можно выделить следующие характерные черты, присущие его творчеству:

  • основными действующими лицами рассказов и фильмов являются обычные русские крестьянские люди из села с нелегкой судьбой и неоднозначными характерами;
  • основное место отводится раскрытию нравственных проблем, а также моральных ценностей и русских национальных традиций;
  • наличие глубокого описания быта села;
  • некоторые персонажи имеют нестандартное мировоззрение, что, по мнению советского общества, рассматривалось как «чудачество».

Помимо съёмок в кино, Шукшин занимался написанием сценариев и рассказов. При жизни за свой вклад в развитие советского кинематографа он удостоился множества наград и премий. Среди них можно выделить получение звания заслуженного деятеля искусств в 1969 году, а также Государственной премии СССР (1971).

Великий кинорежиссер скончался в 1976 году по невыясненным причинам на съемках фильма «Они сражались за родину» в 1974 году, когда ему было всего лишь сорок пять лет. По одной из версий он причиной тому стала язва желудка, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя. Другие считают, что Василия Шукшина отравили. Этого мнения придерживается известный кинорежиссер Сергей Бондарчук. В качестве доказательства он приводит тот факт, что перед съемками кинокартины Шукшин прошел медицинское обследование и каких-либо патологий в его организме не было выявлено.

Таким образом, в киноповести «Калина красная» раскрыты те социальные проблемы, которые остаются актуальными с советских времен и по настоящее время. Основная идея, которую стремится донести до читателя Василий Макарович Шукшин, заключается в том, что любой человек имеет право исправиться и встать на правильный жизненный путь. Кроме того, в произведении освещается проблема непринятия советским обществом бывших преступников и алкоголизма.

Мария Виноградова (1922 — 1995)

  • Похоронена на Хованском кладбище
  • Роль: Зоя, жена Петра

Одна из самых узнаваемых актрис советского кино сыграла великое множество маленьких ролей. Ее голосом говорят около тысячи мультгероев — от «Ежика в тумане» до Дяди Федора из Простоквашино. Коллеги и друзья нежно величали ее Мусей или Мухой. Мария Сергеевна охотно участвовала в творческих вечерах со взрослыми и детьми, готовая в любой момент совершенно бесплатно отправиться для этого в любую провинциальную глушь.


Фото Руслана Вороного

Пережив два сердечных приступа, она скончалась от инсульта. Когда случился удар, актриса не захотела ехать в больницу и тихо умерла у себя дома. Знаменитый Михаил Глузский, узнав о кончине соседки, тяжело вздохнул:

— Из нашего дома ушел домовой. А без домового — что за дом?

Сюжет и проблематика

Основные проблемы, поднятые в произведении Шукшина, остаются актуальными и по сей день для российского общества. Главной идеей фильма является наглядная демонстрация сути русского характера. Автор пытается показать, что жизненные законы очень сходны с воровскими обычаями. Ошибки, допущенные человеком в прошлом, порой очень трудно исправить. Из-за этого в будущем они не позволяют ему обустроить свою жизнь и стать полноценным членом советского общества.

Основные характеристики этого литературного произведения включают в себя следующие аспекты:

Кинорежиссер стремится раскрыть такие проблемы, как наличие любви и понимания в семье, а также присутствие долга перед родными и своей матерью. Сюда же можно отнести как алкогольную зависимость, так и процесс возвращения бывшего преступника в общество. Все это остается актуальным для русского народа и по сей день.

Для более глубокого понимания как самого сюжета, так и поднятых проблем, каждому необходимо читать киноповесть в полном объеме. Однако, краткое содержание (пересказ) также позволит читателю ознакомиться с событиями в «Калине красной» Шукшина. Анализ этого литературного произведения следует начать с разбора основных событий.

Выйдя на свободу, бывший вор-рецидивист не знает, что ему делать и как дальше жить. Однако первым делом он решает посетить своих «коллег» в воровском деле. После общения с ними Егор окончательно утверждается в своем желании начать нормальную человеческую жизнь. Главная мечта заключается в построении семьи и занятии сельским хозяйством в деревне.

Прокудин принимает решение возвратиться на свою родину — Алтайский край. Там живет его возлюбленная Люба, с которой Егор год был в переписке, находясь в тюрьме. В деревне Ясное женщина впервые видит своего возлюбленного и довольно тепло его приветствует.

Знакомство с семьей Любови обошлось не без происшествий. Для того чтобы семья приняла её будущего мужа, женщина приукрашивает судьбу Прокудина. Однако при беседе с главным героем наедине отец девушки догадывается о криминальном прошлом Егора. При этом Прокудин старается объяснить, что хочет встать на правильный путь.

Познакомившись с семьей своей будущей жены, Прокудин уезжает из деревни в город для развлечений. Однако именно там герой вновь понимает, что с разгульной жизнью нужно заканчивать и вновь возвращается в село. В это время подруга Любы советует ей разорвать всяческие отношения с вором-рецидивистом, поскольку считает, что он может вернуться к воровству и криминальному прошлому.

Люба прикладывает максимум усилий для того, чтобы Егор смог начать нормальную жизнь и стать обычным человеком в советском обществе. Она помогает ему найти работу на ферме в качестве водителя.

Одним из самых трагичных и кульминационных моментов в повести является визит Егора к своей матери. Он решает взять с собой свою любимую. Однако он её обманывает, сказав, что они идут к маме одного знакомого товарища. Люба ему верит. В процессе общения с матерью Прокудина девушка узнает, что старушка очень одинока и совсем ничего не знает о своих детях. Лишь попрощавшись, Прокудин говорит своей жене правду. Люба искренне удивлена. На вопрос девушки о том, почему он не хочет открыться своей семье, Прокудин отвечает, что надо подождать пока волосы отрастут.

Однако завязать Егору с криминальным прошлым не так просто. Его «товарищи» не оставляют главного героя в покое. Воры в законе посылают человека с деньгами, чтобы вернуть героя. Но Егор отвечает бандитам решительным отказом.

После этого неприятного события в душе главного персонажа поселилось неприятное предчувствие, которое впоследствии дало о себе знать. Преступники приезжают к нему и начинают угрожать. Егор оказывает сопротивление, однако одному из бандитов удается смертельно ранить героя. К счастью, преступников ловят жители села Ясное. Главный герой, лежа на земле, просит Любу передать деньги своей маме. Так трагично заканчивается жизнь персонажа.

Киноповесть имеет некую стилистическую особенность, которая выражается в используемой цветовой палитре. Белый цвет символизируется Шукшиным с белыми березами, черный — с землей, а красный — с калиной. В финале произведения она становится кровью из ранения Прокудина, нанесенного бандитами. Кровь окрашивает белые березовые стволы.

Анализ персонажей

Основными действующими лицами, помимо Егора Прокудина, являются Любовь Федоровна Байкалова (Люба), её семья, а также бандитская компания.

Анализируя образ бывшего вора-рецидивиста, можно заметить, что он выступает достаточно развитой личностью. В доказательство к этому можно привести тот факт, что Егор, выйдя из колонии, с легкостью зачитывает два стихотворения Сергея Александровича Есенина без малейших пропусков или запинок. Это еще раз подчеркивает его эрудированность и образованность.

Егор достаточно храбр и склонен к различного рода авантюрам. Черты характера проявляются, к примеру, при встрече Прокудина с бывшем мужем Любы. Изменения в характере и взглядах на жизнь героя ощущают и его «товарищи» в воровском деле. Они отмечают про себя, что «походка Егора стала более трудовой и пролетарской, как у истинного крестьянина».

Байкалова Любовь Федоровна (Люба) — это персонаж с добрым и милым сердцем, который готов поддержать в трудную минуту. Сам Егор ласково отзывается о ней, называя «сдобной дорогушей», «зоренькой ясной», «красной шапочкой». Изначально герой не испытывал нежности к Любе, однако впоследствии очень к ней привязался и стал уважать.

Родители Любы на всего готовы ради её счастья и благополучия. Несмотря на то что они испытывают некую неприязнь к Прокудину в связи с его криминальным прошлым, Байкаловы стараются не показывать этих чувств и принять Егора в свою семью.

«С судимостью не берем»

«Извините, мы с судимостью не берем», — это чаще всего слышат бывшие заключенные при устройстве на работу.

— Мне в августе звонил освободившийся из тюрьмы, — рассказывает Лариса Иванова, сотрудник благотворительного фонда «Русская береза». — Это был не первый его срок за кражу. У него нет жилья, прописки, и он восемь лет должен находиться под надзором — отмечаться, не находиться на улице поздно вечером и ночью. То есть устроиться на работу с графиком сутки через трое он уже не мог, он бы нарушил предписания.

Фото: unsplash.com

Мужчину приютили в одной из ночлежек Санкт-Петербурга. Он звонил Ларисе и честно признавался: «Нестерпимо хочется выпить». Но держался. Пытался найти работу. Устраивался на завод в Кронштадте — прошел собеседование, но его пробили по базе и отказали.

— Через месяц опять позвонил мне, и я по голосу поняла, что он пьян, сорвался. Одна женщина, помогающая подопечным нашего фонда, хотела отправить ему посылку с теплыми вещами, но не смогла до него дозвониться. Я сама позвонила, услышала: «Абонент больше не обслуживается». И в ночлежке сказали, он уже несколько дней не появляется.

История этого мужчины — одна из сотен, и все они похожи друг на друга.

Еще один бывший заключенный нашел работу в магазинчике — помогал по утрам выгружать овощи и фрукты. За это заведующая магазином, сердобольная женщина, давала ему 500 рублей. Но это было неофициальное трудоустройство, и скоро мужчина стал не нужен.

Его взяли в небольшую фирму такси, дали старую машину, которая в первый же день сломалась. Он практически ничего не мог заработать, еще и остался должен.

Потом пытался трудоустроиться охранником в парке. Его взяли, даже выдали спецодежду. Но оказалось, что это чуть ли не вахтовая работа и жить нужно в вагончике. Ему этот вариант тоже не подходил — нужно было ходить отмечаться.

— Ситуация та же самая, что и с выпускниками детских домов, которые не имеют жилья и чаще всего сидят за кражу, — говорит Лариса Иванова. — А крадут они, потому что нет работы. Такие звонки нам в фонд чаще всего и поступают: «Как быть? Денег нет совсем». Нет таких служб, которые обеспечивали бы человека, вышедшего на свободу, деньгами хотя бы первый месяц, помогали с документами.

Алексей Ванин (1925 — 2012)

  • Похоронен на Владыкинском кладбище
  • Роль: шофер Петр, брат Любы

— Старость еще страшнее, чем война, — с горечью замечал орденоносец и фронтовик.

Не только известный актер, но еще и многократный призер чемпионатов СССР по борьбе доживал свой век в скромной «однушке» с шестой женой. Однажды они решили попить чай на балкончике. Но стоило 72-летней женщине на минутку отлучиться за вареньем, как вернувшись, она обнаружила мужа без сознания. Инсульт привел к смерти. Тело Ванина при 30-градусной жаре семь часов пролежало на балконе — экстренные службы не торопились его вывозить. Несчастная женщина все это время целовала лоб любимого и приговаривала: «Лешенька, не уходи!»

Фразы из фильма «Калина красная»

В собрание вошли цитаты и фразы из фильма Калина красная:

Я-то думал, тут и впрямь Илья Муромец… а такого Кузьму я и сам возьму.

Всё в порядке! Идёт! В красной рубахе — как палач! Вот теперь заживем! По внутреннему распорядку!

Я поселю здесь разврат! Я опрокину этот город во мрак и ужас!

Да-а-а… Шаркнули по душе!

Чудак ты, Коля. На букву мэ.

Иногда я бываю фантастически богат, Люба. Вот жаль, что ты не встретилась мне в эту пору. Ты бы увидела, что я эти деньги вонючие вполне презираю.

Так, щас будут склонять к труду! Ну, давайте, давайте. Могу заносить быкам хвосты, поскольку я кругом в замше.

Лапуленька, а что если мы сейчас возьмём и обрадуемся на пару?

Страна производит электричество, паровозы, миллионы тонн чугуна. Люди напрягают все силы, люди буквально падают от напряжения, люди начинают даже заикаться от напряжения, покрываются морщинами на крайнем Севере и вынуждены вставлять себе золотые зубы. А как же иначе?! Нужно! Но в это же самое время находятся люди, которые из всех достижений человечества облюбовали себе печку! Вот как! Славно, славно!


Мы тут из блохи голенище кроили.

Они у нас, собаки, спляшут! И не маленьких лебедей, нет — железное боле-р-р-ро! Краковяк вприсядку!

Не клади трубку, а то ведь я приду, сделаю из вас клумбу, посажу головками вниз. Ну, что вам сказать такое? Твари вы подколодные! Шансонье, собаки!

Ну что ж ты, Нинон? Где ты ходишь, Нинон? Что ты ищешь, Нинон?

Никем я не могу быть на этой земле. Только вором.

Ннну… Шаркнули по душе!

Ну народ! Сразу на арапа берут! Какой же я вам гражданин?! Я вам между прочим товарищ! И даже друг и брат! … Работайте, работайте! А то мы можем всё только глазками стрелять!


Не могли бы мы где-нибудь здесь организовать небольшой забег в ширину? Такое, знаете, бордельеро.

Ну, наливай своего дорогого!

Народ для разврата собрался!

Пойми, я завтра пойду и получу паспорт. Точно такой же, как у тебя, кроме одной маленькой отметочки, которую никто не читает.


Люди напрягают все силы, люди буквально падают от напряжения,люди начинают даже заикаться от напряжения, покрываются морщинами на крайнем Севере и вынуждены вставлять себе золотые зубы… А как же иначе?! Нужно! Но в это же самое время находятся люди, которые из всех достижений человечества облюбовали себе печку! Вот как! Славно, славно!

Я нервничаю, потому что мне деньги жгут ляжку. Сто листов. Их же надо взлохматить?

Да не переживай ты за него так! Он же человеком то никогда и не был! Он был мужик. А мужиков, их знаешь, на Руси много.

Я тебе покажу горе! Горе покажу и страдания!

Та-ак… опускаюсь всё ниже и ниже. Даже самому интересно.


Кто ж его в военкомате на ночь оставит?! А вдруг он печать украдет?

Тебе бы опером работать, отец. Цены бы тебе не было. Колчаку не служил в молодые годы? Нет? В контрразведке? Только честно. Ну, а чего мы так сразу смутились? Ну-ка в глаза, в глаза мне! В трудные годы колоски с колхозных полей воровал?

Дыши носом, читай «Мурзилку»!

А, это товарищ мой. Служили мы вместе. У генерала Кумова.

В данную подборку вошли фразы и цитаты из фильма Калина красная. Фильм драмма Валерия Шукшина, вышла на экраны в 1974 году. В главных ролях: Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Георгий Бурков, Иван Рыжов, Алексей Ванин.

Герои повести

Егор Прокудин по прозвищу Горе – 40-летний вор-рецидивист. Выходя из тюрьмы, он обещает начальнику жить честно, в его понимании, – заняться сельским хозяйством, купить корову, ведь он же из крестьян.

Егор – человек совсем не примитивный, чего можно было бы ожидать от уголовника. Он умеет подниматься на такую высоту, «где обитают слова красивые и пустые». Выйдя из тюрьмы, он цитирует сразу два стихотворения Есенина, причём одно, длинное, почти полностью с небольшими пропусками.

Егор совершенно не труслив и склонен к авантюризму. Эти качества проявляются, когда Егор уводит милицию, выручая тем самым Губошлёпа, разбирается с бывшим мужем Любы.

Егор вполне презирает «вонючие деньги» и доказывает это делом, отдав собранным официантом Михалычем на «праздник» людям по червонцу.

Герой постоянно повторяет, что слова ничего не стоят. Он всё доказывает делом: не может работать на побегушках у председателя колхоза (водителем), зато с удовольствием работает на тракторе; он отваживает от Любиного дома её бывшего мужа-пьяницу.

Две страсти есть у Егора: берёзки, которыми он любуется, с которыми разговаривает, и корова, о которой он мечтает. Егор с детства помнит, как жестокие соседи прокололи вилами живот их корове, которая ходила под соседским плетнём.

К концу повести Егор разительно меняется. Бандиты отмечают, что даже походка его стала трудовой, пролетарской, крестьянской. Смерть его – смерть крестьянина, лежащего «в родной степи, вблизи от дома».

Люба (Байкалова Любовь Фёдоровна) – «заочница», с которой переписывался Егор. Начальнику в тюрьме Егор показывает фотографию Любы. У неё доверчивое, «милое русское простое лицо». Егор называет её сибирским оладушком, сдобной дорогушей. Поначалу он не испытывает к ней нежности, а проявляет скрытую агрессию, собираясь её съесть, «разорвать и схавать». Когда Егор увидел её, приехав в село Ясное, то понял, что она красавица. Егору на ум приходят фольклорные ассоциации: зоренька ясная, Колобок, Красная шапочка.

Люба выгнала своего мужа, потому что он был пьяница. Узнав, что Егор назвался бухгалтером, Люба прямо говорит, что не верит ему. Она писала его начальнику и знает, что Егор – вор.

Когда Егор едет в город, Люба не останавливает его, только говорит, что ей будет жалко, если Егор не вернётся. Люба учит Егора слушать свою душу. Она удивляется, что прикипела к нему за сутки, и душа у неё болит так, будто век его знала. Она говорит о Егоре и его матери, которую только что узнала, прижимая голову Егора к своей груди: «Чего вы такие дорогие-то?»

Старики Байкаловы

Родители Любы на всё готовы ради счастья дочери. Между собой они договариваются, что будут привечать Егора «по-людски», даже если придётся положить жизни. Дед сразу ставит Егора на место и так же, как Люба, говорит, что не верит в бухгалтерскую историю Егора. Он сразу догадывается, что Егор сел за воровство или драку.

Дед «стахановец вечный» с 18-ю похвальными грамотами. В дальнейшем старик принимает сторону Егора и утверждает, что теперь только ждать, какой человек окажется. Ночью старуха-мать ревностно следит, чтобы Егор не подкатывался к Любе и чего не украл.

Брат Любы Петро – «здоровый мужчина, угрюмоватый, весь в каких-то своих думах». Он такой же открытый человек, как вся Любина родня: быстро прощает Егора, случайно окатившего его кипятком.

Бандитская компания Егора

Люсьен противопоставлена Любе. Она – искусственность и бравада, Люба – естественность и гармония. Отличительная черта главаря Губошлёпа – злость. Шукшин сравнивает его с ножом, он «странный своей молодой ненужностью», весь ушёл в горевшие злобой глаза.

Сюжет и композиция

Повесть начинается с последнего вечера в колонии главного героя – Егора Прокудина. Всё действие повести происходит весной (по словам героя, весной надо садиться, чтобы весной выходить).

Поначалу Егор не знает, куда ему податься. Но ему «нужен выход какой-нибудь», поэтому в областном центре он идёт « на хату», к «своим людям».

Когда бандиты узнали о том, что воры-товарищи «сгорели», и разбежались, Егор утвердился в своём желании заняться сельским хозяйством и отправился на родину, на Алтай, к «заочнице» — женщине, с которой год переписывался, Любе. От Любы он едет в город, идёт в ресторан и просит официанта организовать для него «маленький бардак», собрать народ «для разврата». После «разврата» с диковинными людьми (пожилыми, некрасивыми, несчастными) Егор понял, что хочет вернуться к Любе.

Самое сильное место повести – посещение Егором собственной матери. Это кульминация, приём неузнавания. Любе Егор объясняет, что ещё «не время» открываться, надо хоть подождать, когда волосы отрастут.

Финал повести открытый. Петро, перехвативший «Волгу» с бандитами, становится причиной их гибели. Не повторит ли он судьбу Егора?

Тайные встречи

Настёну не отпускала мысль о возвращении мужа. Встретившись с ним, она стала тайком носить ему еду, передавать вещи, лгать и изворачиваться перед его родными и односельчанами, чтобы ничего не заподозрили, потому что деревня была маленькая — все у всех на виду.

При встречах они вели долгие разговоры. Андрей понимал, что обречён скрываться всю оставшуюся жизнь, ведь такое преступление никому не прощают. Ему нужно было уходить в другие места, чтобы не обнаружить себя, однако он все оттягивал момент расставания с Настей.Когда она поняла, что беременна, её охватил ужас. С одной стороны, ребёнок был долгожданным и желанным, а с другой — она не могла признаться, что отец ребёнка — Андрей. В любом случае она находилась в безвыходном положении, ведь родить без мужа — большой позор, скрыть который в деревне никак было нельзя.

Муж стал упрашивать Настю оставить ребёнка. Она видела в этом лишь эгоистичное чувство, ведь он не думал о том, что на неё будут показывать пальцем.

История создания

Процесс появления произведения на свет состоит из множества интересных фактов. Прежде всего, основной его жанровой особенностью является то, что изначально «Калина красная» предназначалась для съемок в кино. Шукшин написал саму повесть, находясь в больнице в 1973 году. В то же время успешная экранизация состоялась лишь год спустя, которая принесла автору известность и всенародное признание.

С процессом написания киноповести связаны следующие интересные события:

  • Шукшин вдохновился созданием произведения благодаря исполнению песни женой Лидией Федосеевой. Она называлась «Калина красная» и была исполнена в первый день их встречи.
  • Из всех 6 работ лишь эта кинокартина в 1972 году была отснята в цвете.
  • Режиссер осуществлял тщательную подготовку к съемочному процессу. Подтверждением этому является тот факт, что он ознакомился с огромным объемом криминальной хроники. Некоторые из эпизодов были использованы в экранизации киноповести.
  • В Алтайском крае, который является родиной кинорежиссера, в память о Василии Макаровиче и его творчестве установлен памятник. Скульптура олицетворяет главного героя Егора Проскудина из «Калины красной».

В процессе съемок особый интерес вызывает сцена, связанная с матерью главного героя. Её роль исполнила Ефимия Быстрова, которая являлась обычной женщиной из крестьянского народа. Она, не догадываясь о том, что её снимают, рассказывала жене Шукшина о своих двух сыновьях, чьи судьбы были похожи на описанные в киноповести.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: