Олег Ивенко (Рудольф Нуреев)
Рудольф Нуреев — советский, британский и французский артист балета. Он, в частности, известен тем, что после зарубежных гастролей с труппой попросил политического убежища в Париже, став одним из “невозвращенцев” в СССР.
Эта роль досталась премьеру казанского балета Олегу Ивенко и стала его дебютом в кино. Артист рассказал, что, когда ему в соцсети пришло сообщение с приглашением на пробы, он изначально принял его за спам и удалил. Только потом, когда знакомая потребовала, чтобы Олег связался с кастинг-директором, он осознал, что это правда. Также Ивенко отметил, что с получением этой роли никто из коллег его не поздравил.
Чулпан Хаматова (Ксения Юргенсон)
Ксения Юргенсон — супруга педагога Рудольфа, Александра Пушкина. В прошлом она также занималась балетом, а для Нуреева стала кем-то вроде ангела-хранителя. Она была одной из немногих, кому удавалось совладать со скверным характером артиста и “тушить” его приступы ярости.
Эта роль досталась российской актрисе театра и кино Чулпан Хаматовой. Артистка в детстве занималась фигурным катанием и увлекалась точными науками, но все же решила стать актрисой. Помимо съемок в кино и игры в театре, Хаматова занимается общественной деятельностью и является одним из учредителей благотворительного фонда “Подари жизнь”. В 2019 году получила предложение сыграть Елизавету Глинку в сериале “Доктор Лиза”.
Франция
Гастроли в Париже стали поворотной точкой в биографии Рудольфа Нуреева. Советские власти, опасавшиеся, что тщательно взращиваемый в умах образ «прогнившего капитализма» может рассыпаться при соприкосновении людей с культурой и бытом европейских стран, ввели особые правила для нахождения гастролеров за границей. В числе прочих стояло требование не разгуливать по городу в одиночестве: передвигаться можно было лишь впятером. Существовал также список лиц, общение с которыми строго воспрещалось. А чтобы артисты не забылись, за ними вели скрытый надзор сотрудники КГБ.
Нуреев поначалу не был главным объектом слежки. Больший интерес вызывала Алла Осипенка — партнерша Рудольфа Нуреева по «Лебединому озеру». Она и раньше бывала за границей, а в 1956 году ей предложил контракт один западный импресарио. Ее быстро отправили в аэропорт, а оттуда — назад в СССР. Спустя пять лет эту историю все еще помнили, и с балерины не спускали глаз. Сотрудники КГБ так ретиво взялись за свою работу, что каждый вечер в ресторане усаживались за столик к Осипенко и так измучили ее разговорами, что она была вынуждена сказать об этом прямо.
Но вскоре стало ясно, что на Нуреева нужно обратить побольше внимания. Во-первых, он гулял по Парижу в одиночестве. Во-вторых, заводил знакомства без оглядки на список запрещенных лиц. А в-третьих, и это было самым опасным, встречался с мужчинами. Председатель КГБ был вынужден доложить ЦК КПСС, что, несмотря на многие профилактические беседы, Нуреев своего поведения не меняет.
Беседы с сотрудниками КГБ наглядно показали артисту, что после его приключений в Париже возвращаться в страну, где гомосексуализм являлся уголовно наказуемым деянием, не следует. К тому же реакция карательных органов не заставила себя ждать. Когда вся труппа должна была вылетать на продолжение гастролей в Лондон, Нурееву сообщили, что он отправляется в Москву. Это в любом случае означало, что карьера танцовщика окончена. Тогда он принял решение рискнуть. Существует легенда о том, что Нуреев перепрыгнул через заградительный барьер и сбежал, но в многочисленных книгах о Рудольфе Нурееве эта версия оспаривается. Вполне возможно, что ему подсказали, как обмануть особиста. Нуреев попытался догнать самолет, но не успел: трап уже отъезжал. Тогда он обратился к наблюдавшим всю сцену полицейским с просьбой о предоставлении ему политического убежища.
Биография Рудольфа Нуриева
Рудольф Хаметович Нуриев – блистательный артист балета, внесший неоценимый вклад в мировую культуру. Его виртуозные выступления – темперамент, особая пластика, эротизм, экспрессия, динамика, неистовый прыжок – сводили с ума поклонников и становились знаковыми событиями в истории искусства.
На фото: Рудольф Нуриев
Воспитанник ленинградского балета был «невозвращенцем», «изменником родины», обладателем сложного характера, мультимиллионером, владельцем шикарных квартир, островов, предметов старины, объектом любви тысяч женщин, предпочитавшим в постели мужчин.
В 1964 в Венской опере после «Лебединого озера» его вызывали на сцену на бис 89 раз. Рекорд по сей день не побит.
Детство и юность
Родители будущего гения танца происходили из бедных крестьян. В крови Рудольфа есть татарские и башкирские корни. Мама, Фарида, была родом из Казанской губернии, отец, Хамет, – из Уфимской. Он сумел окончить медресе (мусульманскую церковную школу), вступил в партию, стал политруком и по роду деятельности часто переезжал из одной воинской части в другую.
Рудольф Нуриев в детстве с матерью
В 1938 Хамет служил в Маньчжурии и вызвал беременную супругу с тремя дочерьми к себе. Долгожданный сын появился на свет 17 марта, в пути до нового места жительства, когда поезд проезжал мимо озера Байкал. Через полтора года, в связи с новым назначением главы семейства, Нуреевы (фамилия танцора первоначально писалась именно через Е) перебрались в Москву.
С началом войны отец ушел на фронт, а дети с матерью оказались в эвакуации в пригороде Уфы. Тогда Рудику пришлось узнать, что такое голод, холод и нищета. Они ютились вместе с двумя другими семьями в двенадцатиметровой комнатке.
Рудольф рос серьезным, чувствительным ребенком, любил слушать с сестрами по радио музыку, сидеть на пригорке возле железной дороги и смотреть на стремительно проносящиеся поезда. Летом, чтобы помочь матери, он продавал свежую холодную питьевую воду из бидончика, да старые газеты.
Маленький Рудольф со старшими сестрами
В 5 лет в жизни мальчика произошло знаковое событие, предопределившее его судьбу. Мама сводила его с сестрами в Уфимский оперный театр на балет «Журавлиная песнь». Увиденное стало для ребенка настоящим потрясением. Он пришел в восторг от атмосферы праздника, красивых хрустальных люстр, сверкавших при свете ламп, золотистого занавеса, представших в ярких нарядах артистов. С этого момента у него появилась мечта – танцевать.
Рудольф начал посещать занятия в детском фольклорном ансамбле, с удовольствием осваивать азы хореографического искусства, участвовать в концертах в госпиталях, близлежащих селах, на предприятиях. Все соседи и знакомые наперебой его хвалили и уверяли Фариду в таланте сына. Но вернувшийся с фронта отец считал увлечение танцем недостойным мужчины и хотел, чтобы сын стал инженером или врачом. Посмеивались над Рудиком и одноклассники, особенно когда он приходил на занятия в вещах старших сестер. Но вопреки воле отца и издевкам сверстников он продолжал заниматься балетом.
Когда мальчику исполнилось 11 лет, его педагогом стала бывшая участница знаменитой труппы Дягилева, Анна Удальцова, обратившая внимание на способности и поразительную целеустремленность молчаливого бедно одетого парнишки. Он не только усиленно занимался танцами, но и много читал (Хемингуэя, Драйзера, Золя), усердно учил французский язык, играл на фортепиано
В 15 лет он уже с успехом выступал на сцене уфимской оперы, а в 17 – отправился в город на Неве, чтобы поступить в хореографическое училище и развивать свой талант. Его приняли, несмотря на не совсем подходящий возраст, заверив, что его ждет либо блестящее будущее, либо большое разочарование.
Рудольф Нуриев в молодости
Почти сразу новоиспеченный ученик оказался на грани отчисления из-за внезапно возникших неприязненных отношений с наставником, задевавшим его творческие побуждения. Тогда Нуриев показал свой характер и решился на достаточно дерзкий поступок – подал заявление о смене педагога. И ему пошли навстречу – перевели в старший класс Александра Ивановича Пушкина. С ним он отлично сработался и впоследствии практически жил в его семье – юноше было сложно ужиться в общежитии с 12-летними сокурсниками, считавшими его деревенщиной и великовозрастным невеждой. Но опытный педагог по достоинству оценил усердие, музыкальность и потенциал нового воспитанника.
Директор и актер
С 1983 года на протяжении шести лет Нуреев возглавлял парижский балет Гранд-Опера. Его назначение вызвало неоднозначную реакцию. Работа директором сопровождалась постоянными заговорами и даже открытыми протестами. Но это не мешало Нурееву отстаивать свою точку зрения. По его инициативе ставилось много русской классики, в первую очередь — балеты Чайковского. «Гранд-Опера» стала настоящей законодательницей мод, а ее труппа — наиболее авторитетным объединением танцоров. При Нурееве также было построено новое здание на площади Бастилии. Особенностью Рудольфа, как руководителя, было его стремление дать дорогу новому поколению танцоров. При этом он игнорировал сложившуюся иерархию и мог отдать сольную партию малоизвестной балерине через голову общепризнанной звезды.
Резкий характер Нуреева не способствовал тому, чтобы труппа относилась к нему с любовью, хотя и признавала его достоинства. В запале он мог обругать балерину за незначительную ошибку. При этом в выражениях он не стеснялся. Перепады настроения сказывались и на малознакомых людях. Пригласив на обед советского балетмейстера Игоря Моисеева, Нуреев еще в такси по непонятной причине пришел в мрачное расположение духа, а в ответ на попытку выяснить причину, воспользовался русским матом. Ужин был сорван.
Помимо балета, Рудольф Нуреев интересовался ремеслом актера. Еще в СССР он сыграл в снятом специально для Всесоюзного смотра хореографических училищ фильме «Души исполненный полет». Но особенной игры от танцора тогда не требовалось. Настоящие драматические роли он стал исполнять лишь на Западе. Наибольшим успехом среди его актерских работ стала роль в биографическом фильме «Валентино», посвященному известному актеру эпохи немого кино. Другую крупную роль удалось получить в криминальной картине «На виду». В этом фильме Рудольф Нуреев снялся в паре с молодой, но уже очень известной Настасьей Кински. Критики обошли картину молчанием, а сейчас о ней помнят лишь те, кто интересуется творчеством великого танцора. Но вряд ли он стремился к большему. Балет подчинил себе всю жизнь Рудольфа Нуреева. Фильмы для него стали лишь любопытным экспериментом.
Хотя настроения в обществе постепенно менялись в сторону свободы, в том числе сексуальной, Нуреев продолжал эпатировать публику. Так, для многих он был не всемирно известным танцором, балетмейстером и актером, а человеком, который послужил моделью для эротической фотосессии журнала Vogue. Обнаженные фото Рудольфа Нуреева разделили общество на негодующих и сочувствующих, но до всех возможных скандалов танцору не было никакого дела. Он прекрасно понимал, что на его спектакли будут ходить в любом случае.
Чудовищные нагрузки на здоровье, а также борьба со СПИДом вынудили Нуреева отказаться от активного участия в спектаклях. Но он продолжал заниматься постановками и даже выступал в роли дирижера. Он не мыслил своей жизни без балета и присутствовал на своих спектаклях даже в очень тяжелом состоянии. Однажды, когда публика захотела увидеть своего кумира, его вынесли на сцену на носилках.
https://youtube.com/watch?v=wzTEjC0bhtc
Интересные факты
Что интересно знать о фильме:
- На главную роль был выбран Олег Ивенко, не имевший ранее актерского опыта. «Я вообще сначала не осознавал, куда еду, и что там нужно будет делать. Подготовка к пробам была по Skype, мне необходимо было подтянуть английский. На самих пробах я постарался сделать все, что мог, и уехал, ни на что не надеясь. Затем было длительное молчание, а потом мне сообщили, что я в тройке артистов, которые рассматриваются на главную роль. А когда узнал, что выбрали меня, то был на седьмом небе от счастья! Тогда были театральные гастроли, и я очень долго сидел и смотрел в окно, не в силах поверить, что все происходит со мной в реальности» (из интервью La Personne);
- “Белый ворон” – это третий по счету фильм Файнса, где он задействован в качестве режиссера;
- Файнс также играл учителя Нуреева и, казалось бы, свободно говорил по-русски. Однако, по словам самого кинематографиста, в пост-продакшн картины были внесены некоторые корректировки переводчиком;
- Многие знаковые сцены были сняты в Санкт-Петербурге, а в частности в Эрмитаже.
В основу сценария биографической драмы легла книга “Рудольф Нуреев: жизнь” Дж. Кавано. В трейлере фильма “Нуреев: Белый ворон” (2019) или “Белая ворона” (с датой выхода в мире в 2018 и звездным составом актеров) показаны некоторые кадры тех событий, который кардинально изменили судьбу великого танцовщика.
` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
( голосов)
Сценарий
Актёры
Декорации
Костюмы
Графика
Звук
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…
Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Ваш отзыв будет первым.
Проверенный
Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Режиссер и съемки
Режиссером проекта стал Рейф Файнс, популярный британский кинематографист, показавший себя как актер, режиссер и продюсер (актер: “Гарри Поттер”, “Чтец”, “ЛЕГО фильм-2”, “Гостайна”, “Бонд 25”; как режиссер: “Кориолан”, “Невидимая женщина”; продюсер: “Кориолан”, “Онегин” и др.).
Ralph Fiennes
Сценарий писали Дэвид Хэа (“Отрицание”, “Чтец”, “Часы”) и Джули Кэвэна (“Танцовщик”). Среди продюсеров стоит отметить Эндрю Левитас (“Вход и выход”, “Няня”, “Посылка”), Кэролин Маркс-Блэквуд (“Невидимая женщина”, “Герцогиня”, “Кориолан”) и Франсуа Ивернель (“Белая масаи”, “Миллионер из трущоб”, “Герцогиня” и др.).
За музыкальную составляющую отвечал композитор Илан Эшкери (“Все еще Элис”, “Барашек Шон”, “Звездная пыль” и др.).
Адель Экзаркопулос (Клара Сент)
Миллионерша Клара Сент была близкой подругой Рудольфа Нуреева. Когда его хотели вывезти из Франции под предлогом концерта в Кремле, именно Клара помогла артисту остаться, подсказав, что Рудольфу следует обратиться в полицию и попросить убежища у Франции.
Роль Клары Сент исполнила французская актриса Адель Экзаркопулос. Еще в детстве родители отдали ее на актерские курсы, чтобы помочь дочери побороть стеснительность. Посещала Адель их до 2005 года, после чего ее стали замечать агенты и приглашать сниматься в кино. Актриса сыграла в таких лентах, как “Жизнь Адель”, “Анархисты”, “Последнее лицо”, “Сирота” и др.
Актеры
В фильме снимались:
- Олег Ивенко – в роли Rudolf Nureyev;
- Адель Экзаркопулос (“Жизнь Адель”, “Сибил”, “Роковое влечение”) – Clara Saint;
- Рейф Файнс (“Отель Гранд Будапешт”, “Список Шиндлера”) – А. Pushkin (балетный педагог и агент КГБ);
- Сергей Полунин (“Красный воробей”, “Убийство в восточном экспрессе”) – Yuri Soloviev;
- Луис Хофманн (“Один в Берлине”, “Моя земля”) – Teja Kremke;
- Чулпан Хаматова (“Достоевский”, “Дети Арбата”) – Xenia (жена А. Пушкина);
- Оливье Рабурден (“Ребенок Розмари”, “О людях и богах”) – Alexinsky;
- Зак Эйвери (“Кривизна”, “Воспитание”) – Michael Jones;
- Рафаель Персонас (“Новая подружка”, “В лесах Сибири”) – Pierre Lacotte;
- Мар Содуп (“Каждый хочет любить”, “Дрожь”) – Helena Romero;
- Равшана Куркова (“Про любовь. Только для взрослых”, “Крым”, “Эбигейл”, “Балканский рубеж”) – Farida Nureyev;
- Алексей Морозов (“Лето волков”, “Время первых”) – Strizhevsky;
- Небойша Дугалич (“Молодежка”, “Песочные часы”) – Konstantin Sergeyev;
- Ив-Хек (“Бдущее”, “Полночь в Париже”) – Jagaud-Lachaume и другие.
Работа на Западе
Европейская жизнь гениального танцовщика в Европе была ознаменована невероятно плодотворной творческой деятельностью. Вначале он примкнул к балетной труппе «Балет маркиза де Куэваса», затем переехал в Данию, где познакомился с влиятельной учительницей танца Королевской датской Балетной школы, эмигранткой Верой Волковой и известным танцовщиком Эриком Бруном, ставшим его близким другом и любовью всей жизни.
Рудольф Нуриев и Эрик Брун
Тогда же в его жизнь вошла Марго Фонтейн. Прославленная английская прима-балерина позвонила Нуриеву и пригласила станцевать на ее бенефисе в Лондоне. Вскоре руководство Королевского театра в Ковент-Гардене предложило им танцевать «Жизель» вместе. Вначале 42-летняя звезда опасалась, что будет выглядеть смешно рядом с 24-летним молодым человеком, но все же согласилась. Выступление имело грандиозный успех – их вызывали на поклоны 23 раза в течение 45 минут. А после того, как Марго вручила партнеру розу из своего букета, а он упал на одно колено, осыпая поцелуями ее руку, публика и вовсе обезумела от невероятных художественных впечатлений.
Нуриев с балериной Марго Фонтейн
В 1962 Рудольф подписал контракт с Королевским театром и вплоть до 1970 года солировал вместе с Фонтейн на всех известных площадках мира, привнеся в выступления чувственный пыл, экспрессию, поражая динамикой, яркостью, сексуальностью, значимостью на сцене – когда он выходил, других танцоров уже не видели. Его притягательность многим казалась просто магической. Чтобы попасть на спектакль с их участием в США, люди по трое суток дежурили у касс «Метрополитен-Опера». Рудольф Нуриев – Пьяное танго В 1963 танцовщик дебютировал в кино, снявшись вместе с незабвенной Марго в Лондоне в ленте «Вечер с Королевским балетом» в роли раба и исполнив па-де-де из балета «Корсар». Спустя год состоялось триумфальное выступление дуэта в «Лебедином озере» в Венской опере. Вскоре он стал ведущим солистом этой труппы и получил австрийское гражданство.
Рудольф Нуриев
1966 поклонники танцора могли увидеть Нуриева в экранизации балета «Юноша и смерть». В тот же период он попробовал себя в качестве хореографа – поставил «Танкред» по мотивам пьесы Шекспира. Впоследствии он ставил спектакли в Шведском Королевском балете, в оперном театре Вены, в «Ла Скала», в «Американ балле тиэтр», создавал свои редакции классической «Жизели», «Раймонды», «Спящей красавицы».
В 1972 Нуриев снялся в главной роли в картине «Я – танцовщик», выступив также её продюсером. В 1973 – представил на суд зрителей фильм-балет «Дон Кихот», где являлся исполнителем партии Басилио, сопродюсером и режиссером. Эта работа была признана одной из наиболее удачных интерпретаций романа Мигеля де Сервантеса.
Рудольф Нуриев в фильме «Валентино»
Через год появился проект «Нуреев и Друзья». В его рамках неукротимый чудо-танцовщик выступал чрезвычайно интенсивно, ежегодно участвуя в неимоверном количестве балетов – до трех сотен. В 1976 в театре «Лондонский Колизей» стартовал «Нуреевский фестиваль». Полтора месяца в ходе мероприятия он выступал каждый вечер с новой программой. В том же году он снялся в драме британского режиссера Кена Расселла «Валентино». В 1977 в его постановке состоялась премьера «Ромео и Джульетты» в лондонском Колизее, спустя два года – «Манфреда» в парижском Дворце спорта.
В 1983 в жизни звезды мирового балета произошло важное событие – он возглавил балетную труппу Гранд-Опера. На этой должности он оставался в течение шести лет
Тогда же у него был диагностирован ВИЧ. В 1987 ему позволили приехать на 72 часа в Уфу, чтобы проститься с матерью. Она умерла через 3 месяца после их встречи.
Несмотря на ухудшение физического состояния, артист продолжал напряженно работать. Свой полувековой юбилей он отметил большим гала-концертом в Нью-Йорке. В 1989 его пригласили в Северную столицу. В свой приезд он дважды выступил на сцене родного театра. Публика рукоплескала, но болезнь уже не позволяла ему блистать, как прежде.
Личная жизнь Рудольфа Нуриева
Идеалом и любовью легендарного танцовщика стал Эрик Брун. Они были близки в течение четверти века, до самой смерти датчанина в 1986 году в возрасте 57 лет от рака легких.
Эрик Брун и Рудольф Нуриев
Артисту приписывали также романы с многими известными людьми – с Фредди Меркьюри, с Элтоном Джоном, с Жаном Маре, с Ив Сен-Лораном. Неизвестно, какая доля правды в этих слухах.
Он был владельцем целого ряда элитной недвижимости в Европе и США, и даже островов в Средиземном море. Состояние танцора оценивалось в 80 миллионов долларов. Заработал их он не одними танцами – при всем его мастерстве, это было невозможно. У Нуриева было чутье инвестора, и он вкладывал свои баснословные гонорары в бизнес-проекты, не гнушался мошенничать с налогами. Но даже став долларовым миллионером, он продолжал танцевать с былой отдачей.
Легендарный Рудольф Нуриев
Величайший талант сочетался у непревзойденного танцора с несносным характером и скупостью. Он не сдерживался в непечатных выражениях с коллегами, грубил журналистам, ссорился с администраторами. Нуриев принципиально не носил с собой наличность, так что в злачных местах за него платили друзья.
Но в то же время он отличался невероятным трудолюбием и профессиональной дисциплиной: репетировал часами, даже после выматывающих выступлений, не обращая внимание на травмы, танцевал через боль. Он жил в бешеном темпе: за два дня мог побывать в пяти странах, оставлял на сон по 4-5 часов в сутки
Равшана Куркова (Фарида Нуреева)
Фарида Нуреева является матерью Рудольфа. Она, сама того не подозревая, определила творческую судьбу сына, когда в 5 лет отвела его на балет. Мать долго не могла смириться с тем, что ее Рудольф решил остаться заграницей, и уговаривала его вернуться домой, но ее мольбы оказались напрасны.
Роль Фариды Нуреевой в фильме Рэйфа Файнса исполнила российская актриса Равшана Куркова. Артистка рассказывала, что ей было легко работать с британским режиссером, отмечая, что это было “словно в сказке”. По ее словам, он окружал актеров заботой и предоставлял свободу. Куркова сыграла в более чем 50 картинах, среди которых “Барвиха”, “Любовь в большом городе 2”, “Детки напрокат”, “Звоните ДиКаприо!”, “А у нас во дворе” и “Балканский рубеж”.
В фильме “Нуреев. Белый ворон” также снимались Луис Хофманн, Алексей Морозов, Анастасия Меськова, Андрей Ургант и др.
Жизнь в СССР
В Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр) Нуреев прослужил три года. Хотя сказывалось его позднее поступление в специализированное учебное заведение, и многие критики усматривали в танце Рудольфа ряд достаточно грубых ошибок, за этот короткий срок Нуреев успел устроить настоящую революцию в советском балете. Прежде негласным правилом было, что звезда на сцене — балерина, в то время как партнер исполняет поддерживающую роль. Это было Рудольфу не по душе. Он смог сделать мужской танец самодостаточным. Все ошибки и отступления от канона вскоре стали считаться особой манерой танца.
На конкурсе балета, проходившем в Москве, Нуреев в паре с Аллой Сизовой занял первое место, но отказался принимать награду: советская действительность ему претила. Особенно его раздражало, что правительство выделило ему и Алле двухкомнатную квартиру на двоих, сославшись на отсутствие свободного жилья. В этом акте Рудольф увидел своеобразное сводничество: будто его хотят женить на Сизовой. Если бы советское правительство впрямь задалось такой целью, оно было бы неприятно удивлено. Хотя в молодости, по признанию самого Нуреева, он вступал в сексуальные отношения с женщинами, мужчины нравились ему гораздо сильнее. Вскоре он покинул квартиру, вновь поселившись у своего преподавателя и его жены.
Успех в СССР позволил Нурееву в составе танцевальной труппе путешествовать с гастролями по Европе. Он посетил Болгарию, ГДР и даже Египет, и всюду постановки с его участием срывали неистовые аплодисменты публики. В возрасте двадцати трех лет он был объявлен лучшим танцовщиком мира.
Смерть
Осенью 1984 года Нуриев пожаловался лечащему врачу на плохое самочувствие. Анализы не показали никаких отклонений, однако это вполне объяснимо – всего 3 года прошло с открытия СПИДа, который в то время позиционировался как «рак для геев» (какое-то время считалось, что только гомосексуалы могут заболеть СПИДом). Однако врач заподозрил неладное и отправил Рудольфа к специалистам, занимавшимся исследованиями ВИЧ. Новые анализы показали положительный результат. Причем, как утверждали врачи, Нуриев получил ВИЧ еще в конце 70-х. Последние годы один из самых ярких танцовщиков мира уже не мог выступать, но нашел для себя новый вид творчества – дирижирование, поражая профессионалов своей преданностью театру, трудолюбием и уникальными способностями.
Могила Рудольфа Нуриева
В 1992 на премьере балета «Баядерка», поставленном им же в Парижской опере, Нуриеву была вручена высшая награда страны – орден Почетного легиона. Церемония стала прощанием великого артиста со сценой и с жизнью, что для него было одним и тем же. В январе следующего года его не стало.
БАЛЕТ
Рудольф хотел и любил нравиться. Ради этого он первым среди советских артистов стал танцевать в одном трико – до него наши танцовщики носили благопристойные мешковатые штанишки или надевали под трико трусы. Так что гомосексуальная ориентация своеобразно скорректировала и танец Нуриева. Его стиль рождался не на основе отточенной техники, а из врожденного чувства танца и способности воспроизводить увиденные движения. Танец отличался самобытной восточной экспрессией.
Более пятнадцати лет Нуреев оставался звездой лондонского Королевского балета и многолетним партнером великой английской балерины Марго Фонтейн. Выступал по всему миру; например, в 1975 году число его выступлений достигло трехсот.
Считают, что Нуреев полностью изменил пассивную роль танцора в классическом балете. Он участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил классические балеты, другими словами, был одной из крупнейших фигур мировой балетной сцены XX века.
Будучи уже больным, превозмогая боль и слабость, а иногда и лихорадочное состояние с высокой температурой, Рудольф выходил на сцену и танцевал. Даже достигнув 46-летнего возраста, в котором никто из мужчин-танцовщиков уже не рисковал выходить на сцену, Нуреев неизменно собирал полные залы. Впрочем, в последние годы жизни он выступал только как дирижер.
ЭТО ЧЬЯ ТУФЛЯ?
Нуреев, законодатель моды на сцене и плейбой в жизни, часто пренебрегал общепринятыми нормами. Например, во время приема у английской королевы ему стало жарко, и он снял туфли. Присутствующие растерялись от подобной бесцеремонности. Ситуация была чревата скандалом, но Елизавета II предпочла не замечать нарушения этикета. Однако когда Нуреев выходил на сцену (а он отличался необычайной работоспособностью: в 1975 году выступил свыше трехсот раз), ему прощалось все. Его неистовую жажду творчества смогла прервать только смерть.