14 интересных фактов
- Фильм создан на основе книги «Александр Печерский: прорыв в бессмертие» Ильи Васильева, выпущенной в 2013 году. В дальнейшем она была переведена на многие языки мира.
- Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский был автором идеи создания фильма.
- Первый показ «Собибора» состоялся 29 января 2017 года в Еврейском музее и центре толерантности, расположенного в Москве. Зрителями были президент России Владимир Путин, премьер-министр Израиля и ветераны Великой Отечественной войны.
- Съемки картины проходили в Литве, где были построены детальные декорации лагеря смерти. Воссоздать сооружения помогли производимые здесь недавно археологические раскопки.
- Рабочее название фильма – «Легенда о побеге».
- Первым режиссером проекта мог стать Андрей Малюков, но он от предложения отказался. А вот Хабенский долго не соглашался режиссировать картину, но все же решился и не прогадал – все получилось. Малюков же стал художественным руководителем «Собибора».
- Александр Печерский был посмертно награжден орденом Мужества в январе 2016 года президентом России Владимиром Путиным.
- В честь Печерского были названы улицы в Москве, израильском городе Цфат, а также украинском городе Кременчуг, где он родился.
- По словам режиссера Константина Хабенского некоторые актеры настолько великолепно вошли в образ, что специально для них менялся сценарий, «удлинялась» их роль в картине.
- За плечами актера Кристофера Ламберта более 80 ролей. Он блестяще сыграл роли в фильмах «Горец» и «Крепость».
- У Кристофера Ламберта плохое зрение, но для ролей в очках сниматься нельзя. Сложность в том, что и линзы он носить не может, появляется обильное слезоотделение. В итоге актеру приходится играть практически вслепую.
- Кристофер Ламберт – владелец французского сайта о видеообъявлениях и соцобщении surlecoup.fr, который пришел на смену другому сайту – wigiwig.com о подарках и услугах.
- Главные увлечения Кристофера Ламберта – большой теннис и дайвинг, чем занимается на протяжении многих лет.
- Константин Хабенский в 2008 году создал благотворительный фонд помощи онкологически больным детям. Большую часть своих гонораров он перечисляет в свой фонд. Стоит отметить, что от рака умерли его молодая жена, а спустя несколько лет и отец.
Андрей Плахов («КоммерсантЪ»):
Западное кино в лице самых крупных его мастеров нашло свой подход к лагерной теме. Историческая правда столь ужасна, что сценаристы и режиссёры предпочитают превращать её в экшен, в духоподъёмную сказку и даже в комедию (пускай с приставкой “траги-”). Константин Хабенский пока не имеет большого опыта в режиссуре, но он проявил смелость, решившись без всякой жанровой аранжировки заглянуть в ту бездну зла, которой нет исчерпывающего объяснения. Его фильм полон жестокости (в том числе и со стороны восставших), которую не принято показывать в кино, если она жанрово не препарирована. Поэтому картину смотреть трудно, и легко представить, как трудно было её снимать. Историки наверняка найдут в “Собиборе” погрешности против реальной фактуры и образов героев, но интуиция помогла автору в главном высказаться правильно и без конъюнктуры».
Вольфганг Черны
Убив около десятка эсэсовцев и несколько охранников из числа украинских националистов, пленные лагеря совершили попытку завладеть оружейным складом.
В фильме «Собибор» сыграл австрийский артист Вольфганг Черны. Сегодня актер играет на сцене мюнхенского театра «Шаубург». Среди киноработ Черны немало картин российских кинематографистов. Известные российским зрителям фильмы с участием Вольфганга Черны — сказка «Последний богатырь» (Алеша Попович), «Истребители. Последний бой» (Бельке), «Военный корреспондент» (корреспондент Мэт МакКью), «Снайперы: Любовь под прицелом» (снайпер Александр фон Фосс) и др.
Константин Хабенский (Александр Печерский)
Фильм «Собибор»: актер Константин Хабенский в роли Александра Печерского | kino-teatr.ru
В сентябре 1943 года в лагерь в нацистский лагерь «Собибор» из Минска пригнали эшелон с военнопленными-евреями. Среди пленников находился офицер Красной Армии Александр Печерский.
В фильме «Собибор» зрители увидят актера Константина Хабенского в роли Александра Печерского. Артист впервые появился в титрах фильма в 1991 году. Известность Хабенскому принесла роль оперативника Игоря Плахова в криминальном сериале «Убойная сила». Среди известных картин с участием актера — «Дневной Дозор» (Антон Городецкий), «Адмиралъ» (Александр Колчак), «Небесный суд» (прокурор). Одна из любимых ролей Константина Хабенского у зрителей — следователь Родион Меглин в детективном сериал «Метод».
Борис Иванов («Фильм.Ру»):
В этом лагере, как и в любом другом, заключенных безо всякой причины пытали и избивали, а расстрелять еврея для нацистов было проще, чем высморкаться. И “Собибор” проводит львиную долю экранного времени, изображая испытания, которым подвергаются несчастные. Хабенский не смакует боль и кровь, но смотреть картину всё равно тяжело, потому что она громоздит один кошмар на другой, почти не давая зрителям передышки. При этом самым пугающим оказывается безумие эсэсовцев, опьянённых абсолютной властью и мнящих себя высшими существами за границами нравственности и морали. Нацисты в фильме как бешеные собаки – они в любой момент могут взвиться и вцепиться в горло, хотя заключённые изо всех сил стараются их не провоцировать. Даже те, кто, как Печерский, попал в лагерь с фронта, а не из гетто, не решаются прямо противостоять фашистам, поскольку знают, что за неповиновение будут расстреляны не только виноватые, но и невиновные. Поэтому подполье готовит общий побег – это единственный шанс на выживание».
Сюжет, авторский посыл и их воплощение на экране
Фильм посвящен истории побега из нацистского концлагеря Собибор и подвигу российского красноармейца еврейского происхождения Александра Печерского. Этот сюжет истории второй мировой войны недостаточно известен и долго замалчивался.
Встает вопрос о том, какую цель преследовал Константин Юрьевич Хабенский, снимая этот фильм. Рассказать историю героя и его подвига или показать «ужасы войны и лагерей смерти». Очевидно, что в рамках данной темы одно неотделимо от другого, и такая «дихотомия целей» во многом определила общий облик картины. Акцент явно сделан был на второе – в фильме достаточно много «сцен убийств», жестокости и зверств фашизма, в картине превалирует эмоциональная и психологическая, а не содержательная составляющая. Без этого, конечно же, не обойтись, и умеренно удачная попытка показать «как остаться человеком в бесчеловечных условиях и сохранить желание жить» делает честь этому фильму.
Но вот за контекстом содержательная линия и образ самого Печерского несколько потерялись. Первые полчаса фильма – это разрозненные картины лагерной жизни, нас «знакомят с героями». Сам Печерский появляется в кадре далеко не сразу и вообще берется как бы «из ниоткуда». Его история передается в фильме очень нечетко, через отдельные фразы в диалоге. Очевидно, что с точки зрения построения сценария фильм следовало бы начать с появления в лагере Печерского, а не с приезда голландских евреев, которые являлись второстепенными героями фильма и важны скорее с точки зрения «контекста» и «идейной составляющей», нежели собственно для сюжета.
Тема восстания в фильме раскрыта фрагментарно, по большому счету собственно восстанию посвящена лишь финальная часть фильма. Раскрытия сюжета во всей его полноте фильму явно не хватило.
Очень много внимания уделяется психологическим моментам. Показаны метания героя, что опять же вполне уместно в общей «тяжелой психологической обстановке», но при этом «облик красноармейца» оказывается несколько смазанным. Решительности и героизма, как со стороны героя Хабенского, так и со стороны его коллег порой не заметно.
Дирк Мартенс
Актер Дирк Мартенс в фильме «Собибор» | dirk-martens.ru
После неудачи в попытке завладеть оружием нацистов пленники «Собибора» совершили массовый побег. Уцелевшая охрана лагеря расстреливала убегающих по минным полям пленников.
Немецкий артист Дирк Мартенс завоевал популярность благодаря участию в полицейских сериалах, в которых актер исполнял попеременно роли злодеев и сыщиков. В фильмографии артиста — картины «Место преступления», «Специальная комиссия», «Заговор». В последнее время Дирк Мартенс часто появляется в российских и украинских фильмах, сыграл в картинах «Баллада о Бомбере» (Хольт), «Доставить любой ценой» (Клаус Зильбрихт, штурмбаннфюрер СС), «Охота на гауляйтера» (фон Готтенберг) и др.
Игорь Карев («Аргументы и факты»):
Получился страшный фильм. Авторам удалось показать безразличие, с которым нацисты совершали массовые убийства. Ведь для них это была всего лишь работа. И непроницаемое лицо Кристофера Ламберта (он сыграл начальника лагеря Карла Френцеля) очень подошло к общей обстановке кровавого безумия. Удалось передать атмосферу страха, охватывающего обычного человека, который внезапно оказался внутри бездушной машины смерти. Показать, в конце концов, как далеко не герой даёт надежду на избавление другим людям, с которыми его свела судьба. Далось это, кажется, очень кропотливым трудом — на премьере в Москве Хабенский рассказывал о тридцати с лишним вариантах монтажа, но это дела кинематографические, с точки зрения которых свой первый режиссёрский опыт он вытянул все же не до конца. В фильме слишком затянутое предисловие, есть сцены, которые ничего не дают сюжету. Кроме того, “Собибор” заявлялся как рассказ о побеге и его организаторе, а получилась картина о самом лагере смерти, в котором до обидного мало собственно Хабенского. И, соответственно, Печерского тоже».
Трейлер фильма «Собибор»
Филипп Рейнхардт
Актер Филипп Рейнхардт в фильме «Собибор» | kino-teatr.ru
14 октября 1943 года пленники лагеря Собибор» начали восстание, первой задачей которого стало тайное уничтожение эсэсовских офицеров.
Впервые на экране швейцарский артист Филипп Рейнхардт, сыгравший в фильме «Собибор», появился в конце 90-х. В 2007 году актер снялся в картине «Тайна замка Коттлиц». Среди российских фильмов с участием Филиппа Рейнхардта — «Матч», «Сталинград», «Выжить после». В 2016 году артист сыграл роль немца Гельмута в комедии Александра Незлобина «Жених». В 2018 году планируется выход на экран фильмов «Танцы на высоте» и «Тобол» с участием Филиппа Рейнхардта.
«Прочитав сценарий, я увидел, что мой герой — не человек, он монстр»
На вопрос о сложности и деликатности темы Константин Хабенский ответил на пресс-конференции перед московским пресс-показом: «Любая тема, если она касается людей — деликатна. Все остальное — это кумачовые вещи и широкие мазки. Мне кажется, что фильмы на подобную тему должны, как минимум, не оставлять зрителя равнодушным
Это очень важно. Нельзя подобные фильмы рассказывать менторским тоном
Нельзя с холодным носом читать лекции о страдании людей. Надо максимально включаться самому, притягивать коллег, чтобы подключить к этому волнению и зрительный зал».
В фильме сильный международный актерский состав: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас, Мария Кожевникова, Гела Месхи, Сергей Годин, Роман Агеев, Михалина Ольшанска, Дирк Мартенс, Максимилиан Дирр, Евгений Сармонт, Джошуа Рубин. На площадке звучали русский, немецкий, идиш, польский, голландский, чешский языки. Часто на площадке одновременно работало несколько переводчиков.
Вольфганг Черны, актер: «Когда я прочитал сценарий, то увидел, что мой герой — он вообще не человек, он — монстр. И это было очень сложно для меня — играть монстра. Я подумал, что все-таки он, наверное, тоже человек, который что-то любит, у которого есть мать, отец. Но это для меня стало возможно не сразу, только шаг за шагом. А когда я посмотрел весь фильм целиком, это вызвало депрессию, потому что это не фикция, это все было».
Филипп Рейнхардт, актер: «Читая сценарий, я думал, что это все выдумки, все преувеличено, потому что такое — не возможно. Но когда я ознакомился с документами, то понял, что все это было, практически один в один с тем, что показано в фильме. Мы — люди искусства, несем определенную ответственность. Передавая на экране какие-то ситуации и чувства, мы несем ответственность за то, чтобы эти ситуации не повторялись. Понятно, что война — никому не нужна».
«Актерам свойственно играть разные роли», — ответил Константин Хабенский на вопрос, почему на роль начальника лагеря был приглашен Кристофер Ламберт. Бессмертный Горец, поборник добра и света — образ, который мог бы сделать Ламберта актером одной роли, но не сделал. Ламберт умеет быть разным, при этом — всегда значимым. При взгляде на обершарфюрера СС Карла Френцеля в его исполнении приходят в голову Калигула с наследником его Нероном вместе взятые. Антагонисты, герои Хабенского и Ламберта стоят друг друга, их противостояние пронизывает весь фильм. Уровень его выходит далеко за рамки национальностей, политики и даже мифологии. Это чистой воды личностный поединок.
Константин Хабенский говорит о том, что в какой-то момент Печерский «перестает быть советским человеком и становится просто человеком». Очень важный аспект, ключевой во всей этой истории перерождения человека, кристаллизации его характера. Только победив собственные страхи, сомнения, неверие, можно победить в тех нечеловеческих условиях, в которые поставлены узники «Собибора».
«Практически один в один»
После восстания немецкие власти полностью уничтожили лагерь — сровняли его с землёй, а поле засадили деревьями. Однако схемы расположения «Собибора» сохранились, и именно по ним были выстроены декорации. Кроме того, сотрудники Фонда Александра Печерского предоставили съёмочной группе все сохранившиеся воспоминания людей, переживших побег, и постоянно консультировали создателей фильма.
Примечательно, что у всех действующих лиц есть реальные прототипы. Большинство этих людей не дожили до сегодняшнего дня. Исключение составляют очень немногие: например, героиня Марии Кожевниковой Сельма Вейнберг (в настоящее время она живёт в США).
«Удивительно, что она, женщина, которая пережила это, всё время повторяла: «На самом деле, я очень счастливый человек». У них с Хаимом удивительная история любви: они познакомились в концлагере, всю жизнь прожили вместе и были вместе до последних его дней», — рассказала актриса RT.
Разумеется, «Собибор» — не документальная лента, а художественная, и в ней нашлось место вымыслу и фантазии сценаристов и режиссёра. Яркий тому пример — сцена безумной вечеринки, апогея бесчинств немецких солдат. Упоминания о таком событии действительно существуют, однако то, что зрители увидят на экране, является плодом фантазии кинематографистов.
Впрочем, как отмечает председатель правления Фонда Печерского Илья Васильев, в самом главном — в том, что казалось взаимоотношений между людьми, — фильм получился абсолютно правдивым.
Исполнитель роли Густава Вагнера немецкий актёр Вольфганг Черны подчёркивает, что был сильно подавлен, в первый раз посмотрев картину, — именно из-за осознания, что всё описанное происходило в действительности.
Филипп Рейнхардт, сыгравший офицера Зигфрида, прочитав сценарий, сначала не поверил, что всё описанное правда.
«Однако потом я ознакомился с документами и выяснилось, что это действительно было на самом деле — практически один в один, как это показано в фильме. И что меня очень удивило: в одном интервью человек, который по фильму убивал моего персонажа, признался: тогда он почувствовал, что это чуть ли не самый лучший момент в его жизни», — отметил актёр.
Мария Кожевникова
Актриса Мария Кожевникова в фильме «Собибор» | histrf.ru
Уничтожение евреев происходило в лагере в течение нескольких суток или даже часов после прибытия в газовой камере под названием «баня».
Зрители фильма «Собибор» увидят на экране звезду «Универа» Марию Кожевникову. Дебют актрисы в кино состоялся в 2005 году в сериале «Адвокат 2». Среди ролей артистки — Анна Прохорова в молодежном сериале «Кремлёвские курсанты», модель Эльвира в экранизации «ДухLess», графиня Наталья Татищева в военной драме «Батальонъ», Нина Муравьева в детективном сериале «Казнить нельзя помиловать» и др. В 2018 году на экран выйдет комедия «Как достать соседа» с Марией Кожевниковой в главной роли.
Чем закончится фильм «Собибор»
Звучит сирена. Заключенных созывают на плац. По поручению Печерского Хайм из винтовки стреляет в Френцеля. Он ранит начальника лагеря. Завязывается перестрелка, заключенный выламывают ворота и бегут из лагеря. Немцы стреляют им вдогонку. Некоторые из беглецов подрываются на минах. Лео и Борис убиты. Печерский находит убитую Люку, несет ее тело на руках. Последним покидает лагерь Шломо. Он бежит в поле.
Финальные титры сообщают зрителям, что из лагеря Собибор вырвались 400 человек. 100 погибло при побеге, еще 150 человек выдали немцем местные жители (поляки). Печерский перешел линию фронта и провоевал до Победы. В 1966 году Карл Френцель был приговорен к пожизненному заключению. Шломо добрался до Бразилии. Ему приписывают убийство сбежавших в эту страну 18 эсэсовцев.
Рождение нового героя
Константин Хабенский обращает внимание: фильм неспроста заканчивается долгим бегом и дыханием Шлома, не просто так указано в титрах, что этот мальчик мог оказаться тем самым человеком, который покарал 18 прятавшихся от трибунала в Бразилии немецких офицеров. Хабенский уверен, что, несмотря на натуралистичные, жестокие сцены, «Собибор» можно показывать детям от двенадцати лет — всем, кто умеет переживать и не боится проявления своих чувств, в какой бы стране эти люди ни родились и ни выросли
Хабенский уверен, что, несмотря на натуралистичные, жестокие сцены, «Собибор» можно показывать детям от двенадцати лет — всем, кто умеет переживать и не боится проявления своих чувств, в какой бы стране эти люди ни родились и ни выросли.
На вопрос, какое место «Собибор» может занять в истории отечественного кинематографа, Хабенский отвечает: «Не знаю». По словам режиссёра, сначала нужно послушать, что будут говорить о фильме зрители, будут они его вспоминать или «забудут, как страшный сон».
«Но мне кажется, этот фильм запомнится в первую очередь тем, что 5% с каждого билета будут уходить в благотворительный фонд — в помощь детям в борьбе с онкологией головного мозга. Это первый такой фильм в истории российского проката. Вот это место он уже занял: он будет спасать жизни», — сказал Хабенский.
Эпизоды в жизни главного героя
Хабенский отмечает, что тематика этой картины позволила ему изучить и, хоть иногда и парадоксальным образом, попытаться показать психологию людей. Во многом благодаря тому, что внутренние качества человека максимально проявляются в стрессовых ситуациях, когда он находится на грани жизни и смерти.
Причём исследовал режиссёр психологию не только узников концлагеря, но и его охранников — немецких офицеров, в своих страшных действиях преступивших порог жестокости. Каждому часто появляющемуся в кадре немцу создатели фильма придумали биографию. Эти детали объясняют, каким образом надсмотрщики пытаются спрятаться от ужасающих реалий: одни пьянствуют, другие уходят в мечты о будущем, третьи успокаивают себя тем, что вынуждены творить эти бесчинства ради благополучия родителей.
Однако личные истории как охранников, так и пленников затронуты лишь частично, чтобы не отвлекать внимание от главного действующего лица
Стас Тыркин («Комсомольская правда»):
Разумеется, рассказывая этот героический сюжет сегодняшнему зрителю, который уже видел, кроме всего прочего, “Бесславных ублюдков” Квентина Тарантино (тоже на тему отказа евреев быть рабами и пробуждения их желания самим убивать фрицев), авторы фильма не могут обойтись без романизации или романтизации истории. Так, например, Хабенский вместе со сценаристами пытается понять главного отрицательного героя, фашистского полковника Карла Френцеля в исполнении международной звезды Кристофера Ламберта (“Горец”). Нацистский офицер издевается над заключенными не из общего демонизма, а потому что мотивирован на ненависть глубоко лично: он мстит всем евреям за то, что его девушка, еврейка, когда-то его бросила. Хабенский-режиссёр понимает, что ему как актёру необходим сильный противник-партнёр, и не жалеет красок для его создания. Печерского он со всей свойственной ему харизмой играет человеком, чья чаша терпения уже до краев переполнена, и нужна только капля, что произошел взрыв».
Создатели
Военная драма основана на произведении Ильи Васильева «Александр Печерский: прорыв в бессмертие». Литературный источник дорабатывали Александр Адабашьян и Анна Чернакова. Это не первое их сотрудничество. Ранее они были сценаристами фильма «Смерть в пенсне, или Наш Чехов» (2010).
Кроме этих достаточно известных кинематографических личностей, сценаристом выступил исполнительный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Андрей Назаров. Это позволяет надеяться, что досадных ляпов и недостоверностей предстоящий фильм избежит.
Встречается информация о причастности министра культуры Владимира Мединского к работе над фильмом. Вряд ли у чиновника столь высокого ранга нашлось бы время на участие в разработке сценария. Возможно, сведения связны с тем, что министр курирует все проекты РВИО.
Режиссёром проекта стал Андрей Малюков. Он отнюдь не новичок в жанре военной и исторической драмы. Начиная с премьерной киноленты 1976 года «В зоне особого внимания», где речь шла о непростых учениях десантников, к его фильмографии добавились «Я — русский солдат», «Мы из будущего», «Матч». Также он снимал сериалы «Диверсант», «Спецназ» (1,2) и «Грозовые ворота».
Ответ
Театральная касса
Собибор собрали 0 долларов США в Северной Америке и 5,1 миллиона долларов США на других территориях, при производственном бюджете в 2,4 миллиона долларов.
Неточность
Печерский был захвачен немцами в октябре 1941 года, а не в 1943 году. Собибор стал местом одного из двух (не единственных) успешных восстаний евреев. Зондеркоманда заключенные во время Операция Рейнхард. Восстание на Треблинка В лагере смерти 2 августа 1943 г. было сбежало до 100 человек.
Есть несколько неточностей с указанием места и причины смерти конкретного человека. SS-Totenkopfverbände члены убиты во время восстания.
- СС-унтерштурмфюрер Иоганн Ниманн был убит не в арсенале лагеря, как показано в фильме, а в ателье портного.
- Унтершарфюрер СС Вальтер «Рыба» Хохберг упоминается в фильме как «Берг», после Александр Печерский ошибочное воспоминание. Однако смерть Хохберга произошла в гараже лагеря, а не в портной.
- СС-обершарфюрер Карл Френцель во время восстания не был ранен.
- Также неточность в украшении униформы оберскарфюрера Френцеля:
- Железный крест Френзеля 1-го класса 1914 года и на его полосе ленты: почетная лента 1914-1918 годов и лента Железного креста 2-го класса 1914 года. Неточность связана с тем, что Френцель родился в 1911 году.
Критический прием
На агрегатор обзоров интернет сайт Гнилые помидоры, фильм имеет рейтинг одобрения 75% на основе 16 рецензий, с средний рейтинг из 6.80 / 10.
О исторической точности и художественной достоверности
Декорации и интерьеры лагеря воспроизводили в Литве по сохранившимся чертежам. Но архивы лагеря были уничтожены после побега заключенных, а сам лагерь — стерт с лица земли, чтобы не осталось никаких напоминаний об этом подвиге.
Самая сильная сцена в фильме одновременно и самая спорная — вечеринка, которую устраивают эсэсовцы в лагере. Выморочный мир, в котором работа — убийство и отдых тоже — убийство. Но его орудия — не серая, наводящая ужас масса, они — персонифицированы. Чудовищнее всего, что для этих конкретных человеческих индивидуумов уничтожение другого человеческого существа — естественная форма существования.
Сцена вечеринки вызывает вопросы, и первый — насколько это может соответствовать действительности? Глава Фонда Александра Печерского Илья Васильев: «Благодаря восстанию лагерь был фактически уничтожен и никаких архивов не сохранилось, но в распоряжении съемочной группы были воспоминания тех людей, их более пятидесяти, которые сумели выжить после побега из лагеря и оставили свои воспоминания, среди которых есть упоминания об этой страшной ночи, без каких-либо конкретных подробностей».
Свидетельств того, что вечеринка была именно такой, как показано в фильме, в архивах нет, как нет и самого архива этого лагеря. Но действительность была еще страшнее. Настолько, что ее нельзя было показывать на экране, и дело не в рейтинге 12+, — действительность, перенесенная на экран без купюр, во всей своей наготе и реалистичности, вдруг перестает работать. Поэтому ход был выбран правильный — придумать сцену, которая бы передавала суть, мифологию, стала метафорой происходившего в этом лагере и еще многих других.
Словосочетание «миф» и «рейх» неизбежно отсылает к мифу о превосходстве арийской расы и новому миропорядку, который эта раса пыталась создать. Лагерь в фильме «Собибор» — микромир, живущий по своим законам, пропускающий через себя человеческие судьбы, превращая их в дым и пепел. Этот микромир — модель и порождение «арийского » мифа.
И если проследить судьбу одного из героев, то увидим историю, достойную отдельного фильма, видим рождение нового героя-мстителя, руки которого обагрены кровью. В фильме звучит горькая фраза: «Научили евреев убивать». По словам режиссера, ответ насилием на насилие — это «честно», но совершенно очевидно, что война и конкретно это место — лагерь «Собибор» не могут породить ничего чистого, светлого и созидательного. Люди, его прошедшие, ранены войной, их души — изувечены и никогда не будут прежними. Война — это грязь и разрушение, всегда. Но люди должны оставаться людьми. Всегда.
Константин Хабенский: «Фильм ориентирован на людей, которые умеют чувствовать. Сопереживать. Не бояться проявления своих чувств, а такого зрителя в нашей стране хватает. Начиная с 12 лет и до бесконечности».
«Собибор» снимался при поддержке Фонда Александра Печерского (глава Фонда — Илья Васильев) и при активном участии Российского исторического общества (исполнительный директор и председатель правления Фонда «История Отечества» Константин Могилевский). Над сценарием работали Александр Адабашьян, Андрей Назаров и Анна Чернакова. Идея фильма принадлежит министру культуры РФ Владимиру Мединскому.
P.S. Собибор» — первый фильм в российском прокате, у которого 5 процентов от продажи каждого билета будет уходить в детский фонд по борьбе с онкологией головного мозга. А прокат обещает быть серьезным. 9 мая «Собибор» покажут в Берлине. Фильм уже сейчас куплен для показа в нескольких странах Европы, будет прокатываться в Австралии, Японии, и переговоры на данный момент продолжаются.
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Исторические моменты, оценки и интерпретации.
О восприятии данного фильма с исторической точки зрения уже отчасти было сказано во вступлении. Любой историк, смотря исторический фильм, должен понимать, что это художественное произведение. Отражение в нём конкретных исторических реалий зависит от посыла и замысла режиссера. В деталях, если они не принципиально важны, художественная картина на обязана быть точной. Куда важнее интерпретация и «соответствие» конкретных исторических моментов контексту фильма и авторскому посылу.
Конечно же, фильм, заявленный как «исторический», не должен откровенно «перевирать» историю, но этот момент относится как раз больше к интерпретациям, чем к историческим фактам. Хабенский, как уже было сказано, максимально осторожен в интерпретациях, а его основной посыл фильма завязан на «эмоциональной» составляющей. В фильме, конечно же, есть исторические неточности, но сказать, что они «гробят фильм» было бы слишком громко. Многое в фильме, что могло смутить историка, объясняется как контекстом самого фильма, так и современного кинематографа. Рассмотрим конкретные эпизоды фильма, которые вызвали наибольшую критику с исторической точки зрения.
Вопросы вызывает первая же сцена, где евреев встречают с «оркестром» и создается впечатление, что они прибыли на курорт или на работу. Некоторые историки заявили, что этого не было. Я не являюсь специалистом по Второй мировой войне и конкретно по проблемам, поднятым в фильме, досконально не изучал документы и воздержусь от подобных высказываний. Первая сцена меня как зрителя смутила, и я даже подумал, тот ли фильм я включил, уж очень она контрастировала с атмосферой лагеря смерти. Но именно для контрастности эта сцена и была нужна. Автор как бы стремится показать, что евреи не понимали, что их ждет, и это осознание приходило постепенно, меняя мировосприятие и психологически ломая человека, а этому в фильме на уровне идеи уделяется достаточно много внимания. Соответственно, данная сцена сомнительна, но вполне уместна.
Вызвала критику и сцена, где Печерскому поручают разрубить огромный пень, а, если он не справится, грозятся расстрелять каждого десятого. Печерский справляется, и начальник лагеря протягивает ему яблоко. Сам эпизод с пнем – задокументированный исторический факт, это действительно было, но историческая неточность в том, что на самом деле Печерскому предложили не яблоко, а пачку сигарет. Очевидно, что замена была сделана умышленно, некоторые историки, ссылаясь на «символизм яблока» усмотрели в этом намек на библейские мотивы и начали рассуждать об их уместности. Вкладывал ли сам Хабенский в эту сцену глубокий смысл – однозначно сказать нельзя.
У меня есть куда более прозаичное объяснение данного эпизода. Во-первых, всем известно, что в нашей стране сейчас идет борьба с табакокурением, и в реалиях 2018 года замена могла быть вызвана «чисто практическими соображениями». А во-вторых, до этого есть эпизод, как яблоко падает в грязь, а ведь яблоко – это еда, ценная для узников лагеря. И в этом контексте тот факт, что Френцель предлагает Печерскому яблоко, а он отказывается, можно воспринимать как попытку показать «силу духа», и в этом смысле яблоко вполне может выступать эквивалентом пачке сигарет.
Ещё один момент – это реалии фабрики смерти. Я нашел комментарий историка по поводу того, что в Собиборе не было крематориев и критику по поводу уместности сцены, где «приезжает поезд с трупами». Однако, из общего посыла фильма очевидно, что одновременно с историей Печерского Хабенский стремился показать ужас «лагерей смерти» как таковых, и в пространстве современного художественного фильма «кинематографический Собибор» можно воспринимать не как конкретный исторический лагерь, а как «обобщенный облик нацистских лагерей смерти». Тогда всё вполне объяснимо. Другой вопрос, что оба момента относятся к общему антуражу, и ничего не дают для сюжета. Теоретически без них можно было обойтись. Жести, а точнее относительно удачных попыток её показать, в фильме предостаточно.
Хабенский нигде не наврал ради того, чтобы «наврать» и представить свою «сомнительную» историческую точку зрения. А значит, все исторические неточности вполне допустимы. Кому интересно, полезет в источники или прочтет комментарии специалистов, чтоб разобраться что было, а чего не было.
Я никогда не придирчив к историческим деталям и их достоверности, однако не включить в обзор фильма «Собибор» вопрос связанный с историческими трактовками и конкретными фактами было бы неправильно. Эта тема неизбежно возникает после выхода любого исторического фильма. Собибор — хороший пример для разбора, поэтому я уделил этому столько времени.
Общий вывод и оценка:
По фильму понятно, что при его создании начинающий режиссер и признанный актер понимал «сложность задачи» и тяжесть ноши, которую взвалил себе на плечи. Он откровенно пытался «усидеть на двух стульях» и угодить всем. При таком подходе зачастую получается «ни то ни сё». Так и вышло. Остается открытым вопрос, стоило ли снимать такой «средний» фильм на такую сложную тему. Ведь очевидно, что тематика контрастирует с обликом фильма. Заканчивая обзор фильма «Собибор» нужно поставить ему оценку. Сделать это крайне не просто. Учитывая контекст, неопытность режиссера, особенности темы и её восприятия в обществе фильму можно поставить «4» по пятибалльной шкале. Со многим Хабенский справился. Надо признать, что подобный фильм, будь он «мощнее» и менее осторожен в трактовках, мог бы «бомбануть» общество куда сильнее.