Борьба за героя
Надо сказать, что Янковского на главную роль Марку Анатольевичу пришлось пробивать. Несмотря на то что Олег Иванович на тот момент сыграл уже в 30 фильмах. Однако Янковский был далеко не так знаменит по сравнению с Андреем Мироновым, который изначально должен был сниматься в этой картине. Зато Янковский всегда добавлял в свою игру нотку иронии, именно это и было нужно Захарову. И Захаров сумел убедить и Горина (тот тоже настаивал на Миронове), и начальников от кино утвердить на эту роль Олега Ивановича.
Именно игра Янковского определила рисунок всего фильма, добавив сюжету комической ленты некой запредельности происходящего, ироничности, сумасшедшинки. «Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу, — рассказывал в одном интервью Янковский. — Распяли человека и спрашивают: „Ну как тебе там?“ — „Да ничего… Только улыбаться больно“. Мюнхгаузен идёт обходным путём, и, наверное, в этом его сила. Выйти на площадь и кричать о своих убеждениях — не самый сложный путь».
Статья по теме
Под счастливой звездой. Как роль Бабы-яги «выдала» Инну Чурикову замуж
На роль баронессы Якобины фон Мюнхгаузен Захаров пригласил приму своего театра Инну Чурикову, будучи уверенным, что ленкомовская звезда блестяще сыграет покинутую супругу главного героя. Так и произошло, фразы баронессы из уст царственной Инны Михайловны звучат шедеврально: «Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?» Кстати, Чурикова попросила, чтобы на роль её сына Феофила взяли Леонида Ярмольника. Но, как вспоминает Ярмольник, на съемках она была к нему невероятно требовательна и во время дублей с пощечиной молодого человека не щадила, била по-настоящему: «Чтобы было убедительнее».
А звезда труппы Захарова Александр Абдулов, сыгравший любовника баронессы Генриха Рамкопфа, пострадал ради той самой правдивости в кадре. В одной сцене нужно было прыгнуть с высоты. Артист уговорил Захарова, чтобы тот разрешил ему сыграть сложную сцену самому, без каскадёра. В результате Абдулов повредил палец на ноге и работал потом, превозмогая боль.
Инна Чурикова, Олег Ярмольник, Александр Абдулов. Кадр из фильма
Что касается Броневого, то на момент съемок в картине «Тот самый Мюнхгаузен» в роли курфюрста Ганновера Леонид Сергеевич ещё не состоял в труппе «Ленкома»: туда он придёт лишь в 1988 году и прослужит до самой смерти. Но Захаров, по всей видимости, чувствовал «своих» актёров: он приглашал Броневого сниматься во все свои фильмы без проб. Так было и в этот раз. Леонид Сергеевич в роли курфюрста Ганновера с его заявлениями — «Свободная линия плеча, зауженные панталоны… Вы могли бы стать примером для нашей молодежи!» — оказался блистателен.
Статья по теме
«Врать нет сил!» Как предавали и спасали Владимира Долинского
Но тяжелее всего Захарову пришлось с утверждением на роль в картине ещё одного актёра «Ленкома»: Владимира Долинского, которому предназначалась роль пастора. Ведь Владимир Абрамович тогда только-только вышел из «мест весьма отдаленных». Как рассказывал «АиФ» Долинский, сразу после освобождения из тюрьмы его пригласил в гости Захаров: «Я пришёл, сидел часа четыре у них. Захаров хотел посмотреть, не в наколках ли я или с фиксами, не разучился ли говорить. А я очень смешно и трогательно рассказывал ему и про зону, и про всё… В „Ленкоме“ я тут же начал вводиться в спектакли. 1 февраля 1977 года я вернулся, а 3-го уже работал в театре: с ещё не снятой судимостью, без московской прописки… А дальше пошли приглашения в кино, хотя за меня Захарову приходилось биться».
Олег Янковский, Владимир Долинский, Елена Коренева. Кадр из фильма
В чём смысл фильма Тот самый Мюнхгаузен
Смысл фильма в том, что барон отличается от других людей. Благодаря фантазиям жизнь его интересна.
Самый правдивый
Барон верит в свои истории, верит в них и его верный слуга. Мюнхгаузен действительно уверен в своей правдивости. В своих фантазиях барон свободен. Он может летать на ядре, выращивать вишневый сад на голове оленя, ходить на охоту без ружья и даже разговаривать с Сократом.
Другой
Мюнхгаузен не похож на жителей города, он необычный человек, сделать его обычным — значит, убить его. А горожане хотели, чтобы барон стал таким, как все. Великий фантазёр предпочёл умереть. Городу нужна лишь слава барона, память о нём, а живой Мюнхгаузен не нужен им. Людям нужна легенда.
Жестокий мир
Ещё одна важная проблема затронута — проблема отношений человека и общества. Жестокие люди вынуждают барона отказаться от своей яркой индивидуальности. Общество при жизни не принимало барона, зато готово восхищаться им после смерти.
Автор считает, что непримиримость к меньшей части общества должна исчезнуть, уникальных людей нужно беречь, иначе жизнь будет скучна и бесцветна.
Надёжно спрятана в фильме о великом фантазёре и ещё одна мысль. Люди не ценят близких при жизни и начинают делать это только после смерти.
Сила любви
В фильме барон раскрывает силу истинной любви. Тот, кто действительно любит, способен на любой подвиг. Для Мюнхгаузена любовь — теорема, которую нужно доказывать каждый день. Не нужно избитых признаний в любви, не нужно чувства в традиционном земном понимании. Отдать жизнь за подвиг любви — смысл жизни великого фантазёра.
Живая душа
Главная мысль фильма в том что важно сохранить живую, яркую душу, свободную, как сам барон Мюнхгаузен. Её нельзя запереть в клетке, её не сдержат оковы. Душа должна радоваться жизни и свободе, а без этого жизнь не может быть яркой и интересной
Душа должна радоваться жизни и свободе, а без этого жизнь не может быть яркой и интересной.
Жители города и семья барона сожалеют о смерти Мюнхгаузена
Они потеряли нечто важное с его смертью. И теперь пытаются подражать знаменитому соотечественнику. Например, пробуют вытянуть себя за волосы
Их души тоже требуют свободы и радости
Например, пробуют вытянуть себя за волосы. Их души тоже требуют свободы и радости.
Философское начало
Не обошлось в фильме и без философии. Барон относится к жизни легко, он принимает её такой, какая она есть. Он не переделывает жизнь, он только раскрашивает её в яркие краски своей неудержимой фантазии.
Мюнхгаузен стирает грань между реальностью и выдумкой, и это хорошо. Иначе жизнь будет очень скучной.
Смысл финала
В конце фильма о великом фантазёре барон Мюнхгаузен советует всем не делать серьёзных лиц и чаще улыбаться. Ведь все глупости в мире совершаются с серьёзным лицом.
И совет великого выдумщика актуален во все времена. Невозможно прожить без улыбки, без неё жизнь скучна и неинтересна. Барон взбирается вверх по бесконечно длинной лестнице, которая символизирует такую же бесконечную память истории о великом фантазёре, придумавшем 32 мая — еще один весенний день.
Фильмы Олега Янковского
Год | Фильм | Роль |
1968 | Щит и меч |
Генрих Шварцкопф |
1968 | Служили два товарища |
Андрей Некрасов |
1969 | Жди меня, Анна |
Сергей Новиков |
1969 | Я, Франциск Скорина |
Франциск Скорина |
1970 | О любви |
Андрей, друг Николая |
1970 | Расплата |
Алексей Платов |
1970 | Сохранившие огонь | Семён |
1970 | Белая земля | Франц Риттер |
1972 | Гонщики |
Николай Сергачёв |
1974 | Нечаянные радости |
Лёша Канин (фильм не закончен, плёнка смыта; в дальнейшем был переснят Никитой Михалковым под названием «Раба любви») |
1974 | Гнев |
Леонте Чеботару |
1974 | Зеркало |
Александр, отец |
1974 | Под каменным небом |
Яшка, шофёр-одессит |
1974 | Премия |
Лев Алексеевич Соломахин, секретарь парткома |
1974 | Сержант милиции | «Князь» |
1974 | Пир во время чумы (телеспектакль) | священник |
1975 | Доверие |
Георгий Пятаков |
1975 | Звезда пленительного счастья |
Кондратий Рылеев |
1975 | Мой дом -театр |
Дмитрий Андреевич Горев, провинциальный трагик |
1975 | Полковник в отставке |
Алексей, сын полковника |
1975 | Чужие письма | Женя Пряхин |
1976 | Семьдесят два градуса ниже нуля |
Сергей Попов, штурман |
1976 | Длинное, длинное дело… |
Владимир Воронцов, следователь |
1976 | Сентиментальный роман |
Илья Городецкий |
1976 | Сладкая женщина |
Тихон Дмитриевич Соколов |
1976 | Слово для защиты |
Руслан Шевернёв |
1977 | Обратная связь |
Леонид Александрович Сакулин |
1978 | Мой ласковый и нежный зверь |
Сергей Петрович Камышев |
1978 | Обыкновенное чудо |
Хозяин (Волшебник) |
1978 | Поворот |
Виктор Веденеев |
1978 | Парень из нашего города (телеспектакль) |
Аркадий Бурмин |
1979 | Тот самый Мюнхгаузен (телефильм) | Мюнхгаузен |
1979 | Открытая книга (многосерийный телефильм) |
Раевский, издатель писем профессора Лебедева |
1981 | Мы, нижеподписавшиеся (телефильм) |
Геннадий Михайлович Семёнов, член комиссии |
1981 | Повести Белкина. Выстрел (телеспектакль) | Граф |
1981 | Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (телефильм) |
Джек Стэплтон / Хьюго Баскервиль |
1981 | Шляпа |
Дмитрий Денисов |
1982 | Ностальгия |
Андрей Горчаков, русский писатель |
1982 | Влюблён по собственному желанию | Игорь Брагин |
1982 | Дом, который построил Свифт (телефильм) |
Джонатан Свифт, декан |
1982 | Полёты во сне и наяву |
Сергей Иванович Макаров |
1982 | Попечители (телеспектакль) |
Вадим Григорьевич Дульчин (по пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва») |
1983 | Поцелуй |
Михаил Рябович, штабс-капитан |
1983 | Вечера на хуторе близ Диканьки |
Повествователь |
1984 | Два гусара |
Фёдор Иванович Турбин, граф |
1986 | Храни меня, мой талисман | Алексей |
1987 | Крейцерова соната |
Василий Позднышев |
1987 | Филёр | Воробьёв |
1988 | Убить дракона | Дракон |
1989 | Мой двадцатый век (Az én XX. századom) | Z |
1990 | Мадо, до востребования |
Жан-Мари, режиссёр |
1990 | Паспорт |
Боря (Борух), эмигрант из СССР |
1991 | Цареубийца |
Смирнов, психиатр / Николай II |
1992 | Сны о России |
Кирилл Лаксман, академик Петербургской АН |
1992 | Тьма | Террорист |
1993 | Я — Иван, ты — Абрам | Граф |
1994 | Немой свидетель | Ларсен |
1994 | Метафизика любви |
Тургенев (фильм не был завершён, консервация) |
1994 | Agnus Dei. Агнец божий |
Полковник НКВД (фильм не был завершён из-за смерти режиссёра) |
1995 | Первая любовь | Отец |
1995 | Крестоносец | камео |
1995 | Роковые яйца |
Владимир Ипатьевич Персиков, профессор |
1995 | Терра инкогнита |
Оди Атрагон, писатель |
1996 | Ревизор |
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья |
1997 | Шизофрения | камео |
1997 | Алиса | Кутц |
1998 | Райское яблочко |
Жора, культработник |
1999 | Китайскій сервизъ |
Дмитрий Петрович Строганов, граф |
2000 | Бременские музыканты & Co |
Трубадур-старший |
2000 | Воспоминания о Шерлоке Холмсе (телефильм) |
Джек Стэплтон / Хьюго Баскервиль |
2000 | Приходи на меня посмотреть (телефильм) | Игорь |
2000 | Человек, который плакал | Абрамович |
2000 | Прокрустово ложе |
Джордж Ладима |
2001 | Поллианна |
Мистер Пендлтон |
2002 | Любовник |
Дмитрий Чарышев |
2003 | Бедный, бедный Павел |
Пётр Пален, граф |
2006 | Доктор Живаго (телесериал) |
Виктор Комаровский |
2006 |
Живая рыба (фильм не был завершён) |
|
2006 |
Влюблён по собственному желанию 2 |
|
2007 | Лузер | камео |
2008 | Райские птицы | Николаша |
2008 | Без вины виноватые |
Григорий Львович Муров |
2008 | Стиляги |
Брусницын-старший, отец Фрэда |
2009 | Анна Каренина |
Алексей Александрович Каренин |
2009 | Царь |
Митрополит Филипп (Колычёв) |
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Олег Янковский | Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен |
Елена Коренева | Марта |
Инна Чурикова | Якобина Мюнхгаузен |
Александр Абдулов | Генрих Рамкопф |
Игорь Кваша | бургомистр |
Леонид Броневой | герцог |
Леонид Ярмольник | сын барона Феофил Мюнхгаузен |
Владимир Долинский | пастор |
Юрий Катин-Ярцев | Томас |
Всеволод Ларионов | судья |
Семён Фарада | главнокомандующий |
Игорь Ясулович | секретарь герцога |
Любовь Полищук | певица Маленькая Берта |
Владимир Фирсов | аккомпаниатор Маленькой Берты, мим Музыкант в замке барона |
Нина Палладина | советница герцога |
Анатолий Скорякин | Эпизод |
Евгений Марков | придворный с часами |
Григорий Горин | эпизод в свите герцога |
Григорий Маликов | пытавшийся арестовать Мюнхгаузена гвардеец |
Встреча с Екатериной II и женитьба
До этого произошло еще несколько судьбоносных для Мюнхгаузена событий. В 1744 году барон фон Мюнхгаузен командовал почетным караулом русских кирасиров, которому было велено встретить прибывших в Россию княгиню Анхальт-Цербстскую и ее дочь Софью Фредерику Августу. Эх знал бы барон тогда, что стал свидетелем прибытия в Россию будущей императрицы Екатерины Великой.
В том же году в поместье своего друга, прибалтийского дворянина фон Дунтена, барон встретил дочь хозяина и с первого взгляда влюбился в нее. Через несколько месяцев очаровательная Якобина фон Дунтен стала женой Мюнхгаузена. В 1750 году барон взял отпуск на год и уехал с женой в Германию. Там он вступил во владение родовым поместьем и в Россию больше не вернулся. Когда его отпуск закончился, он был заочно отчислен из российской армии.
Приключения барона Мюнхгаузена / Jason Minor / jasonminor.artstation.com
Интересно, что настоящий Мюнхгаузен прочел рассказы Распе и… пришел в ярость. Распе представил своего персонажа хвастуном и вралем. В Германии книга о приключениях Мюнхгаузена стала невероятно популярна, над историями барона смеялись, а его самого называли «королем лжецов».
Мюнхгаузен даже пытался судиться с автором. Судебные издержки, а также неурядицы в личной жизни пошатнули здоровье барона. Но даже умирая, фантазер остался верен себе. На вопрос служанки о том, почему у него нет двух пальцев на ноге (обморожение), барон ответил: «Их на охоте откусил белый медведь».
Факты
- Реальный барон Мюнхгаузен был женат на лифляндской дворянке Якобине фон Дунтен. Они прожили вместе с 1744 года до смерти Якобины в 1790 году. Детей у них не было. Спустя 4 года Мюнхгаузен женился на 17-летней Бернардине фон Брун, которая вела крайне расточительный и легкомысленный образ жизни и вскоре родила дочь, которую 75-летний Мюнхгаузен не признал. Мюнхгаузен затеял скандальный и дорогостоящий бракоразводный процесс, в результате которого он разорился, а жена бежала за границу.
- В 1990-е годы из первой серии фильма была изъята часть диалога пастора с Мюнхгаузеном. После слов Мюнхгаузена «Вы, служитель церкви, предлагаете мне жить во лжи?» теперь показывается, как пастор уезжает в бричке. Ранее после упомянутой фразы Мюнхгаузена между ним и пастором продолжался разговор, в котором, в частности, была и такая фраза пастора: «Я читал … вашу книжку… Что за чушь вы там насочиняли!». Барон отвечает: «Я читал вашу — она не лучше». Пастор: «Какую?» Барон: «Библию».
- Олег Янковский невольно изменил суть текста, произносимого его героем в финальной сцене. В первоначальном сценарии знаменитая фраза барона Мюнхгаузена звучала так: «Серьёзное лицо ещё не признак ума, все глупости на земле делаются именно с таким выражением лица». Но при озвучивании фильма Янковский оговорился, сказав: «Умное лицо ещё не признак ума». В таком виде фраза, несмотря на протесты Григория Горина, и осталась в фильме.
В Викицитатнике есть страница по темеТот самый Мюнхгаузен
«Павильон лжи»
В Германии, где он окончательно отошел от военного поприща и занялся охотой, Мюнхгаузен прославился как талантливый рассказчик необыкновенных историй, случившихся с ним в России и на родине. Жанр, в котором отставной ротмистр травил свои остроумные байки, в Германии именовался «охотничьими анекдотами» («Jagerlatein»). Со своими небылицами он путешествовал по многим немецким городам собирая все больше любопытных слушателей. В своем же поместье Мюнхгаузен отстроил охотничий павильон, стены которого были увешаны его охотничьими трофеями, и где он принимал своих друзей и слушателей. Позже этот домик назовут «павильоном лжи».
Олень, на голове которого выросло вишневое дерево. Илл. Гюстава Доре
Один из современников барона Мюнхгаузена так описал его оригинальную манеру рассказывать небылицы: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии».
Последняя шутка
Даже история о смерти настоящего барона не лишена юмора. Через много лет после кончины барона, которого похоронили в семейном склепе, его останки хотели перенести на кладбище. Один из присутствовавших при этом предприятии оставил следующее воспоминание: «Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук.
Памятник барону рядом с его домом в Боденвердере
В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом: Иероним фон Мюнхаузен. Широкое круглое доброе лицо с выступающим носом и немного улыбающимся ртом. По церкви пронесся порыв ветра. И тело вмиг распалось в пыль. Вместо лица выступил череп, вместо тела — кости. Гроб закрыли и не стали переносить на другое место».
Что-нибудь еще? Да, их есть у меня…
Белое солнце пустыни (Не говори никому, не надо…)
Кавказская пленница (Идите, идите. Мы Вас вылечим. Алкоголики — это наш профиль)
Здравствуйте, я ваша тетя (Донна Роза, я старый солдат, и не знаю слов любви…)
Бриллиантовая рука (Ну-с, будем принимать меры. А что делать? Пьянству — бой!)
Кин-Дза-Дза! (Ребят, как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража?)
Обыкновенное чудо (Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен…)
Дон Жуан де Марко (Как я мог сломать свой цветок любви к донне Джулии?)
Волшебное кольцо (Это Ульянка — хуже керосину)
Скотт Пек. Непроторенная дорога (То, что вы мне описали, – не любовь, а паразитизм…)
Леонид Броневой (1928 — 2017)
Леонид Броневой — тогда и в последние годы| persons-info.com, Пресс-служба Президента России kremlin.ru
Советский и российский артист Леонид Броневой в картине Захарова исполнил роль герцога. После окончания учебы Леонида Сергеевича распределили в Магнитогорский драмтеатр им. Пушкина, но вспоминать это время артист не любил. По его словам, в те годы ему едва хватало на пропитание, а играть в спектаклях долгое время не позволяли. В Москве Броневому тоже изначально не везло, он зарабатывал на жизнь игрой в домино, но в 1964 году все изменилось.
Актер начал сниматься в кино, его фильмография пополнилась картинами “Следствие ведут ЗнаТоКи”, “Семнадцать мгновений весны”, “Вооружен и очень опасен”, “Покровские ворота”, “Формула любви”, “Небеса обетованные”, “Простые вещи” и др. В 2017-м, не дожив до своего 89-летия 8 дней, Броневой скончался. Причиной смерти артиста послужила затяжная болезнь.
В 1979 году режиссёр Марк Захаров создал прекрасный двухсерийный фильм «Тот самый Мюнхгаузен».
Замечательный сценарий Григория Горина по мотивам произведений Рудольфа Эриха Распе. Марк Захаров получил приз за лучшую режиссуру на XX Международном кинофестивале телефильмов «Злата Прага» 1980 года, Приз жюри журналистов. В фильме снялись: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Леонид Броневой, Александр Абдулов, Игорь Кваша, Леонид Ярмольник, Владимир Долинский, Семён Фарада, Юрий Катин-Ярцев.
Марк Захаров рассказывал: «У Янковского тонкая, своеобразная внутренняя организация. Он обладает удивительной способностью точно ощущать болевые проблемы времени. И кажется, делает это довольно легко.»
Фильм снимали в ГДР, в массовке снимались местные немецкие горожане, а также немецкий каскадёр. Снимали улицы и дома города Вернигероде.
Александр Абдулов отказался от каскадёра и прыгнул сам с высоты и вывихнул ногу. Потом долго хромал и так играл с болью в ноге. Сначала на главную роль планировали взять Андрея Миронова, так как Янковский был не так известен.
Роль баронессы Якобины фон Мюнхгаузен Инна Чурикова сыграла блестяще, и именно она попросила режиссёра взять на роль сына Леонида Ярмольника, что было также удачей.
Владимира Долинского не хотели выпускать из страны, так как он совсем недавно сидел в тюрьме за операции с валютой… Но Захарову удалось договориться и снять в фильме этого прекрасного актёра.
Этот фильм один из лучших у режиссёра Марка Захарова.
Леонид Броневой сыграл в фильме курфюрста Ганновера совершенно бесподобно! Весь актёрский состав был подобран идеально и это конечно отразилось на съёмках и качестве кинофильма. Актёра пригласили в этот фильм без проб.
На роль Марты режиссёр собирался утвердить Татьяну Догилеву, но худсовет отказал. Вырезали сцену с «песенками пастушки» в исполнении Любови Полищук, но в наше время всё вернули.
В фильме прекрасная музыка Алексея Рыбникова. Перед съёмками этого фильма, спектакль по пьесе Горина шёл в Театре Советской армии, с участием Владимира Зельдина и Ларисы Голубкиной.
В фильме использовали комбинированные съёмки: марала с рогами совместили с цветущей веткой, и когда в окно кареты нужно было поместить немецкий пейзаж. В съёмках участвовал настоящий медведь, которого приманивали баночкой с килькой.
В конце фильма герой Янковского поднимается по верёвочной лестнице достаточно высоко. Актёр сделал это совершенно спокойно без дублёра, как настоящий Мюнхгаузен.
Прекрасный драматург и сценарист Григорий Горин. Также написал сценарии: «О бедном гусаре замолвите слово», «Формула любви», «Убить дракона», «Бархатный сезон».
Любопытные факты о фильме «Тот Самый Мюнхгаузен
1. История одного из самых известных советских фильмов началась с театра. Известный киноактёр Владимир Зельдин много лет хотел сыграть роль Мюнхгаузена и уговорил писателя Григория Горина создать спектакль об этом бароне. За короткое время писатель создал пьесу «Самый правдивый», в основу которой лёг сюжет писателя по имени Эрих Рапсе.
По пьесе был поставлен спектакль «Космическая фантазия». Эта постановка вошла в репертуар Театра Советской армии и смогла мгновенно получить любовь зрителей. Однажды спектакль просмотрел известный кинорежиссер Марк Захаров и решил обязательно снять кинофильм о бароне Мюнхгаузене.
2. Мало кто знает, но барон Мюнхгаузен является реальным персонажем. Ротмистр русской службы носил имя Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен и жил на территории Германии в XVIII веке. Почти 40 лет его супругой была рижская дворянка Якобина фон Дунтен, но потом барон овдовел.
Через некоторое время его законной женой стала семнадцатилетняя девушка по имени Бернардина фон Брун. Впрочем, их семейная жизнь не сложилась удачно, поэтому вскоре последовал скандальный развод. Бернардина уехала из Германии, а Мюнхгаузен потратил все сбережения и остался нищим.
Мужчина не растерялся, он сменил место проживания, открыл маленькую лавку с вывеской «Павильон лжи» и начал за деньги рассказывать посетителям выдуманные истории. Немецкий писатель Эрих Распе однажды презентовал сборник историй барона, после чего Мюнхгаузен стал известным литературным персонажем.
3. Роль барона Мюнхгаузена стала для актёра Олега Янковского знаковой, хотя он мог и не появиться в этой ленте. Художественному совету и сценаристу картины такой претендент не нравился, и только благодаря Марку Захарову этого талантливого актёра всё-таки утвердили на роль.
Янковский великолепно сыграл и заставил окружающих поверить во многогранность своего таланта. Сейчас уже невозможно представить другого актёра в качестве ведущего персонажа телефильма «Тот самый Мюнхгаузен».
4. Сложности возникли и с подбором актрисы на главную женскую роль. Среди желающих получить роль Марты присутствовали такие актрисы, как Татьяна Догилева, Ирина Мазуркевич, Галина Золотарёва. В результате на роль была утверждена Елена Коренева, хотя актриса на тот момент носила короткую стрижку и на первый взгляд совершенно не имела ничего общего с романтичной Мартой.
В картине «Тот самый Мюнхгаузен» снималось всего 2 женщины — Елена Коренева и Инна Чурикова, но последняя заезжала на съёмочную площадку только изредка. А вот Коренева проживала вместе с мужским коллективом и была объектом постоянных ухаживаний.
5. Картину снимали в немецком городке Вернигероде. Актёры из Германии не только участвовали в массовке, а и исполняли эпизодические роли. Кроме того, на съёмочной площадке присутствовал и каскадёр из Германии, с которым Александр Абдулов как-то захотел помериться силами.
Бороться решили не на руках, а пальцами. Мужчины сцепили указательные пальцы и каждый начал давить со всех сил. В результате у Абдулова оказался сломанным палец, а режиссер Марк Захаров был очень недоволен поведением актёра. Это не единственная травма Александра Гавриловича на съёмках фильма «Тот самый Мюнхгаузен» — актёр неудачно прыгнул через забор и поломал палец на ноге.
6. Команде пришлось очень потрудиться над съёмками того момента, когда в кадре появляется олень с деревом на голове. Олени в местном зоопарке только скинули рога, поэтому идея привязать дерево к рогам животного провалилась.
Пробовали поместить в кадр и чучело, но получалось очень неправдоподобно. В конечный вариант сцены попал марал (подвид благородного оленя), который прошёл перед камерой, а уже потом с помощью монтажа с животным совместили вишнёвое дерево.
Изначально из картины полностью убрали «Песенку пастушки» в исполнении Любови Полищук, ведь на тот момент актриса была в немилости у советского руководства. Через время кадры с участием Полищук всё-таки вернули в фильм.
8. Известная фраза главного героя фильма «Умное лицо ещё не признак ума…» стала крылатой, хотя и была произнесена с ошибкой. Янковский должен был произнести слова «Серьёзное лицо ещё не признак ума…», но совершенно случайно допустил ошибку. Полученный вариант фразы очень понравился режиссеру фильма, поэтому эти слова и попали в окончательную версию картины «Тот самый Мюнхгаузен».
Предлагаем также узнать о съемочном процессе фильма «Три плюс два». Эта комедия стала культовой, но многие не знают, как проходили съемки.
Фото: скриншоты фильма
Биография
Знаменитый актер театра и кино Олег Янковский родился в Казахстане, в небольшом городке Джезказган в 1944 году, куда его семья была вынуждена переехать по приказу действующего правительства. Олег был третьим и самым младшим ребенком: в семье Янковских на тот момент уже подрастало двое сыновей – Коля и Ростислав.
Глава семейства, польский дворянин Ян Янковский, до Октябрьской революции служил гвардейским офицером, а за отвагу во время Первой мировой войны был награжден орденом Святого Георгия. В 30-х годах дважды находился под арестом из-за своей связи с Тухачевским.
Лихолетье Великой отечественной войны Янковский со своим семейством провел в тылу, в Джезказгане, где трудился на плавильном комбинате.
Чтобы не подвергать угрозе подрастающих сыновей, Янковский-старший был вынужден уничтожить все, что связывало его с прежней жизнью: документы, семейные фото и даже орден Святого Георгия.
Детство Олега пришлось на тяжелое послевоенное время, в крайней бедности, поскольку из-за репрессий Янковские потеряли все свое имущество. Но, несмотря на бытовые трудности, супруги смогли привить всем детям большую любовь к литературе.
В 1951 году Янковские переехало в Саратов, где, спустя два года, в 1953 году от давнишнего ранения скончался глава семейства. Мать постоянно испытывала нехватку денег, и ей одной было очень тяжело прокормить троих сыновей. Старший, Ростислав, переехал в Беларусь и устроился на работу в Минский театр, а вскоре забрал к себе и четырнадцатилетнего Олега. На тот момент он совершено не интересовался театром, и вскоре вернулся в Саратов.
Позже он все же решил попробовать поступить в театральный вуз, но не успел на вступительные экзамены. Как выяснилось, именно в этот же вуз втайне ото всех успешно поступил брат Коля. Но директор почему-то решил, что произошла ошибка, и сообщил удивленному Олегу, что он зачислен в ряды студентов. Поначалу учеба давалась парню сложно, и лишь в последние годы студенчества он смог заявить о себе как о потенциально сильном актере.
Коварный недуг и уход актера
На здоровье Олег Иванович никогда не жаловался. Всегда был в прекрасной форме, не злоупотреблял горячительными напитками и старался не переедать, облегчая организму работу. Правда, в конце 70-х Янковского начало беспокоить сердце. Случился первый инфаркт.
Олег Янковский. Слева с внуками
После лечения народный любимец быстро восстановился. Следующий “звоночек прозвенел” в 2008 году. Врачи обследовали Янковского и диагностировали ишемическую болезнь. Курс лечения должного результата не дал. Вскоре состояние Олега Ивановича резко ухудшилось.
Тщательное обследование привело к плачевным выводам: у актера обнаружили онкологическое заболевание последней степени. Зимой 2009 года Янковского поместили в немецкую клинику. Положительной динамики не случилось и он вернулся в Россию.
Несколько месяцев Олег Иванович работал, но с каждым днем его самочувствие ухудшалось. 20 мая того же года актера госпитализировали, но, к сожалению, врачи не смогли его спасти. Прощание с любимым актером состоялось в “Ленкоме”. Могила находится на Новодевичьем кладбище в городе Москве. Олегу Янковскому было не так уж и много, всего 65 лет…
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Ольга Сошникова – Барбара
- «Убить дракона»
- «Любовь Серафима Фролова»
- «Поражение»
Роль молодой немки, унтершарфюрера СС Барбары Крайн, стала самым ярким моментом в карьере Ольги Сошниковой. Во время съемок исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов предложил внести в сценарий дополнения и показать зрителям, что героиня Ольги влюблена в Штирлица. Сошникова блестяще справилась с поставленной задачей, но сделать большую карьеру в кино ей так и не удалось. Актрису приглашали в кино редко и в основном на эпизодические роли. Сошникова снялась всего в двадцати картинах, последняя из которых, «Спартак и Калашников» вышла на экраны в 2002 году.
Мультфильмы
Похождения Мюнхгаузена (1929)
Что может быть более увлекательным, чем история, рассказанная самим бароном Мюнхгаузеном?
Кто-то считает его хвастуном, кто-то лгуном, но… Разве мог в таком случае барон спрыгнуть со страниц своих «Воспоминаний» и рассказать на весь мир об охоте на хитрую лису и олене с вишнёвым деревом на голове?
Весёлые приключения Мюнхгаузена начинаются!..
https://youtube.com/watch?v=3f_prQgyKSs%3F
Приключения барона Мюнхаузена (1967)
Знаменитый на весь мир барон Мюнхгаузен не нуждается в представлении: все от мала до велика наслышаны об его удивительных путешествиях и приключениях.
Благодаря своей смекалке и находчивости барон умудрялся выкарабкаться из самых безвыходных ситуаций, и теперь, с трубкой в зубах, раскачиваясь в уютном кресле-качалке он рассказывает правдивые истории из собственной жизни.
А начиналось всё в заснеженной, холодной России, где наш герой одним выстрелом убил сразу трёх волков…
https://youtube.com/watch?v=e98noJOVRJ0%3F
Приключения Мюнхаузена (1973-1995)
Барону Мюнхаузену очень часто приходят письма от его юного друга, в которых он жалуется то на безвыходное положение, то на строгую бабушку, то на дождливую погоду.
Но Мюнхаузен только улыбается, читая письма: в его жизни были куда более безвыходные ситуации, каждая из которых может стать уроком мужества, отваги и находчивости. Если бы барон Мюнхаузен каждый раз сетовал на судьбу и плакал, ему бы не удалось побывать на Северном полюсе и в Африке, встретиться с восточным джином и победить злобных пиратов…
А верная собака Матильда подтвердит, что каждое слово барона — истинная правда!
https://youtube.com/watch?v=hW1DrHWYHJ0%3F
Фантастические приключения легендарного барона Мюнхгаузена (1979)
Представляем вашему вниманию еще один мультфильм про приключения известного барона!
Этот мультфильм был создан французскими мультипликаторами в 1979 году.
Он расскажет о новых странствиях и историях веселого и правдивого Мюнхаузена.
Тайна жителей Луны (1982)
Когда-то давно, в 1787 году, известному учёному и астрологу того времени удалось доказать, что на Луне есть жизнь. И если верить древним хроникам, то обитателям Луны известна тайна вечной жизни.
Сириус обращается к своему эксцентричному кузену барону Мюнхаузену за помощью. Он просит его отправиться на Луну и узнать секрет бессмертия.
Мюнхаузен, ведомый жаждой приключений, приступает к экипировке огромного трёхмачтового корабля…
https://youtube.com/watch?v=n5FpGshnWgM%3F
Мюнхгаузен в России (2006)
Ветер приключений, так удачно пролетавший над Германией, подхватил барона Мюнхгаузена вместе с конём да и перенёс его в далёкую Россию.
А российская зима не чета германской: здесь, из-за снега, крыш домов не видать!
Выходит на улицу деревенский караульщик — а на пожарной колокольне сидит барон, промёрзший до костей. Хлебосольные хозяева помогли иностранному гостю спуститься на землю и повели его в баню согреться.
Барон Мюнхгаузен рассказывает о традициях и законах русского гостеприимства.
https://youtube.com/watch?v=pDY8hUw7ySM%3F
Новые, никому не известные, приключения барона Мюнхгаузена (2007)
Барон Мюнхгаузен искренне возмущён: почему в библиотеке книгу о его приключениях поставили рядом со сказками?! Все на свете знают, что более правдивого человека, чем Мюнхгаузен, нет!
И уж ему-то, барону, хорошо известно, как писатели искажали сюжеты популярных сказок, в каждой из которых наш герой принимал непосредственное участие. Например, мало кто знает, что Маленький Мук едва не стал жертвой крокодила: зубастый хищник ухватил Маленького Мука за нос и вытянул его так, что он стал размером с «батон»…
А, впрочем, скорее присоединяйтесь! Барон Мюнхгаузен начинает свой рассказ…
https://youtube.com/watch?v=RbRnkgiPkgI%3F