Содержание серий сериала Зулейха открывает глаза
«Мокрая курица»
Начинается с описания семейной жизни татарина Муртазы, являющегося шестидесятилетним крестьянином, и тридцатилетней Зулейхи, проживающих совместно с матерью мужа Упырихой, потерявшей зрение. Дети в семье отсутствуют. Домашнее хозяйство лежит полностью на плечах молодой женщины, над которой издевается злобная и капризная свекровь.
В один из дней Упыриха представляет сыну доказательства нападения на нее Зулейхи, за что муж избивает женщину, которая безропотно переносит все тяготы семейной жизни. Муртаза узнает о планируемом изъятии у крестьян имущества и продуктов, в то время, как мать упивается воспоминаниями о пережитом голоде. У мужчины рождаются подозрения о том, что в прошлом Упыриха в голодные годы съедает своих старших детей. Зулейха с мужем отправляются на кладбищенский погост с целью сокрытия в могилах их умерших детей зерна. Однако на обратном пути они оказываются задержанными красноармейцами, которые расстреливают мужа, а затем арестовывают Зулейху, прихватив из дома все ценное имущество.
«Куда? В дорогу!»
Героиню распределяют в спецкараван, который отправляется в Казань, где помещают на месяц в пересыльный дом, расположенный в помещении бывшей церкви. Здесь происходит знакомство Зулейхи с одним из осужденных, являющихся профессором, хирургом Вольфом Карловичем Лейбе, оказавшимся арестованным по доносу собственной домработницы Груни, оставшейся после задержания хозяина собственницей его квартиры.
Через месяц заключенных отправляют эшелоном в Сибирь, командование которым осуществляет Игнатов совместно со смотрящим вагона Горелым. В пути арестованных сопровождает ежедневная смерть детей, а также несколькими заключенными совершается побег. В этот момент Зулейха узнает о своей беременности. По прибытию в Красноярск заключенных помещают на баржу, которая во время шторма тонет, а сумевших выжить людей размещают на берегу Ангары, при этом Игнатов назначается комендантом лагеря.
«Жить»
Люди начинают приспосабливаться к жизни в таежных условиях, не имея продуктов и крыши над головой. Игнатов, имеющий оружие, охотиться, желая прокормить подопечных. У Зулейхи начинаются роды и на свет появляется мальчик, которого женщина называет Юзуфом. С наступлением зимы в лагере появляются первые больные, а Зулейха лишается молока и вынуждена кормить ребенка собственной кровью. В этот период во сне женщина видит образ свекрови.
С приходом весны у Игнатова заканчиваются патроны, однако приходит баржа, доставившая новую партию заключенных. Игнатов оказывает знаки внимания Зулейхи, которая работает на кухне, но женщина отказывает в близости коменданту. Лагерь существует на протяжении семи лет, в течение которых Зулейха осваивает азы охоты, а Юзуф проявляет интерес к рисованию под влиянием художника Иконникова, а также занимается французским языком с заключенной Изабель. В один из дней Игнатов оказывается травмированным и Зулейха, ухаживающая за ним, соглашается на интимную близость с мужчиной.
«Возвращение»
С началом войны осуществляется призыв на фронт и из числа раскулаченных граждан. Игнатов не стремится попасть на войну, но в этот период Зулейха прерывает с ним отношения. Повзрослевший Юзуф планирует совершение побега из лагеря. Узнав об этом, Зулейха обращается к Игнатову, который изменяет имя юноши, дав ему собственную фамилию, а также оказывая помощь в побеге.
Ильдар Ягафаров: «Мы не такая уж крепкая нация, и нам пока еще не позволительно делать такие самоироничные фильмы»
Кинорежиссер и председатель Союза кинематографистов Татарстана Ильдар Ягафаров об идейной составляющей картины выразился довольно жестко, несмотря на то, что сам сериал он считает хорошо выполненным с кинематографической точки зрения.
«Я переживаю, что там происходит и куда двигается наш национальный кинематограф. То, что я увидел, это добротная киноработа. Есть там, конечно, и киноляпы, но с точки зрения идеологии для меня это легкий удар из-за того, что мы допускаем такие работы. Это удар по нашему национальному самосознанию», — сказал Ягафаров.
Режиссер считает, что для татар это большой удар и со стороны Гузель Яхиной — предательство татарской женщины.
«Татарская женщина не может быть такой, но при этом в кино, конечно, может быть всё. Однако если Яхина написала бы книгу о чеченской или еврейской жизни, непонятно, как бы отнеслись эти национальности к такому произведению. У нас культурный код позволяет к этому легко относиться, прощать. С другой стороны, Яхиной я это не прощаю и считаю, что она предательский поступок совершила», — добавил спикер.
Ягафаров считает, что сериал четко дал понять, что татары сегодня слабая нация, если позволяют снимать такие произведения. «Я вспоминаю свою бабушку, которая ушла из жизни в преклонном возрасте. Она рассказывала про те времена, и такого тогда быть не могло, несмотря на то, что было многое», — поделился режиссер.
С точки зрения идеологии режиссер вспомнил о произведении Гаяза Исхаки «Зулейха» и книге «Мухаджира» Махмута Галяу.
«Люди в сериале хотя бы с акцентом должны были говорить. Взять главную героиню Зулейху, которая всю жизнь прожила в деревне и могла бы говорить с акцентом. Непонятно, почему не взяли наших красивых и молодых актрис», — подчеркнул председатель Союза кинематографистов РТ.
Он привел в сравнение фильмы о конкретных национальностях, где герои говорили с акцентом, например «Табор уходит в небо» или «Мимино». «Здесь же речь абсолютно вычищена, и татары слышат лишь случайные татарские фразы. Никто из создателей не подумал, что есть такой нюанс», — поделился Ильдар Ягафаров.
Режиссер выразил Анашкину уважение из-за деликатного отношения к материалу, но в то же время обратил внимание на то, что тот не увидел нюансов, как это бы сделал татарстанский режиссер. У Муртазы тюбетейка не казанских, а пермских татар, перечисляет Ягафаров, наряды Зулейхи и Упырихи также вызвают сомнение: «Татарские женщины так не одевались, например, у них всегда были белые и чистые платки
И есть еще куча нюансов».«Я читал книгу „Дети мои“ и хочу отметить, с какой любовью Яхина относится к немцам. Хотя там тоже есть странные перипетии. В мировой культуре и кинематографе были разные произведения и фильмы, но их могли позволить себе крепкие нации, а мы, к сожалению, не такая уж крепкая нация, и нам пока еще не позволительно делать такие самоироничные фильмы. Другие серии мы еще не видели, хотя они могут быть сильными»
У Муртазы тюбетейка не казанских, а пермских татар, перечисляет Ягафаров, наряды Зулейхи и Упырихи также вызвают сомнение: «Татарские женщины так не одевались, например, у них всегда были белые и чистые платки. И есть еще куча нюансов».«Я читал книгу „Дети мои“ и хочу отметить, с какой любовью Яхина относится к немцам. Хотя там тоже есть странные перипетии. В мировой культуре и кинематографе были разные произведения и фильмы, но их могли позволить себе крепкие нации, а мы, к сожалению, не такая уж крепкая нация, и нам пока еще не позволительно делать такие самоироничные фильмы. Другие серии мы еще не видели, хотя они могут быть сильными».
Айсылу Хафизова: «Елей на душу — татарская песня в заставке к фильму и внутри него»
Сценарист ситкома ТНВ «Хорошая жизнь» и писательница Айсылу Хафизова, по ее словам, купила книгу из-за татарской фамилии автора и имени Зулейха в заголовке. А начала смотреть сериал потому, что на федеральном канале зазвучала татарская песня «Ай былбылым» в заставке фильма, Роза Хайруллина воплотилась в Упыриху, а Чулпан Хаматова — в хрупкую зеленоглазую Зулейху.
«Увидев это имя на обложке современного романа, пройти мимо я просто не смогла. И была очарована мастерством, с которым в нем был перепрограммирован этот культурный код. Не сразу и увидишь — страдает Зулейха Яхина/Шубина в узнаваемой среде и от знакомых типажей», — отметила Хафизова
Многие из чувства протеста заявляли, что не будут смотреть этот фильм. «Странная позиция. Ибо фильм, судя по первой серии, получился добротным. Елей на душу — татарская песня в заставке к фильму и внутри него. Чулпан безропотного молчаливого глазастика сделала хорошо, татарский быт размыт либо взят крупным планом, поэтому не резало глаз ничего. Лиха беда начало. Посмотрим, как пойдет дальше», — подчеркнула писательница.
Хафизова отметила операторскую работу и работу режиссера Егора Анашкина — ученика Вадима Юсуповича Абдрашитова.
«Он проявил здесь хороший вкус и чувство меры — сцены секса и насилия проскочил изящно, маразм с могилами детей Зулейхи и ее воспоминаниями решен поэтично. Акценты там, где надо, ракурсы растут откуда надо», — добавила она.
Сериал «Зулейха открывает глаза»
Первым переносом творчества Яхиной в область кинематографа и театра стала постановка романа «Зулейха открывает глаза» в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури. Произошло это в 2018 году. Постановка Айрата Абушахманова поучаствовала в XIX Международном Волковском фестивале в Ярославле и получила ряд номинаций на «Золотую маску».
Уже в 2020 году кинокомпания «Русское» представила публике сериал «Зулейха открывает глаза». Первая серия была показана 13 апреля 2020 года на телеканале «Россия 1».
Заглавную роль сыграла Чулпан Хаматова, а компанию по съемкам ей составили Юлия Пересильд, Сергей Маковецкий, Роман Мадянов, Александр Баширов, Роза Хайруллина и др. Режиссером сериала выступил Егор Анашкин, известный по съемкам одного из сезонов «Каменской».
Сюжет
Действие начинает развиваться зимой 1930-го года. Прямо на пороге собственного дома мужа главной героини Зулейхи, татарской крестьянки, жестоко убивают, а саму ее раскулачивают и ссылают в вагоне-теплушке в далекую Сибирь на верную гибель. В одном вагоне с женщиной оказываются крестьяне и интеллигенты, христиане и мусульмане, русские, татары, немцы – огромный эшелон, брошенный в тайге без пищи, воды, крова и теплой одежды, которому теперь придется мириться с характерами друг друга, чтобы выжить. Зулейха находит в себе силы пройти все испытания, уготованные ей судьбой, главное из которых – испытание Любовью, ведь чтобы выжить – необходимо любить и быть любимой.
«Индустрия кино» о съёмках фильма
В понедельник 13 апреля на канале «Россия 1» большая премьера — выходит многосерийный фильм «Зулейха открывает глаза». Этого события ждали миллионы поклонников одноимённого романа Гузель Яхиной. О книге в своё время писали Forbes и New York Times, восхищаясь качеством произведения и проданными тиражами. А сама писательница получила за роман престижную премию «Большая книга». И вот выходит экранизация. Корреспондент «Индустрии кино» Дмитрий Лузган рассказывает, почему он тоже ждёт премьеры.
«Зулейха открывает глаза»: грандиозная премьера на канале «Россия 1»
Сюжет «Индустрия кино» о фильме «Зулейха открывает глаза»
Корреспондент Дмитрий Лузган: «Во-первых, я как и многие россияне, работаю из дома и мне ничто не мешает посмотреть сериал, который будет выходить в 21:00. Даже до карантина это было максимальное комфортное время для всех категорий зрителей. Что уж сейчас говорить. Во-вторых, я был на натурных съёмках «Зулейхи» прошлой зимой и замерзал вместе со всей со съёмочной группой, в том числе главными звёздами проекта. Именно тогда я проникся и к ним, и к сериалу симпатией».
В главной роли Чулпан Хаматова, актриса крайне избирательная и которую не так-то просто получить в свой проект. Если соглашается, значит оно того действительно стоит. Чулпан играет безропотную вроде татарскую женщину Зулейху, деспотичного мужа которой убили во время раскулачивания, а саму её отправили в тайгу. На съёмках эпизода на пересыльной станции, я как раз и побывал. Трейлер фильма «Зулейха открывает глаза»
Испытания для героини начнутся ещё во время следования к месту ссылки. Голод, болезни, бесцеремонность сопровождающих, среди которых герои Юлии Пересильд и Евгений Морозов. Это он, чекист Игнатов, хоть и при исполнении, убил мужа Зулейхи, а его напарница, боец ОГПУ Настасья, возненавидит её сначала за то, что жена кулака, потом — когда своим, женским чутьём поймает и поймёт, что Игнатов что-то чувствует к этой хрупкой на вид, но сильной сердцем татарской женщине. Евгений Морозов, исполнитель роли Ивана Игнатова:«Он выписан как живой человек и это очень правильно. Это честно по отношению к истории и драме. Честные человеческие взаимоотношения».
Я люблю, когда за актёрской работой в фильме скрывается актёрская история, когда исполнитель, как Евгений Морозов на встрече с нами, признаётся, что та или иная роль перепахала его. Как раз такая досталась и Сергею Маковецкому. На экране он появляется редко, но метко. В «Зулейхе» искал себе роль злодея, но режиссёр Егор Анашкин (за ним многосерийный хит — «Кровавая барыня») уговорил Сергея Васильевича сыграть профессора медицины Карла Лейбе — тоже сосланного в Сибирь. Крайне необычный персонаж. От горя и бед Лейбе прячется в своём внутреннем мире-скорлупе: он внушил себе, что столыпинский вагон — госпиталь на колёсах, комендант эшелона — главврач, а лагерный тулуп — медицинский халат.Сергей Маковецкий, исполнитель роли Доктора Лейбе: «Я тут же же позвонил своим друзьям докторам и спросил, что это такое? Это дереализация. Это не значит, что он сумасшедший». Ещё один трейлер фильма «Зулейха открывает глаза»
И всё же большая часть действия будет разворачиваться на месте ссылки, где герои, едва выжившие во время конвоирования, будут осваивать суровую тайгу. Здесь нужно будет не просто выжить и сохранить достоинство. Многих ждут испытания, искушения, кого-то новая жизнь с нуля, а кого — настоящая невиданная в жизни любовь. И фильм тоже влюбляет в себя: яркой исторической фактурой, лихо закрученным сюжетом и многогранными, живыми героями. Даже в Настасье окажется что-то человеческое, что не оправдает, но объяснит, почему она ненавидит тех, кого называли тогда врагами народа. Юлия Пересильд, исполнительница роли Настасьи:«Конечно это всё дикость, когда через кровь хотят прийти к лучшей жизни. Я не уверена, что через убийство и кровопролитие, можно прийти в миру, любви и счастью».
Проект о многом ещё заставит задуматься. О том, как не упасть, когда нет ни физических, ни моральных сил, как в невыносимых обстоятельствах научиться любить и прощать: других людей, себя, Родину — даже жестокую. Такие темы и вопросы и делают произведения классикой. «Зулейха открывает глаза», как роман, уже стал таковым, настал черед многосерийного фильма. Вот почему в понедельник я буду смотреть его на канале «Россия 1», ровно в 21:00 по Москве.
Сергей Маковецкий,
Егор Анашкин,
Чулпан Хаматова,
Юлия Пересильд,
Евгений Морозов
Новинка
Актеры и их роли
- Зулейха – главная героиня, перенесла нелегкую судьбу, а затем была сослана в Сибирь, здесь впервые влюбилась и познала истинные эмоции, ведь даже суровые края могут преподнести человеку неожиданные сюрпризы – Чулпан Хаматова.
- Упыриха – нелюбимая свекровь Зулейхи, мать Муртазы, которая постоянно подливает масло в огонь, грубо разговаривает со снохой, всячески пытается подколоть девушку – Роза Хайруллина.
- Настасья – одна из девушек, которую сослали в поселение, влюблена в Игнатова, по сериалу Настасье досталась более значительная роль, чем в книге – Юлия Пересильд.
- Игнатов – возлюбленный Настасьи – Евгений Морозов.
- Муртаза – муж Зулейхи, 60-летний старик, скупой, после того, как решил спрятать зерно, был сокрушен гвардейцами, лишившись жизни – Рамиль Сабитов.
Актеры и роли
- Чулпан Хаматова («Таинственная страсть», «Синдром Петрушки», «Достоевский», «Дети Арбата»)
- Сергей Маговецкий («Одесский пароход», «Зеленые коты», «Тихий Дон», «Жизнь и судьба», «Чудо»)
- Елена Шевченко («Красотка!», «Братья по обмену», «Жить дальше», «С чего начинается Родина»)
- Юлия Пересильд («Победители», «Я — учитель», «Выше на этаж», «Взрослые дочери», «Лалабай»)
- Роман Мадянов («Подольские курсанты», «Запасный выход», «Команда мечты», «Все или ничего»)
- Александр Сирин («Обратимая реальность», «Секретарша», «Чистое искусство», «Спутники»)
- Евгений Морозов («Идти до конца», «Город влюбленных», «Оптимисты», «Москва, я тепрлю тебя»)
- Дмитрий Куличков («Сердце Пармы», «Хороший человек», «Лучше, чем люди», «Частица Вселенной»)
- Владимир Щербаков («Чистосердечное признание», «Поиски улик», «Опасная любовь», «Лесник»)
- Лилия Пысларь («Бумеранг», «Деревенщина», «Любовь как стихийное бедствие», «Полярный»)
- Александр Баширов («Домашний арест», «Лето», «Крап отмороженный», «Картина маслом», «Стройка»)
О чем мини-сериал?
О чем мини-сериал? Сюжет картины «Зулейха открывает глаза» довольно интересный. События разворачиваются в 1930-м году, за десяток лет до начала Второй мировой войны. Именно в это время в татарских деревушках происходит раскулачивание крестьян. Дошло это и до места проживания главной героини многосерийного фильма — Зулейхи.
Женщина замужем за мужчиной по имени Муртава, который старше ее на много лет, а потому больше походит на ее дедушку. Мужчину сложно назвать заботливым, нежным и любящим человеком. Он довольно тиранично относится к Зулейхе.
Все чаще до поселения главной героини доходят слухи о том, что в соседних деревушках раскулачивают крестьян. У Муртавы имеется какое-никакое богатство, о котором он стал беспокоиться сильнее из-за поступающей информации. Мужчина собирается спрятать свое «добро», однако его плану не суждено было сбыться. Во время осуществления замысла Муртава был пойман гвардейцами и убит.
В этот момент положение Зулейхи становится еще хуже, ведь теперь у нее нет мужа. Но жить с невыносимой свекровью женщине оставалось недолго. Ее вывозят в Сибирь, как и многих других раскулаченных крестьян. Людей бросили на произвол судьбы без теплой одежды, еды и крыши над головой. Зуйлеха окружена неизвестными. Все люди разнятся верой, национальностью, статусом
Но это становится совсем неважно, ведь у всех теперь одна цель — выжить в холодной Сибири. Но кто бы мог подумать, что этот поворот событий принесет в жизнь Зулейхи и много хорошего
Главная героиня вынуждена будет не только справиться с проблемами, но и осознать, что она не менее других заслуживает счастья, которое на самом деле совсем близко.
Сюжет
Зулейха с супругом проживает в небольшой татарской деревне. Когда к власти приходят большевики, начинается раскулачивание помещиков. Небольшую провинцию тоже задевает этот жуткий период. Во время стычек с новой властью муж Зулейхи погибает, а саму крестьянку с остальными вынужденными переселенцами отправляют в сторону Сибири.
Никто не думает, что бедные люди одеты не по погоде и были вынуждены покинуть дома, ничего не успев с собой прихватить. Когда кучку людей доставляют до берега Ангары, по приказу высшего руководства несчастных оставляют без еды, теплых вещей и крова. Зулейхе ничего не остается, как постараться перебороть свои принципы ради выживания в жутких условиях.
Это будет интересно:
- производственным процессом занималась студия «Русское»;
- кресло режиссера занял Егор Анашкин;
- жанр: историческая драма;
- сериал Зулейха открывает глаза успел заработать один из главных призов кинофестиваля «Читка»;
- всего будет показано 8 эпизодов;
- дата выхода Зулейха открывает глаза назначена на 13 апреля 2020;
- многие актеры делились в социальных страницах, что съемки проходят не в лучших условиях, поэтому многие мечтают поскорей увидеть результат непосильных трудов;
- драматический рассказ о судьбе татарки Зулейхи переведен на 18 языков;
- телесериал является экранизацией одноименного романа Гузель Яхиной;
- съемки проходили в Татарстане и Пермском крае.
Представители фестиваля, получившие возможность оценить премьеру первыми, отзываются о работе только положительным образом. Так что стоит рассчитывать: релиз будет захватывающим. Ждем с особым интересом дату выхода сериала Зулейха открывает глаза, чтобы оценить, насколько действительно сюжет стоящий.
Создатели представляют своё кино
В скором времени на телеэкраны страны выходит сериал «Зулейха открывает глаза», снятый по одноимённому бестселлеру Гузель Яхиной. История о татарской женщине, которая после долгих невзгод обрела своё странное, выстраданное счастье в далёкой Сибири, стала настоящим событием в мире литературы. Главную роль в экранизации книги сыграла Чулпан Хаматова, кроме неё в фильме приняли участие артисты Сергей Маковецкий, Юлия Пересильд и Евгений Кузнецов.
«У меня был сильный спор с моей героиней», — Чулпан Хаматова и другие о фильме «Зулейха открывает глаза»
Сюжет программы «Индустрия кино»
Не хочется к такому привыкать, но хотя бы то, что мероприятие состоялось, уже хороший знак. К пандемии приходится приспосабливаться, но жизнь продолжается. В зале почти все исполнители главных ролей кромеЧулпан Хаматовой — исполнительницы роли Зулейхи. Редкая гостья любых мероприятий, она присоединилась к разговору по видеосвязи, рассказав о книге и своей героине.
Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза»
Чулпан Хаматова, исполнительница роли Зулейхи: «У меня был сильный спор с героиней – её развитие от начала, некой бессловесной, послушной жены, к героине, которая сама принимает решения. Это начало мне не сразу удалось».
Каждый рассказал о своём герое. Сергей Маковецкий хотел сыграть отрицательную роль, но режиссёр Егор Анашкин (он тоже был на пресс-конференции), уговорил его исполнить роль профессора медицины Карла Лейбе — интеллигента с нарушением восприятия внешнего мира. Замкнуться в себе героя вынудили тяжкие потрясения (гибель пациентки, арест, ссылка), а выйти из этого состояния — боль другого человека: у Зулейхи начались роды и кроме Лейбе помочь было некому.
Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза»
Сергей Маковецкий, исполнитель роли Доктора Лейбе: «Возник азарт, возник интерес к персонажу. Я понял, что я такого не играл. Я убедился в том, что Егор абсолютно прав, когда он мне сказал: «Сергей Васильевич, мне кажется такого человека и в таких обстоятельствах вы еще не играли».
Отрицательная роль досталась Юлии Пересильд. Её Настасья — женщина Революции, которая начиталась агитационных плакатов и поверила, что кнут и кулак — единственный язык общения с деклассированными и им это только на пользу.
Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза»
Юлия Пересильд, исполнительница роли Настасьи: «Она пропагандирует это время, купается в идеях этого времени. Для неё это всё очень серьёзно — идеи Революции, женщина Революции. Она пропитана этой пропагандой».
Под «бронёй» бойца ОГПУ Настасьи — израненная и загрубевшая душа, что ищет и не находит ответной любви. Настасья в этом — полная противоположность Зулейхи: с виду хрупкой, но сильной и цельной натуры. Чекист Иван Игнатов, который убил мужа Зулейхи при исполнении, не сразу осознаёт, что проявляет интерес к этой татарской женщине. Куда раньше — это своим женским чутьём улавливает Настасья. В пробуждающейся любви к Зулейхе Игнатов переосмысливает свои поступки. Трейлер фильма «Зулейха открывает глаза»
Евгений Кузнецов, исполнитель роли Игантова: «Получился человек. Не всегда так получается, иногда получается функция. Получился глубокий человек с большим одиноким сердцем. Я даже не представлял, как это будет, но когда увидел, я забыл, что это я играю».
Роман Гузель Яхиной уникален тем, что писался как сценарий и только потом превратился в литературный текст. Одно из отличий от экранной версии в героине Юлии Пересильд: в романе она была эпизодическим героем, а в сериале стала третьим по значимости. Но вот дух и идеи Яхиной — всё это осталось
Гузель Яхина, писатель: «Мне кажется, это совсем не важно — совпало или не совпало с тем, что есть в фильме. Важнее другое — что фильм удался
Он удался на самом деле. Удалось совместить и большую историю, и историю маленького человека. Также, что важно, в фильме очень много режисёрских решений, операторских, актеров, и все это складывается в такой ансамбль, в котором главное — неравнодушие. Видно, что фильм сделан неравнодушными людьми».
«Зулейха открывает глаза» скоро на канале «Россия 1». Дмитрий Лузган
Сергей Маковецкий,
Егор Анашкин,
Чулпан Хаматова,
Юлия Пересильд
Новинка
Нияз Игламов: «Серия однообразна, никому не сопереживаешь, актеры играют средне»
Первая серия стала абсолютным разочарованием для театрального критика и завлита театра Камала Нияза Игламова. «Никаких открытий, кроме того, что я рад был увидеть татарских и русских актеров из Казани. Они работают ничуть не хуже московских звезд, хотя у них небольшие роли. Эпизод не вызвал никаких особых переживаний и впечатлений не вызвал. Это банальная иллюстрация, которая не тянет на качественный сериальный продукт. Может, со следующими сериями все придет в порядок и станет интересным кино, но я сомневаюсь, потому что первая серия оставляет очень грустные впечатления», — сказал Игламов.
Серия показалось критику однообразной — «никому не сопереживаешь и актеры играют средне». «Ни от Чулпан Хаматовой, ни от Юлии Пересильд нет восторгов. Грим ужасный. В общем, не зашло мне это кино», — добавил он.
Театральный критик считает прекрасным то, что на всю страну звучит татарская песня, хотя сам выбрал бы другую исполнительницу вместо Дины Гариповой. «Татарская речь и жизнь там мелькают, но само кино не впечатляет», — подчеркнул Игламов.
В России представлено две постановки по книге «Зулейха открывает глаза» — в Новокузнецке, поставленная Эдуардом Шаховым, и спектакль Башкирского драмтеатра им. Гафури режиссера Айрата Абушахманова, рассказал Игламов.
«Новокузнецкая постановка мне не особо понравилась, а вот с башкирским спектаклем никакого сравнения быть не может, потому что это было событием в художественном мире. А сериал даже не тянет на хороший сериальный продукт», — сказал завлит.
В качестве хороших работ Игламов отметил сериал «Содержанки» Константина Богомолова, зарубежные проекты компании Netflix: «Это настоящее искусство, и актеры там работают прекрасно. А наши сериальные актеры на порядок хуже, чем актеры в Европе, Азии или США».
Кто играет в фильме «Зулейха открывает глаза»: актеры и роли премьеры 2020 года
- Кто играет роль: Зулейха в сериале «Зулейха открывает глаза» — Чулпан Хаматова
- Кто играет роль: Вольф Карлович Лейбе, профессор в сериале «Зулейха открывает глаза» — Сергей Маковецкий
- Кто играет роль: Изабелла в сериале «Зулейха открывает глаза» — Елена Шевченко
- Кто играет роль: Настасья в сериале «Зулейха открывает глаза» — Юлия Пересильд
- Кто играет роль: Зиновий Кузнец в сериале «Зулейха открывает глаза» — Роман Мадянов
- Кто играет роль: Муртаза, муж Зулейхи в сериале «Зулейха открывает глаза» — Рамиль Сабитов
- Кто играет роль: Упыриха в сериале «Зулейха открывает глаза» — Роза Хаируллина
- Кто играет роль: Горелов в сериале «Зулейха открывает глаза» — Александр Баширов
- Кто играет роль: Константин Арнольдович в сериале «Зулейха открывает глаза» — Александр Сирин
- Кто играет роль: Иван Игнатов в сериале «Зулейха открывает глаза» — Евгений Морозов
- Кто играет роль: Иконников в сериале «Зулейха открывает глаза» — Дмитрий Куличков
Альберт Бикбов: «Татары здесь получились однобокими и показаны не с лучшей стороны»
Казанский обозреватель и автор Telegram-канала @bikbovguru Альберт Бикбов считает, что книга Гузель Яхиной противоречива и, соответственно, вызвала достаточно противоречивые отклики. Есть существенная часть аудитории, которая считает, что она показывает татарский народ не в лучшем свете.
«Есть сходство с „Архипелагом ‚ГУЛАГ‘“ Солженицына, та же тема сталинских репрессий. Эта тема уже была раскрыта не один раз, в этом плане содержательная часть самого фильма — осетрина второй или даже третьей свежести», — отметил Бикбов.
Бикбо отмечает то, что вызвало такой резонанс вокруг книги — казалось бы, рядового произведения о репрессиях: там есть сюжетная линия о любви жертвы к палачу. «В свое время был такой фильм „Ночной портье“, там как раз обыгрывается нездоровое влечение женщины к своему мучителю. И здесь собираются подать примерно такую же историю. Из-за этого даже оторопь берет. Зачем это нужно — непонятно», — недоумевает обозреватель.
Бикбова возмутили и герои экранизации — Упыриха и муж героини не внушают доверия. «И ладно бы здесь не было акцента на национальности — была бы не Зулейха, а какая-нибудь Людмила, Анастасия. А так — почему-то татары здесь получились однобокими и показаны не с лучшей стороны. Поэтому все это и вызывает такое отторжение у большинства аудитории. На мой взгляд, национальную компоненту так подавать нельзя», — подчеркнул Бикбов.соцсети
В стране были сталинские репрессии, но ведь от них страдали все, а не только татары, и не нужно это выделять дополнительно, подытожил Бикбов.
Марат Ишкильдин
sntat
Интересные факты
- Даже учитывая то, что сериал был снят по мотивам одноименной книги, написанной Гузель Яхниной, в изначальном варианте он выглядел как сценарий. Сама писательница признавалась, что была уверена – по этому произведению снимут фильм и в роли Зулейхи должна будет выступить именно Чулпан Хаматова. Так и произошло: Чулпан успешно прошла кастинг.
- Съемочный процесс 1 сезона проходил возле Казани, в 60 километрах от города. Для этого несколько месяцев строился Семрук, собирались люди, которые позже выступили в роли массовки, ближе к началу приехали Пересильд вместе с Хаматовой и другие исполнители главных ролей. На момент съемок все актеры жили в Казани, любуясь красотами столицы Республики Татарстан.
- Поскольку в настоящее время участились случаи споров между писателями и создателями сериалов, курировать проект, наблюдать, консультировать попросили Гузель Яхнину. Она лично одобряет работу актеров, а также все изменения в сценарии и постановке образов для персонажей. Писательница была очень довольна картиной и высказала свое признание участникам проекта.
- Частично съемки проходили в Казанском кремле. Процесс оказался настолько утомительным, что актеры провели в Казани почти полгода – это рекордное время съемок, но что не сделаешь ради искусства. Юлия Пересильд, в отличие от остальных актеров, не унывала и наслаждалась видом Казани, ходила на экскурсии, проводила время в здешних заведениях.
- В запасе у Яхниной лежал иной исход истории – изначально она написала, что спустя много лет Юзуф вернется в покинутый всеми Семрук, ведя за собой внучку Зулейху. Но потом она решила, что не хочет видеть конец истории именно таким.
Ранние годы
Будущая писательница родилась в Казани в семье врача и инженера. До трех лет девочка говорила только по-татарски, на русском она стала говорить в детсаде. Окончила физико-математический лицей №131, после чего поступила в Казанский государственный педагогический институт на факультет иностранных языков.
В детстве посещала художественную школу, начала увлекаться кино и изучать сценарии. Любовь к чтению Гузель привили еще в школьном возрасте, а дедушка читал внучке сказки собственного сочинения.
По воспоминаниям самой Яхиной, быт семьи дедушки по отцу и быт семьи родителей матери сильно различались. Если в семье родителей матери сохраняли крестьянский уклад жизни, то родители отца были людьми более городскими, они вели разговоры об искусстве и политике.
После окончания КазГПИ Гузель перебралась в Москву, где устроилась в сферу PR и рекламы. Интерес к кинематографу, который не пропал с детских лет, обернулся учебой на сценарном факультете Московской школы кино, который она окончила в 2015-м.
Сюжет
За десяток лет до событий Второй мировой войны происходило раскулачивание крестьян. Неугодных государству людей отправляли в Сибирь на долгие годы. В это время Зулейха проживает в захолустной деревушке вместе со своим мужем Муртазой, который по возрасту больше годится ей в дедушки. Женщина буквально ненавидит каждый день своей жизни, но смиренно принимает все, что ей уготовано.
Вдобавок ко всему масла в огонь подливает свекровь Упыриха, способная лишь на издевки в адрес бедной Зулейхи. У Муртазы и девушки нет детей, от этого становится еще грустнее, ведь бедная Зулейха не видит в этой жизни ничего хорошего.
Ежедневно они видят или слышат, как в деревне происходит раскулачивание и муж переживает за небольшие богатства, которые имеются у семьи. Тогда Муртаза решает, что им необходимо спрятать последние запасы зерна. К несчастью, план не удался, глава семьи нарвался на гвардейцев и был убит. Положение Зулейхи становится еще хуже, ведь она осталась один на один с ненавистной свекровью.
Кадр из сериала
Но совсем скоро положение меняется – Зулейху отправляют в ссылку, которые многие считают последним пристанищем в аду. Никто не возвращается из Сибири таким, как прежде, а большинство людей так и остаются здесь, похороненные под сенью вечнорастущих деревьев.
По дороге Зулейха замечает, что сюда ссылают абсолютно разных людей – не важна ни национальность, ни общественный статус. Ленинградский интеллигент ютится вместе с заядлым преступником, не важны ни вера, ни национальность – ничего. Все попадут под нещадное бремя власти СССР…