Ральф Эмерсон
Ральф Уолдо Эмерсон (Ralph Waldo Emerson). 25 мая 1803 года, Бостон, США — 27 апреля 1882 года, Конкорд, США. Американский эссеист, поэт, философ, пастор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США. В своём эссе «Природа» («Nature», 1836) первым выразил и сформулировал философию трансцендентализма.
Отец его был унитарианским пастором, после смерти которого семья долго бедствовала.
В 1821 году Уолдо окончил Гарвард, где получил теологическое образование. По окончании университета он принял духовный сан и стал проповедником в унитарианской церкви Бостона.
Был либеральным пастором Унитарианской церкви Новой Англии. Но после скоропостижной смерти первой жены пережил идейный кризис, в результате которого, в осенью 1832 года, выступил против обряда Тайной Вечери, предложив прихожанам оставить его служение.
В ходе возникшего конфликта был вынужден покинуть свой приход, продолжив выступать с проповедями как приглашаемый пастор до 1838 года по разным приходам Массачусетса.
За свою проповедническую деятельность достопочтенный Эмерсон написал около 190 проповедей. Зарабатывал на жизнь чтением лекций и к 1850-му стал известен за пределами США.
Женившись в 1835 году во второй раз, обосновался в Конкорде (Массачусетс), хотя география его лекторских выступлений уже включала Канаду, Калифорнию, Англию и Францию.
Время от времени он переписывал свои старые лекции, составляя из них сборники: «Очерки» (1844), «Представители человечества» (Representative Men, 1850), «Черты английской жизни» (English Traits, 1856), «Нравственная философия» (The Conduct of Life, 1860).
В 1846 и 1867 вышли книги его стихов.
Некоторые его поэмы — «Брама» (Brahma), «Дни» (Days), «Снежная буря» (The Snow-Storm) и «Конкордский гимн» (Concord Hymn) — вошли в классику американской литературы. Умер в Конкорде 27 апреля 1882. Посмертно опубликованы его Дневники (Journals, 1909-1914).
Манифестом религиозно-философского движения трансцендентализм стал текст эссе Ральфа Уолдо Эмерсона «Природа».
В своей первой книге «О природе» (Nature, 1836), в исторической речи «Американский учёный» (American Scholar, 1837), в «Обращении к студентам богословского факультета» (Address, 1838), а также в эссе «Доверие к себе» (Self-Reliance, 1841) он говорил с молодыми диссидентами своего времени как бы от их имени. «Мы начинаем жить, — учил он, — лишь тогда, когда начинаем доверять своей внутренней силе, «я» своего «я», как единственному и достаточному средству против всех ужасов «не я». То, что называется человеческой природой, — лишь внешняя оболочка, короста привычки, погружающая врожденные силы человека в противоестественный сон».
История эмерсоновской мысли — это мятеж против созданного в XVIII веке мира механической необходимости, утверждение суверенности «я». Со временем он усвоил новую идею естественной эволюции, пришедшую к нему из источников «до Дарвина», и начал с растущим пониманием относиться к восточной философии.
Его влияние на развитие американской мысли и литературы трудно переоценить. Либералы его поколения признали его своим духовным лидером. Он оказал очень большое влияние на Г. Торо, Г. Мелвилла и У. Уитмена. Впоследствии его влияние испытали Эмили Дикинсон, Э. А. Робинсон и Р. Фрост; самое «американское» из всех философских течений, прагматизм, демонстрирует явную близость к его взглядам; его идеями вдохновлялось «модернистское» направление протестантской мысли. Однако, в Америке были и противники трансцендентализма , среди них такие видные писатели как Натаниел Готорн и Эдгар По, при этом сам Готорн говорил, что у Эмерсона лицо — как солнечный луч.
Ральф Эмерсон завоевал симпатии читателей в Германии, оказав влияние на Ф. Ницше. Во Франции и Бельгии он не был столь популярен, хотя им интересовались М. Метерлинк, А. Бергсон и Ш. Бодлер.
В России писатель произвел сильное впечатление на Льва Николаевича Толстого и ряд других русских писателей. По ряду высказываний Л. Н. Толстого в дневниках, письмах и статьях можно увидеть сходство воззрений Толстого с философией Эмерсона, которая естественно вписывается в систему взглядов русского писателя. Лев Николаевич Толстой ставил Эмерсона очень высоко, называя его «христианским религиозным писателем».
Во второй половине XIX века Ральф Эмерсон занял пустовавшее после смерти Бенджамина Франклина место духовного лидера американской нации.
Обучение и служение (1821-1832)
По окончании обучения Эмерсон какое-то время преподавал в школе для молодых женщин в Бостоне, основанной его братом Уильямом и которую он в конечном итоге возглавил. В этот переходный период он отметил в своем дневнике, что его детские мечты «исчезают и уступают место очень трезвым и очень отвратительным взглядам на тихую посредственность талантов и состояния». Вскоре после этого он решил посвятить себя Богу в соответствии с давними традициями своей очень религиозной семьи и в 1825 году поступил в Гарвардскую школу богословия.
Его учеба была прервана болезнью, и Эмерсон на время переехал на юг, чтобы поправиться, работая над стихами и проповедями. В 1827 году он вернулся в Бостон и проповедовал в нескольких церквях Новой Англии. Во время визита в Конкорд, штат Нью-Гэмпшир, он встретил 16-летнюю Эллен Луизу Такер, которую глубоко любил и женился в 1829 году, несмотря на то, что она страдала туберкулезом. В том же году он стал унитарным священником Второй церкви Бостона.
Всего через два года после их свадьбы, в 1831 году, Эллен умерла в возрасте 19 лет. Эмерсон был глубоко расстроен ее смертью, посещая ее могилу каждое утро и даже однажды открыв ее гроб. Он разочаровался в церкви, обнаружив, что она слепо подчиняется традициям, повторяет слова давно умерших людей и пренебрегает отдельными людьми. После того, как он обнаружил, что не может под чистой совестью предложить причастие, он оставил свой пасторский пост в сентябре 1832 года.
Наследие
Эмерсон — один из величайших деятелей американской литературы; его работы в огромной степени повлияли на американскую культуру и американскую идентичность. В свое время Эмерсона считали радикальным, его часто называли атеистом или еретиком, чьи опасные взгляды пытались убрать образ Бога как «отца» вселенной и заменить его человечеством. Тем не менее, Эмерсон пользовался литературной славой и большим уважением, и особенно во второй половине своей жизни его принимали и прославляли как радикальные, так и правящие круги. Он дружил с такими важными фигурами, как Натаниэль Хоторн (хотя сам был против трансцендентализма), Генри Дэвид Торо и Бронсон Олкотт (выдающийся педагог и отец Луизы Мэй), Генри Джеймс старший (отец писателя Генри и философа Уильяма Джеймса) , Томас Карлайл, Маргарет Фуллер и многие другие.
Он также оказал заметное влияние на более поздние поколения писателей. Как уже отмечалось, молодой Уолт Уитмен получил его благословение, а Торо был его большим другом и учеником. В то время как в XIX веке Эмерсон считался каноником, а радикальная сила его взглядов не ценилась, в академических кругах возродился интерес, в частности, к своеобразному стилю письма Эмерсона. Кроме того, его темы упорного труда, достоинства личности и веры, возможно, сформировать некоторые из основ культурного понимания американской мечты, и, вероятно, до сих пор огромное влияние на американскую культуру и по сей день. Эмерсон и его видение равенства, человеческой божественности и справедливости прославляются во всем мире.
После трансцендентализма: поэзия, сочинения и путешествия (1846-1856)
- Стихи (1847)
- Перепечатка Очерки: Первая серия (1847)
- Природа, адреса и лекции (1849)
- Представитель Мужчины (1849)
- Маргарет Фуллер Оссоли (1852)
- Английские черты характера (1856)
К этому времени единство среди трансценденталистов угасало, поскольку они начали расходиться во взглядах на то, как достичь желаемой реформы. Эмерсон решил уехать в Европу в 1846-1848 годах, отплыв в Британию, чтобы прочитать серию лекций, которые были встречены с большим успехом. По возвращении он опубликовал Представитель Мужчины, анализ шести великих фигур и их ролей: Платон-философ, Сведенборг-мистик, Монтень-скептик, Шекспир-поэт, Наполеон-человек мира и Гете-писатель. Он предположил, что каждый человек представляет свое время и потенциал всех народов.
Эмерсон также был соредактором сборника трудов своей подруги Маргарет Фуллер, умершей в 1850 году. Хотя эта работа, Мемуары Маргарет Фуллер Оссоли (1852), были написаны произведения Фуллера, в основном они были переписаны, и книга была издана в спешке, поскольку считалось, что интерес к ее жизни и творчеству не продлится долго.
Когда Уолт Уитмен прислал ему черновик своего 1855 года Листья травы, Эмерсон отправил обратно письмо, в котором хвалил работу, хотя позже он отказывался от поддержки Уитмена. Эмерсон также опубликовал Английские черты характера (1856 г.), в которой он обсуждал свои наблюдения за англичанами во время поездки туда, книга была встречена неоднозначно.
Аболиционизм и гражданская война (1860-1865)
В начале 1860-х годов Эмерсон опубликовал Поведение жизни (1860), где он начинает исследовать концепцию судьбы, путь, заметно отличающийся от его прежних утверждений о полной свободе личности.
Эмерсон не остался равнодушным к растущим разногласиям в национальной политике этого десятилетия. В 1860-х годах он укрепил и без того мощную и громкую поддержку аболиционизма, идеи, которая явно хорошо сочеталась с его акцентом на достоинстве личности и человеческом равенстве. Даже в 1845 году он уже отказывался читать лекцию в Нью-Бедфорде, потому что конгрегация отказала чернокожим в членстве, и к 1860-м годам, когда надвигалась гражданская война, Эмерсон занял твердую позицию. Осуждая профсоюзную позицию Дэниела Вебстера и яростно выступая против Закона о беглых рабах, Эмерсон призвал к немедленному освобождению рабов. Когда Джон Браун возглавил рейд на Харперс-Ферри, Эмерсон приветствовал его в своем доме; когда Брауна повесили за измену, Эмерсон помог собрать деньги для его семьи.
Ранняя жизнь и образование (1803-1821)
Эмерсон родился 25 мая 1803 года в Бостоне, штат Массачусетс, в семье Рут Хаскинс, дочери преуспевающего бостонского производителя спиртных напитков, и преподобного Уильяма Эмерсона, пастора Первой церкви Бостона и сына «патриота-министра революции» Уильяма Эмерсона. Старший. Хотя в семье было восемь детей, только пять сыновей дожили до совершеннолетия, и Эмерсон был вторым из них. Он был назван в честь брата его матери Ральфа и прабабушки отца Ребекки Уолдо.
Ральфу Уолдо было всего 8 лет, когда умер его отец. Семья Эмерсона не была богатой; его братьев насмехались за то, что у них было только одно пальто, которое они разделяли, и семья несколько раз переезжала, чтобы остаться с теми членами семьи и друзьями, которые могли их разместить. Образование Эмерсона было получено в различных школах в этом районе; в первую очередь он посещал Бостонскую латинскую школу, чтобы изучать латынь и греческий язык, но он также посещал местную гимназию, чтобы изучать математику и письмо, и изучал французский язык в частной школе. Уже к 9 годам в свободное время писал стихи. В 1814 году его тетя Мэри Муди Эмерсон вернулась в Бостон, чтобы помочь с детьми и ведением домашнего хозяйства, и ее кальвинистское мировоззрение, ранний индивидуализм — с его верой в то, что у человека есть сила и ответственность — и трудолюбивая натура явно вдохновляли Эмерсона на протяжении всей его жизни. .
В 1817 году, когда ему было 14 лет, Эмерсон поступил в Гарвардский колледж, став самым молодым учеником в классе 1821 года. Его обучение частично оплачивалось за счет «наследства Пенна» из Первой церкви Бостона, пастором которой был его отец. Эмерсон также работал помощником президента Гарварда Джона Киркленда и подрабатывал дополнительными репетиторами. Он был ничем не примечательным учеником, хотя получил несколько призов за сочинения и был избран классным поэтом. В это время он начал вести свой дневник, который назвал «Широкий мир», и эта привычка сохранялась на протяжении большей части его жизни. Он закончил школу точно в середине своего 59-го класса.
Трансцендентализм и «Мудрец согласия» (1832-1837)
- Природа (1832)
- «Американский ученый» (1837)
В следующем году Эмерсон отплыл в Европу, где встретил Уильяма Вордсворта, Сэмюэла Тейлора Кольриджа, Джона Стюарта Милля и Томаса Карлайла, с которыми он завязал дружбу на всю жизнь и чей романтический индивидуализм можно рассматривать как влияние на более поздние работы Эмерсона. Вернувшись в США, он встретил Лидию Джексон и женился на ней в 1835 году, назвав ее «Лидиан». Пара поселилась в Конкорде, штат Массачусетс, и начала практичный и содержательный брак. Хотя брак был отчасти отмечен разочарованием Эмерсона консерватизмом Лидиан и ее разочарованием отсутствием страсти и его противоречивыми, а иногда и почти еретическими взглядами, он продлился твердые и стабильные 47 лет. У пары было четверо детей: Уолдо, Эллен (названная в честь первой жены Ральфа Уолдо, по предложению Лидиан), Эдит и Эдвард Уолдо. В то время Эмерсон получал деньги от поместья Эллен и благодаря этому мог содержать свою семью как писатель и лектор.
Из Конкорда Эмерсон проповедовал по всей Новой Англии и присоединился к литературному обществу под названием Симпозиум, или Клуб Хеджа, которое позже превратилось в Трансцендентальный клуб, в котором обсуждались философия Канта, сочинения Гете и Карлейля и реформа христианства. Благодаря проповедям и писательству Эмерсона он стал известен в местных литературных кругах как «Мудрец Согласия». В то же время Эмерсон завоевал репутацию борца с традиционными взглядами, который испытывал отвращение к американской политике и, в частности, к Эндрю Джексону, а также был разочарован отказом церкви вводить новшества. Он написал в своем дневнике, что никогда «не произнесет ни одной речи, стихотворения или книги, которые не являются исключительно моей работой».
В течение этого времени он постоянно работал над развитием своих философских идей и их письменной формулировкой. В 1836 г. он опубликовал Природа, который выражал его философию трансцендентализма и его утверждение, что природа пронизана Богом. Эмерсон сохранил динамику своей карьеры; в 1837 году он выступил с речью перед Гарвардским обществом фи-бета-каппа, почетным членом которого он был избран. Речь, озаглавленная «Американский ученый», потребовала от американцев выработать стиль письма, свободный от европейских условностей, и была названа Оливером Венделлом Холмсом-старшим «интеллектуальной Декларацией независимости». Успех Природа и «Американский ученый» заложили основу литературной и интеллектуальной карьеры Эмерсона.
Трансцендентализм (продолжение): Циферблат а также Эссе (1837-1844)
- «Адрес школы богословия» (1838)
- Эссе (1841)
- Очерки: Вторая серия (1844)
В 1838 году Эмерсон был приглашен в Гарвардскую школу богословия, чтобы выступить с речью на выпускном, которая стала известна как его вызывающая разногласия и влиятельная «Речь школы богословия». В этой речи Эмерсон утверждал, что, хотя Иисус был великой фигурой, он был не более божественным, чем любой другой человек. Он предположил, в истинно трансценденталистском стиле, что вера церкви умирает под ее собственным традиционализмом, ее верой в чудеса и подобострастной похвалой исторических личностей, теряя из виду божественность личности. Это заявление было возмутительным для всего протестантского населения в то время, и Эмерсона не приглашали обратно в Гарвард еще 30 лет.
Однако это противоречие не повлияло на Эмерсона и его развивающуюся точку зрения. Он и его подруга, писательница Маргарет Фуллер, выпустили первый номер журнала. Циферблат в 1840 г., журнал трансценденталистов. Его публикация дала платформу таким известным писателям, как Генри Дэвид Торо, Бронсон Олкотт, У. Ченнинг, и сами Эмерсон и Фуллер. Затем, в марте 1841 года, Эмерсон опубликовал свою книгу Очерки, который получил чрезвычайно популярный прием, в том числе со стороны друга Эмерсона Томаса Карлайла из Шотландии (хотя, к сожалению, его любимая тетя Мэри Муди приняла его неоднозначно). Эссе содержит некоторые из самых влиятельных и долговечных работ Эмерсона «Самостоятельность», а также «Сверхдушу» и другие классические произведения.
Сын Эмерсона Уолдо умер в январе 1842 года, к несчастью своих родителей. В то же время Эмерсону пришлось взять на себя роль редактора журнала, который испытывает финансовые затруднения. Набирать номер, поскольку Маргарет Фуллер подала в отставку из-за отсутствия заработной платы. К 1844 году Эмерсон закрыл журнал из-за продолжающихся финансовых проблем; Несмотря на растущую известность Emerson, широкая публика просто не покупала журнал. Однако, несмотря на эти неудачи, Emerson продемонстрировала неумолимую продуктивность. Очерки: Вторая серия в октябре 1844 года, в том числе «Опыт», основанный на его печали по поводу смерти сына, «Поэт» и еще одно эссе под названием «Природа». В то время Эмерсон также начал изучать другие философские традиции, читая английский перевод Бхагавад-Гиты и делая записи в своем дневнике.
Эмерсон подружился с Торо, с которым он познакомился в 1837 году. В своей панегирике, которую Эмерсон произнес после своей смерти в 1862 году, он назвал Торо своим лучшим другом. Действительно, именно Эмерсон купил землю в Уолденском пруду, на которой Торо провел свой знаменитый эксперимент.