Изменения в женском костюме в романский период
В двенадцатом веке тунику сюрко стали драпировать в области живота, особенно это касалось нарядов беременных женщин, поскольку в эпоху войн и разгула болезней Европа катастрофически нуждалась в пополнении населения и беременные удостаивались особого почета.
Верхнее платье стало более узким, облегающим талию, оно имело шнуровку в виде лент по бокам или на спине. А вот юбка стала расширяться благодаря вшиваемым клиньям, которые образовывали красивые широкие складки. Это платье имело длинные рукава, зачастую доходившие до земли, а вот пояс утратил свою первоначальную роль и стал исключительно декоративным элементом, который теперь располагался на бедрах.
Верхней женской одеждой Средневековья все так же оставались плащи-мантии, которые теперь имели яркие расцветки. Внутренняя сторона такого плаща подбивалась контрастной тканью, а в холодное время – мехом.
Женщины облачались только в длинные платья (блио), закрывающие все тело, от шеи до самого низа. Поверх блио надевался узкий жилет, который и выступал элементом украшения, и способствовал поддержанию груди. Жилет украшала вышивка и отделка галуном.
Высокое Средневековье
К середине 11-го столетия произошёл ряд серьёзных сдвигов и изменений — нормандское завоевание Англии в 1066 году стало концом эпохи викингов, великая схизма 1054 года разделила христианство на две конфессии, авторитет церкви заметно вырос, и папская власть вступила в борьбу с властью светской (изначально с императором Священной Римской империи). В христианском мире стало тесно: вассалы бились с сеньорами за землю, начали расти города, но при этом болезни и неурожаи доставляли массу проблем простому населению.
Для накопившейся энергии был найден выход: сперва Клюнийская реформа церкви, которая подталкивала к подвижничеству, а после уже и вторжение турок-сельджуков и мольбы о помощи византийского императора Алексея I Комнина. На церковном соборе во французском Клермоне 1095 года папа Урбан II произнёс поистине судьбоносную речь: христиане должны освободить Святую землю от неверных. Так начались крестовые походы — экспансия на Восток, которая оказала огромное влияние на уклад жизни в Европе.
Появление университетов, бурный рост городов и возникновение городских корпораций, становление средневековой архитектуры, литературы и музыки, а также оформление таких явлений, как рыцарство и военно-монашеские ордены — именно это характеризовало «зрелое» Средневековье. Типичное понимание современным человеком Средневековья так или иначе связанно с временным промежутком между 12-м и 14-м веками.
Рыцарь, клирик и крестьянин. (pinterest.com)
Однако нельзя не обратить внимание на драматичные явления эпохи: непрекращающиеся войны, появление церковного суда — инквизиции, эпидемия чумы и нашествие с Востока монгольских завоевателей.
Характерные черты соборного интерьера
Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.
Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.
Интерьер готического собора
Мебель
Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.
Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.
В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.
Облицовка комнат
Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.
Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.
Комната в готическом стиле
Окна
Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами
Одежда в готическом ситиле и ее особенности
Элементы современной готической одежды совсем не похожи на своих средневековых предшественников. Из них был заимствован только шнурованный корсет.
Как ни странно, одежда готов больше похожа на мрачные, холодные и мистические средневековые здания, чем на платья того времени. Готы – мрачные романтики, в их культуре в центре внимания находятся темы смерти и общения с потусторонними силами, поэтому преобладающим цветом в их нарядах является черный.
Но наряду с ним используются серебряные и кроваво-красные элементы, также допускаются другие насыщенные оттенки: фиолетовый, бордовый, зеленый, синий. Примеры таких образов представлены на фото.
Выбор редакции: Женские новинки 2021: фото модной одежды, обуви и аксессуаров
В одежде современный гот предпочитает следующие материалы: кружево, бархат, шелк, искусственную и натуральную кожу, парчу, органзу. Они помогают передать благородство черного цвета и подчеркнуть бледность кожи.
Для девушек характерно использование таких аксессуаров, как чулки и колготки в сеточку, кружевные перчатки, маленькие шляпки с вуалью и кружевные маски. Все эти элементы подчеркивают элегантность и мрачность образа, делая девушку-гота женственной и привлекательной.
Также в качестве украшений используются браслеты из кожи с шипами, массивные кольца и ожерелья с мистическими и религиозными элементами: крестами, черепами, костями и т.д.
Подобные элементы зачастую являются принтом.
Мода и прически периода Средневековья в европе. РОМАНСКИЙ ПЕРИОД (IX—XII вв.)
В V в. после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым относительно устойчивым государством к концу IX в. стало государство франков.Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию.На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом (подчиненным) своего сюзерена (непосредственного господина).В XI в., с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура.Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В период средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось христианской церковью. В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты, костюм обрисовывал фигуру.Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье (IX-XII вв.) и позднее средневековье (XIII-XV вв.).В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романскии стиль, характерной особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени.В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает этикет.В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность. Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи.Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства). Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды.В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.
Модели для современности
Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.
Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:
- выделенная зона декольте;
- кружевные платья любые по длине и пышности;
- обтягивающие фигуру брюки;
- корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
- укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
- обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
- множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
- черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
- объемные плащи с капюшонами;
- грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.
Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.
О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.
Готический стиль во времена Средневековья
Во времена появления этого направления в одежде общество делилось на сословия, наряды которых отличались друг от друга. Так, например, горожане не имели права носить костюмы или платья из шелка, под запретом находились и длинные шлейфы, однако на феодалов это правило, естественно, не распространялось. Именно в этот период, как свидетельствуют специалисты, европейцы наконец-то научились шить, ремесло портных стало более совершенным.
Первые готические нотки появились в военной одежде — доспехах рыцарей. Трансформация обычной моды началась именно с этого убранства. На смену тяжелым кольчугам пришло более легкое и невесомое обмундирование, выполненное из прочной стали. Вслед за новыми веяниями в военной форме, произошла модернизация и повседневной одежды горожан. Так, романская эпоха отличалась свободным пошивом, который еще называли «рубашкообразным». Пришедший ему на смену стиль готика не только ввел в моду обтягивающие, сложные наряды, но и подарил миру практически все известные на сегодняшний день варианты кроя.
Ученые считают, что свои окончательные очертания готический костюм приобрел в XVI веке. Мужские наряды стали короткими, а в женских произошло четкое разделение на лиф и юбку, которую портные с помощью тканевой вставки делали более широкой. Платья для дам шили с глубоким спереди и сзади вырезом, длинными рукавами, слегка заостренными книзу. Одежде того времени были присущи такие элементы: острые воротники-стойки, а также манжеты и сами рукава, ботинки с вытянутыми вперед носами, длина которых могла доходить аж до 50 сантиметров, шляпы с резкими углами. Изначально вещи шили из яркой ткани, зачастую бархата (это уже чуть позже отличительными признаками готического стиля станут темные оттенки).
В то время мужчины носили два вида костюма — длинный и свободный, а также короткий и узкий. Второй вариант был больше популярен среди молодого населения. С начала XIV века средневековые дизайнеры вводят в моду пурпуэн — короткую куртку с зауженными или же свисающими до пола рукавами, которая шла в сочетании со штанами-чулками. Представители знатных родов шили также котарди — узкий кафтан. А второй разновидностью этой одежды служил блио — коротая куртка длиной до талии с широкими полами.
Плащи в то время представляли собой обычный кусок ткани, согнутой и не сшитой по бокам, с вырезанным отверстием для головы. Это одеяние носило название нарамник, а если в нем существовали прорези для рук или же сами рукава, то его именовали сюрко.
Что касается женской одежды, то она состояла из камизы и котта. Последний представлял собой своеобразное платье с узким верхом и широкой юбкой, которая завязывалась с помощью шнуровки сзади и сбоку. Талию делали удлиненной, а на животе драпировали ткань. Неотъемлемым атрибутом женского наряда считался шлейф, притом его длина служила показателем знатности дамы. На голове девушки носили «двурогие» чепцы или корж, который напоминал собой трубу, сшитую из ткани, расширяющуюся книзу и с разрезом в области темени.
Таким образом, главными элементами средневекового гардероба в стиле готика были: заостренные носки туфель и шляпы, узкая талия с высокой шнуровкой, очень длинные шлейфы, выполненные в форме зубцов края нарядов. А у мужчин — плотно прилегающие к ногам штаны, которые больше походили на женские чулки.
Характерные особенности
Одежда, которая использовалась в период Средневековья, создавалась строго по канонам церкви. Богатство и роскошь при этом отрицались. Облик обязательно указывал на тленность жизни. Наряды выполнялись в приглушенной палитре и прикрывали тело полностью.
Среди основных тенденций средневековья при этом можно выделить следующие:
- многослойность. Девушки носили сразу несколько предметов гардероба. Наряд состоял из нижней рубахи, нижнего платья, поверх которого надевалось верхнее. Подол при этом у всей одежды был длинным. Рукава отличались зауженным кроем;
- декор. Украшения могли использоваться весьма разнообразные. Чтобы замаскировать швы, применялся мех, кружево, вышивка и кисточки. Такие декорирующие элементы уместны были на рукавах, в области горловины и подола. Скреплялись при этом предметы гардероба с помощью завязок, пуговиц и шнуровок;
- использование лоскутков. Платья в данном случае повторяли цвета герба. Благодаря этому по одежде можно было узнать, представительницей какого рода является девушка;
- разделение с учетом статуса. Среди бедного населения востребованными были изделия в черных, коричневых и серых тонах. Богачи нередко сочетали контрастные оттенки, использовали синюю, желтую, зеленую и красную палитру;
- восточные мотивы. В связи с крестовыми походами стали востребованы расцветка и крой, которые применялись на востоке;
- бубенцы. Выступали украшением не только платьев, но и поясов, обуви, даже головных уборов. По этому издалека можно было услышать приближение средневековой модницы. Правда, спустя время бубенцы начали использоваться исключительно на костюмах скоморохов.
Белоснежные материи в эпоху Средневековья считались очень дешевыми. По этой причине их при пошиве предметов гардероба не использовались. Знатные аристократические особы выбирали красивые средневековые платья, сочетающие яркие ткани. Таким образом они подчеркивали собственную привлекательность. Дополнялся при этом лук с помощью головными уборами, которые расшивались в восточном стиле. Завершающим штрихом выступали обереги, сумочки и пояса.
Женская мода Позднего Средневековья
В женской моде готического стиля идеальным считался s-образный силуэт костюма. Верхняя часть платья зрительно укорачивалась за счет завышенной линии талии и низкого декольте.
При этом оставлять декольте открытым было непозволительно. И, к примеру, в самом модном в XIV-XV вв. платье роб декольте прикрывалось вставкой из дорогой ткани, очень часто прозрачной. Такую вставку церковники называли «дьявольское окошко». Нижняя же часть платья наоборот удлинялась за счет многометрового шлейфа – чем длиннее шлейф платья, тем знатнее дама, надевшая его.
В период готики женщины носили киртл с длинной шнуровкой лифа и пристегивающимися рукавами. И также платье роб – платье с декольте, поясом сразу под грудью (завышенная линия талии) и широкой юбкой со шлейфом.
Рукава платьев могли быть как узкими, прикрывающими большой палец руки, так и широкими, подшитыми парчой, украшенными ажурной вырезкой в виде различных рисунков или мехом. Рукава не пришивались к платью на постоянной основе. Сначала надевали платья, затем крепились рукава к нему. Таким образом, рукава к платью и их цвет могли меняться в зависимости от настроения дамы.
Фреска из церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, Италия. XV в.
К слову, вся одежда Средневековья шилась из ярких тканей – красных, синих, зеленых, желтых цветов. Очень часто в одежде сочетались противоположные цвета, к примеру, цвет плаща синий, а его подкладки – красный.
Сверху на платье женщины надевали сюрко, пришедшее еще из раннего средневековья, либо упелянд – новинку готики. Сюрко – это верхняя одежда без рукавов с широкой проймой и расширенной за счет вставных клиньев нижней частью.
Упелянд – верхняя одежда для торжественных случаев, обшитая мехом. С упеляндом носили пояса, подчеркивающие высокую линию талии. Женский упелянд был двух вариантов – широким с длинными широкими рукавами либо отрезным по талии с юбкой, состоящей из нескольких клиньев.
В период готики появляются и первые корсеты. Корсеты были с металлическими конструкциями и их целью было придать женской фигуре s-образный силуэт с животом, словно у беременной женщины. В те времена существовала мода на беременность. Также, следуя данной моде, под платье на живот женщины могли подкладывать и небольшие подушечки, чтобы придать животу более округлую форму.
Гравюра. Франция, XV в.Существовало поверье, что на шлейфах женских платьев черти катаются
Мужчины позднего средневековья носили штаны-шоссы – узкие и плотно обтягивающие ноги. Шоссы – это своеобразные штаны-чулки, состоящие из двух половинок, которые привязываются к поясу. Спереди к ним крепили с помощью булавок или же тесемок кусок ткани, который назывался гульфик или же браггет.
В качестве верхней одежды мужчины носили упелянд – длиной до пола или же до колен. Упелянд надевался через голову, при этом на спине, груди и рукавах образовывалось множество складок, которые затем нашивались по фигуре и стягивались в поясе.
Помимо упелянда мужчины могли носить и пурпуэн (пурпуан) – одежда, плотно обтягивающая тело с выпуклым изгибом на груди. Зрительно пурпуэн делает плечи широкими, а талию тонкой. Рукава пурпуэна узкие. До готики пурпуэн носили в качестве нижней одежды под доспехи, да и по своей форме он напоминает именно доспехи рыцаря времен крестовых походов.
Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е гг.
В позднее средневековье появляется такой вид мужской одежды, как жакет – короткая распашная одежда, полы которой расходятся пышной юбкой от узкой талии, стянутой поясом. Также особенностями жакета являются стоячий воротник и рукава жиго. Рукава жиго – это рукава в виде пышного буфа с разрезом для рук и длинными свисающими концами.
Одежду в Средние века в основном шили из таких тканей, как парча, бархат, шелк, шерсть, и только нижние рубахи были изо льна.
Обувь у мужчины
Примечательной особенностью обуви XIII и до середины XIV веков были длинные носки туфель из кожи или бархата без каблуков. Такая обувь получила название пулены, что в переводе с французского означает нос корабля. Моду на такие туфли ввел граф Анжуйский, желавший скрыть уродливую форму своей стопы.
Пустой носок забивали паклей, загибали кверху, а самые длинные носы подвязывали под коленями при помощи лент и цепочек. Щеголи дополнительно украшали такую обувь колокольчиком или погремушкой. По форме обувь не имела различия для правой и левой ноги. В то время пулены были символом флирта. На званых вечерах, кавалер, касаясь под столом носком обуви ножки дамы, сидящей напротив, мог довести ее до оргазма.
Длина носов пулен была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни, родовитым дворянам — в две ступни, рыцарям — в полторы ступни, горожанам — в одну ступню.
Простолюдины носили сапоги с очень короткими голенищами — ботт, с длиной носка обуви не больше половины ступни.
Выдающиеся культурные деятели
Клаус Слютер
Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.
Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.
Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.
Мода Средневековья: готический период
В этот период появились первые общепринятые течения моды, придерживаться которых должны были все представители европейской знати. Готическая эпоха ознаменовалась расцветом бургундской моды, которая диктовала особые правила:
- преувеличенно длинные рукава;
- неудобные, мешающие любым действиям одежды;
- туфли с длинными носами;
- головные уборы различных причудливых форм.
Церковь на законодательном уровне разделила костюмы на женские и мужские. При этом никому не разрешалось носить костюм представителей противоположного пола.
Теперь в аристократических кругах головной убор не являлся обязательным атрибутом костюма. А вот простолюдинки должны были убирать свои волосы, оставить можно было лишь небольшую прядь, оформленную возле лба в виде завитка или колечка.
Стоит отметить, что в готический период одежда шилась с учетом особенностей фигуры каждого человека. Все костюмы облегали фигуру, подчеркивали преимущества силуэта.