Похищение Индии
Спустя несколько десятилетий представители Ост-Индской компании разгромили сначала бенгальскую армию, а затем и войско Могольской империи. С этого момента начался процесс перехода Индии под британское владычество и её разграбления. Согласно подсчётам историков, богатства, которые вывозились из одной только Бенгалии, позволили практически удвоить ВВП Великобритании. Современные экономисты отмечают взаимосвязь между потоком средств из Азии и промышленной революцией в Англии. Из-за непомерных налогов и кабальных условий работы Бенгалия пережила несколько волн голода, унёсших только в конце XVIII века жизни около 10 млн местных жителей.
Путём дипломатии, принуждения и стравливания между собой различных княжеств функционеры Ост-Индской компании в начале XIX века покорили практически всю Индию. Однако из-за своей архаической организации компания не смогла приспособиться к требованиям индустриальной эпохи и стала терять эффективность.
- Восстание сипаев
- Gettyimages.ru
В 1857 году в Индии произошло масштабное восстание местных солдат–сипаев, возмущённых тем, что руководство компании игнорировало их религиозные взгляды и поставляло на вооружение своих войск патроны, упаковка которых была пропитана свиным и говяжьим жиром. Восстание было с большим трудом подавлено, но в 1858 году британский парламент лишил Ост-Индскую компанию власти в Индии, передав все полномочия напрямую короне, представленной в Индии вице-королём.
Британские власти начали проводить реформы, но они не слишком сильно изменили жизнь простых индийцев. С 1875 по 1900 год в стране, по подсчётам историков, от голода умерли 26 млн человек.
Цвета и узоры в одежде
Народные орнаменты наиболее точно отражают сложившийся на протяжении тысячелетий уклад и образ жизни индийцев. Для каждого цвета имелось свое тайное значение.
Европейцы лишь восхищаются яркими красками, умело переплетенными между собой мотивами и узорами, а для жителей Индии они являются символами, зачастую имеющие сакральный смысл:
- красный цвет — самый значимый для индусов. В багряную одежду облачаются на праздники, свадьбы и другие торжественные события. Красные наряды невест — символ чистоты и невинности. Порошок синдур такого же цвета наносится женихом на пробор будущей жене. Эта пламенная гамма весьма характерна для многих украшений и декоративных элементов в индийских храмах;
- желтый — также необходим в наряде невесты, означает непорочность, защищает от злых помыслов. Способствует большей сплоченности в семье. Кроме того, желтый цвет — символ знаний и счастья, считается цветом бога Вишну;
- шафрановый (темный оранжевый) — священный оттенок, означающий жертвенность, отказ от всех благ. Это цвет монашеской одежды и нарядов странствующих аскетов;
- синий — является оттенком бога Кришны. Он подчеркивает силу, мужественность. В связи с тем, что добывать краску сложно, занимаются этим люди из низших каст. Поэтому такая одежда характерна только для малоимущих;
- зеленый — в отдельных районах является свадебным и праздничным, ассоциируется с исламом;
- черный цвет хотя и отпугивает зло, все же считается несчастливым. Поэтому одежду черного и близких к нему оттенков не принято надевать на свадьбы и другие праздники. Такой цвет не подходит для детской одежды;
- белый — символ смерти и перерождения, означает святость, мир. Связан с богиней знания Сарасвати. Траурный цвет.
В индийских узорах всегда заключен определенный смысл. Обычно они очень яркие, как и вся природа в этой жаркой стране, состоят из искусно сплетенных отдельных элементов.
Некоторые из орнаментов известны во всем мире. Индийский огурец (или пейсли), который сами индийцы называют «бута», очень древний, он был известен еще со времен государства Сасанидов (224- 651 гг. н. э.) и до сих пор очень популярен. Жизнь человека в этих узорах подобна языкам пламени, которые также символизируют в этом случае динамичность и развитие. Пейсли можно встретить в жилище, оформленном в восточном интерьере, а также на посуде, его объединяют с кружевными мотивами и узорами из геометрических фигур.
Из растительных мотивов наиболее популярными считаются изображения лотоса. Но также часто можно увидеть декоративные узоры с плодами манго, гранатов, различных пальм и кипарисов. Распространены стилизованные изображения животных — слонов, верблюдов, львов, а также птиц.
Вытягивание шеи
Фото: U Aung/Zuma/TASS
Женщины народа падаунг, обитающего в Мьянме, вынуждены вытягивать свои шеи, чтобы соответствовать специфическим канонам красоты. Вытягивание происходит за счет массивной медной спирали, которую начинают надевать на шею девочек, начиная с пяти лет. Постепенно количество звеньев увеличивают, и во взрослом возрасте таких колец может быть до 25. Поэтому женщин падаунг часто называют женщинами-жирафами.
Существует несколько версий происхождения обычая. По одной из них, традиция сохранилась со времен рабства, по другой – браслеты были своеобразным семейным банком. Кстати, кроме спирали на шее, женщины падаунг носят объемные ножные и ручные браслеты. Похожий обычай встречается в Южной Африке. В наше время многие женщины продолжают традицию из-за огромного внимания туристов, приносящих в деревни деньги.
Традиционные виды индийской одежды
Одежда индийцев очень удобная, красивая и элегантная. Несмотря на то, что в стране все больше зреет интерес к западным нарядам, на праздники и торжества принято облачаться в индийские костюмы. Их цветовая гамма яркая и насыщенная. Наряды отличаются большим разнообразием. Каждый регион знаменит уникальным стилем, способом ношения и драпировки.
Анаркали
Этот наряд состоит из платья анаркали, брючек-чуридар и дополняется дупаттой. Анаркали это уже не туника, а полноценное платье, длина которого может варьировать от колена до пола. Платье облегает фигуру до талии, а потом расклешается. Такой костюм широко используется и в повседневной жизни, и на торжественных мероприятиях.
Мундум-нерьятхум
Это самый древний вариант традиционного костюма индийской женщины. Является первой разновидностью сари. Отличается от современного сари тем, что полностью закрывает тело женщины, включая и живот, и грудь. Плечи при этом остаются открытыми.
Национальный костюм Индии для мужчин
Мужчины Индии в качестве одежды с древних времен носили набедренную повязку дхоти. Дхоти делалась из однотонной или белой ткани, украшенной по бокам орнаментом. Длина такой набедренной повязки прямоугольной формы составляла от 2 до 5 метров. Дхоти оборачивалась вокруг бедер, а один ее конец пропускал между ног. Внешне данная одежда чем-то напоминала широкие штаны-юбку.
Сошествие Ганги
Сверху мужчины носили длинные рубашки с поясом, накидки и плащи. В древние времена на плечи накидывали шкуры животных. Позже в мужском костюме появятся штаны-шаровары и кафтаны. Кафтаны обязательно подпоясывались.
Еще один вид традиционной мужской одежды Индии – это саронг (можно также встретить названия лунги, мунду). Саронг – это одежда из хлопчатобумажной ткани, чем-то напоминающая юбку. Саронг оборачивался вокруг талии и был длиной до щиколотки. Саронг также могли носить и женщины, но в таком случае он оборачивался не вокруг талии, а вокруг груди.
Джатайю Вадхам
Носили мужчины Индии и длинный пиджак шервани – одежда на подкладке, пошитая из плотной ткани. Шервани как вид одежды индийцев появился достаточно поздно – в XVIII веке, когда Индия уже зависела от Англии.
Мистер Мадхава Рао
Сегодня шервани в Индии чаще всего надевают женихи на свадьбу. При этом с шервани носят брюки чуридар – широкие у бедер и сужающиеся к лодыжкам.
Махарана Пратам Сингх
Традиционными головными уборами индийцев являлись тюрбан и чалма. Тюрбан – это головной убор из куска ткани, который многократно оборачивается вокруг головы и украшается жемчугом и брошами. Тюрбаны чаще всего делались из дорогой ткани. В Индии тюрбаны намачивались в воде и таким образом защищали голову от жары.
Также в Индии среди воинов появляется традиция носить тюрбаны огромных размеров. Такие тюрбаны скручивались из темно-синей ткани и были украшены серебристыми знаками воинов-сикхов.
Сайрандхри
И по сегодняшний день индийцы носят тюрбаны. Сегодня тюрбан в Индии может служить и свадебным головным убором.
Чалма – это также кусок ткани, обмотанный вокруг головы. Но в отличие от тюрбана чалма всегда небольшого размера, а также с непрямым нижним краем.
Североиндийская девушка
Это интересно: Национальный греческий костюм (51 фото) — женские и мужские для Греков, традиционный для девочки, история древнегреческого костюма
Мужская одежда
Индусы до сих пор сохраняют приверженность к традиционному стилю в одежде, несмотря на влияние западной культуры. Так же, как и в женских нарядах, в мужской одежде есть скрытая символика, она через поколения передает частички знаний, бережно хранимых в народе.
Дхоти
Этот вид одежды очень популярен в Индии, ее носят как мальчики, так и взрослые мужчины. Дхоти — отрезок ткани длиной от 2-х до 5 м. Этой повязкой закрывают бедра и талию. Один ее конец протягивают между ног. Получаются своеобразные шаровары. Иногда дхоти носят как запахивающуюся юбку.
Лунги, или мунду
Это один из вариантов дхоти. Бывает в виде обычного полотна из шелка или хлопка или со сшитыми вместе краями. Длина лунги доходит до лодыжек. Но ее можно изменить, подвернув ткань у талии, что необходимо при работе в поле или посещении храма. Часто лунги носят пожилые индианки, умело комбинируют их с другими нарядами.
Шервани
Очень элегантный праздничный пиджак с золотой или серебряной вышивкой, застегивающийся на пуговицы. Великолепно смотрится его воротник-стойка. Обычная длина шервани – до колен, но может быть и длиннее. Принято носить со штанами чуридар, суживающимися в нижней части.
Мекхела-чадор
Традиционное платье для жительниц провинции Ассам. Это самый сложный вид наряда, состоящий из трех составляющих: мекхелы, садора (чадора) и рихи. Все части надеваются друг на друга, искусно драпируются в складки с правой стороны. Риха, представляющая собой очень узкое платье, завершает наряд, надевается сверху.
Детский национальный костюм не столь разнообразен, как взрослый. Маленькие девочки носят патту-падавай. Это длинное, достающее до кончиков пальцев ног платье, украшенное полосой из золотых ниток внизу.
Девушки-подростки чаще надевают полу-сари. Оно состоит из ленги (юбки), чоли (короткой кофточки) и палантина, который обматывают наподобие сари.
Украшения индийской женщины – это предмет национальной гордости. Произведения искусства, созданные индийскими ювелирами, славятся уже 4 тысячи лет. Каждый элемент в украшении несет глубокий смысл, а не только декоративную функцию.
Традиционный комплект индианки состоял из 16 видов украшений. Для каждой части тела изобретались свои неповторимые варианты. Браслеты, кольца, перстни, колье, ожерелья – это только малая часть того изобилия, которое создавали и продолжают создавать индийские умельцы.
В современной Индии традиционный костюм смешивается с современной западной одеждой. Все чаще можно встретить женщину в джинсах и камизе. Сари сочетают с обычными футболками. Но и по сей день здесь не принято демонстрировать открытые ноги или грудь. Все-таки Индия это восточная страна, где традиции и религия имеют очень большое влияние.
Подбираем ткань
Предпочтительно будет выбрать такую ткань, как хлопок, органзу, шифон. Конечно, можно взять ткань и подороже — мисорский шелк. Материал для пошива обязательно должен быть натуральным. В танце человек много двигается, поэтому ткань должна дышать и не приносить дискомфорт.
Синтетический материал, например, не позволяет коже дышать и сковывает движения. Поэтому такой вариант лучше не рассматривать. Выбирайте материал, который позволяет «летать» в танце. Костюм должен как бы струиться по фигуре, подчеркивая все достоинства, скрывая недостатки.
Прочтите это: Игольница из банки своими руками: необычное применение обычных вещей
Рисунок на ткани можете выбрать на ваше усмотрение. Это могут быть спокойные тона, нежных оттенков, так и кричащие, выделяющиеся своими красками рисунки. Украсить костюм можно окантовкой в виде вышивки или лентой с узорами по краю самого полотна. Край полотна, который элегантно накидывается на плечо, называется паллу. Здесь обязательно должна быть вышивка, сделанная своими руками, бисер, красивые камушки.
Немного истории
Первую драпированную ткань (прототип сари) относят еще к Индской цивилизации существовавшей в третьем тысячелетии до нашей эры. Существует несколько научных версий, а также легенд, связанных с ее происхождением. По одной из таких легенд считается, что первое сари создал ткач-волшебник, мечтая о некой женщине, передавая ткани ее блеск, шелковистость и нежность. А вот некоторые историки утверждают, что дхоти (мужская разновидность одежды) появилось раньше, и до XIV века его носили как мужчины, так и женщины. А ношение женщинами цельнотканого сари стало традицией немного позже, когда индийский костюм стал приобретать различные особенности, указывающие на половую принадлежность носящего. Расхождения во мнениях историков касаются также таких частей женской одежды в Индии, как чоли и ленга (юбка). Одни связывают появление этих элементов с колонизацией Индии пуританской Англией и навязанным ею целомудренном образе женщины. Другие же утверждают, что и ранее прототипы этих элементов в виде разнообразных повязок на грудь были частью женской индийской национальной одежды.
Мужская одежда
Основой народного костюма для мужчин была рубаха или сорочка. В старину её шили из хлопка, льна, шёлка. Рукава одежды сужались к кисти. Они бывали как короткими, так и очень длинными (закрывающими ладони) — это зависело от назначения наряда. В нарядах крестьян рубаха надевалась снизу, а у знати — сверху. Одежда выполнялась в белом, синем или красном цвете. Сверху её подвязывали нешироким поясом.
Нижней частью костюма были штаны — гачи или порты, похожие на современные брюки. Они заправлялись в сапоги или онучи (обёртка на ноги под лапти). Сверху штаны подпоясывались шнуром, верёвкой или специальным поясом.
Мужской костюм был менее богат и разнообразен, чем женский. Его украшали вышивкой или вставками в области воротника и подола.
https://youtube.com/watch?v=wX7hRZIl5V4
Поверх сорочки мужчины надевали зипун. Далее верхняя одежда зависела от социального статуса гражданина. Богатые носили поверх кафтан, представители знати дополняли его ферязью, охабнем или однорядкой. Другие виды мужской верхней одежды:
- опашень — длинный кафтан с широкими рукавами, большим количество пуговиц и меховым воротником, который можно пристегнуть по желанию;
- терлик — нарядный костюм, по крою похожий на ферязь или халат с короткими рукавами, надевался в торжественных случаях;
- сермяга — грубый кафтан из толстого необработанного сукна, имеет короткий подол и длинные рукава, застёгивается спереди;
- вотола — одежда из грубой шерстяной ткани;
- кожух — тёплый зимний кафтан;
- корзно — нарядная мантия или плащ для знати, застёгивается у правого плеча;
- бекеша — меховое пальто с урезанной талией и разрезом сзади, предназначены для езды на коне;
- епанча — тёплый плащ, защищающий от ветра и снега;
- шуба — массивная одежда прямого покроя с длинными рукавами и меховым воротником.
Бренды одежды в стиле этно
Этно-стиль редко становится основным направлением одежды для мировых брендов – они просто иногда включают его элементы в свои коллекции, но есть 3 бренда, где в любое время можно подобрать оригинальный этнический наряд.
Американский дизайнер и основатель бренда Anna Sui вдохновляется нарядами народов мира. Ее коллекции отличаются яркостью, а каталог – изобилием нарядов в этническом стиле. Платья, туники, рубашки, головные уборы – то есть все, что нужно для стильного лука.
@annasui
@annasui
@annasui
У ETRO просто огромный выбор одежды с этническими мотивами – от купальников, брюк и рубашек до верхней одежды. Фирменный узор – огурцы пейсли, традиционный индийский принт.
@etro
@etro
@etro
Российский дизайнер Ульяна Сергиенко и ее бренд вдохновляются этническими мотивами и постоянно выпускают платья, костюмы, рубашки и аксессуары с намеком на этнос. У бренда без труда можно подобрать стильное, элегантное вечернее платье, всем своим видом демонстрирующее связь с национальными костюмами.
@ulyana_sergeenko_moscow
@ulyana_sergeenko_moscow
Периодически одежда встречается и у брендов с мировым именем – Chanel, Valentino, Prada.
@maisonvalentino
Традиционная женская индийская одежда
По всему миру известно сари – прямоугольный кусок ткани, длина которого составляет 5-9 метров, как правило, он выполнен из нежного шёлка или хлопка. Сари может быть однотонным или с цветочными узорами, его могут использовать и в повседневной жизни, и в праздничные дни, одеяние может быть расшито золотыми блестками и нитями.
Существует ряд способов драпировки сари, однако присутствуют общие черты везде. Сначала женщины обвязывают сари вокруг талии, формируя слой складок, после чего конец рулона перебрасывается через плечо, чтобы прикрыть грудь. Обычно сари надевают с блузкой и нижней юбкой.
Очень ценится в Индии сари ручной работы, его делают по случаю праздника, причем узор для таких нарядов составляется индивидуально. После выполненной работы мастер уничтожает эскизы и рисунки узоров, поэтому та, кто наденет готовое сари, может быть уверена в его эксклюзивности.
Впечатляет и цветовая гамма сари, женщина, одетая в такой наряд, отличается грациозностью и изяществом. В такой одежде она всегда будет выглядеть более стройной и женственной. Сари считается национальной гордостью страны.
Еще одним традиционным нарядом женщины в Индии является сальвар-камиз (также называют шальвар-камиз, сальвар-камис). Из-за особенной популярности в районе штата Пенджаб его часто называют панджаби. Мода на такие одеяния зародилась много веков назад в Афганистане, и благодаря кабульским пуштунам перешла на территорию Индии, после чего получила распространение по всей Южной Азии. В наши дни этот наряд пользуется большим спросом у индийских женщин, а в Пакистане и Афганистане его носят представители обоих полов.
Сальвар – это штаны, а камиз – это туника, по её бокам идут разрезы, доходящие до талии, что весьма удобно при ходьбе. Вырезы изделия часто бывают украшены зеркалами и орнаментом, вышивкой и бисером. Форма брюк и туники может быть разной, существует очень большое число вариантов. Костюм выполняется в разных стилях, где туники могут сочетаться с узкими штанами, шароварами со множеством сладок, клешенными от бедра штанами. По этому принципу выделяются следующие виды сальвар камиса:
Чуридар камиз. Брюки широкие и свободные в верхней части, и все благодаря множеству складок, к низу они заужены и имеют длину в два раза больше длины ноги. Они собираются складкой на щиколотке.
Патиала. В этом случае в качестве брюк выступают шаровары со множеством складок. Часто этот стиль называют «панджаби стайл».
Шарара. Очень расклешённые брюки. Камиз, как правило, короткий и без рукавов. Исключительно молодёжный вариант и надевается, преимущественно, на торжественные мероприятия и праздники.
Анаркали. Похож на длинный расклешённый сарафан, но надевается непременно с зауженными брючками.
Параллельный. Также его называют сальвар камизом в болливудском стиле. Брюки в данном случае широкие и обязательно прямые, параллельные шаровары. Верхняя часть похожа на прямую короткую тунику. Это сальвар камиз, адаптированный к современной моде. Особой популярностью такая одежда пользуется у молодых женщин в крупных городах.
В пакистанском стиле. Широкие прямые брюки без складок. Обязательно присутствуют рукава и высокий воротник. Полотно имеет, как правило, рисунки в мусульманском стиле.
В дополнение к такой одежде женщина надевает широкий длинный шарф, его называют дупатта или чуни. Способов ношения дупатты существует несколько, все зависит от общего стиля. Такой шарф – это неотъемлемая часть этнического ансамбля сальвар-камиза.
Сальвар-камис носят преимущественно незамужние девушки, индианки после замужества предпочитают носить сари. Но каких-либо жёстких требований по этому поводу нет, это лишь вопрос личного выбора.
Ещё один вид женской индийской одежды — ленга (или леханга). Ленга состоит из длинной юбки и короткой блузы, называемой чоли. Ленга также, как и сальвар камиз, предполагает ношение дуппаты, длинной накидки. Это одеяние принято надевать на самые торжественные события.
Национальные блюда
Кухня Индии – одна из самых колоритных в мире. Для нее характерно использование большого количества специй: острого перца, кардамона, имбиря, куркумы, корицы, кориандра, мяты, кинзы. Национальными блюдами Индии принято считать:
- Карри. Суп-рагу из овощей, бобовых и множества пряных приправ. Существует документальное подтверждение, что это блюдо было известно в Индии более тысячи лет назад.
- Суп дал. Острое блюдо из бобов или гороха, по консистенции это суп-пюре. В состав супа добавляют помидоры, лук, чесок, куркуму, имбирь.
- Палак Панир. Нежный вегетарианский суп из сыра панир и шпината. В него кладут молочные сливки, топленое масло гхи, смесь специй гарам масала и подают с вареным рисом.
- Бириани. Индийский плов из обжаренного риса басмати, овощей и приправ.
- Малай-кофта. Фрикадельки из картофеля, кисломолочного сыра панир и зелени.
- Пакора. Овощи (любой вид капусты, лук, картофель, сладкий перец), обжаренные в кляре, приготовленном из нутовой или гороховой муки.
- Чапати. Пресные лепешки из цельнозерновой муки, испеченные на сухой сковородке.
- Нааны. Блины из дрожжевого теста с начинкой из сыра панир. Выпекают в индийской печи-жаровне «тандури».
- Алу Гоби. Постное второе блюдо: картофель, цветная капуста, морковь, томаты и лук, тушеные с небольшим количеством масла. Подают с вареным рисом.
- Навратан Корма. Овощное рагу в соусе из сливок и орехов.
- Индийская сладость Джалеби. Обжаренные во фритюре и вымоченные в сахарном сиропе небольшие хрустящие крендельки. В жидкое тесто из добавляют порошок шафрана, поэтому печенье получается ярко-оранжевого цвета.
Виды
Индийские ткани славятся необычайно ярким подбором цветов, выразительностью орнаментов, разнообразными техниками. Издавна бенаресский шелк и парчу скупали торговцы. И в настоящее время для тканей, произведенных в Бенаресе, характерны сложные узоры и сияние золотого шитья. Всем известная парча или кинхаб — лучшее творение местных ткачей. Один из ее вариантов — химру, парча из шелка и хлопка. Тканые рисунки в технике икат и двойной икат украшают ткани, созданные в штатах Гуджарат, Орисса, а также в Андхра Прадеш. Украшенный орнаментом-купоном шелк канчипуран изготавливают на юге Индии. Он отличается особой плотностью и цветовыми переливами. Местный шелк тассар, муга, энди получают не от шелковичных червей.
Шальвар-камиз
Наряд наиболее популярный в районе Пенджаба. Шальвары (сальвары) – это шаровары, зауженные к низу. Камиз – приталенная туника, имеющая разрезы с обеих сторон. Шальвар-камих часто дополняется накидкой – дупаттой.
Это интересно: Ирландский костюм (34 фото) — национальный костюм Ирландии для мужчин и женщин, костюм для ирландского танца, история
Современные последствия колониального прошлого Индии
Считается, что индийцы – самая ограбленная европейцами нация в мире. Наследие колониального прошлого проявляется во многих сферах жизни страны:
- Железная дорога – самое крупный работодатель страны. 80% подвижного состава работает по старинке от угля и пара, выделяя вокруг грязь и копоть. Руководство даже не пытается перевести локомотивы на работу от электричества. Зато очень гордится красотой Вокзала Королевы Виктории в Бомбее.
- Английский язык – государственный. Это даёт преимущества индийцам на международном рынке труда.
- Британская система образования работает лишь в городах. Большинство деревенских детей получают очень скудные знания. Им не доступно обучение в колледжах и ВУЗах страны.
- Зажиточные индийцы всеми силами стараются уехать из страны на постоянное место жительства на Туманный Альбион или другие развитые англоязычные страны.
- Европейские транснациональные компании чувствуют себя в Индии хозяевами положения, продолжая бесцеремонно пользоваться природными и человеческими ресурсами страны.