Первая серия. «Предзнаменование»
В первой серии мы видим, что Мейв поселилась вне сети в удобной отдаленной хижине где очень холодно, и вокруг снег. Долорес, память которой была полностью стерта, теперь носит имя Кристина. Она живет в Нью-Йорке, пишет сюжеты для видеоигр и мечтает стать писательницей. Утро Кристины напоминает жизнь Долорес в Суитуотере. Она общается с соседкой по комнате Майей, а затем отправляется на работу. Состояние Кристины неуравновешенно, ей советуют принимать таблетки. Рутина большого города это совсем не то, чего хотела энергичная и страстная Долорес.
Калеб работает на стройке. У него есть замечательная жена Уваде и дочь Фрэнки, которую он боготворит. Калеб продолжает бороться с посттравматическим стрессовым расстройством из-за вооруженного противостояния с «Ровоамом» и связанными с ним головорезами. Уваде призывает Калеба отпустить прошлое, ведь тот же шум во дворе, скорее всего, просто проделки бездомного кота, а не злоумышленника. Однако страхи Калеба, как выяснится позже, вполне оправданны. Врагам не сложно выследить Мейв, а затем и его. Вдвоем они начинают бороться с машинами, которые хотят их уничтожить и переделать цивилизацию.
Пятая серия. «Чжуан-цзы»
Люди полностью подчинены роботам, они исполняют любой приказ Шарлотты: танцевать, значит, танцевать, убивать, значит, убивать. Но при этом у нее возникает разговор с Уильямом — а что дальше? К чему стремиться? У Шарлотты проблемы. Хосты, которые должны по ее приказу уничтожать людей, после исполнения приказа внезапно пускают пулю себе в лоб. Сбой в настройках? Что-то другое? Уильям должен все это выяснить, убить еще одного объекта — женщину.
Женщину пытается спасти команда Сопротивления, которая вместе со Стаббсом прибыла в город
Уильям отвлекает их внимание и первым оказывается возле женщины, но та вступает с ним в диалог и заставляет усомниться его в реальности происходящего. Хост пытается убить ее, но руководитель Сопротивления успевает ему помешать
Женщина спасена, а хост, очнувшись, вступает в разговор с настоящим Уильямом, где вновь заходит разговор о реальности.
Кристина по-прежнему находится не в своей тарелке, она говорит Майе об удачном свидании с Тедди, но взволнована их разговором. На работе она пытается создать новых героев игры — фермера и его дочь, но в результате вызывает недовольство и допрос со стороны босса. Звонок Тедди отвлекает ее, и она вновь спешит встретиться с ним. Между ними тоже заходит разговор о реальности. Тедди доказывает, что Кристина может управлять людьми. Но тут Кристине предстоит не самая приятная встреча с Шарлоттой, которая стремиться узнать, с кем у ее «подруги по колледжу» было свидание, но ответа не добивается. После очередной беседы с боссом Кристина попадает в главную диспетчерскую, где понимает, что именно она написала историю каждого человека в городе. «Кто так сделал?», — спрашивает она Тедди, и тот отвечает, — «Ты».
Создание фильма
- Первоначально сценарий фильма Андрею Миронову не понравился, и Сурикова взяла актёра в настоящую осаду. Узнав, что сценарий лежал на полке «Мосфильма» уже в течение 5 лет и никого, кроме Миронова, режиссёр в этой роли не видит, Миронов растрогался и дал своё согласие.
- Съемки фильма проходили летом и осенью 1986 года в Крыму. Начало и заключительные эпизоды были сняты в окрестностях Белой Скалы (Ак-Каи), недалеко от Белогорска. Декорации городка Дикого Запада были возведены на берегу Тихой Бухты под Коктебелем.
- На роль Билли Кинга практически уже был утверждён Алексей Жарков, а Николаю Караченцову режиссёр предлагала сыграть Чёрного Джека. Но актеру это предложение показалось неинтересным, и он напросился на Билли Кинга, убедив режиссёра на пробах в постановочной драке с каскадером Александром Иншаковым. Жарков после этого несколько лет не разговаривал с Суриковой. Чтобы быстро найти актёра на роль Чёрного Джека, Сурикова пошла на хитрость — позвонив Боярскому, сказала, что Миронов лично хочет видеть в этой роли его.
- Певичкой из «Бешеного бизона» могла быть Ольга Кабо или Ирина Розанова, но их пробы были неубедительными. Окончательный выбор предоставили Миронову, и ему больше всех понравилась Александра Яковлева.
- Миронов сожалел, что в фильм не вошла песня «Всё кончено»: «Там ведь такие слова пронзительные были: „Каждому свое, тебе — забава, мне — мученье, а время лечит только тех, кто болен не смертельно…“».
- Парижский бульвар, на который ссылается фильм, правильно называется Бульвар Капуцинок.
- Официальная афиша фильма пародирует полотно Сикстинской Мадонны.
- Хранилище золотого запаса на военной базе Форт-Нокс, упоминаемое героями фильма, было построено только в 1936 году, через несколько десятилетий после времени действия фильма.
- Фильм содержит отсылки ко многим классическим вестернам и некоторым другим фильмам. Так, персонаж Чёрного Джека «списан» со злодеев в исполнении Ли Ван Клифа, а фраза «Это был мой бифштекс» — прямая цитата из фильма «Человек, который застрелил Либерти Вэланса». Фраза пастора «Раба любви!» — возможно, отсылка к одноимённому фильму 1975 года.
Смерть скачет на коне (1967) Италия 7.29
Название интригующее, но мистикой тут и не пахнет. В этом вестерне в качестве «смерти» выступает пятилетний малец, чью семью пришили бандюки.
Сюжет, достойный индийских фильмов. Из пятилетнего мальца со временем вырастает бравый стрелок, который жутко хочет отомстить убийцам его родителей, перед смертью, ко всему, еще и изнасиловавших мать и сестру.
Тогда мальца, помнится, спас один из бандитов, который сейчас как раз выходит из тюряги и которого тут же пытаются пришить бывшие подельники. Но судьба снова сведет мальца и его спасителя вместе, после чего у конной смерти, ко всему, еще и вырастут крылья.
Сюжет
Действие фильма разворачивается на рубеже XIX—XX веков. Мистер Джонни Фёст (англ. first — первый) — миссионер от кино с манерами истинного джентльмена — едет в один из захолустных городков на Диком Западе, с целью открыть там немой кинотеатр (синематограф)
Жизнь человека здесь стоит недорого, а неосторожно сказанное слово может стать причиной массовой драки. Основные развлечения жителей городка — пьянство, разврат и мордобой. Фёст открыл для себя мир кино в Париже, на бульваре Капуцинок, где братья Люмьер показывали свои фильмы.
Фёст открыл для себя мир кино в Париже, на бульваре Капуцинок, где братья Люмьер показывали свои фильмы.
По дороге на карету, в которой едет Фёст, нападает банда грабителей. Главарь банды по кличке Чёрный Джек, видит в руках у Фёста книгу о всемирной истории синематографа, но, по причине своей неграмотности, сначала принимает её за Библию. Полистав эту книгу, Джек замечает в ней несколько пустых страниц и интересуется их предназначением у Фёста. Джонни поясняет, что история синематографа ещё не дописана и, то ли в шутку, то ли всерьёз, предлагает Чёрному Джеку внести посильный вклад в развитие мирового синематографа и тогда, возможно, имя Джека в будущем появится на этих страницах.
Доехав до места назначения и познакомившись с местными нравами, Фёст, однако, не теряет веры в то, что синематограф способен перевоспитать этих людей; и действительно, его сеансы поначалу творят чудеса. Бандиты и беспробудные пьяницы, под впечатлением увиденных на экране комедий и мелодрам, перерождаются и начинают новую жизнь: бросают пить, учатся этикету и пытаются стать джентльменами.
Фёст устраивает сеанс для прознавших про синематограф индейцев, давая тем самым понять, что кинематограф чужд предубеждений по расовому признаку. Среди своей аудитории Фёст находит свою любовь — мисс Диану Литтл, звезду местного кабаре, в которую влюблено всё мужское население городка. Диана отвечает Джонни взаимными чувствами и соглашается выйти за него замуж. Кроме того, Фёст приобретает верного друга в лице ковбоя Билли Кинга, бывшего пьяницы и дебошира.
Гарри Маккью — владелец салуна, который Фёст арендует для показа фильмов, предлагает Джонни превратить кинопоказ в совместный выгодный бизнес, но Фёст соглашается лишь на продажу билетов по минимальным ценам. Из-за изменившихся нравов клиентов Маккью вынужден вместо алкогольных напитков продавать в своём салуне молоко, из-за чего его доходы заметно сокращаются. Хотя Гарри обожает синематограф, он понимает, что убытки в конце концов приведут его к разорению.
Гарри и местный пастор Адамс, который неоднократно добивался руки мисс Литтл и потому ненавидит Фёста, пытаются всячески ему мешать — поджигают сарай, где хранятся киноленты, крадут простыню Дианы, которая используется в качестве экрана. Пастор пытается внушить женщинам города (большинство из которых ещё не были в синематографе), что им не следует пускать своих мужей на «фильму», потому, что «синема — грех и искушение». Однако проповедь пастора вызывает обратный эффект — женщины со всего города толпой бегут к Фёсту и требуют немедленно показать им «фильму», что Джонни с удовольствием делает.
В итоге Гарри нанимает Чёрного Джека, чтобы тот убил Фёста. Преступники под видом гостей просят Фёста помочь какой-то бабушке. Этой «бабушкой» оказывается Чёрный Джек, а люди Джека избивают Джонни. Билли Кинг выходит искать его, расправляется с бандой Чёрного Джека и спасает друга. Джек, стремясь выполнить задание, которому он «не очень-то рад», стреляет Фёсту в спину и скрывается. Умирающий Фёст просит в качестве последнего желания запустить очередной фильм. Ко всеобщему изумлению, просмотр картины (комедии Чарли Чаплина) чудесным образом «исцеляет» Фёста. Также фильм через окно салуна смотрит Джек.
Фёст временно уезжает из городка за свадебными подарками. Когда он возвращается, то обнаруживает, что его место успел занять приехавший в городок делец мистер Секонд (англ. second — второй) с новым комплектом кинолент. Он показывает зрителям низкопробные боевики, изобилующие насилием и кровью, и аудитория быстро погружается обратно в атмосферу драк, разврата и пьянства, поддерживаемую теперь с помощью кино, которому ковбои привыкли доверять. Но мистер Фёст не теряет присутствия духа и в финале уезжает дальше в прерию — его зритель ждёт его. К нему присоединяются Чёрный Джек (который решил посвятить синематографу всю оставшуюся жизнь) и Диана Литтл.
В финальных кадрах на порог из салуна выбегает Билли, всё-таки осознавший разницу между прежними и новыми фильмами, и тщетно зовёт уехавшего Фёста.
Любой ценой (2016) США 7.21
Следующий вестерн из разряда современных, тех, в которых действие разворачивается на современном, но, местами, не менее Диком западе.
https://youtube.com/watch?v=kUD-7vilIpw
В центре сюжета события, рпроисходящие в одном из городов Западного Техаса. Братья Ховарды, боясь потерять ранчо, находящееся в долгах из-за обратной ипотеки, вынуждены ступить на скользкую дорожку и ограбить пару-тройку банков дабы расплатиться по долгам с банкирами.
Один за другим они успешно грабят банк за банком, при этом, по-быстрому отмывая краденные бабки в местном индейском казино. Но по следам братьев идут целеустремленные местные законники – рейнджеры Маркус Хэмильтон и Альберт Паркер, готовые вот-вот прижать отмороженных грабителей.
Дело осложняется тем, что один из братьев, не тот, что подозрительно похож на капитана Кирка из «Стартрека», а второй, постарше, отличается склонностью к беспределу, вечно выдавая какие-нибудь непредсказуемые и идиотские фортеля.
Как бы эти фортеля в конце концов не стали той ниточкой, которая позволит схватить братьев-акробатьев за жабры.
Недруги (2017) США 7.25
Капитан армии США Блокер, подозрительно похожий на Бэтмена, ненавидит индейцев всей душой. Может в глубине этой самой души он и понимает, что, собственно, это они пришли на землю местных, и именно они сживают их со своих земель. Но когда ты видишь, как эти краснокожие убивают твоих боевых товарищей и мирных граждан пачками, тут уже, как-то, не до размышлений о том, кто первый начал.
Блокер многих потерял на Индейских войнах. Но с этими войнами покончено. Правительство решило остепениться и завязать с геноцидом. В плену у военных находится престарелый вождь шайеннов и его семья, которых командование получило приказ отконвоировать в родные земли в тогдашнюю Монтану.
Обязанности по доставке больного вождя и его семейства на родину ложатся на плечи того самого капитана Блокера. Теперь он, вместо того, чтобы перерезать этим краснокожим глотки, вынужден тащиться с ними сотни миль через всю страну.
А страна кишит останками кровожадных индейских племен, которые только и ждут случая поквитаться с ненавистными вояками и содрать с пары-тройки из них скальп…
Баллада Бастера Скраггса (2018) США 7.30
Следующим по списку в нашем топе лучших вестернов идет более чем двухчасовой сборник короткометражек про Дикий запад, состоящий из 6 поучительных и весьма прикольных художественных новелл.
На роли в коротких метрах были приглашены самые востребованные актеры Голливуда, такие, как Лиам Нисон, Джеймс Франко, Брэндан Глисон, Гарри Меллинг и пр. В сборник вошли следующие истории:
- Баллада Бастера Скраггса – про веселого и поющего музыканта-стрелка, самого быстрого на диком западе, который, в итоге, все же, допелся.
- Под Алгодонесом – про ковбоя, которому повезло быть приговоренным к повешенью, но не повезло стать повешенным. До поры до времени.
- Вход за еду – про старикашку импрессарио, который поздно, но понял, что безрукие и безногие таланты хоть под ногами и не валяются, но стоят гораздо меньше чем куры-арифмометры.
- Весь Голд-Каньон – про удачливых старателей и незадачливых грабителей.
- Девушка, которую напугали – про то, как опасно для жизни окружающих бывает прикидываться мертвым.
- Останки – про то, до чего может довести пассажиров дилижанса их беззаботная болтовня.
Каждая история являет собой настоящий шедевр и понравится любому, даже самому пытливому кинолюбителю.
В этом случае время даром потрачено точно не будет.
Появление ковбоев
С появлением фортов и первых поселений на Западе возникла необходимость в торговле. Особую роль играли лошади, которые служили основным транспортом для поездок на Запад. Переселенцы часто везли с собой вещи, а также скот, надеясь найти на Западе постоянное место жительства.
Кроме того, на западе коров не было вообще, поэтому продать их там можно было в пять и даже десять раз дороже. Индейцы часто нападали на мигрантов, главная задача была защитить скот, в частности коров. Именно так появился «ковбой», что в переводе означало «парень, отвечающий за коров».
Изначально это был охранник-пастух. Работа была крайне опасная не только из-за частых нападений индейцев, но из-за агрессивности коров. Стадо поддавалось панике и могло забить своего пастуха насмерть.
Ковбой в 1887 году
Продажа коров с Техаса длилась полтора месяца. Ковбой должен был быть вооружен, а также иметь несколько лошадей. Из-за палящего солнца важным элементом одежды стала шляпа. Вот мы и получили образ классического ковбоя из американских вестернов. По своей сути ковбоев можно сравнить с казаками и чумаками-торговцами в истории России.
Мигранты первой половины XIX века двигались следующими маршрутами:
- Калифорнийская тропа. Изначально по ней шли фермеры, а затем и золотоискатели.
- Орегонская тропа.
- Мормонская тропа. Из-за конфликтов мормонов с местным населением в штате Иллинойс началось их переселение на запад. На этом примере видно, что Дикий Запад был не только местом поиска новой, богатой жизни, но и территорий для бегства от дискриминаций.
- Тропа Санта-Фе. Маршрут пролегал через опасную территорию племен команчей.
Florian Dreyer / flonum.artstation.com
А что если все это чистая правда?
В очередной раз я задумалась, что есть наша реальность. Вот живут себе роботы, влюбляются, радуются, страдают, и даже не подозревают, что они по сути не совсем настоящие. Их убивают, восстанавливают, стирают память и снова возвращают на прежнее место. Или вкладывают иную программу и отправляют исполнять другую роль и так до бесконечности.
Интересно, а что происходит с нами? Ведь в какой-то степени с нами происходит примерно то же самое. Мы рождаемся с определенной программой на жизнь, выполняем ее или не выполняем, но все равно умираем. Душе стирают память о воплощении и она идет на перерождение с новой жизненной целью. И так много-много раз. Иногда наша программа глючит и мы спонтанно вспоминаем прошлые воплощения, иногда мы сами этого добиваемся.
А что если, сериал это наше прошлое. Ведь Адама и Еву создал Бог в лаборатории под названием Рай. А когда те узнали какую-то правду, их выставили за двери лаборатории. И им пришлось жить в мире, где же жили другие люди. Если я не ошибаюсь, то в Библии об этом говорится открыто. Кто эти другие люди? Остатки прошлой цивилизации?
А пока нас создавали, огромные машины забирали полезные ископаемые и прочее. Есть такой эпизодик в 5 серии. И даже есть занесенный по крыши песком целый город. Наверное даже животных создали, кроме кошек, конечно же, потому они демонстрируют такое странное поведение. В общем, трудно это.
И еще, а кто сказала, что тот самый Дикий запад, золотая лихорадка, война с индейцами и прочее действительно реально было. Ведь по большей мере мы знаем все это из книг, которые усиленно писали в 19-20 веке отдельные, но при этом жутко плодовитые писатели.
С появлением кинематографа стало еще проще, теперь можно было не только вообразить, но и увидеть собственными глазами. А что если все это чистой воды выдумки и ничего этого не было на самом деле? точнее оно было, но только немного по-другому, просто событиям дали другое название или обоснование.
Кадр из сериала «Мир Дикого запада» (1 сезон)
Преступность
Когда речь идет об огромных деньгах, а полиции как таковой нет, то споры решает оружие. Во время поисков золота частыми были убийства и грабежи. В новых городах появляются шерифы, обязанностью которых было наведение порядка. Также были “охотники за головами”: специальные убийцы, которым люди готовы были заплатить за то, что он найдет им преступников и поможет обеспечить спокойствие.
В 1869 году на Дикий Запад провели сеть железных дорог. Теперь преступники нападали на поезда. Самой известной бандой была группа Далтона — бывшие полицейские, решившие подзаработать “на стороне зла”.
Изначально они грабили вагоны на железной дороге, а в 1892 году решил напасть на несколько банков в Коффивилль (Штат Канзас). Местные окружили банки, не давая преступникам выйти. Вскоре подъехала полиция, некоторые участники группы Далтона были убиты, лидеры арестованы.
Ньюэлл Конверс Уайет «Великое ограбление поезда»
Как видим, истории их вестернов не взялись на пустом месте. Истории про ковбоев, преступников, искателей золота, “охотников за головами” и смелых шерифов — это все часть истории Дикого Запада, часть истории США, ставшая известной миру благодаря кинематографу.
Крымские актеры с бульвара Капуцинов
Они в фильме тоже были, но необычные. Так, после ухода со съемок кавалерийского полка, в кино стали сниматься здешние лошади. Среди них были кобыла Верка и жеребец Малыш. И их однажды украли.
Разбираться поехали режиссер и Миронов – для авторитета. Отделение милиции было в Планерском (ехали из «Санта-Каролины»). И все удалось: начальник отделения пришел в бурный восторг от знакомства с «живым Мироновым» и рьяно взялся за расследование. Актер с Суриковой уже по дороге домой встретили довольного милиционера, ведущего в поводу их возвращенный крымский реквизит в лице Малыша.
Некое крымское живое существо даже было принесено в жертву искусству – недаром в самом фильме упоминается необходимость таковых. Из кого-то крымского происхождения делали головные уборы для индейцев. Правда, ни одному знатоку фильма так и не удалось выяснить видовую принадлежность изначального обладателя перьев шикарных султанов.
Но все уверены – он был коренным крымчанином, причем индейские султаны расценивались как особо ценное имущество, и Алла Сурикова очень переживала, что Олег Табаков не сможет прорезать ножницами «смотровую щель» в султане вождя с первого дубля. Великий «кот Матроскин» не подкачал.
Быстрый и мертвый (1995) США 7.30
Местный воротила Джон с интересной фамилией Ирод заскучал в своих «пределах» и собирается организовать в городишке, власть в котором узурпировал уже весьма давно, «спортивное соревнование по стрельбе», в котором стрелки будут стреляться насмерть. Словно в тех рыцарских турнирах.
На финальный куш в 123 тысячи баксов позарилось немало здешней и не очень мрази. Собрался принять участие в турнире и сынуля Ирода, роль которого здесь досталась еще совсем зеленому Леонардо ДиКаприо. Соревнование выйдет весьма интересным. И особенную изюмину придает ему участие в турнире единственной дамы-незнакомки, роль которой досталась самой Шерон Стоун.
Кому повезет устоять на ногах по окончании турнира?
Знал бы Ирод чем закончится его веселая затея, сто раз бы подумал над тем, проводить ли очередную стрелковую Олимпиаду в городишке «Искупление» или нет.
Кратко о съемках фильма «Человек с бульвара Капуцинов»
Сценарием фильма стал пересказ евангельского сюжета. На протяжении съемок сценаристы, актеры, другие работники съемочной группы не раз делились впечатлениями. Первые дубли фильма были сделаны в 1986 г. в Белогорске.
Не секрет, что в съемках участвовали не только актеры. Также присутствовали дублеры, каскадеры. Поначалу режиссеры решили, что возницами выступят каскадеры, но капитан Советской армии решил посадить на коней подчиненных. Лошади взбесились и практически уронили многоместную карету, поставив под угрозу жизнь картины.
Решение нашлось быстро — жители деревень предоставили съемочной группе новых лошадей, более покорных, дружелюбных, что помогло съемочной группе в и работе.
Восьмая серия. «Что будет, то будет»
В городе продолжается бойня, в которой активно участвует Уильям. В это время белые боты возвращают к жизни Шарлотту Хейл. Она обнаруживает, что Уильям закрыл ей доступ к управлению миром, но при этом ей передают послание Бернарда, который говорит, что осталась всего одна игра, но это не игра Хейл, а игра Долорес. Под макетом города Шарлотта достает жемчужину — сознание Долорес. Хейл идет в город и ужасается бойней, устроенной Уильямом, ведь он разрушил ее мир. Появляется Клементина. Она говорит Шарлотте, что хочет проникнуть к людям-отщепенцам.
Шарлотта хочет уничтожить Уильяма, они встречаются в центре управления всей системой и между ними происходит схватка. Благодаря подсказке Бернарда, спрятанному пистолету, Хейл добивается своей цели — Уильям убит. Вместе с этим она, по совету Бернарда, оставляет шанс Долорес построить новый мир и загружает ее сознание в систему, а свое сознание впоследствии уничтожает.
Калеб и Стаббс пытаются спасти раненную Фрэнки. У Калеба мало времени, его тело может отвергнуть разум в любой момент. Он зашивает рану дочери, и тут приходит Клементина. Она убивает Стаббса, и вот-вот та же участь ждет Калеба, но в последний момент Фрэнки стреляет в нее. Клементина мертва. Калеб в итоге спасает дочь, но сам не готов отправится с ней, объясняя Фрэнки, что его уже давно нет. Отец и дочь прощаются.
Кристина беседует с Тедди в разрушенном городе, видит лабиринт, который помогал возвращать сознание Долорес, и начинает осознавать роль всех, окружающих ее людей: соседки Майи, одержимого Питера, босса на работе и даже Тедди. Все они — своеобразные подсказки, которые оставила для себя Долорес, и это означает, что Ровоам не полностью уничтожил ее. После того как Шарлотта загрузила создание Долорес, мы, наконец, видим ее саму в том самом синем платье, которая объясняет Кристине, что они — отражение тех людей, которые их создали. Кристина-Долорес говорит Тедди, что всех нас ждет опасная игра — последнее испытание. В этом мире люди и роботы уничтожили сами себя. Разумная жизнь на Земле погибла, но какую-то ее часть можно сохранить — в мире Долорес, в настоящем Мире Дикого Запада.
Драматургия: Ардженто и Бертолуччи, «антология вестерна» и постмодернизм
Кадр из фильма «Однажды на Диком Западе» (1968) / Фото: Paramount Pictures
После глобального успеха фильма «Хороший, плохой, злой», ставшего завершением так называемой «долларовой трилогии», Серджио Леоне хотел завязать с жанром вестерна. Режиссер был уверен, что сказал в этом направлении все, что хотел, да к тому же он уже был одержим идеей нового проекта — гангстерской сагой «Однажды в Америке». Студия Paramount Pictures согласилась поддержать этот фильм, но при условии, что прежде Леоне снимет еще один вестерн. Автор согласился, решив таким образом начать новую трилогию — серию фильмов о различных исторических эпохах Америки (второй частью этой трилогии стал «За пригоршню динамита»).
Работа над проектом началась с названия — «Однажды на Диком Западе». Оно сразу задавало особый масштаб истории. Сценарий картины писал довольно интересный состав авторов. Над текстом начали совместно работать сам Леоне, кинокритик Дарио Ардженто, который вскоре станет крупнейшим в Италии мастером хоррора-джалло, и Бернардо Бертолуччи, на тот момент начинающий режиссер.
Эта троица весной 1967 года засела на несколько недель в доме у Леоне и приступила к просмотру любимых вестернов, вроде «Искателей», «Великолепной семерки», «Джонни-гитары», «Ровно в полдень» и так далее. Они специально напитывались духом жанра, чтобы создать некую обобщенную стилизацию. Ранее Леоне уже цитировал классические вестерны в «долларовой трилогии», но в «Однажды на Диком Западе» такой подход стал еще более глубоким и продуманным. Поэтому исследователи называют фильм «антологией вестерна», а Жан Бодрийяр не зря говорил о Леоне как о «первом режиссере постмодернизма».
Серджио Леоне на съемках фильма «Однажды на Диком Западе» (1968) / Фото: Angelo Novi
Черновой сценарий Леоне-Ардженто-Бертолуччи получился очень внушительным по объему — более четырехсот страниц. При этом все диалоги занимали лишь пятнадцать. Остальное было подробнейшим описанием каждой сцены и героев. Доработать текст был приглашен Серджио Донати, уже сотрудничавший с Леоне на фильме «На несколько долларов больше». Он помог удалить ряд сцен, а также в целом ускорить темп повествования. Действие тем не менее, по меркам классических вестернов, развивается неторопливо, а сюжетно-фабульная конструкция намеренно ослаблена — Леоне очевидно интересует не столько действие, сколько дух эпохи и ощущение каждого отдельного момента.
Создавая «Однажды на Диком Западе», Леоне, с одной стороны, следовал традициям вестерна, но с другой — активно их переосмысливал и переворачивал. Например, по предложению Бертолуччи, он ввел в сюжет сложного женского персонажа. Обычно в вестерне в целом и в «долларовой трилогии» в частности героиням отводится второстепенное значение и достаточно простые, плоские образы. Но в «Однажды на Диком Западе» женщина становится одним из четырех ведущих персонажей со своей историей, сильным и неоднозначным характером. И более того — ей, по сути, отводится центральное, сюжетообразующее место по всей истории.
Еще одно нововведение — более сложным стал протагонист. У него вновь нет имени (только прозвище — Гармоника), но зато есть прошлое. Трагедия, о которой мы узнаем лишь в кульминации, открывает новые грани персонажа и позволяет иначе взглянуть на его действия и мотивации. Вообще надо отметить, что в этом фильме режиссер продвинулся в плане развития своих героев. Если прежде герои были скорее статичными масками, а история просто утверждала существующий характер, то теперь характеры по мере развития событий тоже эволюционируют.
Красная река (1948) США 7.30
Очередной фильм нашего топ-100 лучших вестернов всех времен и народов расскажет историю о драматическом перегоне на огромное расстояние самого большого стада крупнорогатого скота на территории Соединенных Штатов на то время.
Приехавший в 1851 году в Техас амбициозный ковбой Том Дансон отжимает у местного землевладельца огромное сочное пастбище, на котором собирается развести огромное стадо. Да только, вот беда. На их повозку напали индейцы. Тому с товарищем удалось отбиться от краснокожих, но племенную телку, с которой и должно было пойти дальнейшее разведение стада, подстрелили.
На их радость к ним тут же прибился нагловатый малец Мэтт с коровой, единственный, по его словам, выживший из каравана фургонов, с которым сюда прибыл и Том. Дансон договаривается с мальцом, что стадо у них будет общее. И с этого момента дело пошло.
Спустя полтора десятка лет их стадо насчитывало уже более 9 тыс. голов. Но вот незадача. Здесь мясо никому не нужно, либо его придется отдавать за бесценок. По всему грядет перегон скота за тридевять земель до Миссури. А заодно грядут и проблемы с теперь уже далеко не мальцом Мэттом.
Хотя, индейцы и нанятые для перегонки ковбои тоже кровушки попьют немало.