участок
Опера дива София Майер после многих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена выступить Чайковский с Пиковая дама в опере, где она когда-то дебютировала. Майер намерена исполнить партию самой графини, она приглашает художественного руководителя театра Всеволода Головина на партию Германа, несмотря на его зрелый возраст, а партию Лизы отдает своей племяннице Лизе, которую назвали в честь героиня оперы Чайковского. Андрей, парень Лизы и певец той же оперной труппы, тоже мечтает о славе и деньгах, но ни одной роли в новой постановке не получает. Сам он уверен, что лучше всех может спеть партию Германа. Через Лизу он может навестить Майер, которая останавливается у своего старого друга и покровителя Олега. Андрей поет для Майера, но она ему не отвечает.
Вечером, когда Олег, София и Лиза куда-то уходят, Андрей преследует их и попадает в подпольное казино Олега. Он узнает, что София — игрок, потерявшая почти все свое состояние и даже заложившая свой дом в Париже. Андрей тоже хочет играть, а на следующий день забирает все свои сбережения, 47 тысяч долларов, и, как Герман, играет в игру. Фаро, сделав ставку на номер три. Он побеждает. Андрей ссорится с Лизой, которая не понимает его нового интереса.
У Головина заболело горло, и он не может петь на репетициях. Его заменяет Андрей, чье пение впечатляет Майера. Она навещает Андрея дома, и они становятся любовниками. Майер договаривается с Головиным, что Германа будет петь Андрей, но София в составе жюри престижной премии устроит так, чтобы театр Головина получил золотую статуэтку, которой у Головина еще не было. Андрей снова делает ставку в казино, на этот раз на седьмой, и снова выигрывает. Он хочет поставить одну в третий раз и выиграть миллион, но для этого ему нужно занять более трехсот тысяч долларов. Он обращается к кавказскому криминальному авторитету Давиду, дяде своего лучшего друга Гагика. Он готов ссудить Андрею деньги, если в случае проигрыша станет рабом Давида.
Лиза приходит к Андрею и находит его с Софией, понимая, что они стали любовниками. На репетиции Лиза отказывается петь свою партию, однако, когда София начинает партию, Лиза возвращается и поет ее, демонстрируя страсть и силу голоса, которых ей раньше не хватало.
Незадолго до премьеры София тайком обналичивает последний чек у Олега и почему-то встречает Дэвида. Андрей переживает, что не сможет выиграть деньги до премьеры, но в день премьеры ему дают необходимые 300 тысяч долларов. Андрей оставляет репетицию в казино и делает ставку на туза, но проигрывает: вместо туза слева оказывается пиковая дама. Он возвращается в театр, опера начинается с триумфа. В перерыве Андрей рассказывает Софии в гримерке о своей потере и просит ее помочь ему, но она говорит, что у нее больше нет денег. Андрей душит Софию, не обращая внимания на ее слова, которые он сыграл на ее деньги. Спев последнюю арию, Андрей разбивает стакан и режет шею острым краем. София приходит в себя и вместе с Лизой получает овации восторженной публики.
Андрей спасается, но теряет голос. Поскольку сейчас он находится в рабстве Давида, его отводят в подвал, где люди делают ставки на смертельную игру в Русская рулетка. После трех выстрелов Андрей остается жив, а его противник погибает. Дэвид отдает деньги, которые он заработал на пари, неожиданно материализовавшейся Софии, которая затем уезжает на своей белой машине. Андрей вспоминает, что когда-то в детстве он услышал голос Софии по радио и начинает понимать, что уже тогда стал ей принадлежать.
Идея создания фильма
Лауреат Каннского фестиваля, российских премий «Золотой Орел» и «Ника» Павел Лунгин задумал проект, основанный на стыке кино и оперы, несколько лет назад. «Для меня «Пиковая дама» — одно из самых загадочных, таинственных, мистических произведений, — говорит Павел Лунгин, — Мне кажется, что опера гораздо ближе к кино, чем театр, там совершенно иная поэзия, и она делает оперу близкой к кино».
Продюсеры кинокомпании Art Pictures Studio в то же самое время разрабатывали проект, также основанный на классике, а именно современную версию «Евгения Онегина» Пушкина. «Мы долго не могли выйти на хороший сценарий, — вспоминает Дмитрий Рудовский, — При встрече с Павлом Семеновичем Лунгиным мы рассказали ему о своих трудностях, а он в свою очередь поделился с нами своими планами снять «Пиковую даму». Лунгин рассказал свое видение, и нам показалось, что хоть эта и другая история, но тема нам близка и интересна. Мы ударили по рукам и начали работу над «Дамой Пик».
Тема жажды славы и богатства актуальна во все времена, и каждая эпоха возвращается к классическому сюжету, предлагая новую современную трактовку. «Я сегодня часто вижу таких «Германнов», — говорит Лунгин, — Их много, они ходят по улицам, смотрят на витрины и чувствуют, что никогда не попадут в этот богатый «золотой» мир, потому что все это у стариков, где-то там в другом мире. Эти люди готовы на что угодно пойти, лишь бы выиграть в карты у этой жизни». «Помните слова из песни Queen «I want it all, I want it now»? — спрашивает Дмитрий Рудовский, — Есть молодые люди, готовые на любую сделку с совестью, они не проходят все этапы становления, а лишь стремятся добиться материальных благ, успеха, заметного места в социуме».
Павел Лунгин признается, что он и Art Pictures – хорошие друзья, которые доверяют друг другу в профессиональном плане, поэтому работать вместе им было очень комфортно. Дмитрий Рудовский соглашается: «Мы – единомышленники, наши взгляды на то, как и что снимать, похожи. Конечно, мы обсуждали каст и главных людей в съёмочной группе. Но уже после того, как решения по этим основным вопросам были приняты, вмешиваться в творческий процесс, зная, как снимает Лунгин, было бы, по крайней мере, глупо. Такому режиссеру надо доверять или не работать вообще».
Опера в фильме
Музыка и кино не раз соединялись на экране в фильмах Павла Лунгина, но «Дама Пик» представляется ярким и необычным экспериментом, который на основе произведения Пушкина и музыки Чайковского рождает нечто новое. «Я просто совершенно заворожен тем, как музыка, наложенная на изображение, становится чем-то совершенно третьим, то есть – ни музыкой и ни изображением, — говорит Лунгин. А по мнению продюсера Дмитрия Рудовского, такое соединение дает невероятный потенциал, чтобы достучаться с актуальной историей не только до российского, но и зарубежного зрителя: «Опера может открыть для кино новый жанр, отличный от мюзикла. Больший накал страстей, больше драмы. У нас есть идея вывести фильм на большую орбиту в мировой прокат. Чем мы можем быть интересны для зарубежного зрителя — талантливые актеры, тема, музыка Чайковского, узнаваемая во всём мире, выражаясь современным языком — это мировой бренд, и Пушкин, который тоже является классиком мировой литературы».
Огромную помощь создателям фильма оказал художественный руководитель Молодежной оперной программы Государственного академического Большого театра России, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Вдовин. Он выступил музыкальным консультантом фильма, занимался вокалом с актерами. И хотя голоса драматических артистов, занятых в фильме, не звучат в сценах оперной постановки, им необходимо было изучить тонкости вокального мастерства, чтобы органично смотреться в кадре.
«Как только я был утвержден на роль, я поехал на Горбушку и скупил там кучу дисков с разными версиями «Пиковой дамы», — вспоминает Иван Янковский, — Роль Германна на разных дисках исполняли Пласидо Доминго, Владимир Атлантов и другие мировые звезды. Я забил этой музыкой машину и непрерывно слушал, запоминал все эти малейшие переходы, детали в музыке. Так и готовился, учил текст, пел в машине». «Я тоже смотрела видеоверсии спектаклей и слушала оперные арии, — говорит Ксения Раппопорт, — Смогла услышать свои партии в разном исполнении, в частности Агундуы Кулаевой, голосом которой поет моя героиня».
«Мы ходили на репетиции в Большой Театр, и у нас была возможность походить по классам и понаблюдать за тем, что происходит за кулисами. Мы смотрели и отмечали для себя многое, например, как строится работа в опере, как там все отличается от кино и т.д.Получилась такая квинтэссенция нашего драматического театра, оперного искусства и кино. Было очень любопытно для работы над ролью». С актерами занимались сам Дмитрий Вдовин и другие педагоги по вокалу, помогал на занятиях один из лучшихконцертмейстеров Большого, пианист Павел Небольсин.
Как раз сцены на театральных подмостках стали для актеров одновременно одними из самых сложных, и в то же время интересных, потому что дали возможность попробовать то, что раньше не было в их карьерах. «Это же фильм о спектакле внутри спектакля, — говорит Иван Янковский, — Такой замес, что герои начинают теряться в какой-то момент – где я в жизни, где я в театре – и начинают сходить с ума. И мне как актеру нужно было держать все эти состояния внутри: петь партии Германа, а думать совершенно о других вещах. Нужно было выжимать себя по максимуму через текст Чайковского, через оперу. Это была очень крутая адреналиновая задача, драматическая. Всё или ничего. Нужно было отключаться от всего и работать, работать, работать».