Актеры и роли
В сериале снялись следующие звезды российского кинематографа:
- Чулпан Хаматова в роли Зулейхи («Гибель Империи», «Дети Арбата», «Страна глухих», «72 метра», «Все сложно», «Нуреев: Белый ворон»);
- Сергей Маковецкий в роли профессора Лейбе («Ликвидация», «Брат 2», «12», «Русская игра», «Механическая сюита», «Годунов. Продолжение»);
- Елена Шевченко в роли Изабеллы («Демоны», «Сирота казанская», «День выборов», «Закрытые пространства», «Папа, сдохни»);
- Юлия Пересильд в роли Настасьи («Палач», «Есенин», «Подсадной», «Победители», «Холодное танго», «Золотая орда»);
- Роман Мадянов в роли Зиновия Кузнеца («Раскол», «12», «Поддубный», «Жили-были», «Домашний арест», «Все или ничего»);
- Рамиль Сабитов в роли Муртаза («Екатерина», «Кармен», «Русский перевод», «Крепость Бадабер», «Золотая орда»);
- Роза Хаируллина в роли Упырихи («Прощай, любимая…», «А у нас во дворе», «Кислота», «Ищейка 2», «Ольга», «Содержанки»);
- Александр Баширов в роли Горелова («Демоны», «Мастер и Маргарита», «Игла», «Подарок Сталину», «Штрафбат», «Домашний арест»);
- Александр Сирин в роли Константина Арнольдовича («Ликвидация», «Любка», «Кикс», «Брестская крепость», «Горе от ума», «Ван Гоги»);
- Евгений Морозов в роли Иконникова («Крапленый», «Прощай, любимая…», «Жить», «Брестская крепость», «Пиковая дама: Зазеркалье»).
Типажи и реализация
Кадр из фильма «Пиковая дама: Зазеркалье»
В «Пиковой даме» собраны шаблонные образы героев: нагловатый красавец Кирилл (Владислав Коноплев), зашуганный ботаник Женя (Владимир Канухин), сексапильная блондинка Алиса (Анастасия Талызина), некрасивая подружка Алисы толстушка Соня (Алена Швиденкова). Странно, что все они дружат и держатся одной компанией. Логика, которая свела их вместе, осталась за кадром.
Несмотря на шаблонность и даже некую уже архетипичность образов, актеры отыграли свои роли убедительно, что в принципе не характерно для отечественных ужастиков. И это греет душу. Из всей четверки смущает только Канухин: если поначалу он очень неплох в образе Добби, то с момента, когда он рассказывает историю Пиковой дамы (= графини Оболонской), его речь становится какой-то неестественно резиновой. Это такая задумка или в чем дело?
С Олей (Ангелина Стречина) и Артемом (Даниил Муравьев-Изотов) все сложнее. Юный актер, у которого к его 10 годам накопился приличный багаж из фильмов (24 картины, включая сериалы), хорош. Однако видно, что он пока не очень представляет, как играть страх и ужас. Иногда даже хочется улыбнуться, когда он, сведя брови и широко тараща глаза, идет в темноту. Но в некоторых сценах с участием Муравьева-Изотова прямо мурашки по коже – например, где он рисует в классе, а на столе сидит его страшная кукла. Что касается его сестры в исполнении Стречиной, то она кажется вялой и апатичной, оживляется только в динамичных сценах, когда надо куда-то бежать и кого-то спасать. Часто, когда она говорит, возникает чувство, что голос звучит как будто отдельно от персонажа. Оля совсем не вызывает отклика.
И, конечно, сама Пиковая дама/ графиня Оболонская в исполнении Клаудии Бочар. Она по-настоящему пугает, а порой ее героиню жаль, как женщину – она была очень несчастной. И сумасшедшей.
Сюжет
Действие начинает развиваться зимой 1930-го года. Прямо на пороге собственного дома мужа главной героини Зулейхи, татарской крестьянки, жестоко убивают, а саму ее раскулачивают и ссылают в вагоне-теплушке в далекую Сибирь на верную гибель. В одном вагоне с женщиной оказываются крестьяне и интеллигенты, христиане и мусульмане, русские, татары, немцы – огромный эшелон, брошенный в тайге без пищи, воды, крова и теплой одежды, которому теперь придется мириться с характерами друг друга, чтобы выжить. Зулейха находит в себе силы пройти все испытания, уготованные ей судьбой, главное из которых – испытание Любовью, ведь чтобы выжить – необходимо любить и быть любимой.
Отличная концовка
Финал мне что называется, зашел, за такую концовку я готова простить все недочеты сюжета. Она получилась даже круче, чем в «Зеркалах», где казалась какой-то недосказанной.
Слова Оли
ключ ко всему. На самом деле ее душа и осталась в зазеркалье, а в наш мир
вернулась графиня. Потому и зеркало приказала сразу разбить. А вот с душой
Артема я не уверена. То ли это все-таки он, то ли графине удалось вернуть
своего сына в новое тело.
В общем, фильм мне понравился, даже удивительно, это уже второй ужастик отечественного производства за последнее время. А если брать в расчет «Гоголя», то даже третий. Он не особо страшный, конечно же, достаточно предсказуемый, но сделан довольно качественно, к тому же есть своя изюминка.
Детские страхи и Пиковая дама
Тематика «Пиковой дамы» сама по себе уже стара. Наверное, каждый из нас хотя бы раз в детстве пытался вызвать пресловутую Пиковую даму, собираясь с друзьями у зеркала, рисуя на нем лестницу красной помадой и трижды приговаривая: «Пиковая дама, приди!». И сердце замирало от страха. Конечно же, загадывали желания и, конечно же, ничего не происходило. И слава Богу, что все детские страшилки – это просто детские страшилки.
Если верить легендам, Пиковая дама как персонаж страшилок появилась не на пустом месте. Корнями история о ней уходит к гаданиям на картах – если человеку выпадала дама пик, это якобы означало какие-то коварные козни от недругов. Однако, чтобы избавиться от неприятелей, можно было заручиться поддержкой Пиковой дамы, вызвав ее, но рано или поздно она бы потребовала расплату за свои «услуги». Эта история веками обрастала разными деталями, «правилами» и слухами, сам образ Дамы интерпретировать можно в самых неожиданных вариантах. Александр Домогаров-младший вместе с группой сценаристов, которые работали над «Зазеркальем», связали страшную легенду о Пиковой даме с выдуманной графиней Оболонской, которая сошла с ума на почве гибели своего единственного сына и продала душу дьяволу.
Режиссер и съемки
Егор Анашкин
Режиссером проекта выступил Егор Анашкин, известный по таким популярным проектам, как: «Шутка», «Жизнь взаймы», «Тихий омут», «Нелюбимый», «Деньги», «Кровавая барыня». Над сценарием работали Анна Аносова («И шарик вернется», «Дыши со мной», «Монтекристо», «Все смешалось в доме…»), Лариса Леоненко («Здесь кто-то есть…», «И шарик вернется», «Мужчина во мне»), Василий Павлов («Физика или химия», «Деньги», «Березка», «Год свиньи», «Закрытая школа»).
Продюсеры: Александр Кушаев («Любка», «Жить», «Путь к себе», «Нелюбимый»), Ирина Смирнова («Любка», «Деньги», «Красивая жизнь», «Голубка», «Склифосовский»). Операторскую работу выполнили Шандор Беркеши («Дети Арбата», «Частица вселенной», «Коктебель») и Алексей Федоров («Горе от ума», «Куприн: Поединок», «Победители»).
По вопросу о том, когда выйдет телевизионный фильм «Зулейха открывает глаза» – его дата выхода на канале Россия 1 назначена на 2019 год.