Эпикурейство

;

Человек — хозяин своей жизни

Эпикур (342/341– 271/270 до н. э.) родился на острове Самос, в 18 лет переехал в Афины. Свою школу основал сначала в Митилене, затем перебрался в Лампасак, позже — в Афины

Эпикур, основатель философского направления, утверждал, что цель жизни — стремление к удовольствиям. Что же такое удовольствие, с его точки зрения? Это вовсе не удовлетворение всех своих желаний или поиск наслаждений: Эпикур понимал удовольствие как благородное спокойствие, умение довольствоваться малым и радоваться жизни. Число желаний, которые может испытывать человек, безгранично, и далеко не все человек может удовлетворить. Поэтому нужно уметь ограничивать свои потребности и наслаждаться тем, что имеешь.

Наслаждаться жизнью людям мешает страх, считал Эпикур. Есть три главных страха, от которых люди должны избавиться. Первый страх — это страх перед богами. Но богам нет до людей никакого дела. Учение Эпикура о природе и космосе заключается в следующем: во Вселенной существует бесчисленное количество миров, которые образуются в результате столкновения атомов. В промежутках между мирами, так называемых междумириях, и обитают бессмертные боги. Они пребывают в состоянии вечного блаженства и не вмешиваются в жизнь людей.

Учение эпикура шло вразрез с традициями греческой мифологии, утверждавшей, что бог танатос подвергал мучениям умирающих и уже расставшихся с жизнью из-за тех грехов, которые они совершили при жизни

Второй страх, который портит людям жизни — страх смерти. Его Эпикур объявлял бессмысленным. Вся наша жизнь — это ощущения, через них мы понимаем, что хорошо, а что плохо. Со смертью все ощущения прекращаются, значит, это ни хорошо, ни плохо. Смерть просто не имеет к нам никакого отношения, считал философ.

Последнее, от чего нужно избавиться мудрому человеку — страх перед судьбой, которая в любой момент может вознести на вершину или, наоборот, низвергнуть в пропасть. Эпикур доказывал, что судьбы, то есть предопределения, не существует, потому что высшие силы не участвуют в человеческой жизни и не влияют на нее.

Эпикур не был исступленным искателем наслаждений. Он находил счастье в жизни, лишенной страха

Наследие философа

Множество мыслителей и идеологических движений на протяжении всей истории западной философской мысли брали за основы теории эпикурейского учения. Её влияние чётко прослеживается в атомистических поэмах – как, например, «Всем в мире правит атом», – а также в натуральной философии Маргарет Кавендиш. В период Французской революции теорию «взаимной пользы» Эпикура возьмут на вооружение идеологи государственного переворота. Его эгалитарные взгляды лягут в основу Американского освободительного движения и Декларации независимости США. Томас Джефферсон называл себя эпикурейцем и провозглашал, что «все люди созданы равными». Влияние этих учений на западную философскую мысль подтверждает и тот факт, что свою докторскую степень Карл Маркс получил за работу на тему «Разница между философией природы Демокрита и Эпикура». Учения Эпикура стали источником вдохновения для трудов многих философов, в том числе и Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Сходство философии последнего с идеологией эпикурейства очевидно в его работах «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», а также в личной переписке с Петером Гастом.

Это интересно: 900,Эпоха Юстиниана: поясняем суть

Сад

Философ вернулся в Афины в 306 году. Вскоре он начал преподавать свои идеи группе последователей. Выбранным местом стал двор дома Эпикура, сад, давший название школе.

В отличие от других философов, женщины могли пойти в Сад учиться у учителя. Это вызвало немало клеветы на разрабатываемые мероприятия. Однако Эпикур был очень успешным, и ученики из Малой Азии и остальной Греции стекались, чтобы послушать его.

Помимо обучения этим классам, Эпикур написал довольно много работ. По мнению историков, после смерти он оставил более 300 трактатов, хотя почти ничего из них не сохранилось.

Текущие сведения об авторе получены из трех разных писем: Геродоту о теории познания; Питоклу по астрологии и космологии; и последний — Менесео, по этике. Кроме того, сохранились некоторые косвенные примечания к его учению.

Внешние удовольствия

Удовольствие в жизни — главный элемент счастья, но не единственный. Кроме этого внутреннего удовольствия, есть удовольствия, созданные внешними причинами

Эти (единственные, на которые обратил внимание Аристипп), как правило, отличаются от этой спонтанной радости жизни. Воздействие позитивных причин необходимо, когда для них достаточно отсутствия страданий (их можно назвать «позитивными», а не «негативными»), несмотря на то, что любые чувства являются позитивными

«Позитивы» мы носим в себе, в то время как «негативы» зависят от обстоятельств и поэтому влияют на судьбу счастья; как таковые, они не являются постоянными. Для достижения позитивных радостей должны быть выполнены два условия: У человека должны быть потребности, и они должны быть удовлетворены. В этой связи удовольствия от жизни не проявляются через потребности и их удовлетворение. Кроме того, одни удовольствия проявляются в отсутствии потребностей, в то время как другие — в удовлетворении потребностей. Отрицательное удовольствие испытывает тот, чей отдых не требует стимулов и не может измениться, в то время как положительное удовольствие может испытывать только тот, кто подвергается воздействию и изменениям.

Два вышеупомянутых вида удовольствия не эквивалентны друг другу. Только в отказе от удовольствия, в отсутствии нужды, человек неизменно свободен от страданий. Там, где есть потребности, всегда есть опасность того, что они не будут удовлетворены; но само удовлетворение также включает в себя страдания. Тот, кто получает больше всего удовольствия, тот, кто меньше всего нуждается. Следовательно, отрицание удовольствия более значимо. Тогда это и есть цель жизни. Для достижения этой цели не нужно заботиться о удовольствии, нужно только избегать страданий, не удовлетворять потребности, а избавляться от них. Положительное удовольствие — это не цель, а средство, именно средство уменьшить страдания, когда это беспокоит человека. Надо порвать с первобытным инстинктом, который диктует, что надо избегать всякого удовольствия, которое можно получить; надо развивать искусство умеренности в удовольствиях и выбирать те, которые не связаны со страданиями.

Есть два вида позитивных удовольствий: физическое или умственное. Их взаимосвязь такова, что физические наслаждения более значимы, потому что духовные не могут существовать без них; пища (как наслаждение сытостью) связана с сохранением жизни, а жизнь — это первое условие счастья. Эпикур сказал, что удовольствие от желудка является основой и источником всякого добра. В то же время духовные блага стоят на первом месте, потому что они доставляют больше удовольствия; а это потому, что душа содержит не только современность, но и присущее ей воображение содержит в равной степени прошлое и будущее.

Эпикур не признал качественной разницы между удовольствиями. Нет более или менее полезных удовольствий; есть только те, которые более или менее приемлемы. Он понимал, что если он будет спорить о качественном различия между ними, тогда последовательный гедонизм провалится. «Если не нарушаешь закон, не нарушаешь добрые нравы, не оскорбляешь ближнего, не причиняешь вреда своему телу, не теряешь необходимых средств к существованию и можешь удовлетворить свои желания». Тем не менее, он признавал определенный образ жизни: стремился удовлетворить духовные удовольствия, прославлял культ наслаждения и утонченности жизни (это утончение жизни теперь называется эпикурейством). «Не игры и пиры, не роскошь любви и не роскошь аппетитов со столами, полными деликатесов, делают жизнь сладкой, а трезвый ум, который отбрасывает ошибочные мнения и больше всего беспокоит активную душу». Самые скромные удовольствия — круг друзей и цветы в саду — были самыми высокими удовольствиями для эпикурейцев.

Эпикуреец – потребитель

В современном мире, кажется, что каждый второй из нас живëт согласно правилам эпикурейцев. То есть потребляет и наслаждается жизнью. На самом деле истинный посыл был не такой. Эпикуреизм ставит перед собой цель избежать страдания и боли, а не безгранично потреблять одни лишь блага.

Многие современники сейчас называют Эпикура развратником. На самом же деле Эпикур был скромным, учтивым. Для жизни ему хватало воды и хлеба, остальное он считал роскошью, довольствоваться малым, жил по потребностям.

Дружба

Эпикурейцы ценили дружбу, они принимали других людей. Ведь любые трудности легче преодолевать в компании надежных друзей, с их поддержкой. Эпикуреизм говорит о том, что нужно жить в социуме, быть с ним единым целым. Ведь это неотъемлемая часть нашей жизни.

Отношение к другим людям не должно нести в себе негативного посыла

Важно быть добрым и внимательным к другим, относится к ним, как к близким людям

Увлечения

Эпикурейцы видели наслаждение там, где нет принуждения. Учения и знания, если не приносили человеку радость и удовольствие, не являлись важным.  Жизнь нужно жить, наслаждаться моментом, чувствовать, а не постигать еë суть. Эпикуреизм предлагает жить здесь и сейчас, в процессе. Часто именно за это общество упрекало эпикурейцев в безграмотности, необразованности.

Отрицание Богов

Эпикур говорил, что всë на земле состоит из атомов. Даже Боги. Вселенная не появились ниоткуда, она всегда была, никакого божественного создания еë или людей не может быть. Душа так же состояла из атомов и без тела не существовала. Вместе с телом погибала душа. А это значило, что никакой загробной жизни нет.


Фото автора Karolina Grabowska: Pexels

Эпикурейцы не верили в влияния Бога или каких-то иных высших сил. Их цель – быть свободными. Человек сам распоряжается своей судьбой. На всë что он делает, есть только его собственная воля. Быть свободным и независимым, принадлежать только себе – вот главные аспекты.

Эпикур доносил своим ученикам, что в свободном человеке нет страха перед Богом, как и перед смертью. Боги и сами наслаждаются своим существованием, они не вмешиваются в жизни других, а значит не стоит их опасаться.

Именно из-за этого Эпикура называли атеистом и запрещали его работы к публикации, хотя существование самого Бога он не отрицал.

Счастье

Счастливая жизнь, по мнению Эпикура, это разумная жизнь, где нет ненависти, негатива и зла. Добродетель – проводник к счастью, именно он помогает человеку достичь наслаждения. Там где нет ненависти – нет тревог и страхов, а значит, нет места беспокойству.


Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Учения Эпикура сравнивают с психиатрией, ведь он тоже говорил об «излечения души» от боли и страдания. А это значит, что все негативные эмоции – это всего лишь наши реакции на какие-то события, и эти реакции можно контролировать. А значит лечить и избавляться от них.

Для того, чтобы быть счастливым, нужно минимизировать общения с неприятными людьми, а также уйти от негативных повторяющихся событий.

Эпикурейский образ жизни

представлял собою дружелюбное сосуществование единомышленников. Оно было достаточно скромным и неприхотливым и проходило в приятном времяпровождении и дружеских беседах, где люди могли также открыто анализировать свои поступки. Они собирались за чтением эпикуровских трактатов, заучивали основные положения эпикуровского учения, такого, например, как своеобразный девиз эпикурейцев — четвероякое лекарство:

Эллинистическая философия эпикуреизма заключается, как мы уже отметили, в достижении людьми наслаждения и удовольствия. Отсюда же берет свое смысловое начало и понятие гедонизм: разновидность этического учения о том, что наслаждение — и есть высшее благо для человека. И стремление к нему нужно рассматривать как основной принцип человеческого поведения.

Однако, надо отметить, что, в отличие от некоторых других античных философов, исповедующих жизненный принцип удовольствий и наслаждения (Аристипп), Эпикур считал удовольствием, как таковым, прежде всего, — отсутствие страдания:

Именно поэтому, скорее всего, он не был сторонником любого рода излишеств и считал, что самый правильный путь к стабильному удовольствию в жизни — это

В конце концов, Эпикуру удалось достичь своей конечной жизненной цели: он пришел к состоянию полной невозмутимости (атараксии), что, несомненно, можно считать его победой над страстями человеческими и жизненной суетой.

Проживи свою жизнь незаметно: эта установка была его золотым правилом. Все заботы человека, полагал Эпикур, должны быть сосредоточены в области сохранения душевного и телесного здравия, а также — достижения духовной независимости. И всего этого можно достичь с помощью философской мудрости, основанной на законах природы и на осознанном отречении от излишней мирской суеты.

Философия Эпикура

Когда Эпикуру исполнилось 32 года, он образовал свою философскую школу. Позже он купил в Афинах сад, где делился со своими последователями разными знаниями.

Интересен факт, что поскольку школа находилась в саду философа, она начала называться «Садом», а последователи Эпикура стали именоваться – «философами из садов».

Над входом в школу висела надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».

Согласно учению Эпикура, а, следовательно, и эпикуреизму, высшим благом для человека являлось наслаждение жизнью, которое подразумевало под собой отсутствие физической боли и беспокойств, а также избавление от страха перед смертью и богами.

По мнению Эпикура, боги существовали, однако они с безразличием относились ко всему тому, что происходило в мире и жизни людей.

Такой подход к жизни вызвал интерес у многих соотечественников философа, в результате чего у него с каждым днем появлялось все больше и больше последователей.

Ученики Эпикура являлись вольнодумцами, часто вступавшими в дискуссии и подвергавшими сомнению общественные и моральные устои.

Эпикуреизм быстро стал главным оппонентом стоицизма, основателем которого был Зенон Китийский.

В античном мире не было столь противоположных течений. Если эпикурейцы стремились получать максимальное удовольствие от жизни, то стоики пропагандировали аскетизм, стараясь контролировать свои эмоции и желания.

Эпикур и его последователи пытались познать божественное с точки зрения материального мира. Они разделяли эту идею на 3 категории:

  1. Этика. Она позволяет познать наслаждение, которое является началом и концом жизни, а также выступает в качестве мерила блага. Посредством этики человек может избавиться от страданий и ненужных желаний. Поистине, счастливым может стать только тот, кто научится довольствоваться малым.
  2. Каноника. В основу материалистической концепции Эпикур брал чувственные восприятия. Он полагал, что все материальное состоит из частиц, которые так или иначе проникают в органы чувств. Ощущения в свою очередь приводят к появлению предвосхищения, которое и является настоящим знанием. Стоит заметить, что разум по Эпикуру становился помехой для познания чего-либо.
  3. Физика. С помощью физики философ пытался отыскать первопричину возникновения мира, которая бы позволила человеку избежать страха перед небытием. Эпикур говорил, что Вселенная состоит из мельчайших частиц (атомов), движущихся в бесконечном пространстве. Атомы в свою очередь соединяются в сложные тела – людей и богов.

Ввиду всего перечисленного, Эпикур призывал не испытывать страха перед смертью. Он объяснял это тем, что атомы разносятся по необъятной Вселенной, в результате чего душа перестает существовать вместе с телом.

Эпикур был уверен в том, что нет ничего такого, что могло бы повлиять на человеческую судьбу. Абсолютно все появляется по чистой случайности и без глубокого смысла.

Интересен факт, что мысли Эпикура оказали большое влияния на идеи Джона Локка, Томаса Джефферсона, Джереми Бентама и Карла Маркса.

Смерть по-эпикурейски: забить на смерть и наслаждаться жизнью

Что такое смерть. Древнегреческий философ Эпикур — самый цитируемый философ, когда дело касается смерти. А всё потому, что он первым сформулировал забавный парадокс:

И вправду логично: пока мы живем, мы еще не умерли, зато когда уже умерли, то перестаем жить. К тому времени, как за нами придет смерть, нас уже не будет, а пока мы живем, невозможно ощутить собственную смерть.

Конечно, Эпикур не отрицал, что мы всё равно сталкиваемся со смертью, пока живем. Но это всегда смерть других людей. Мы скорбим о них и страдаем из-за того, что близкие люди нас покинули. Мы проклинаем смерть и считаем ее источником наших бед, хотя на самом деле мы грустим о самих себе: о том, что родные больше нас не обнимут, мы не посмотрим вместе кино, и они никогда нам не улыбнутся. Но сама по себе смерть — не страдание, но и не удовольствие, а всего лишь прекращение любых ощущений.

Как умирать. Бояться умирать не стоит. Не смерть приносит страдание в нашу жизнь, а страх перед ней и переживания за других людей, которые будут скорбеть об утрате. Такие мысли отравляют жизнь, а страхи делают несчастными. Но не смерть сама по себе.

А потому Эпикур советует забить на смерть: понять, что нет ничего плохого в том, чтобы перестать что-либо чувствовать, а вот страдать и переживать из-за смерти, пока живем, — плохо.

Учение о природе («физика»)

В своём учении Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика.

Учение Эпикура о природе, по сути дела, демокритическое учение: Вселенная (греч. πᾶν) представляет собой результат столкновения и разъединения атомов (греч. ἄτομα), помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства (греч. κενόν). Эпикур считал Вселенную беспредельной (греч. ἄπειρόν).

В пространстве между этими мирами («междумириях», метакосмиях, греч. μετακοσμία), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.

Объяснение природных явлений (греч. φαινόμενα) у Эпикура чрезвычайно близко к точке зрения физиков Нового времени. Он останавливается на происхождении таких явлений как гром, молнии, ветер, снег, радуга, землетрясение и кометы. Эпикура считают открывателем эмпирического естествознания.

Теория атомизма

Свое видение физики Эпикур основывал на материализме Демокрита, но вносил в его теорию некоторые изменения. Он выделяет главные положения физики, недоступные чувствам:

  • ничего не может произойти из ничего и вернуться в ничто;
  • вселенная неизменна и всегда будет оставаться такой.

Он утверждает, что во вселенной тела движутся, перемещаясь в пустотах. Тела состоят из соединений других тел меньшего размера или соединений, из которых состоят тела. Они отличаются по форме, весу и величине. Самые малые тела, Эпикур вслед за Демокритом называет атомами, а учение о физике — атомической физикой.

Атомы неделимы, следовательно, тела не могут делиться бесконечно. Сами атомы состоят из отдельных мельчайших частей. Отличительная черта атомов — движение. Они движутся с одинаковой скоростью, но находятся на разном расстоянии друг от друга. Атомы не сталкиваются друг с другом, потому что постоянно выбирают новую траекторию движения.

Основываясь на этой теории, Эпикур строит модель вселенной: тела в космосе движутся в пространстве, не соприкасаясь, и не удаляясь друг от друга. Душа — такое же материальное тело, но она состоит из более тонкой материи, рассеянной по физическому телу человека. Когда тело разлагается после смерти, душа также разлагается и перестает существовать. Поэтому утверждения о бессмертии души — ложны.

Эпикурейство отрицает прямое наблюдение и рациональные умозаключения, опираясь исключительно на чувственное восприятие. Демокрит считал, что Солнце огромное, основываясь при этом на личных наблюдениях. Эпикур ориентировался на свои ощущения и полагал, что размеры Солнца и Луны такие, какими они кажутся. Метод познания Эпикура допускает не единственную трактовку, а множество различных вариантов, более или менее вероятных.

Детство и жизненный путь

Эпикур родился в 341 г. до н.э. в семье Неокла и Херестраты. За несколько лет до рождения мальчика его отец перебирается в афинское поселение на острове Самос в Эгейском море. Там Эпикур и воспитывается. На протяжении четырёх лет он изучает философию под руководством Памфилия, последователя учения Платона. Уже после этого, в возрасте восемнадцати лет, Эпикур отправляется в Афины, где два года будет проходить воинскую службу. После смерти Александра Великого его преемник Пердикка переселяет афинян с острова Самос в город Колофон, расположенный на территории современной Турции. Туда Эпикур и отправляется после прохождения службы. Он учится у Нозифана, открывшего ему учения Демокрита. Между 311 и 310 г.г. до н.э. Эпикур учительствует в Митилине, однако после возникновения некоторых разногласий с местными властями покидает этот город. Оттуда он отправляется в Лампсак, где основывает собственную школу. В 306 г. до н.э. Эпикур возвращается в Афины, где и пробудет до самой своей смерти в 270 г. до н.э. В этом городе философ приобретает земельный надел, где основывает школу, получившую название «Сад Эпикура».

Название это было дано школе потому, что занятия проходили в саду, располагавшемся у дома философа. Самыми первыми учениками его стали Гермарх, Идоменей, Леонтей и его жена Темиста, автор сатирических философских трудов Колот, Полиэн из Лампсака и Метродор из Лампсака. «Сад Эпикура» стал первой греческой школой, допустившей к обучению женщину. Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний. Несмотря на то, что на формирование философии школы оказали влияние учения его предшественников, и Демокрита в частности, позднее Эпикур отречётся от них. Из всех письменных источников до наших дней дошло лишь три письма, вошедших в X том «Жизней выдающихся философов» Диогена Лаэртского. Здесь же мы находим два цикла цитат, известных под названием «Принципиальные доктрины» Эпикура. Некоторые фрагменты этого труда, некогда состоявшего из XXXVII томов и носящего название «Трактат о природе», были найдены на Вилле Папирусов в Геркулануме.

Это интересно: 889,Шумерское искусство в Раннединастический период, комплекс царских гробниц в уре

Библиография

Тексты

Согласно Диогену Лаэрсу ( Жития , X, 26), Эпикур является автором около трехсот томов, почти все утерянные; остались только те, которые были скопированы самим Диогеном Лаэрсе: «Письмо к Геродоту», «Письмо к Пифоклу», «Письмо к Менесе», «Les Maximes capitales», а также антология «Ватиканских приговоров» » фрагменты найдены на сайте библиотеки Геркуланума .

  • Доказательства и различные фрагменты:
  • Фрагменты Эпикура:
    • Диоген Лаэрс, Жизнь и доктрины выдающихся философов (ок. 200 г.), Книга X.
    • Письма и изречения, М. Конче-эди. и trad., PUF, ред. 1990 г.
    • Письма, изречения, предложения , трад. Жан-Франсуа Балауде, Париж, Карманная книга, 1994, 222  стр. , ( ISBN  978-2-25306-709-2 ) .

Лукреция, О природе вещей , пер. Латинский.

Исследования

  • Боллак М. и Лакс А. (ред.), Исследования древнего эпикурейства , Лилль: Publications de l’Université de Lille, 1976.
  • Боллак М., La raison de Lucrèce , Париж, Minuit, 1978.
  • Boyancé P. Lucrèce et épicurisme , Париж, PUF, 1963.
  • Боянсе П., Люкрес, sa vie, son oeuvre , Париж, PUF, 1963.
  • Боянсе П., Épicure , Париж, PUF, 1969.
  • Брун Дж., L’épicurisme , Париж, PUF, 1959, сб. «Что я знаю? «.
  • Festugière AJ, Épicure et ses dieux , Париж, PUF, 1946, Ред. 1968, 1985 гг.
  • Габод, Дж. М., Молодой Маркс и древний материализм , Тулуза, Приват, 1970.
  • Жиганде А., Морель П.-М. Прочтите Epicure and the Epicureans , Париж: PUF, 2007.
  • Джоваккини Дж., Эпикюр , Париж: Прекрасная литература, 2007.
  • Гуйо, Ж.-М. Мораль Эпикура и ее отношения с современными доктринами , Париж, Alcan, 1878, ред.
  • Джанет П. (1823-1899), История политической науки в ее отношениях с моралью (политический раздел статьи взят из этой работы).
  • Lengrand, Henri, Épicure et épicurisme , 1906 (настоящая статья взята из этой работы).
  • Леви Карлос, Les Philosophies hellénistiques , Мягкая обложка, 1997.
  • Лонг Энтони А. и Седли Дэвид Н., Les philosophes hellénistiques (1986), trad., Garnier-Flammarion, 1997, 3 t. Т. I: Пиррон, эпикуреизм .
  • Марковиц Ф., Marx dans le jardin d’Epicure , Париж, Minuit, 1974.
  • Низан П. , материалистов античности , Париж, Масперо, 1979.
  • Рошо Б., Les travaux de Gassendi sur Épicure et sur atomisme , Париж, Vrin, 1944.
  • Родис-Льюис Женевьев, Épicure et son école , Париж, Галлимар, 1976, тростник. «Фолио», Галлимар, 1995.
  • Салем Дж. , Как бог среди людей: Этика Эпикура , Врин ( 2- е издание, исправленное и исправленное), 2002 г.
  • Усенер Х., Glossarium Epicureum , Ateneo, Rome, 1977.

Представители и их идеи

Самые известные последователи Эпикура были в Древнем Риме. Среди них выделяются поэт Горацио, автор высказывания «Carpe Diem» (Лови день), Вирджилио и Лукрецио. Историки квалифицируют эпикуреизм как типично средиземноморское учение со светскими чертами и языческими особенностями.

Несмотря на то, что школа мысли пользовалась определенным авторитетом в течение семи веков после смерти ее создателя, средневековье положило конец ее влиянию. Многие из его произведений были уничтожены, поскольку христианство категорически отвергало его идеи. Христианское видение боли полностью противоречило эпикурейской философии.

Лишь несколько последователей платонизма или аристотелизма слегка внедрили некоторые из его идей, но без особого успеха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: