Князь святополк

;

Не наговор ли это?

Прозвище «Окаянный» закрепилось за Святополком навеки. Однако многие историки полагают, что князь Святополк его не заслужил.

Борис и Глеб, как следует из текста летописи, неоднократно и публично заявляли о своей покорности старшему брату и нежелании с ним бороться. Зачем же Святополку убивать их? А вот Ярослав, который в момент смерти Владимира находился в Новгороде, очень желал занять великокняжеский престол. И на пути у него стояли Святополк – по праву старшинства — и Борис — именно его отец желал видеть своим наследником. Так кому была выгодна смерть Бориса?

Кроме того, есть скандинавская сага об Эймунде, в которой повествуется о борьбе конунгов Ярислейфа и Бурислейфа. Чтобы убить Бурислейфа, Ярислейф нанимает варягов и побеждает. Имя Ярислейф легко интерпретируется как «Ярослав», а Бурислейфа многие читают как «Борис». Впрочем, это вполне может быть и имя польского короля Болеслава Храброго, и речь в таком случае идет о борьбе с польским тестем.

И, наконец, в пользу невиновности Святополка говорит тот факт, что имя его осталось в списке имен, которые киевские князья давали своим детям. Если бы он действительно был виноват в гибели Бориса и Глеба, то вряд ли Рюриковичи стали бы нарекать своих детей Святополками.

Как бы то ни было, невиновность Святополка не более чем гипотеза. Свидетельства в ее пользу носят исключительно косвенный характер, а единственный письменный источник – Повесть временных лет – прямо и недвусмысленно обвиняет в этом преступлении Святополка. Так что он, безусловно, остается одним из самых отрицательных персонажей ранней русской истории.

  Князю Святополку довелось родиться в эпоху кардинальных перемен в Киевской Руси, когда страна была впервые ввергнута в княжескую междоусобицу. В той ожесточенной борьбе за первенство победу одержал князь Владимир Святославич.

Дед Святополка, великий князь Киевский Святослав Игоревич , вынашивал идею создания могущественной русской державы с центром на Дунае. Руси в планах этого блестящего военачальника отводилась роль восточной окраины нового государства. В 971 году Святослав поделил Отечество на три удела между сыновьями Ярополком , Олегом и Владимиром , нарушив тем самым уже сложившееся государственное устройство Киевской Руси. Ни один из новых правителей Русской земли не имел главенства над другими, отчего возникла кровопролитная борьба наследников Святослава зa владение престолом в Киеве — «матери городов русских».

Святополк был единственным сыном князя Ярополка, красивого, образованного и мягкого характером правителя Киева, но волей судьбы он оказался пасынком жестокого и властолюбивого Владимира Святославича, который не останавливался ни перед чем в своей борьбе за господство на Руси. Воспитанный матерью-христианкой Святополк тяготел к православию, но уже в юном возрасте стал свидетелем учреждения князем Владимиром языческого пантеона, призванного объединить верования людей в равных частях Русской земли. Когда попытка превратить язычество в государственную религию не увенчалась успехом, Владимир провел новую религиозную реформу, в результате которой Киевская Русь приняла христианство по византийскому образцу.

Женитьба Святополка на дочери польского князя Болеслава из династии Пястов привела его к активному участию в международной политике стран Западной Европы. Святополк стал с интересом относиться к Римской церкви, думая вывести свою удельную Туровскую землю из состава Киевского государства и основать собственное государство. Однако стать самостоятельным правителем ему не удалось. После смерти князя Владимира Святополк попытался захватить власть в Киеве, ради чего совершил многочисленные злодеяния. Побежденный сводным братом Ярославом , он бесславно погиб.

Князь Изяслав Ярославич

Изяслав (в крещении Димитрий) родился в 1024г. Годы правления: 1054-1078 гг.

Его отец — великий князь Киевский Ярослав Мудрый, мать — шведская принцесса Ингегерда (в крещении Ирина). При жизни отца Изяслав получил Туровскую землю, а после смерти старшего брата Владимира в 1052 г. стал князем Новгородским.

В 1054 г. по завещанию отца Изяслав получил великое Киевское княжение, а его сын Мстислав – Новгород.

Правление Изяслава Ярославича происходило в союзе с братьями – Черниговским князем Святославом и переяславским князем Всеволодом. Они пересмотрели «Русскую правду» и приняли «Правду Ярославичей», учредили отдельные митрополии в княжествах. Историки назвали их систему триумвиратом Ярославичей. Также братья вместе в 1055 и 1060 гг. разгромили торков.

В 1064 г. князь Изяслав Ярославич отразил вторжение половцев. В 1067 г. киевский князь с братьями разорили г. Минск в отместку за ограбление Новгорода Всеславом Брячиславичем, Полоцким князем. И в том же году во время мирных переговоров Всеслав был схвачен и заточен в киевскую тюрьму.

В 1068 г. братья Ярославичи были побеждены половцами на р. Альте. Отказ Изяслава I Ярославича выдать оружие киевлянам для защиты от половцев вызвал народное восстание против него. Киевляне освободили Всеслава Брячиславича и провозгласили его своим князем, а Изяслав Ярославич был вынужден бежать в Польшу просить помощи у своего племянника, князя Болеслава II.

В 1069 г. Изяслав I Ярославич вернулся в Киев с польским войском и вернул себе престол, учинив расправу над виновниками своего изгнания.

В 1073 г. младшие братья, Святослав и Всеволод, вступили в заговор против киевского князя Изяслава, в результате чего в 1075 г. Изяслав снова бежал в Польшу, а Святослав Черниговский захватил киевский престол.

Но Изяслав I Ярославич был изгнан и из Польши, т.к. польский князь вступил в союз со Святославом и Всеволодом. Тогда Изяслав отправился в Германию за помощью к императору Генриху IV, но и там получил отказ.

Скитания Изяслава закончились в 1076 г., когда внезапно умер Святослав Ярославич, и он снова вернул себе власть. А Всеволод, помирившись с братом, удалился в Чернигов в 1077 г.

В 1078 г. против Изяслава и Всеволода Ярославичей восстали их племянники, тмутараканский князь Олег Святославич и князь-изгой Борис Вячеславич. В битве на Нежатеной Ниве за Черниговское княжество Олег бежал, Борис был убит. Ярославичи победили, но Изяслав от полученной раны умер. Гибель Изяслава и Бориса упоминается в «Слове о полку Игореве».

Похоронен Изяслав I Ярославич в соборе Святой Софии в Киеве.

Во время княжения Изяслава был построен Димитровский монастырь в Киеве, выделена земля для Киево-Печерского монастыря.

Князь Изяслав был женат на дочери польского короля Мешко II Ламберта, Гертруде (в крещении Елена).

Дети: Ярополк (князь Волынский и Туровский), Святополк II Изяславич (князь Полоцкий, Новгородский, Туровский, а затем и великий Киевский), Мстислав (князь Новгородский).

Мастер политической интриги

После отставки Никиты Сергеевича (1964 год) Брежнев стал новым лидером компартии (Генеральный секретарь ЦК КПСС — с 8 апреля 1966 года). При этом его кандидатуру рассматривали как временную. Однако он проявил себя настоящим мастером политической интриги – всех потенциальных претендентов на свой высокий пост он перевел на второстепенные роли, преданных соратников (к ним относились Юрий Андропов, Николай Щелоков, Константин Черненко, Семен Цвигун) выдвинул на важные должности.

В период властвования Брежнева партийная номенклатура получила самые широкие привилегии, проникнув во все сферы государственного аппарата, в котором практически не осталось беспартийных руководителей. Такая организация государственного управления неизбежно привела к коррупции и бюрократизму. Развитие страны утратило свою стремительность, начали проявляться признаки стагнации. Советский Союз стал плестись в арьергарде ведущих держав мира. И все же в начале правления Брежнева социально-политическая жизнь страны достигла пика своего развития. Экономика и финансирование социальных нужд выросли почти втрое. Гражданам бесплатно выделялись квартиры, газифицировались села.

Съезды князей

Святополк прославился тем, что был инициатором княжеских съездов. Главная цель – предотвращение междоусобных войн и совместная борьба с внешними врагами. Всего было 3 съезда:

  • В 1097 году в Любече. Было закреплено право князей на постоянное владение отдельными землями. Участники съезда договорились об объединении в войне с половцами.
  • В 1100 году в Витичевске. Предпосылкой стали междоусобные войны, спровоцированные самим Святополком. По итогам встречи Владимир-Волынский отошел к землям киевского князя.
  • В 1103 году возле озера Долобского. Инициатором стал Владимир Мономах, пытавшийся убедить Святополка идти войной против половцев. Хотя тот был против, но все же принял сторону брата.

Что касается внутренней политики, то Святополк запомнился только своей жадностью, авантюризмом. Киевляне не любили своего князя, поскольку он покровительствовал ростовщикам, загоняющим простой народ в кабалу. Святополк спекулировал с солью, предпринимал различные действия для личной наживы.

Весной 1113 года Святополк умер. По одним сведениям его отравили, по другим – князь скончался после болезни. Погребен правитель в церкви святого Михаила в Киеве. Сразу же после смерти Святополка в Киеве произошло восстание. Люди ограбили дома своих врагов – ростовщиков и бояр.

Противостояние Олега и Святополка

Отношения между Святополком и Олегом ухудшались. Новым поводом для недовольства послужили половцы. В те годы они были огромной проблемой для всех князей, поскольку грабили и жгли русские города, а местных жителей угоняли в рабство. Князь Святополк вместе с братом своим Владимиром объявили войну половцам. Олег обещал им в этом помочь, но слова своего не сдержал и войска им не дал. Тогда князь Святополк потребовал от брата выдачи сына половецкого хана, который был в плену у него, но и этого князь не выполнил. Желая наказать ослушника, Святополк и Владимир захватили Смоленск, которым правил князь Давид, брат Олега. Давид прибегнул к помощи брата и вернул себе город.

В 1096 князь Святополк предложил Олегу вместе с братом своим Давидом явиться в Киев для проведения переговоров, но получил отказ. Олег сказал, что он является законным князем и не собирается советоваться ни с кем. Тогда Святополк вместе с Владимиром Мономахом объявили ему войну. Они отправились в Чернигов и захватили город. После этого браться отправились в Стародуб, где княжил в то время Олег Святославович. После месяца напряженных боев осажденный сдался и обещал Святополку приехать в Киев и привести с собой брата Давида.

В это время половецкий хан Баняк появился под стенами Киева. Он ограбил земли киевский, а саму столицу поджег. Великий князь, вернувшись в Киев, ожидал помощи от Олега для борьбы с половцами, но напрасно. Тот в это время уже осаждал Муром, незаконно захваченный сыном Владимира Мономаха, Изяславом. Муром Олег захватил, Изяслав пал в той битве. На этом захватчик не успокоился, он захватил наследственные города Мономаха – Ростов и Суздаль. Старший сын Владимира Мстислав, узнав о таком вероломстве и смерти брата, велел доставить тело Изяслава к нему в Новгород, а самого Олега призвал вернуть Ростов и Суздаль. Но на это требование был получен отказ, поскольку Олег рассчитывал в скором времени укрепить свою власть, захватив еще и Новгород. Мстислав тогда отправил войной на изменника. Сражение то Святославович проиграл, потерял Ростов, сжег Суздаль, а сам отправился в Муром. Желая мира, Мстислав отправил своему противнику письму Владимира Мономаха с призывом к миру. Олег согласился. Мстислав распустил свое войско и отправился в Суздаль. Однако, уже к вечеру к нему дошли новости о предательстве Олега, который со своим войскам уже осаждал город. Мстислав за один день собрал дружину суздальскую, ростовскую и новгородскую разбил предателя.

После этого поражения Олег долго скитался по стране, скрываясь от Мстислава и Владимира Мономаха. Продолжалось это до тех пор, пока Мстислав не взял на себя смелость примирить князей. После этого мятежнику вернули все наследственные города, которыми он правил до самой смерти в 1115 году.

Сам же князь Святополк умер в 1113 году.

Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети ХШ вв» — Свердлов М.Б. Санкт-Петербург, 2003
  • «Киевская Русь. Очерки отечественной историографии» — Фроянов И.Я. Ленинград, 1990
  • «Власть в Древней Руси X-XIII вв» — Толочко П.П. Санкт-Петербург, 2011

Сын двух отцов

Святополк был третьим сыном князя Владимира Красное Солнышко. Владимир, как известно, до принятия христианства был весьма женолюбив, имел несколько жен и еще больше наложниц. Матерью Святополка была гречанка («грекыня»), которую брат Владимира Ярополк захватил в одном из военных походов и сделал своей женой, пленившись ее красотой. До брака с Ярополком эта гречанка была даже, по некоторым сведениям, монахиней. Женой Ярополка она пробыла недолго. Когда между братьями началась междоусобица, Владимир захватил Киев и вместе с другими трофеями взял и «грекыню», которая в то время была уже беременна от Ярополка. Так считают, поскольку за Святополком закрепилось прозвище «сын двух отцов». Он появился на свет около 979 года. При крещении ему дали имя Петр. По всей вероятности, Владимир считал Святополка своим сыном. Во всяком случае, он ничем не выделял его среди других своих сыновей и дал город Туров на княжение.

Впрочем, у историков есть основания считать, что Святополк все же пытался противопоставить себя другим детям Владимира. Так, в годы своего княжения в Киеве Святополк успел отчеканить монеты с изображением свой княжеской тамги (родового знака). Тамгу он избрал такую же, какая была у Ярополка, а вовсе не ту, что у имелась Владимирова.

Продолжение борьбы с Олегом Святославичем

Причиной междоусобий, происходивших при Святополке II, было продолжение споров, с одной стороны, за Чернигов, с другой – за Волынь. Олег Святославич, заточенный греческим правительством на остров Родос, пробыл там два года. Но с восшествием на византийский престол знаменитого Алексея Комнена обстоятельства изменились. Русский князь не только получил свободу, но, кажется, и помощь, с которою воротил себе Тмутараканский стол (в 1083 г.); причем строго наказал крамольных тмутараканских хазар и казнил главных виновников своей ссылки. Около десяти лет Олег сидел смирно в Тмутаракани; но по смерти Всеволода он в 1094 году явился с толпами половцев под Черниговом, чтобы завоевать свой наследственный удел. Владимир Мономах, еще не оправившийся от поражения на берегах Стугны, на этот раз не был готов к борьбе. Когда неприятели начали выжигать монастыри и села, лежащие около Чернигова, он после осьмидневной обороны помирился с Олегом, сдал ему город; а сам с своим семейством под прикрытием небольшой дружины прошел сквозь половецкие толпища и удалился в свой наследственный Переяславль. Однако Олег не вдруг утвердился в Черниговской области. Святополк и Владимир Мономах пригласили его идти вместе с ними на половцев; но он уклонился от войны с бывшими союзниками. В следующем 1096 году Святополк и Владимир послали звать Олега в Киев, чтобы сообща рассудить о защите Русской земли от варваров и подумать о том совокупно с епископами, игуменами, боярами и городскими старцами. Олег дал гордый ответ: «Не пристало судить меня епископам, игуменам и смердам». «Так ты нейдешь ни на поганых с нами, ни на совет к нам; а замышляешь поганым помогать против нас», – велели сказать ему Святополк и Владимир и, соединясь, пошли на Олега. Последний был изгнан из Чернигова; но вместо Тмутаракани он удалился теперь в другой наследственный удел Святославичей, в землю Муромо-Рязанскую. Незадолго до того времени один из сыновей Владимира Мономаха, Изяслав, выгнал из Мурома посадников Олега и завладел этим городом. Олег с Рязанцами пришел к Мурому, и под его стенами разбил Изяслава; последний пал в этой битве; а его ростовские и белозерские дружинники были взяты в плен и заключены в оковы. Не довольствуясь возвращением Муромского удела, Олег в свою очередь захватил соседние волости – Ростовскую и Суздальскую, наследственные в семье Мономаха, разместил там своих посадников и начал собирать дани. Тогда против Олега выступил его крестник, старший сын Мономаха Мстислав, княживший в Новгороде Великом. Он явился в Суздальской области и выгнал оттуда Олеговых посадников. Скромный Мстислав после того предложил крестному отцу мир. «Я моложе тебя, – велел он сказать Олегу, – пересылайся с моим отцом, возврати захваченную дружину; а я во всем тебя послушаю».

К тому же времени, вероятно, относится сохраненное в летописи письмо Мономаха к Олегу. Несмотря на печаль о потере младшего сына, Владимир однако склоняется на миролюбивые убеждения Мстислава; он обращается к своему врагу со словами примирения и в трогательном послании к нему изливает свои чувства отца и христианина. Но коварный Олег желал переговорами только выиграть время, чтобы приготовить силы и напасть врасплох. Была первая неделя Великого поста. Мстислав в Суздале однажды сидел за обедом, когда к нему пришла весть, что Олег уже появился на Клязьме. Молодой князь успел собрать свою дружину, состоявшую из новгородцев, ростовцев и белозерцев, поспешил навстречу Олегу и разбил его на берегах речки Колокши, впадающей в Клязьму. Преследуя своего крестного отца и дядю в глубь Рязанской области, Мстислав велел ему сказать: «Не бегай, а пошли лучше к братьям с просьбою; они не лишат тебя Русской земли (т.е. удела в Южной Руси); я также попрошу за тебя своего отца». Олег наконец последовал его совету, и на этот раз мирные переговоры повели к знаменитому Любечскому съезду, который прекратил жестокие междоусобия за Чернигов.

Убийца Бориса и Глеба

Еще при жизни великого князя Владимира Святославича Святополк принимал участие в интригах и раздорах киевского двора. Вроде бы по наущению своей жены-полячки, дочери короля Болеслава Храброго он затеял отвратить русский народ от православия византийского образца и завести латинский обряд. Так это или нет, но незадолго до смерти Владимира Святополк вместе с женой оказался в Киеве в заточении, куда его отправил отец. Однако возможно причиной отцовской немилости были вовсе не религиозные разногласия. Владимир, как пишут летописи, очень любил своего сына Бориса и именно его хотел сделать наследником в обход старших братьев. Святополка пришлось «устранить» именно по этой причине, чтобы не вмешивался. Примерно в то же самое время против Владимира взбунтовался и другой его сын, Ярослав, правивший в Новгороде.

После смерти Владимира в 1015 год, Святополк оказывается на свободе. Он легко занимает престол, его поддерживают знать и народ. Именно в этот период он и успел начеканить монеты с изображением тамги Ярополка.

И тогда же были убиты младшие братья Святополка Борис и Глеб. Борис был тогда взрослым опытным воином, Глеб – 15-летним юношей.

Повесть временных лет и «Житие Бориса и Глеба» повествуют о мрачных подробностях этих убийств. Борис был убит на реке Альт, куда его отправил перед кончиной отец, чтобы дать отпор кочевникам. Бориса предупреждали о том, что Святополк замыслил его убить, однако тот не пытался сопротивляться, а заявил о своей покорности старшему брату и смиренно молился в шатре в ожидании убийц.

В отношении Глеба история выглядит еще драматичнее: Святополк вызвал его к себе из Мурома, где тот княжил, и выслал убийц навстречу. Они встретили Глеба на полдороге и зарезали.

Далее, как сообщает летописная повесть, начался целый ряд междоусобиц, в которых победил Ярослав. Он изгнал Святополка за пределы страны, где тот, парализованный и лишившийся рассудка, нашел свою страшную кончину. Бориса и Глеба по инициативе Ярослава канонизировали и признали святыми мучениками. При этом мученичество братьев носило специфический, очень характерный именно для Руси характер: они пострадали не за веру, а за покорность старшему в роду. На православную веру Бориса и Глеба не покушался никто, но Ярослав позаботился о том, чтобы из истории Бориса и Глеба все поколения русских князей могли почерпнуть нравственный урок: каков бы ни был тиран и злодей старший брат, а Бог велит его слушаться, почитать и не затевать распрей.

Мать Святополка[ | код]

Согласно традиционной точке зрения, матерью Святополка является законная жена Изяслава Ярославича Гертруда Польская. По реконструкции В. Л. Янина, она перекрестилась в православие, получив имя Елизавета (Олисава), и умерла в 1108 году. Эта точка зрения была оспорена А. В. Назаренко

Назаренко обращает внимание на кодекс Гертруды, в котором Гертруда называет брата Святополка Ярополка unicus filius meus, то есть своим единственным сыном. Кроме того, признание Святополка законнорождённым делает неканоническими согласно церковному праву браки детей Святополка с родственниками Гертруды

К тому же, можно предполагать, что на Руси Гертруду называли Еленой, а не Елизаветой. В кодексе содержатся 90 молитв, вероятно, записанных самой Гертурдой, но примерно в 1086 году Гертруда прекращает записывать молитвы, что может свидетельствовать о том, что она вскорости после этой даты скончалась.

Тем не менее, позиция Назаренко не является общепризнанной. Гертруда могла называть Ярополка единственным в переносном смысле (уникальный, самый любимый). А неканонические браки все же иногда разрешались церковью (таким был брак Сбыславы Святополковны и Болеслава Кривоустого, но в источниках специально оговорено, что разрешение на именно этот брак было получено у папы римского). Аргументом против позиции Назаренко служит упоминание в летописи и граффити Софийского собора матери Святополка как русской княгини, что невозможно, будь она простой наложницей. Впрочем, обе записи были сделаны в то время, когда Святополк был великим князем киевским; возможно, из уважения к великому князю его мать именовали княгиней, а про незаконное происхождение великого князя не упоминали

Обращает на себя внимание и тот факт, что и в кодексе, и в летописи, и в граффити Гертруда и Олисава называются по сыновьям («Ярополча мати» и «Святополча мати»), но не по мужу.

Дискуссию нельзя считать оконченной. Что можно сказать про мать Святополка наверняка, так это то, что звали её Елизаветой (Олисавой) и что умерла она в 1108 году.

Начало великого княжения

По смерти великого князя Всеволода Ярославича в 1093 году его сын Владимир Мономах пригласил в Киев Святополка, как самого старшего из всех внуков Ярослава Мудрого. Святополк сидел тогда в Турове и приехал в Киев 24 апреля. Как сообщает летописец, киевляне вышли навстречу новому князю и приняли его с радостью.

Едва Святополк успел сесть в Киеве как пришли половцы на Русскую землю и отправили послов своих к нему, предлагая мир. Святополк же, не собрав старшую дружину отца и дяди своего, стал совещаться лишь с туровскими боярами, которых привел с собой. Те присоветовали ему не мириться с половцами. Святополк велел перехватать послов и посадить их под замок. Проведав об этом, половцы пошли войной на Русь и осадили Торческ. Святополк одумался, отпустил послов, но половцы не захотели уже мира, а стали наступать, воюя повсюду. Святополк послал к Владимиру Мономаху и стал звать его в поход вместе с собою. Владимир собрал своих воинов и ещё послал за братом Ростиславом в Переяславль, веля и ему помочь Святополку.

Князья пошли к Треполю, и все воинство переправилось через Стугну, которая была в это время переполнена водой. Изготовившись к бою, они поставили посередине дружину Ростислава, справа от неё — Святополка, а слева — Владимира. 26 мая половцы, в свою очередь построившиеся для решительной битвы, напали на Святополка и врезались в его полк. Сам Святополк держался твёрдо, но люди его, не выдержав натиска половцев, побежали. После побежал и Святополк, а за ним и все остальные русские полки.

Той же ночью Святополк добрался до Киева. А половцы девять недель осаждали Торческ, потом разделились надвое: одни остались у города, а другие пошли на Киев. Святополк вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желане. И опять русские побежали под натиском поганых, так что погибших было больше, чем в прежней битве. Святополк прискакал в Киев, а половцы вернулись к Торческу. На другой день обессиленные защитники сдались. Половцы взяли город, сожгли его, а людей поделили и увели в степь. Святополк же, не имея больше сил вести войну, в 1094 году заключил мир с половцами и взял в жены дочь Тугоркана, хана половецкого.

В 1096 году Святополк вместе с Владимиром Мономахом ходили на Олега Святославича и изгнали его из Черниговской земли. Не успев окончить этого дела, князья узнали, что хан Боняк со множеством половцев воевал земли вокруг Киева и сжег княжеский двор в Берестове. Тогда же пришёл Тугоркан, тесть Святополков, к Переяславлю и стал около города. Святополк и Владимир пошли от Стародуба к Днепру и втайне от половцев переправились через Днепр. Половцы, заметив княжеские полки, едва успели построиться к бою. Владимир с ходу ударил на врага, и половцы побежали, не выдержав натиска. Были в тот день убиты Тугоркан, его сын и многие другие ханы. Наутро нашли труп Тугоркана. Святополк взял его, привёз к Киеву и похоронил в Берестове.

26 июня хан Боняк во второй раз пришёл к Киеву и сжёг всю низину и предгорье. После половцы бросились на киевские монастыри — Стефанов, Германов и Печорский — и, разграбив их, ушли обратно в степь.

Правление

В годы правления Святополка Изяславича на земле, упомянутой в «Слове о полку Игореве», происходила ожесточенная борьба с половцами, желавшими завоевать территории. Новый князь, посовещавшись с дружинниками, отверг возможность переговоров с врагами и во время битвы у берегов Стугуна потерял половину армии.

Следующим промахом в деятельности правителя стала схватка у границ Киева, а потом было еще одно поражение в бою в местечке под названием Халеп. Пришлось заключить невыгодный мир с кочевниками, что негативно отразилось на внутренней политике, потому что к этому времени активизировался изгнанный из Чернигова князь Олег.

В этой междоусобице Святополк поддерживал великого военачальника Владимира Мономаха, и вместе им удалось восстановить равновесие и вернуть прежнюю расстановку сил. Однако в 1096 году на левом берегу реки Днепр появилось объединенное войско половцев и начало жечь дома и монастыри.

Крупным достижением внука Ярослава Мудрого, пребывавшего в это время на княжении в Киеве, стала победа на Трубеже, расцененная как переломный момент. Потом последовало снижение напряженности между Мономахом и Олегом Святославичем, и в 1097 году состоялся исторический Любечский съезд.

Чтобы избежать проблем во внешней политике и укрепить войско, защищавшее границы, Святополк остался на своих территориях в Киеве и Турове. Но потом волынский правитель Давыд Игоревич ослепил младшего сына Ростислава Тмутараканского, и князьям пришлось вновь собраться на совещание в Городце.

От Святополка требовали наказать виновного и изгнать его с подконтрольных территорий, поэтому князь киевский решил воспользоваться ситуацией и присвоить часть бесхозных земель. Но его войско было разбито в кровопролитном междоусобном сражении, и только съезд, проведенный в Уветичах, решил вопрос о владении.

В 1103 году внук Ярослава Мудрого упоминался летописцами в связи с переносом борьбы с половцами на территорию их племен. Святополк с князем волынским и Владимиром Мономахом разбили хана Шарукана и взяли под контроль вражеские земли на берегах Донца и в городе Сугров.

Первый переворот

В 1068 году половецкий хан Шарукан Старый повёл свои полки из южных степей на запад. Ярославичи вышли ему навстречу и потерпели сокрушительное поражение. В Киеве началась паника: половцы приближались к городу, жгли и грабили всё, что встречали на своём пути. Киевляне потребовали от Изяслава выдать горожанам оружие. Князь не решился вооружать народ, и в городе началось восстание. Изяслав бежал от разъярённых горожан. Объявился он далеко от Киева, в Польше, при дворе короля Болеслава Второго.

Но в киевской темнице тем временем ждал своей участи Всеслав Чародей. Горожане открыли ворота тюрьмы и торжественно усадили князя на престол.

Обучение

Одним из важных этапов биографии Леонида Брежнева является его обучение в классической гимназии, куда мальчик был принят в девятилетнем возрасте. Это было из ряда вон выходящее событие, поскольку дети рабочих не часто получали возможность учиться в подобных учебных заведениях. Платить за обучение в гимназии нужно было очень много — 64 рубля золотом. Но одаренный мальчик, получил, говоря современным языком, грант. Любимым учителем Леонида Ильича был преподаватель истории. Он построил собственную систему преподавания, выходящую за рамки школьной программы. От него ученики многое узнали о ситуации в мире. В Гражданскую учитель был расстрелян белогвардейцами – как оказалось, историк принадлежал к партии большевиков.

Во времена Гражданской войны сотрудник отца, еврей по национальности, рассказал ему о своих опасениях – у него было четверо детей, а, как стало известно, к городу направлялась банда мародеров. Илья Яковлевич приютил у себя малышей. Брежнев считает, что неприятие к национальным предрассудкам он перенял от своего отца.

За что Святополк получил прозвище Окаянный?

Незадолго до смерти князя, борьба вокруг киевского престола значительно накалилась. Святополк, вместе с женой и ее католическим духовником были заточены в темницу.

Причина — заговор, которые готовили молодые люди. Святополк хотел отвернуть Русь от православия. Но Анастас Корсунский заговор раскрыл, и изложив свои доказательства, Владимир принял его сторону.

После кончины князя Владимира в 1015 году, в Киевской Руси началась борьба за власть. Святополк беспрепятственно вышел из темницы, и будучи ближе из всех братьев к Киеву — занял престол.

В этот момент из похода возвращался князь Борис с дружиной. Гонцы доложили весть, о смерти отца и, о том, что престол киевский занял Святополк. Борис не хотел кровопролития и усобиц. Он отказался от идеи силой выдавить брата из Киева. Часть дружина воспринимала поступок Бориса за слабость, покинула его и отправилась в Киев. Но не для того, что выкинуть от туда Святополка, наоборот, служить ему.

Киевский князь не сидел, сложа руки. Он понимал, что пока живы братья, за свою судьбу и судьбу престола стоит опасаться. Князь отправляется в Ижгород. Здесь он добивался полной лояльности от местных бояр. Речи бояр князя не впечатлили. Он подумал, и заявил, что клятвой верности будет голова Бориса.
Ушлые бояре согласились на убийство. Бояре разыскали стан Бориса, увидили что он молится в шатре. Когда молитва окончилась, и Борис отправился спать, заговорщики ворвались в шатер и вероломно убили князя. Тело Бориса завернули в простыню и отправили Святополку.

Убийство одного брата киевскому правителю было мало. Он отправляет гонцов к князю Глебу в город Муром. Гонцы, сказали, что они от отца, от князя Владимира. Поведали, что Владимир слаб, и хочет увидеть сына.

Глеб собрал малую дружину и отправился в столицу. По пути Святополк устроил Глебу засаду. Около Смоленска, на малую дружину напали люди Святополка. Глеба убил его повар.

За убийство двух братьев, Святополк получил в народе прозвище «Окаянный». А братья Борис и Глеб были причислены к лику святых. Они стали первыми русскими святыми.

Борис и Глеб были не последними жертвами Окаянного князя. Владислав, еще один сын князя Владимира правил в землях Древлян. Узнав о подлом убийстве Бориса и Глеба. Он понял, что ему угрожает опасность. Владислав стал собираться бежать в Венгрию. Но не успел, войско Святополка настигло Владислава, в ходе битвы сын Владимира был убит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: