Церковь святого александра невского, белград

;

Примечания

. ПСРЛ. Т. III. М. 2000, с. 66—67.

. КУЧКИН В. А. О дате рождения Александра Невского. — Вопросы истории. 1986, № 2, с. 174—176.

. Расписание степеней родства и свойства, препятствующих браку. Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб. 1880, ч. 1, с. 143.

. ЛИТВИНА А. Ф., УСПЕНСКИЙ Ф.Б. Близкородственные браки Рюриковичей в XII в. как предмет вспомогательно-исторического исследования. В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXV международной научной конференции. Москва 31 января — 2 февраля 2013 г. М. 2013, ч. 1, с. 96—102.

. Повесть о битве на Липице. В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. СПб. 1997, с. 86.

. КУЧКИН В.А. Александр Невский — государственный деятель и полководец средневековой Руси. — Отечественная история. 1996, № 5, с. 2.

. Известный исследователь генеалогии Н.А. Баумгартен предполагал наличие у князя третьей жены, которая и стала матерью его детей. См.: БАУМГАРТЕН Н. А. К родословию великих князей Владимирских. Мать Александра Невского. — Летопись Историко-родословного общества в Москве. М. 1908, вып. 4(16), с. 21—23). Эта гипотеза была подвергнута основательной критике В.А. Кучкиным. Однако при всей убедительности его доводов считать проблему полностью разрешенной нельзя.

. Поучения и молитва Феодосия Печерского. В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб. 1997, с. 448—450.

. ПСРЛ. Т. XXIV. М. 2000, с. 227.

. КУЧКИН В. А. О дате рождения Александра Невского, с. 174—176.

. ПСРЛ, т. III, с. 70.

. Там же, с. 74.

. Житие Александра Невского. В кн.: Библиотека литературы Древней Руси, т. 5, с. 357.

. БЕСКРОВНЫЙ А. Святой благоверный великий князь Александр Невский (иконы и церковно-монументальная живопись). — Православный взглядъ. 2011, № 4(15), с. 62.

. Там же, с. 63.

. ТАТИЩЕВ В.Н. История Российская с самых древнейших времен. СПб. 1784, с. 2.

. КАРАМЗИН Н.И. История государства Российского. Т. 4. Примечания. СПб. 1918, с. 60.

. КОСТКИН В. В., протоиерей. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Краткие исторические сведения с приложением описи сохраняющихся в них древних предметов. Владимир. 1906, ч. 1, с. 213.

. МИНИН С. Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (X—XX вв.). Владимир. 2004, с. 11—13.

. Сейчас внешнее оформление захоронений частично восстановлено. За предоставленную информацию автор выражает сердечную благодарность владимирскому историку С.Н. Тыновскому.

. ПСРЛ, т. III, с. 77.

. Там же.

. Житие Александра Невского, с. 362.

. ПСРЛ, т. III, с. 77.

. Житие Александра Невского, с. 360.

. Там же, с. 362.

. ЧИЧУРОВ И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и Русь. М. 1991, с. 149.

. ФРОЯНОВ И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л. 1980, с. 35; ОДЕССКИЙ М.П. Поэтика власти в Древней Руси. — Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2000, № 1, с. 5.

. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, стб. 78.

. Рифмованная хроника. В кн.: МАТУЗОВА В. И., НАЗАРОВА Е.Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII — 1270 г. Тексты, перевод, комментарии. М. 2002, с. 230.

. Ледовое побоище 1242. В кн.: Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища. М.—Л. 1966.

. Рифмованная хроника, с. 230.

. Там же, с. 234.

. Там же.

. Житие Александра Невского, с. 364.

. Рифмованная хроника, с. 324.

. ПСРЛ, т. III, с. 78

. Рифмованная хроника, с. 233.

. ПСРЛ, т. III, с. 78.

. Рифмованная хроника, с. 234.

. Там же, с. 240.

. Псковские летописи. М. 1955, вып. 2, с. 82.

. ФЕННЕЛ ДЖ. Кризис средневековой Руси. М. 1989, с. 143.

. Хроника Тевтонского ордена. В кн.: Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища, с. 237.

. ФЕННЕЛ ДЖ. Ук. соч., с. 145.

. Житие Александра Невского, с. 366—368.

. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу 23.1.1248. В кн.: МАТУЗОВА В. И., НАЗАРОВА Е.Л. Ук. соч., с. 264.

. Там же, с. 266.

. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу 15.IX.1248. В кн.: МАТУЗОВА В. И., НАЗАРОВА Е.Л. Ук. соч., с. 269—270.

. ПСРЛ. Т. II. М. 1998, с. 826—827.

. ГОРСКИЙ А.А. Русь. От славянского расселения до Московского царства. М. 2004, с. 223.

. ДЖОВАННИ ДЕЛЬ ПЛАНО КАРПИНИ. История монгалов. М. 1957, с. 78.

. Там же, с. 31.

. КАРПОВ А.Ю. Александр Невский. М. 2010, с. 164.

. ПСРЛ. Т. I. М. 1997, стб. 473.

. КАРПОВ А.Ю. Ук. соч., с. 188.

. ПСРЛ. Т. XII. СПб. 1901, стб. 229.

. Там же, стб. 229—230; т. VIII. СПб. 1859, стб. 221—222.

ДК работников связи

Если идти по набережной вдоль реки Мойки от желтоватого Юсуповского дворца к Исаакиевскому собору, то вид на площадь и город загораживает неясная громада. Вся обтянутая сетками, она как будто стесняется своего нелепого вида и не нравится обычно никому. В ней ничего не выдает прошлого роскошного вида, памятник часто называют главным недоразумением этой части города. За темным конструктивизмом скрывается здание немецкой Реформаторской церкви на пересечении Мойки, Большой Морской улицы и Почтамтского переулка.

Она была построена в 1860-х и из-за «детского» архитектурного возраста особенной культурно-исторической ценности не представляла, так что сразу прослыла уязвимой мишенью. Советское правительство, как это полагалось в то время, предписало церковь отремонтировать, но два десятка прихожан, естественно, не обладали достаточными средствами для проведения таких мероприятий, так что здание перешло городу. Из комнат, предусмотренных архитектором для пастора, органиста и персонала, сделали общежитие. Храм полностью закрыли в 1929-м, а в 1932–1939 годах по проекту архитекторов. П. М. Гринберга и Г. С. Райца перестроили в Дворец культуры работников связи. Кирху лишили шпиля, разместили на ее фасадах балконы, добавили идеологические барельефы.

ИсточникИсточник

Архитектор И. Н. Кудрявцев вспоминает: «…Были и неприятные поручения. В частности, по проекту руководителей нашего бюро архитекторов Гринберга и Райца делалась перестройка известной лютеранской церкви, расположенной при слиянии Морской улицы с набережной Мойки, в „Клуб работников связи“. Конечно, и мне пришлось участвовать в разработке рабочих чертежей. С этим вспоминается неприятный для меня разговор со знакомым моего отца, С. Ф. Стравинским. Он был сыном известного оперного певца Мариинского театра и братом всемирно известного композитора.

Описание

Собор святого благоверного князя Александра Невского (Новоярмарочный) – православный кафедральный (с 2009 года) собор в Нижнем Новгороде. Построен в 1868-1881 годах по проекту архитектора Л.В. Даля.

Престолы собора:

·Святого Александра Невского

·Святого Николая Чудотворца

·Равноапостольной Марии Магдалины.

В выступающем западном притворе, на хорах большого собора расположена зимняя церковь Макария Желтоводского и Унженского.

В 1856 году, когда центральный Спасский собор в ярмарочном торговом комплексе уже не мог вместить всех верующих, ярмарочное купечество изъявило желание построить второй православный ярмарочный храм и обратилось с ходатайством о постройке нового собора.

В 1858 году в торговом комплексе Нижегородской ярмарки решено было возвести храм во имя спасителя и чудотворца Николая Мирликийского, но предложению этому суждено было измениться в том же году. Как вспоминали очевидцы, «24 августа ярмарка имела счастье видеть у себя блаженной памяти Государя Императора Александра Николаевича и Государыню Императрицу Марию Александровну. Купечество было осчастливлено посещением ярмарки Их Величествами. На память о преданности своей Православию и Престолу они решили соорудить не только храм, удовлетворяющий религиозной потребности торговцев, но храм величественный, увековечивающий патриотизм верноподданных к своему Государю и Их Августейшему семейству. Почему в собрании 24 августа 1858 года купечество, через главнейших представителей своих, выразило желание в предлагаемом храме устроить три престола: первый – во имя святого благоверного князя Александра Невского – тезоименитого Его Императорского Величества, Благочестивейшего Государя императора Александра II и Его Императорского Высочества, Великого Князя Александра Александровича; второй – во имя святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины – тезоименитой Государыни Императрицы Марии Александровны и третий – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского – тезоименитого блаженной памяти Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича».

8 сентября 1864 г. состоялась символическая закладка камня в основание будущего храма. Но затем последовало длительное согласование проекта и поиски финансирования. Только в августе 1868 г. состоялась повторная закладка собора, и началось основное строительство, которое продолжалось в течение 13 лет, внутренние работы продолжались до 1881 года.

Собор был возведён без традиционного свайного основания и представлял собой центрическое монументальное сооружение с пятью восьмигранными шатрами, центральный из которых поднимается на высоту 72,5 метра. Грандиозная высота собора (87 м) до сих пор обеспечивает ему третье место среди храмов России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В декоре фасада сочетались элементы разных архитектурных стилей. Кроме написанных московским иконописцем Ф. А. Соколовым икон в храм были привезены иконы из ликвидированного после пожара Макарьевского монастыря.

Храм выделялся тем, что у него не было постоянного прихода: его прихожане – купцы, приезжавшие на ярмарку. По этой причине основное помещение было открыто только во время ярмарки, а зимой не отапливалось. Работала только отапливаемая зимняя церковь Макария Желтоводского и Унженского.

Храм был местом встречи почётных гостей города – царской семьи, иерархов православной церкви.

В 1929 году храм был закрыт, ценности изъяты. В конце 1920-х годов был разработан проект реконструкции ярмарочной территории. Он предусматривал снос собора и возведение на его месте маяка с памятником В. И. Ленину. К счастью, проект не был реализован.

В дальнейшем здание собора существовало как склад и частично как жильё. К собору были пристроены многочисленные подсобные помещения и различные конторы, преобразившие его до неузнаваемости. Во время Великой Отечественной войны на центральном барабане собора была установлена зенитная батарея, защищавшая небо Нижнего Новгорода от налётов фашистской авиации.

В 1983 году началась реставрация собора, в которой активно принимали участие добровольные реставраторы. В 1989 году началось восстановление сорванных шатров храма. В феврале 1991 года было создано Братство во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, и в июне 1992 года собор был возвращён Церкви. С 1992 года в зимнем приделе преподобного Макария начались богослужения. 30 декабря 1998 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил центральный Александро-Невский престол храма. 24 апреля 1999 года был освящён Мариинский придел, и 18 мая – Никольский придел.

Блюститель православия

В современном обществе Александр Невский прочно ассоциируется с властным оплотом православия, не допустившим попрания основ христианской Церкви. В «Новгородской Первой летописи» есть этому косвенное подтверждение. Общий смысл сказанных про князя слов сводится к тому, что архиереев Александр любил, слушал и уважал.

Некоторые историки с этим не согласны. Например, часть исследователей задается вопросом, почему князь отказался от совместных выступлений с католиками против Орды и, более того, пошел на союз не с христианским Западом, а с полирелигиозным Востоком?

В той же «Новгородской Первой летописи» есть такие строки: «В лето 6754 поиде грозныи князь Александръ в татары ко цесарю Батыю. Смысливши о себе великым разумомъ, Александръ князь абие иде къ епископу Кирилу, и поведа ему речь свою : отче, яко хочу ити к цесарю в Орду. Епископъ же Кирилъ благослови его со всем своимъ сбором».

Исследователь Дмитрий Добров утверждает, что Александр Невский, будучи новгородским князем не пошел просить благословение для поездки в Орду у архиепископа Новгородского Спиридона, потому, что знал, что его не получит. Не одобрял Спиридон связи православной Руси с Ордой. Вместо этого князь едет благословляться к ростовскому епископу Кириллу, который был многим обязан отцу Александра Ярославу.

Посмотреть на карте церковь Александра Невского

Собор Александра Невского (Црква Светог Александра Невског) — один из красивейших храмов столицы Сербии — Белграда. Он был возведён в память о добровольцах из России, воевавших на стороне сербской армии в 1877–1878 годах против Османской империи.

Русские военные прибыли в Белград для помощи сербской армии осенью 1876 году. Они привезли с собой небольшой шатёр-часовню посвящённую святому Александру Невскому, которую установили возле здания университета в Белграде. Походную часовню освятил митрополит Сербский Михаил, после этого она была перенесена в места боевых действий. Когда война завершилась, церковь снова перевезли в Белград, где она была продана на аукционе. Храмовая утварь была передана в Белградский собор, а после она была перемещена в новую церковь.

Первый храм был возведён по благословению митрополита Михаила и освящён им же 1 октября 1877 года в честь святого благоверного князя Александра Невского. Это было небольшое деревянное здание с кирпичными вкладками. Через 14 лет церковь была разрушена, так как по официальной версии здание нарушало планировку района, а по неофициальной, местные власти были ориентированы на католическую Австрию. Вместо церкви появилась школа, где временно была обустроена Александро-Невская часовня.

Строительство нынешнего храма на улице царя Душана началось в 1912 году по проекту сербского архитектора-женщины Елизаветы Начич. Освящение фундамента было совершено 12 мая 1912 года митрополитом Димитрием в присутствии престолонаследника Александра Карагеоргиевича. Однако строительство вскоре пришлось приостановить из-за разразившихся Балканских и Первой мировой войн. Только в 1927 году строительство возобновилось. В первоначальный проект были внесены корректировки архитектором Василием Андросовым. Продолжалось строительство под руководством  архитектора Петара Поповича. Экстерьер храма удачно вписался в городское пространство. Завершилось строительство Собора Александру Невскому в Белграде в 1930 году. Храм освятил Святейший Патриарх Варнава 23 ноября 1930 в присутствии короля Александра I Карагеоргиевича.

Сербский король Александр I подарил собору мраморный иконостас с престолами для царей и архиепископов, первоначально предназначенных для церкви Святого Георгия села Опленаке, а также большую икону святого благоверного князя Александра Невского, написанную известным польским художником Яном Матейко.

Церковь выполнена в стиле средневековой сербской архитектуры Моравской школы. Основание сооружения имеет форму трилистника, с полукруглыми апсидой и хорами. С западной стороны церковь соединяется галереей с колокольней. Основную часть храма и колокольню венчают купола, соответственно, на четырехгранном и восьмигранном барабанах.

Храмовые фрески в интерьере созданы в 1970 году сербским иконописцем иеромонахом Наумом Андричем, а продолжил роспись его ученик Миомир Кнежевич в 1973 году. В 1998 году художник из Истока Милован Биелошевич в технике фрески расписал алтарную апсиду. В том же году отреставрировали фасад и крышу.

Фасад церкви сделан из искусственного камня с богатыми декоративными украшениями и орнаментами, которые являются точными копиями самых красивых украшений средневековых сербских монастырей. Так, в декорировании экстерьера использованы колонны, цветочные, переплеты, херувимы, розетки, декоративные карнизы и другие элементы.

Над входом в храм есть мозаичный образ святого Александра Невского, автор этой работы неизвестен.

Благодаря настоятелю собора протоиерею Любодрагу Петровичу, собор стал центром духовного  просвещения жизни Белграда. В 1985 году отец Любодраг открыл при храме Православную миссионерскую школу. Сегодня также работает Миссионерский центр.

При храме также действует своё издательство «Сербский образ», которое с 1985 года выпускает газету «Бюллетень храма святого Александра Невского». Миссионерский центр храма является учредителем и издателем журнала «Белградский диалог». В богослужениях участвует певчий коллектив и ещё три хора (один из них детский). В храме семь священнослужителей, он объединяет пять приходов и около шести с половиной тысяч верующих.

В южной апсиде храма находятся мемориальные таблички святой Царь Мученик Николай Романов и русские добровольцы, а в северной апсиде храма мемориальные доски королю Петру I и всем жертвам, павшим за свободу сербского Отечества.

На северной стороне храма возле алтаря есть мраморная мемориальная доска, где 6 апреля 1941 года во время бомбардировки нацистской Германией погибло 242 человека, которые погребены в большом кратере бомбы.

Предавший Русь татарам

Некоторые исследователи довольно радикально пересматривают устоявшееся представление об Александре Невском, лишая его патриотичности, которой наделила образ князя традиционная историография

Так, Игорь Данилевский акцентирует внимание на том, что иногда в летописных источниках Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком, который пошел на союз с татарами для укрепления личной власти. А Лев Гумилев считал князя подлинным архитектором русско-ордынского альянса

Александр Невский был не первым и не единственным русским князем, кто шел на сближение с Ордой. К началу 1240-х годов, когда многочисленные монгольские войска дошли до границ Западной Европы Александр Ярославич оказался перед дилеммой: подвергнуть Русь новому разорению или сохранить на вверенных ему землях мир.

Более того, нельзя забывать, что в противостоянии с католическими странами князь нуждался в сильном союзнике, которого нашел в лице Батыя.

Идя на хитрые дипломатические шаги, лавируя между Ордой и непокорными русскими городами Псковом и Новгородом Александр Невский действительно стремился взять полноту власти над северо-восточными землями в свои руки. Только так он мог, с одной стороны, обезопасить Русь от вторжения немецких и шведских войск, а с другой – поддерживать порядок внутри Древнерусского государства.

Причины уничтожения

В 1930-е в зарубежной историографии появилось религиозно-сравнительное объяснение тоталитаризма. Фактически это были первые попытки вывести в единое поле религиозные черты диктатур, на первый взгляд совсем не религиозных: например, советского коммунизма и германского нацизма. В предисловии к опубликованному в 1935 году в США сборнику «Диктатура в современном мире» редактор Г. С. Форд указал, что установленные сегодня режимы власти, в отличие от диктатур старого типа, стремятся создать сходную с религией узаконенную идеологию: «Диктаторы настоящего времени не происходят от тиранов и деспотов прошлого… диктаторы сегодня имеют новую и сильную технику массового контроля в виде пропаганды через радио, кино, прессу, образование и светскую религию их собственного производства».

Идея о религиозности тоталитарных режимов изложена и в работах немецкого экономиста А. Файлера. После посещения СССР он опубликовал книгу, в которой высказал мысль о том, что религиозный характер советского коммунизма проявляется в его решительной враждебности к религии. Он указывал и несколько других параметров: религиозное положение марксистской идеологии, структуру большевистской партии, сходную с церковной.

«Планомерное превращение детей в граждан нового государства, исполненных фанатизма и фанатической веры… это действительно новая церковь, которая планомерно проникает в сердца и головы», — пишет Файлер.

Естественно, что такая «церковь» нового типа не может терпеть конкурентов. 23 декабря 1946 года Сталин формулирует этот постулат конкретнее: «Марксизм — это религия класса».

Источник

С 1922-го выходят газета «Безбожник» и журнал «Атеист», с 1925-го существует Союз воинствующих безбожников, с 1926-го — журнал «Антирелигиозник». Процесс вымарывания церкви из повестки подкрепляется с другой стороны мощным научно-просветительским импульсом. Выходит «Наука и жизнь», проводятся общественные лекции, открываются дополнительные курсы. Тринадцатый пункт программы РКП(б) так: «Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду».

В Цареконстантиновской церкви в Москве в 1976 году был устроен общественный туалет.

На первой полосе «Атеиста» большими буквами пишут: «Религия — дурман для народа». Проводятся кампания по вскрытию мощей и кампания по изъятию церковных ценностей. Главенствующей «религией» государства становится атеизм. Естественно, что ему не нужны напыщенные и яркие соборы, всегда напоминающие о власти церкви и веры. С 1917 по 1987 год коммунисты уничтожат около 50 000 церквей и храмов. Страдали не только здания. Так или иначе — ссылкой в лагеря, арестом или смертью — были наказаны за свою религиозность почти полмиллиона человек.

Анненкирхе

Осень 1996 года встречает вернувшегося с Чеченской войны молодого человека хмурыми, блеклыми красками, дождем и песнями группы «Наутилус Помпилиус». Приезжая к брату в Санкт-Петербург, герой этой истории случайно оказывается в небольшом дворике, где, если об этом не знать, совершенно не угадывается церковь. Но она там есть.

Это лютеранская церковь Святой Анны, или на немецкий манер Анненкирхе, — одна из самых известных и красивых церквей Санкт-Петербурга. Выше описывается, конечно, завязка культового фильма Алексея Балабанова «Брат». Анненкирхе его времени — это рок-клуб, перестроенный из кинотеатра. Здесь ничего не взрывали, а просто играли музыку.

Фрагмент фильма «Брат», на заднем плане, за решеткой — Анненкирхе. ИсточникИсточник

Церковь Святой Анны построили в Петербурге в 1779 году. Тогда и до самой революции лютеране оставались второй по численности религиозной общиной страны. К 1917-му Анненкирхе посещали 12 тысяч прихожан. В разное время туда ходили Карл Фаберже, Петр Лесгафт, Карл Брюллов, Павел Пестель. Когда советская власть начала гонения на православных, на лютеран некоторое время смотрели сквозь пальцы, хотя они и понимали, что снисхождение временное. В 1920-х на базе Анненкирхе даже разрешили открыть что-то вроде семинарии, хотя это слово, конечно, не использовалось, название было завуалированным — «евангелистическо-лютеранские библейские курсы». Но уже в 1934-м религиозную деятельность в этом месте насильственно свернули. Храмы в то время часто изымались из собственности церкви и адаптировались под нужды нового государства. Так и Анненкирхе к 1939-му превратилась в кинотеатр «Спартак». Это был единственный в стране так называемый кинотеатр последнего показа: там можно было смотреть кино, которое уже нигде не показывали, или ретроспективу. В прокате были даже зарубежные, «капиталистические» картины — не более одного-двух сеансов в день.

«Я в 1985 г. проходила в кинотеатре производственную практику. Здесь мы впервые смотрели диснеевские мультфильмы о Бемби, Белоснежке, картины с участием Вивьен Ли, фильмы Микеланджело Антониони, знакомились с итальянскими, американскими, немецкими картинами. Фильмы шли с субтитрами, помню „Серенаду солнечной долины“ с участием оркестра Гленна Миллера — это было потрясающе! Раз в месяц в огромных банках приходило по 20–30 фильмов, сразу вывешивались афиши. Понятно, что билеты раскупались тут же на все сеансы. Я с трудом доставала билеты для друзей», — рассказывает звукооператор Анастасия Иванова.

ИсточникИнтерьеры кинотеатра «Спартак». Источник

Но Данила Багров приходит сюда не кино смотреть. В первой части картины «Брат» он знакомится здесь, во дворе Анненкирхе, с Кэт («Здесь меня всегда найдешь», — говорит девушка). Конкретная локация — у решетки полуподвального музыкального магазина «Рок-остров», где и сегодня продают пластинки. Анненкирхе их времени — уже не кинотеатр, а клуб. В 1990-е кинотеатр «Спартак» меняют на рок-клуб «Спартак», между прочим, легендарный. Там выступают «Аквариум», «Гражданская оборона», «Король и шут», «Ночные снайперы». Последний концерт состоялся в 2002 году: на сцену вышла группа «Ленинград».

Внешние ссылки [ править ]

vте Религиозная архитектура в Белграде
Православные храмы и монастыри
  • Церковь Святого Саввы
  • Михайловский собор
  • Вознесение
  • Ружица
  • Topčider
  • Святой Василий Острожский
  • Святой Георгий
  • Святой Марк
  • Александр Невский
  • Святой Николай
  • Монастырь Фенек
  • Монастырь Раковица
  • Святая Троица
  • Монастырь Святого Гавриила
  • Святая Дева
  • Раджиновац
Другие места поклонения
  • Мечеть Баджракли
  • Белградская синагога
  • Католический собор
  • Собор Христа Царя
  • Святой Антоний Падуанский
  • Евангелическая церковь
Административные здания
  • Здание Патриархата
  • Здание католической архиепархии Белграда

Координаты :

Собор Александра Невского (Новоярмарочный) в Нижнем Новгороде

sergeyurich

        Оригинал взят у sergeyurich в Собор Александра Невского (Новоярмарочный) в Нижнем Новгороде    Оригинал взят у sergeyurich в ПРОГУЛКИ ПО НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ. Часть 7: Рождественская прогулка    С каждым днем нашего пребывания в Нижнем Новгороде мороз всё крепчал и крепчал. К вечеру 6 января термометр показывал уже 26 градусов ниже нуля. А для всех, кто бывал в Поволжье, не является новостью, что там мороз намного морознее, а стужа — холоднее, чем в Москве, что объясняется большей влажностью и постоянным ветром с Оки и Волги (создавалось такое впечатление, что в какую бы сторону мы не шли, ветер всегда был навстречу).    Но, как вы понимаете, нас ни мороз, ни ветер не останавливали, поскольку жажда познания сильнее погодных катаклизмов!

   И вот мы в вечер перед Рождестом отправились в кафедральный собор Нижнего Новгорода, тот, что находится на Стрелке (том месте, где Ока впадает в Волгу), в Канавинском районе (ниже фото из википедии, дальше мои фото).

    Собор Александра Невского, называемый также Новоярмарочным, несмотря на то, что не может конкурировать по своей древности с многими другими храмами города, весьма интересен.

    Интересна и его история.    Этот храм был построен по пректу архитекторов Р. Я. Килевейна и Л. В. Даля (кстати, сына знаменитого лексикографа) на средства нижегородского купечества в память посещения города Александром II в 1858 году. Император лично указал место будущего собора.    Собор Александра Невского — единстенный в мире храм без традиционного свайного основания. Руководивший его постройкой Р. Я. Килевейн, выполнил фундамент собора в виде плиты толщиной в 3 метра, три нижних слоя представляли собой плот.    Освящение собора состоялось в 1881 году.Так собор выглядел в начале ХХ века:

    И пришли мы вовремя. Как раз к тому моменту, когда митрополит Нижегородский и Арзамасский Георий начал свою рождественскую проповедь. Она была короткой, поскольку церковный иерарх очевидно торопился посетить другие соборы своей епархии.

   Многие ломанулись, отталкивая друг друга, к митрополиту, чтобы он приконнулся к ним своей «дланью». Смготреть на это было, скажу мягко, неприятно.    После того как митрополит уехал, появилась возможность осмотреть интерьеры собора. Несмотря на явную новодельность, они впечатляют.    Правда, приходилось фотографировать тайком и на телефон, так как «истинно верующие» крайне агрессивно относятся ко всем, кто пытается фотографировать в церкви (почему-то их не волнует то, что все храмы РПЦ давно уже превратились в места торговли свечами, иконками, духовной литературой и т. д.).    В Библии нет ни одного слова о том, что нельзя фотографировать в храме. Зато в ней есть совершенно определенное осуждение торговли в нем. Да и в изобразительном искусстве это отражено:

Фотографии интерьеров собора:

    Уши на морозе едва не отвалились. Но никто из нас не пожалел об этой Рождествеской прогулке!

Вид на Стрелку со стороны Чкаловской лестницы (с большим приближением).На заднем плане собор Александра Невского и строительствонового стадиона к ЧМ-2018 г.:

Предназначение

Эта церковь — крупный центр духовного просвещения и
православного миссионерства. Благодаря подвижнической деятельности
протоиерея ставрофора Хаджи-Любодрага Петровича при храме в 1985
организована Православная миссионерская школа, действует
Миссионерский центр, который еженедельно проводит своеобразные
«трибуны»-встречи. Также работают катехизаторские курсы для детей и
взрослых


Djordjes @ WikiCommons

У храма есть своя печать: издательство «Српски образ», которое с
1985 выпускает газету «Билтен храма светог Александра Невског» (с
1995 года выходит регулярно). Миссионерский центр храма является
учредителем и издателем журнала «Београдски диjалог». В
богослужениях участвует певчий коллектив и ещё три хора (один из
них детский). В храме семь священнослужителей, он объединяет пять
приходов и около 6 с половиной тысяч верующих.

Монастырь и больница Капуцинов

Вовремя Австрийская оккупация северной Сербии 1717-39 гг., в Белграде открыто несколько больниц. Капуцинам было разрешено заниматься миссионерской деятельностью в Белграде 23 августа 1718 года по решению императора. Им подарили одну из мечетей, которую они приспособили и посвятили Деве Марии. На планах города их монастырь расположен прямо за внешними стенами, рядом с Императорскими воротами. Возможно, они устроили мечеть Байрам-бег, также известную как мечеть Стамбол, ниже современного здания. Национальный театр в Белграде, примерно на месте современной церкви Александра Невского. К 1725 году у капуцинов было всего 9 монахов, что было совершенно недостаточно для их обязанностей. Они управляли всеми католиками на оккупированной территории, провозглашенной австрийским судом Королевством Сербия. Они также проявляли религиозную заботу о солдатах, которые были разбросаны по региону, но у них было только 2 приходских священника. Тем не менее, они превратили более 1000 имперских солдат из протестантизма в католицизм. Первоначально они лечили больных по всему Белграду, в крепости, существующих больницах и частных домах. В письме неизвестного городского чиновника от 10 ноября 1736 г., направленном викарию Провинциального ордена в г. Вена было упомянуто, что капуцины просили создать полевой госпиталь. Он позаботился бы о солдатах и ​​вмещал 1500 человек. Военный командующий Белграда согласился, обеспечив постоянное жалование и питание монахам, которые будут лечить солдат. Рядом с их монастырем было достаточно места для такого сооружения. Тем не менее, забота о солдатах была сначала предложена Иезуиты, но они отказались. В документах сохранились имена двух особо преданных священников-капуцинов: отца Освальда и отца Хрисогона.

Святыни

  • икона Спас Всемилостивый
  • пояс Пресвятой Богородицы
  • икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей
  • икона блж. Матроны Московской с частицей мощей
  • икона блгв. кн. Александра Невского с частицей мощей
  • икона блгвв. кнн. Петра и Февронии с частицами мощей
  • икона вмц. кн. Елисаветы и инокини Варвары с частицами мощей
  • икона свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
  • икона святых земли Нижегородской с частицами мощей
  • икона Соловецких святых с частицами мощей
  • икона прп. Германа Аляскинского с частицей мощей
  • икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей
  • икона блгв. кн. Георгия Всеволодовича с частицей мощей
  • в соборе с 2005 года находится первая привезённая в Россию икона с частицами мощей сщмч. Киприана и мц. Иустиньи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: