Транспорт здания [ править ]
В шестидесятые годы исторический центр Моста был полностью разрушен, чтобы освободить место для расширяющихся шахт лигнита , и этот процесс длился до 1980 года. В отличие от других исторических зданий было решено спасти церковь, перенеся ее из зоны добычи.
Министерство культуры Чехословакии создало экспертную комиссию для наблюдения за проектом под председательством академика Станислава Бехине . С 1969 года комитетом руководил Алоис Мысливец . Важным специалистом-советником был Эммануэль Гендель (1903–1994), известный советский инженер-строитель, впоследствии ставший ведущим специалистом СССР по перемещению зданий в 1930-е годы.
Для перемещения здания был выбран вариант по носовой дорожке. Передачу курировала фирма Transfera Praha, организация Министерства культуры Чехии, и осуществили ее Прмстав Пардубице и Шкода Пльзень .
Перед перемещением здания была укреплена периферийная кладка, несущие и опорные столбы, а остальная часть западной башни была снесена. Окружность церкви была укреплена бетонным кольцом, а церковь удерживалась стальным каркасом как с внутренней, так и с внешней стороны. Подготовительные работы длились семь лет, так как необходимо было снести все дома на переходном пути и засыпать бывший карьер.
На специальные рельсы поставили 53 грузовика, которые подвели под все статически важные точки здания. Эти грузовики работали с использованием гидравлики, управляемой компьютером, как и четыре стрелы, которые тянули церковь. Во время движения церкви по участку дороги рельсы, которые уже были пройдены, были перенесены из-за здания в переднюю часть, что позволило использовать их снова.
В период с 30 сентября по 27 октября 1975 года церковь переместили на расстояние 841,1 метра со скоростью 1–3 сантиметра в минуту в район старой больницы с небольшой церковью Святого Духа и поставили на возвышении. железобетонный двухэтажный фундамент. После завершения переезда реставрационные работы продолжались до 1988 года, а в 1993 году церковь была снова торжественно освящена.
Это здание было занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самое тяжелое из когда-либо передвигавшихся на колесах (12 700 т).
Описание костёла
По представлению южнонемецкой поздней готики храм имеет одну башню, внешний вид смотрится просто и строго, стенки гладкие и плоские с 2-мя поясами окон. Нижние окна относятся к отдельным часовням а верхний пояс окон относится к боковым нефам храма. Снутри храма огромное место разбито 3-мя нефами, содержащими по 8 восьмигранных колонн без капителей. Меж колоннами 16 часовен, 2 боковые прихожие, ризница, восточная двойная лестница и западная лестница. Любая часовня имеет свод. Отдельные позднеготические своды имеют чисто декоративные нервюры.
В интерьере храма установлена экспозиция готического искусства и ренессанс северо-западной Чехии. Цокольный этаж служит выставочной галереей изобразительного искусства. Большой главный алтарь был построен в 1735—1739 годах, его пластичная отделка происходит с мастерской статуя Бартоломея Эдера (Bartoloměj Eder). Алтарная икона Йозефа оКрамолина (Josef Kramolín) датируется 1773 годом. Корректировки площадью 16,57 гектаров около храма датируются 1986 годом. За храмом было обновлено место и основано новое кладбище. В 1994—1995 годах в рамках парковых реконструкций был построен аква резервуар площадью 1,83 гектара, заполненный водой из реки Билина.
Интерьер собора Вознесения Девы Марии
Аббат Снопек пригласил лучших скульпторов и живописцев для оформления интерьера собора. Над созданием часовен и алтарей работали художники Питер Брандл и Майкл Леопольд Вильманн и другие известные чешские мастера:
Эти картины установлены в первой части зала, и отражают ключевые факты из истории Седлецкого монастыря – его основание и сожжение.
Главный алтарь представлен в окружении полотен, изображающих Святого Бенедикта и Святого Бернарда:
Над главным алтарем окна расположены таким образом, что в день весеннего равноденствия на закате начинается особая игра света и тени. Солнечные лучи путешествуют по стенам храма, заливая пространство золотым свечением.
Это явление не случайно, так как цистерцианцы прославились своим умением строить церковные здания с минимальным внешним украшательством, но максимально раскрывать внутреннюю красоту храма. Впрочем, мастерство, с каким выполнен главный алтарь, вызывает восхищение и при обычном освещении:
В южном боковом нефе создана часовня седлецкой Мадонны. Пышный барочный алтарь установлен под, так называемым, парусным сводом Сантини, отличающимся большой плоскостью внутренней поверхности и украшенным фреской Тадеаша Суппера:
Оригинальная скульптура Мадонны занимает центральное место алтаря
Наверное, обращает на себя внимание прическа скульптуры Мадонны, а вернее, ее отсутствие:
Якобы, скульптура создана именно такой, чтобы можно было дополнить ее париком, соответствующим определенным событиям.
По винтовым лестницам Сантини можно подняться на галереи второго этажа и к хорам западного фасада. Кроме того, что с высоты открываются впечатляющие виды пространства и интерьера собора, с северной боковой стороны можно увидеть в центре капеллы картину Вознесение Девы Марии:
В южном нефе установлено несколько скульптур, созданных признанным мастером барокко Матеем Вацлавом Екелем. Иоанн Креститель и Святой Бернард в сопровождении Ангела ранее украшали западный фронтон, но теперь укрыты под сводами собора:
Осмотр интерьера храма можно дополнить по отдельному билету экскурсией в сокровищницу собора, где находится уникальная готическая дароносица. В Европе сохранилось только десять готических дароносиц, и самая старейшая из них, сделанная из позолоченного серебра примерно в 1400 году, хранится в седлецком соборе Девы Марии. Несколько дароносиц более позднего периода можно увидеть в Пражской Лорете, но готическая находится именно в этом храме.
В завершение своего рассказа хочу подчеркнуть, что собор Вознесения Девы Марии, хотя и менее известен, чем собор Святой Варвары, не уступает по красоте внутреннего убранства. Друзья, планируя знакомство с городком Кутна Гора и его достопримечательностями, имейте это в виду.
Ваш euro-проводник Татьяна
Поздний ремонт
В 1650 году на церковь была возведена новая крыша. Сам главный алтарь был построен в 1735–1739 годах. Украшение алтаря было выполнено в мастерской скульптора Бартоломео Эдера, а главная картина алтаря изготовлена Йозефом Крамолином — оба в 1773 году. Граничная стена вокруг кладбища, церкви и склепа была снесена в 1840 году. Еще один большой ремонт был произведен во время 1880–1883 гг., В ходе которых интерьер был перестроен в готическом стиле , а часть инвентаря в стиле барокко была удалена. Была использована новая готическая краска, установлено оборудование в стиле новой готики. В 1932 году была произведена штукатурка внешних стен, а также обработка каменных частей.
История
Предшественником современного храма была раннеготическая трёхнефная базилика, уничтоженная городским пожаром в 1515 году. Согласно документу Римского папы Бонифация VIII 1296 года, этот храм был построен меж 1253—1257 годами. От начальной церкви сохранилась только её восточная крипта и окружающие её стенки западной башни.
В 1515 году Мост был уничтожен пожаром, который очень воздействовал на следующий строительный вид городка. 20 августа 1517 года на руинах старенького храма началось строительство новейшей церкви. Строительство было доверено ученику и последователю конструктора Бенедикта Рейта конструктору Якубу Хайльманну из Швайнфурта, который спроектировал церковь с 3-мя нефами. Проект храма был с расположенной снутри опорной конструкцией, с закрытым пресвитерием, призматической башней, галереей в основном фасаде, прихожей на северной стороне и с северо-западной ризницой. На первом шаге строительства разбирали остатки спаленного храма. В 1518 году Якуб Хейлман сдал проект нового строения. Планом стал управлять Йиржи из Маульброна (Jiří (Jörg) z Maulbronu). В 1531 году после него управление над проектом продолжил Петр Хейлман (Petr Heilmann). Во 2-м десятилетии 16 века были законченны своды часовни, подняты внутренние колонны. В 1532 году были остеклены окна и высечены нервюры сводов. В 1549 году была завершена основание строения и примерно в 1550 году появились порталы в стиле ренессанс. После последующего городского пожара в 1578 году храм снова отчасти пострадал. Его реставрация продолжалась прямо до 1602 года. В 1549 году епископ Збинек Берка (Zbyněk Berka z Dubé a Lipé) установил в храме освящение. На следующих шагах происходили экстерьерные и интерьерные исправления храма. В 1650 году храм получил новейшую крышу.
В 1501 году папа римский Александр VI подтвердил просьбу короля Владислава II на покровительство городка Мост над храмом, над которым ранее покровительствовал монастырь крестоносцев Храма Божьего Гроба в Здеразе (Zderaz) под Прагой. В связи с этим забота о реконструкции храма перебежала к городку. Его финансирование не могло вполне покрыть расход, потому было решено организовать индульгенции для сбора средств. Горожане получили в 1516 году от папы Льва X и других церковных высокопоставленных лиц разрешение на рассредотачивание публичного сбора в пользу нового храма. Схожее разрешение к сбору средств выдал повелитель Людвик и польский повелитель Сигизмунд I Старенькый.
Сбор средств в городке Мост начался 22 марта 1517 году и продолжался до 1 мая 1519 года.
Средства собирали в Чехии, на Моравии, Саксонии, Лужице и Силезии. В 1517 году собрали 5379 коп, 49 мейсенских грошей. В 1518 году — 4984 коп, 52 гроша. В 1519 году — 1375 коп, 47 грошей. Совместно с остальными дарованиями удалось собрать в целом 12155 коп, 45 грошей. Город был должен в конце дать 1/3 суммы Римской курии. Оставшиеся средства пошли на строительство церкви и других построек, таких как плебания либо приходской школы.
В 1840 году была разрушена кладбищенская стенка вокруг церкви и Оссуария. В 1880—1883 годах прошла последняя большая реконструкция, во время которой интерьер был переделан на готический с удалением части инструментария в стиле барокко, новейшей готической росписью и установкой новоготического оборудования. В 1932 году храм был реконструирован под управлением конструктора Карла Кухны (Karla Kühna). Были обновлены шпаклевка наружной стенки строения и реставрированы каменные блоки.