Ставкирка в боргунне

;

Копии и образцы для подражания для других церквей

Во многих случаях церковь служила образцом для новых зданий и реставраций других деревянных церквей. Это был образец, когда деревянная церковь Фантофта была преобразована в средневековый вид после того, как Фортун передал ее в 1883 году . Раньше церковь в Фортуне была похожа на церковь в Боргунде, но за свою историю она много раз перестраивалась, так что почти полностью потеряла свой прежний вид. Это также была модель той же церкви, когда она была восстановлена ​​после поджога 6 июня 1992 года. Внешний вид деревянной церкви Гол и внешний вид деревянной церкви Хопперстада были смоделированы по образцу деревянной церкви Боргунд в 1885 году. Он также послужил образцом для деревянной церкви Густава Адольфа в Ханенклее, построенной в 1907 году и освященной в 1908 году .

Рапид-Сити, Южная Дакота

Копия деревянной церкви Боргунд стоит в Рапид-Сити , Южная Дакота , США. Она называется «Часовня на холмах» и была освящена 6 июля 1969 года. Она принадлежит к евангелическо-лютеранской церкви в Америке .

История и религиозное значение

Фотография сделана между 1880 и 1890 годами.

На рисунке JCC Dahl в 1837 году показаны различные более поздние дополнения.

Из более чем 1000 деревянных церквей в Норвегии только 28 сохранились сегодня в аутентичном средневековом состоянии. Церковь Боргунда, наряду с церковью Хеддала, является наиболее хорошо сохранившейся деревянной церковью с большинством частей в их первоначальном состоянии.

Впервые здание упоминается в письменных источниках в 1342 году, но, вероятно, датируется концом 12 века. Дендрохронологические исследования показали, что древесина, из которой была построена церковь, была вырублена зимой 1180/81 года. При археологических исследованиях 1969 и 1985 гг. Следы найдены под церковным полом более старого здания.

Деревянные церкви Норвегии считаются переходным сооружением от языческой веры к христианской. Церковь Боргунда была построена в то время, когда языческая религия еще была широко распространена среди крестьян. Это свидетельствует, среди прочего, о том, что сборник Эдды мифических и религиозных песен из скандинавского мира легенд был записан примерно через 40 лет после постройки церкви Боргунд в 1220 году. Христианизация была вызвана силой Олафа Трюггвасона в конце 10 века в Норвегии. Хотя многие мелкие цари подчинялись новой вере, крестьяне особенно сопротивлялись ей. Христианская вера была принята только в течение переходного периода, продолжавшегося около 200 лет.

Таким образом, рунические надписи на дереве церкви свидетельствуют о сосуществовании уже доминирующей христианской религии и все еще старой нордической религии в сознании многих людей. Одна из этих надписей гласит: «Я проезжал здесь в день святого Олафа. В Норны сделал мне много вреда , когда я проезжал мимо «. День святого Олафа — день кончины канонизированного Олафа II Харальдссона 29 июля. Норны — богини судьбы из древней языческой религии.

В церкви можно найти меньше элементов северных богов, но больше старых анимистических идей, таких как защитная магия от злых духов и другой магический символизм. Это видно, например, по частому повторению христианского креста на фронтонах и вершинах крыш. Головы драконов, расположенные на востоке и западе, имеют то же значение, что и горгульи на церковных зданиях от романского до эпохи Возрождения, и, как говорят, удерживают подобные злые силы из-за своего ужасного внешнего вида.

Технология постройки и религиозные аспекты

Построена предположительно в 1150-80 гг. в честь апостола Андрея
Первозванного, в качестве строительного материала был частично
применён ясень,
священное дерево в германо-скандинавской мифологии: его
мифологический прообраз, ясень Иггдрасиль (Мировое Древо
скандинавов), соединял небо Асгард и землю Мидгард с царством
мертвых Хель.
Именно вокруг кроны этого ясеня была построена Валгалла, обитель
скандинавских богов и героев, павших на поле боя. Андреевская же
символика отразилась в интерьере церкви: секции заграждений на
хорах (верхних галереях) созданы в форме косых андреевских крестов.
Отличительной особенностью церкви являются скульптурные изображения
драконов на коньках крыши. Так в замысле древних строителей
сочетались языческие и новые, христианские, представления и образы.
При внимательном осмотре на дверях западного портала возле железных
ручек с многочисленными змеиными головами можно разглядеть
рунические знаки-обереги, очевидно, вырезанные для защиты дверей от
врагов.


Q5293224 — Tatyana Kildisheva @ Flickr

Интересны технологические находки древних архитекторов,
обнаруженные при исследовании ставкирки Боргунд. Например, деревья,
выбранные для постройки, выдерживались на корню для того, чтобы
смола могла выйти на поверхность, и лишь затем срубались и
обрабатывались. Полукружия арок, поддерживающих хоры, сделаны из
прикорневых частей древесных стволов («коленьев»), «рассчитанных»
самой природой так, чтобы выдерживать огромные вертикальные
нагрузки. Металлические детали при строительстве ставкирки Боргунд
не использовались (ср. с методами строительства деревянных церквей
на русском Севере — в Кижах
и т. д.). Количество деталей, из которых состоит церковь,
превышает 2 тысячи. Прочный каркас стоек собирался на земле и потом
поднимался в вертикальное положение при помощи длинных шестов.


Admiring the Craftsmanship — 261066 @ Flickr

Ранее декор интерьеров и фасадов церкви был очень ярким: ее
расписывали красками, остатки которых сохранились на некоторых
деревянных деталях интерьера. В середине ХХ века ставкирка Боргунд
была законсервирована смоляными составами, из-за чего сильно
почернела.

Уникальность ставкирки Боргунд в том, что она сохранилась без
существенных изменений как технологических, так и декорационных
(кроме, пожалуй, окраски).


Inside the Borgund Stave Church — 261066 @ Flickr

Уникальная церковь в Боргунде

Большинство каркасных церквей Норвегии построены в период с 1130 по 1350 гг., когда в Европе свирепствовала бубонная чума. В Норвегии сохранилось около  28 церквей, построенных на закате эпохи викингов по весьма хитроумной технологии. У викингов есть своя история. Конец ее пришелся на XI век, когда Норвегия стала христианской. По всей стране начали усердно строить деревянные церкви. Их хитроумная каркасная система позволяла заменять любую сгнившую деталь или разобрать церковь на бревнышки.

Одна из таких церквей существует в  провинции  Согн-Фьюране, Норвегии. Её нельзя не заметить, проезжая по ближайшей дороге. Тёмного цвета, она стоит в стороне от жилой деревни с аккуратными разноцветными домиками. (фото из интернета)

Церковь  Боргунд (Borgund) построена предположительно в 1150—80 гг. в честь апостола  Андрея Первозванного, знаменита четырьмя драконами, которые вырастают из двух предпоследних ярусов.

В качестве строительного материала  частично применён ясень, священное дерево в германо-скандиавской мифологии: именно вокруг кроны этого ясеня была построена Валгалла — небесный чертог для павших воинов в бою.  Андреевская же символика отразилась в интерьере церкви: секции заграждений на хорах (верхних галереях) созданы в форме косых  андреевских крестов. (фото из интернета)

Фасад церкви был очень ярким: её расписывали красками, остатки которых сохранились на некоторых деревянных деталях интерьера. Крестьяне того времени были обязаны покрывать свои деревянные церкви каждые три года. Нарушение каралось штрафом. Деревья, выбранные для постройки, выдерживались на корню для того, чтобы смола могла выйти на поверхность, и лишь затем срубались и обрабатывались. Металлические детали при строительстве ставкирки Боргунд не использовались.
Ставкирка в Боргунне — одна из самых крупных и сложных в архитектурном смысле, с многоярусной крышей и галереей вокруг основного здания.  Боргуннская церковь своим планом напоминает базилику, с дополнительным алтарем и апсидой; крыша на всех уровнях покрыта деревянной черепицей.  Свет в церковь поступает лишь через несколько небольших отверстий в верхней части стен. Пол в центральном нефе  ниже, чем в боковых. Пространство между фундаментом и полом использовалось для захоронений. Здесь найдены захоронения воинов, относящиеся именно к периоду гражданской войны 1177—1184 гг. Деревянный пол и скамьи вдоль стен также частично сохранилась в своем первоначальном варианте. (фото из интернета)

Внутри храма вдоль стен  скамьи для старых и калек, алтарь 17-го века, кафедра 16-го века. Мужчины и мальчики в церкви стояли к югу от прохода, женщины и девочки на север. Рядом с деревянной церковью находится отдельно стоящая звоннице — средневековый колокол. (фото из интернета)

Уникальность ставкирки Боргунд в том, что она сохранилась без существенных изменений как технологических, так и декорационных (кроме, пожалуй, окраски). В середине ХХ века ставкирка Боргунд была законсервирована смоляными составами, из-за чего сильно почернела.

Крыша покрыта деревянной черепицей, и напоминает чешую.

Воинственно настроенные представители молодёжных   разрушают такие старинные памятники архитектуры. Мотивы вандализма, одни и те же — протест против диктуемой сверху религиозной доктрины, заявления о том, что настоящая религия Скандинавии — язычество, а не христианство.

Церковь сегодня

Деревянная церковь использовалась регулярно, пока в 1868 году в 100 м южнее не была построена новая церковь, которая взяла на себя функции приходской церкви. В дальнейшем кладбище продолжали использоваться. В 1877 году церковь была куплена Fortidsminneforening , ассоциацией по сохранению церкви, и быстро стала туристическим направлением. Путеводитель с норвежскими и английскими текстами был издан еще в 1898 году. По сей день церковь является музеем, в котором больше не проводятся службы.

Однако из-за туризма в последние годы появились признаки износа. В 1973 году в церкви был уложен деревянный пол для защиты первоначального пола. Аркада была закрыта для посетителей. Рунические надписи также были защищены пластиковыми крышками. Несмотря на эти меры, износ от большого количества посетителей каждый год очень велик.

Деревянная церковь Боргунда открыта для посещения с начала мая до конца сентября. 2 мая 2005 года возле деревянной церкви открылся выставочный центр. Есть выставка по истории деревянных церквей и религии в средние века.

Приход Боргунд является частью Норвежской церкви и вместе с Тоньюмом и Хауге принадлежит большому приходу Лэрдал , который, в свою очередь, принадлежит епархии Бьоргвин (Берген).

Строительство [ править ]

Деревянная церковь Боргунда была построена где-то между 1180 и 1250 годами нашей эры с более поздними дополнениями и реставрациями. Его стены образованы вертикальными деревянными досками или шестами, отсюда и название «деревянная церковь». Четыре угловых столба соединены друг с другом грунтовыми подоконниками , опирающимися на каменный фундамент . Промежуточные шесты поднимаются из нижних подоконников; каждая из них имеет язычки и канавки , чтобы соединяться со своими соседями и образовывать прочную стену.

Боргунд построен по плану базилики с уменьшенными боковыми проходами и добавленным алтарём и апсидой . Он имеет приподнятый центральный неф, ограниченный с четырех сторон аркадой . An амбулаторные проходит вокруг этой платформы и в алтарной апсиде и, как добавили в 14 — м веке. Дополнительная амбулатория в виде крыльца проходит вокруг здания снаружи под нависающей черепичной крышей . План этажа этой церкви напоминает план центрального плана: двустенный греческий крест с апсидой, прикрепленной к одному концу вместо четвертого плеча. Входы в церковь находятся в трех плечах почти-креста.

Конструктивно здание было описано как «куб в кубе», каждый независимый от другого. Внутренний «куб» образован непрерывными колоннами, которые поднимаются с уровня земли, чтобы поддерживать крышу. Верх аркады образован арочными контрфорсами , соединенными коленом с колоннами. Над аркадой колонны соединены крестообразными диагональными фермами, обычно называемыми « крестами Святого Андрея »; эти несущие арочные опоры представляют собой визуальный эквивалент «второй истории». Пока не функциональная галерея, это напоминает современные галереи на втором этаже больших каменных церквей в других частях Европы. Балки меньшего размера, проходящие между этими верхними опорными колоннами, помогают прочно скрепить все вместе. Таким образом, вес крыши поддерживается контрфорсами и колоннами, предотвращая толчки вниз и наружу на деревянные стены.

Балки крыши поддерживаются круто наклоненными ножничными фермами, которые образуют Х-образную форму с узким верхним пролетом и более широким нижним пролетом, привязанными к нижней ферме для предотвращения обрушения. Дополнительную поддержку дает ферма, пересекающая X ниже точки пересечения, но выше нижней фермы. Крыша крутоскатная, горизонтально обшита досками и обшита битумной черепицей. Первоначальная внешняя крыша была защищена от атмосферных воздействий продольными досками, а не черепицей. В последующие годы все большее распространение получила деревянная черепица. Конструкция крыши из ножничных балок типична для большинства деревянных церквей.

У Боргунда многоярусные нависающие крыши, увенчанные башней. На фронтонах крыши есть четыре резных головы дракона, выступающие с резных гребней гребня крыши , напоминающие резные головы драконов, найденные на носах норвежских кораблей . Подобные двускатные головы также встречаются на небольших бронзовых реликвариях в форме домиков, распространенных в Норвегии в этот период. Нынешние головы драконов Боргунда, возможно, датируются 18 веком, однако оригинальные головы драконов остались на более ранних постройках, таких как Деревянная церковь в Ломе и близлежащая деревянная церковь в Урнесе , старейшая до сих пор сохранившаяся деревянная церковь, также в Согне.района, предполагают, что когда-то там, вероятно, были похожие головы драконов. Боргунд — одна из немногих церквей, которая до сих пор сохранила гребни гребней, вырезанные из ажурной лозы и повторяющиеся орнаменты из растений. Драконы на вершине церкви часто использовались как форма дренажа.

Большая часть внутренней фурнитуры была удалена. В здании немногое, кроме ряда скамеек, установленных вдоль стены внутри церкви в амбулатории за пределами аркады и возвышенной платформы, купели из мыльного камня , алтаря (с алтарем 17 века ), алтаря 16 -го века. век аналой , и шкаф 16-го века для хранения алтарных сосудов. После Реформации , когда церковь была преобразована для протестантского богослужения , в нее были включены скамьи , кафедра и другая стандартная церковная мебель, однако она была удалена, поскольку здание перешло под защиту Fortidsminneforeningen.(Общество сохранения норвежских древних памятников). В здании было бы больше произведений искусства, скорее всего, в виде статуй и распятий , которые остались в нескольких других церквях, но теперь они утеряны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: