Пороховая башня
Продолжаем идти по улице Meistaru ilea и через пру домов упираемся в Пороховую башню – единственную сохранившуюся башню крепостной стены (всего их было 28).
Еще в XVII веке в стене башни застряло несколько пушечных ядер, можете попробовать их найти. С момента создания башни (с 1330-х годов) она постоянно подвергалась обстрелу, ее несколько раз отстраивали заново и переименовывали. Во времена Российской империи всю крепостную стену и другие 27 башен снесли, оставив Пороховую башню как музейный экспонат. Однако, башня пребывала в запустении и постепенно разрушалась, пока в 1892 году ее не передали рижским студентам, обещавшим отреставрировать башню за свой счет. Часть денег студенты получили от проданного скопившегося за десятилетия в башне голубиного помета, остальное — вложили из собственного кармана. Общими усилиями они организовали зал для фехтования, несколько танцевальных залов и пивную. После Первой Мировой войны в башне размещались музей Латышских стрелковых полков, Военный музей, Нахимовское военно-морское училище, Музей Октябрьской революции и, наконец, Военный музей Латвии.
Триумф русских иконописцев
Семен Живаго – сын купца из Рязани, самоучка. Втроем с Тимофеем Неффом и Федором Брюлловым они создали главный иконостас Исаакиевского собора. 30 ликов святых, 12 из них кисти Живаго, смотрятся единым духом.
Выделяются скульптурный образ “Христос во славе”, “Тайная вечеря”, “Моление о чаше” над алтарем работы Живаго, а также Царские врата в обрамлении “Христа-Спасителя” и “Богородицы с младенцем” Неффа. За роспись Исаакия Нефф, незаконнорожденный сын гувернантки, был пожалован чином профессора.
Свои 25 картонов Федор Бруни создал в Италии. Ныне хранятся в Русском музее. Вместе с учениками он перенес 12 сюжетов на своды аттика и плафоны. Все им созданное проникнуто подлинным чувством, бьет по нерву. “Шестидневное сотворение мира” перетекает в трагический “Всемирный потоп” и обнадеживающее “Жертвоприношение Ноя после потопа”.
Любопытно, что “Страшный суд” мэстро итальянского происхождения помещен в восточной части собора, отданной под Новый Завет, где алтарь и иконостас. Тогда как должен бы, по традиции, быть в западной, среди ветхозаветных историй… К сожалению, произведения Бруни пострадали с течением времени больше других.
Причины
Примечательно, что для созыва Халкидонского собора существовали религиозные и политические причины. Религиозные заключались в том, что александрийский патриарх Дискор продолжал дело своего предшественника Кирилла в борьбе с несторианством. Это так называемое учение архиепископа Константинополя Нестория, которое было осуждено как ересь на предыдущем Эфесском Вселенском соборе в 431 году. По сути, оно является вариантом развития Антиохийской богословской школы, к которой принадлежал Иоанн Златоуст. При этом главный принцип несторианства заключается в признании полной симметрии богочеловечества Христа.
После 431 года в этом вопросе Диоскор решил поставить окончательную точку на так называемом Эфесском «разбойничьем» соборе, состоявшемся в 449 году. Результатом стала замена двойственной несторианской природы Христа на решение собора о монолитной монофизитской природе.
Однако подобная формулировка кардинальным образом расходилась с посланием, отправленным папой римским Львом I Великим архиепископу Константинопольскому Флавиану, а также самому собору 449 года. Стоит отметить, что сам Лев I не принимал участия в работе собора, так как под Римом в это время находились войска Аттилы. Папа направил легатов на этот собор, которые должны были отстаивать его формулировки, но те не сумели выполнить свою задачу. В результате решения, позже признанные еретическими, были утверждены императором Восточной Римской империи Феодосием II.
После его смерти ситуация кардинальным образом изменилась. Его родная сестра Пульхерия, имевшая официальный титул Августы, вышла замуж за сенатора Маркиана и возвела его на трон. Она была сторонницей папы Льва I. К тому же известно, что Диоскор умудрился настроить против себя императорскую чету, что и привело к такому скорому созыву IV Вселенского собора.
Среди политических причин созыва Халкидонского собора в 451 году нужно отметить то, что и сам его созыв, и контроль со стороны императора и его администрации были спровоцированы стремлением обеспечить религиозное единство на территории Восточной Римской империи. Это должно было способствовать ее внутренней политической стабильности.
По-прежнему продолжалось соперничество между Александрийским и Константинопольским патриархом, начавшееся еще после того, как в 381 году Константинопольский собор поставил кафедру Константинополя на второе место после Рима, сместив на третье место Александрийскую кафедру. Все это ставило под угрозу единство всей империи.
Мысль о том, что от единой веры в правильную Троицу зависит прочность и единство всего государства, можно встретить и в письмах императору от папы римского Льва I. Актуальность данного тезиса косвенно подтверждалась событиями, произошедшими незадолго до этого в Северной Африке. Там началась вооруженная борьба с донатистским расколом, последовало завоевание вандалами Карфагена в 429 году, на сторону которых перешли и циркумциллионы.
Образование и мастерство
Родился архитектор Исаакиевского собора не в России, а в предместье Парижа. Юность его совпала с наполеоновскими войнами конца XVIII – начала XIX веков. Молодой человек обучался в парижской Королевской Академии архитектуры (в те годы она носила название Специальной школы архитектуры). Дважды ему приходилось прерывать учение и отправляться в действующую армию, воевать в войсках Наполеона в Италии и Германии.
Но, несмотря на все эти препятствия, будущий архитектор Исаакиевского собора сумел выучиться любимому делу у лучших французских мастеров того периода. Во время военных походов ему удалось повидать много образцов классического искусства, а после капитуляции Наполеона – приобрести начальный практический опыт в Париже, где он наблюдал за строительными работами.
Однако талантливый и амбициозный зодчий понимал, что в переживающей послевоенный кризис Франции ему негде будет применить свои знания. А значит, нужно искать более подходящее место для реализации своих способностей. И тогда будущий архитектор Исаакиевского собора в Петербурге решил попробовать использовать свой потенциал. Почему именно там? Молодая столица Российской империи не испытывала недостатка в средствах, активно строилась и нуждалась в талантливых специалистах.
Самый глубокий христианский храм
Собор Сипакиры представляет собой подземное церковное здание для католиков, построенное в соляных выработках. Глубина сооружения – около двухсот метров. Уникальное строение находится в центре Колумбии. Стены храма на три четверти состоят из чистой соли и высечены прямо в скале. Судя по историческим справкам, его разработка началась в пятом веке и была связана с развитием культуры индейцев. Общая площадь здания составляет 32 гектара. Действующий храм вмещает в себя до трех тысяч человек.
Туристы спускаются в него на шахтном лифте, высота которого составляет 25 метров. В древнем соляном сооружении они могут увидеть множество скульптур из мрамора и соли. Особенно популярна экскурсия «Путь шахтера». Желающие надевают каски с фонарями и проходят по узеньким коридорам. Для лучшего эффекта производят имитацию взрыва под землей. Туристам предлагается отколоть кусочек твердой породы себе на память с помощью кирки.
Собор Сипакиры – это одна из самых популярных святынь на южном континенте Америки. Его считают восьмым чудом света и величайшим достижением строительного искусства колумбийских мастеров.
Самый древний христианский храм
Первые христиане строили храмы на славянских землях. Немногие сооружения сохранились к нашему времени. Есть те, которые стоят и сегодня, правда, в перестроенном виде. К самому древнему христианскому храму относят церковь на площади Византия, который был позже переименован в Константинополь. Ее возведение началось во времена императора Юстианиана (в 6 веке). В первые две сотни лет своего существования церковь подвергалась разрушениям в результате войн и пожаров. В 1537 году строители возвели базилику из качественного мрамора. После захвата Константинополя турками храм был превращен в мечеть.
Сегодня это музей, всемирно известный памятник Византийской Империи, который носит название Собор Айя София. Он входит в число объектов всемирного наследия Unesco. Несколько сотен лет он оставался самым большим в мире христианства. Высота его равна дому с 33-мя этажами, диаметр купола – 31 метр.
Столп Кацхи в Грузии
Вероятно, это самая необычная церковь на Земле, и одно из мест, наиболее близких к «небесной канцелярии». Ведь церковь возведена на крупном известняковом монолите, высота которого составляет 40 метров.
Когда-то язычники использовали этот монолит для поклонения богу плодородия, но это прекратилось, когда Грузия перешла в христианство.
Приблизительно в седьмом веке на вершине столпа была построена маленькая церковь. Она была зримым воплощением ухода от суетности жизни и близости к Богу. Монахи использовали ее для религиозных обрядов до тех пор, пока в Грузию не вторглась Османская Турция.
В 18-м веке предпринимались попытки подняться на столп Кацхи, однако все они закончились неудачей, и он покорился советским исследователям лишь в 1944 году.
В 1993 году одинокий монах, отец Максим перебрался в грот под каменной колонной и жил там всю зиму. Он собирал пожертвования на возведение храма, и добился своей цели – строительство началось в 2008 году, и велось при поддержке горожан и духовенства.
В настоящее время на юго-востоке столпа Кацхи находится храм, названный в честь Максима Исповедника. Местные жители дали зданию другое название – «Крепость Одиночества».
Кёльнский собор — непрекращающееся строительство
До 18-го века великолепный Кёльнский собор, который многие архитекторы того времени называли чудом света, стоял незаконченным. Более того, возведенные хоры уже нуждались в ремонте. Второе по счету грандиозное строительство собора стартовало в 1842-м году. Его лично начал Фридрих Вильгельм IV. Первоначальный проект, разработанный Герхардом, был признан правильным и достойным для собора в Кёльне. В результате этого было принято решение продолжать работы согласно первым чертежам. Уже в 1880-м году строительство башен, высота которых достигла 157 метров, было «завершено». Однако Кёльнский собор продолжали постоянно достраивать и реставрировать: менялись стекла, добавлялись украшения, устанавливались ворота, обновлялся внутренний интерьер. Кроме этого, в 1906-м году пришлось восстанавливать одну из декоративных башен, которая внезапно рухнула.
Интерьер церкви Святого Петра
Центральный неф, интерьер церкви Святого Петра, Рига
Вот центральный неф. Как видите, он достаточно светлый. Справа по обычаю находится деревянная епископская кафедра. Высота сводов около 30 метров, а длина нефа 80 метров.
По боковым же нефам и деамбулаторию расставлена экспозиция музея. Экспонаты — это выжившие оригиналы, которые почему-то не смогли пристроить при реконструкции.
Оригинал статуи Роланда, внутри церкви Святого Петра, Рига
Оригинал статуи Роланда, а её копия стоит на своём законном месте напротив ратуши.
Статуя Христа Спасителя, внутри церкви Святого Петра, Рига
Статуя Спасителя.
Канделябр внутри церкви Святого Петра, Рига
А этот семиглавый бронзовый канделябр был изготовлен в 1596 году по заказу Ратуши отливщик по металлу Ханс Мейер (Hans Meyer). Отливали «фонарь» в Рижской городской литейной. Размеры у него вышли гигантскими: 3,1 метр в высоту и 3,78 в ширину.
Каким-то образом он попал в польский город Влоцлавек, где выставлялся на публичное обозрение в кафедральном соборе.
Склеп Синей Гвардии
Склеп Синей Гвардии, интерьер церкви Святого Петра, Рига
На самом выходе из церкви стоит обращающий на себя внимание склеп Синей гвардии. Он был изготовлен в 1743 году, в 1976 году подвергся реставрации M
Ehelaide.
Синяя гвардия — это скорее почётный полк нежели действительно военный. Вся их служба заключалась в участии в церемониальных встреч. Синегвардейцы своим появлением обязаны Великому посольству Петра I, который в 1697 году проезжал через Ригу, а через некоторое внеся через неё же возвращался обратно.
В церемониале встречи был заложен особый порядок. Сначала выезжала Синяя Гвардия, потом гвардейцы Большой Гильдии и наконец приказчики. Приказчики обратились в рат с просьбой выделить их в отдельную гвардию, но рат ответил отрицательно. Тонда они обратились напрямую к шведскому генерал-губернатору Эрику Дальбергу. И тот согласился, использовав принцип разделять и властвовать — пускай рижские гвардейцы грызутся между собой. Тем крепче будет шведское влияние в городе.
Молодых приказчиков сразу же набралось 70 человек, которые помпёзно разоделись. Им не хватало только отличительного знака. По аналогии с Черноголовыми, которые носили чёрные шапки и шлемы, эти привязали с головным уборам красные ленты. Их тут де прозвали Красноголовыми.
Следующая церемониальная встреча произошла в 1702 году, и встречали как раз Дальберга. Красноголовые выступили помпёзно. 80 всадников в синих камзолах, расшитых золотом и серебром, и с красными лентами. В переди них шли четыре трубача и негритёнок с барабаном.
А потом разразилась Северная война, и город стал русским. Теперь в 1720 году через город в Петербург ехал польский посол, и снова приказчикам захотелось выделится. Молодой человек по имени Герман Эрнст Барбир обратился к теперешнему генерал-губернатору князю Репнину с просьбой гвардейцам-приказчикам носить униформу и даже приложил эскизы.
Синий камзол, расшитый серебром, жёлтые жилет и панталоны, чёрные сапоги и шляпа с пером — в общем, на шведский манер. Репнину идея понравилась, ну а гвардию назвали Синей.
В отличие от Черноголовых синие гвардейцы жалованье получали из городской казны.
В XVIII веке в Риге разразилась чума, и Синяя гвардия очищала город от заразных трупов. И как-то разом все полегли.
Склеп в церкви Петра выступает кенотафом, а сами гвардейцы были захоронены где-то в братской могиле. Предположительно в начале современной улицы Лачплеша.
Так гласит предание. Но есть совсем уж народная сказка.
Легенда о Синем Гвардейце
Однажды на Андрееву ночь (канун на 30 ноября) два молодца решили пробраться в церковь Святого Петра да ещё вбить гвоздь в алтарь. Один богобоязненный мужчина предупредил их, что не стоит этого делать, так как в церкви обитает призрак солдата из Синей Гвардии. Конечно же, они его не послушали.
За пять минут до полуночи парни зашли в церковь со стороны улицы Скарню, а уже через пять минут раздался ужасающий крик и один из парней выбежал с возгласом: «Помогите! Он идёт!».
«Что случилось?» — спросил богобоязненный мужчина. И парень рассказал. Они с другом уже приставили лестницу к алтарю, друг залез на лестницу и вбил гвоздь. «Ну и где же она, эта Синяя Гвардия!» — поглумился он. И тут налетели призраки.
Когда парень и мужчина вошли обратно в церковь, то увидели, что второй парень прибит гвоздём к алтарю.
Двор Конвента
Через арку переходим во двор Конвента — один из старейших городских кварталов Риги – это еще одна достопримечательность города. Если калитка закрыта, то во двор Конвента можно попасть с соседних улиц.
На этом месте когда-то возвышался первый в Риге замок Ордена Меченосцев. Примыкавшие к замку дома и дворы получили название Дворик Конвента. В конце XIII века недовольные рижане разрушили замок. С 1488 года здесь находился монастырь терциариев. С 1554 года в бывшем монастыре остался только приют, жилые дома и склады. За последующие столетия двор Конвента множество раз горел и перестраивался. К началу XVIII века сложилась современная компоновка.
Проходим глубже во двор и видим желтое здание XVIII века. Если не знать, то можно пройти мимо и даже не заметить, что половина окон на этом доме нарисованные! Оказывается, в начале XVIII века, когда Рига была частью Российской империи, вводится налог на окна, поэтому многие предприимчивые домовладельцы рисовали окна: и дом хорошо смотрится, и налог платить не надо. И это далеко не единственное здание в Риге с нарисованными окнами.
Католическая церковь
Амвоны западных храмов первоначально не отличались от византийских. С XI века здесь появляются двойные амвоны (интересный образец такого амвона сохранился в церкви святого Климента в Риме), расположенные по сторонам наоса: с южной стороны — для чтения и разъяснения Евангелия, с северной — для чтения Деяний и Посланий. На возвышения вели лестницы.
Эти амвоны стали скоро играть важную роль при украшении церквей; они роскошно убирались, сначала мозаикой, а впоследствии резьбой. Прирост общин вытеснил эти два амвона, и они слились в современную кафедру. В католических и протестантских церквях амвоны обычно заменяются пюпитром.
Амвон как вид архитектурного искусства
В переводе с греческого «амвон» — горный выступ, восхождение на вершину.
«Книги о храме» святителя Симеона Солунского
Впервые об амвонах упоминали в канонах Лаодикийского собора 364 года. Сведений о них немного. В богатых церквях — например, соборе святой Софии, они были огромными. Иногда амвоны высекали из цельного куска мрамора. Древнейший пример такого типа — Солунскиий образец, который сейчас существует в виде двух больших кусков мрамора. Если их сложить вместе, будет больше 5 метров. Он имел форму полукруглой башни.
Амвон строили из мрамора, украшали резьбой, золотом и скульптурными мозаиками. Частью солеи он стал только в 17 веке.
Амвон в соборе Салерно, Италия, 1180 год
Большая гильдия
Большая гильдия — организация рижских купцов, именуемая так же гильдией Св. Марии. Название «Большая гильдия» появилось в противовес «Малой гильдии», так как здание зажиточных купцов выглядело более внушительно.
В доме Большой гильдии устраивались собрания, заключение сделок и встречи с иногородними купцами, а так же праздники и банкеты. На верхнем этаже здания как раз и размещался зал переговоров и строился он с максимально хорошей акустикой, благодаря чему сейчас в этом доме размещается филармония.
Членами Большой гильдии могли стать только представители немецкой национальности, и все сделки и продажи иностранных купцов на территории Риги должны были проходить через Большую гильдию.
Как возникли росписи
Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:
- готовили эскиз картины;
- если его одобряла высокопоставленная комиссия из императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, выполняли картину в натуральную величину – на картоне;
- лишь затем приступали к созданию полотна или росписи.
При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:
- главенство одного героя;
- уравновешенная композиция;
- традиционное цветовое решение: красный, синий, белый тона.
При этом храмовый заказ апеллировал не к ремеслу, а мастерству. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если вглядеться, библейским героям Федора Бруни свойствен трагизм, а сюжетам — мистика. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных до небес персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не пожалели сил, выписывая детали.
Над Исаакиевским собором трудились тысячи безвестных живописцев, скульпторов и архитекторов, искавших не славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор — эталон единства стиля и содержания; архитектуры, живописи и скульптуры.
Интерьер
Санта-Мария-ин-Арачели имеет внушительные размеры (40 м в ширину и 85 м в дину) и классическую структуру романской базилики с невероятно красивым интерьером.
Латинский крест в плане образуют три длинных нефа и немного выступающий вправо трансепт (старая церковь), за которым находится прямоугольная апсида с главным алтарём и хором, а также четыре часовни (по две от алтаря) и ризница.
Ряды великолепных изолированных часовен расположены вдоль боковых проходов — девять слева и восемь справа.
На стыке главного нефа и трансепта, вход в который предваряет высокая арка, от ранней церкви сохранился амвон из полихромного мрамора, созданный в XII в. мастером из Ананьи Лоренцо Космати (Lorenzo Cosmati) и его сыном Якопо.
В центральном проходе слева находится ещё один амвон, вырезанный из дерева в XVII в., предположительно, по эскизу Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Колонны
Центральный неф отделён от боковых 22 римскими колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Они были извлечены из руин античных храмов и отличаются по цвету, стилю и даже по высоте, что объясняет разный уровень баз у основания колонн.
Античные элементы архитектуры придают христианскому храму особенную изюминку и отсылают к легендарной истории основания Санта-Мария-ин-Арачели. Возможно среди древних колонн, есть те, что находились в храмах Юноны Монеты или Юпитера Капитолийского.
Латинская надпись на третьей колонне левого нефа указывает на то, что она «из комнаты Августа», в которой императору явилась Дева Мария. Более того, отверстие в этой колонне, как утверждает легенда, – это след от божественного луча, в озарении которого предстала Богородица.
Четвёртая колонна слева стала частью небольшой часовни, построенной в XVIII в. по проекту архитектора Джероламо Фаби (Gerolamo Fabi)
Так получилось, что фреска XV в., украшавшая колонну, привлекала к себе внимание большого количества верующих, которые хотели помолиться изображению Мадонны с Младенцем
Алтарная роспись, относящаяся к школе Витербо, известна как Мадонна дель Рифуджио (Madonna del Rifugio).
Пол
В Базилике сохранился мозаичный пол из белого мрамора и цветного камня, выполненный во второй половине XIII в. в стиле косматеско. Его рисунок, напоминающий ковёр, в XIV – XV вв. был разбавлен многочисленными надгробными плитами, что внесло некоторый беспорядок в общий орнамент.
Явные повреждения были нанесены напольному покрытию храма и копытами лошадей, которые находились здесь во время французской оккупации в XVIII в. Не стоит забывать, что за более чем семь веков по старинным плитам прошли миллионы людей, оставив свой вполне зримый след.
Потолок
В XVI в. базилику Санта-Мария-ин-Арачели украсил деревянный кессонный потолок – шедевр, созданный в 1572–1575 гг. группой мастеров во главе со знаменитым французским резчиком по дереву Фламинио Буланже. Потолок был заказан городским сенатом и папой Пием V в ознаменование победы Рима над турками в битве при Лепанто в 1571 году.
В стенах базилики прошла торжественная месса в день триумфального шествия адмирала папского флота Маркантонио II Колонна (Marcantonio II Colonna) – главного героя военных событий.
Сложная резьба по дереву, щедро припудренная золотом и кое-где тронутая сочным цветом, представляет сплетение исторических и мифологических повествований.
В центре потолка, в оболочке огромного медальона, предстаёт Мадонна с младенцем на руках. Именно в таком образе по замыслу художника увидел её во время пророчества сивиллы Август. На одной оси с изображением Богородицы находятся гербы Римского сената, а также папы Пия V, при котором началось строительство потолка, и папы Григория XIII, при котором оно завершилось.
Нетипичным для христианской церкви стали барельефы с военными трофеями и перевёрнутым полумесяцем, которые символизировали победу христианства над террором экспансионизма Османской империи. Аналогичный по оформлению потолок имеет и трансепт базилики, на который посетители почему-то обращают чуть меньше внимания.
Своеобразным квестом для туристов становится поиск в деревянном барельефе потолка изображения Римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Этот великолепный мотив существует!
Костница в Седлеце
Этот готический костел, расположенный в районе чешского города Кутна-Гора, дает новый взгляд на использование человеческих останков. Интерьер костницы, как следует из ее названия, украшен костями и черепами людей. Легенда гласит, что аббат Генрих в 13-м веке вернулся из Святой Земли и принес с собой почву, собранную с Голгофы. Он рассыпал ее по кладбищу. Многие люди, узнавшие об этом, просили, чтобы их похоронили на святой земле, однако места для всех на кладбище не хватало. В начале 15 века на территории кладбища был построен собор с усыпальницей. И кости, извлеченные из могил (чтобы освободить места для новых захоронений), стали хранить в усыпальнице. Со временем их количество все росло и росло. Лишь в 19 веке резчик по дереву Франтишек Ринт начал наводить порядок в груде беспорядочно сложенных частей скелетов.
Небольшой исторический экскурс
А повидала церковь Святого Иоанна в Цесисе, действительно, немало за свою жизнь, начавшую свой отсчет еще во времена существования, вернее зарождения, Ливонского ордена. А это 1237 год. И хоть точную дату основания церкви установить проблематично, за отсчет условно принят 1284 год*.
* https://www.castle.lv/latvija/joanna-c.html
И если резиденцией магистра ордена служил Венденский, он же Цесисский замок, то реализацию культовых потребностей возглавлял этот храм. В период с момента своего возведения и до 1582 года храм являлся главным собором Ливонского ордена. В период с 1582 по 1621 гг. он являлся собором цесисского католического епископа, а уже после 1621 г. храм стал лютеранской церковью.
Как утверждают авторы сайта «Средневековые замки Латвии», ссылку на который я указывала выше, по мнению археологов существует вероятность, что вход в церковь был только подземный из самого замка. На месте данного подземного хода установлена скульптурная фигура монаха, якобы перемещающегося из замка в церковь:
А это вид на церковь с высоты замка:
Но зайдем внутрь храма, приоткрытые двери которого на фотографии выше, так и манят зайти в него. Чтобы прочувствовать дух старины, это надо ощутить самому, зайдя в церковь в реальном времени. У нее особенный какой-то запах, который мне не попадался еще ни в одной из церквей, какой бы старой она не была. Видео, к сожалению, этой атмосферы передать не сможет. И потому внутри церкви я не снимала. А сняла только небольшой эпизод ее расположения на площади города:
Попадая внутрь храма, перед нами предстает алтарь, спроектированный в неоготическом стиле еще в период правления российского императора Николая I. Автор проекта — А.И. Штакеншнайдер.
Ну, как предстает? До алтаря еще идти и идти конечно… Количество только сидячих мест в церкви рассчитано на 1000 человек. Можете себе представить?! Совсем недавно я только писала об одной из самых маленьких церквей Латвии — лютеранской церкви Густава Адольфа в Риге, где количество сидячих мест рассчитано всего на 80 человек, а тут — 1000!
Но приблизившись к алтарю вплотную перед нами предстает еще один уникальный объект — алтарная картина, представляющая собой триптих, состоящий из взаимодополняющих компонентов, которые носят названия «Голгофа», «Христос у креста» и «Распятие»:
Автор картины — эстонский живописец Иоханн Келер (эст. Johann Köler), который за данную работу был удостоен звания академика, а сама картина вначале 20 века была самой дорогой.
На противоположной стороне от алтаря расположен орган, как утверждают некоторые источники, по величине шестой в Латвии:
О некоторых органах я уже писала. В Риге это, прежде всего,
-
орган в церкви Святого Петра,
орган в Домском соборе,
в церкви Святого Павла и
в евангелической лютеранской церкви Иисуса.
В целом по Латвии могу назвать еще такие храмы, как
- Скриверская Римская католическая церковь,Собор Пресвятой Девы Марии в Елгаве,евангелическая лютеранская церковь св. Мейнарда в Икшкиле иримско-католическая церковь Богородицы Царицы Святого Розария в Саласпилсе.
Не во всех я орган видела воочию и уж тем более слушала, но точно знаю, что он там есть.
Большую ценность в церкви Святого Иоанна в Цесисе представляют и витражи. В частности на витражах у алтаря изображены гербы Ордена Меченосцев, Ливонского ордена, Ливонии и Цесиса. Многие же из витражей, начав свою жизнь во второй половине XIX в., канули в небытие в зареве огней Второй мировой войны и среди них витраж с изображением магистра Вальтера фон Плеттенберга, похороненного здесь же. Надо сказать, что религиозная община города не теряет надежды на их восстановление, но это все требует времени, сил и финансовых затрат. Что будет дальше, поживем — увидим. А пока имеем то, что имеем. Лишь бы не было войны!
На этом пока все. Мира вам и любви! И до новых встреч на страницах блога https://vsehrami.ru!