Элементы
Важной особенностью белорусского этнического костюма является то, что он относится к так называемому поясному. Элементы традиционного ансамбля одежды жителей Беларуси – мужской пояс и женский фартук, непременные атрибуты соответственно мужского и женского костюмов, заключающие в себе глубокую символичность – кроме утилитарных, практичных функций (по причине отсутствия в одежде карманов к мужскому поясу крепилась сумочка и все необходимые в хозяйстве вещи, а к поясу женского фартука – ключи и различные мелочи), они имеют обрядовое, обережное значение
В то время, как в теплое время года, практически все население села ходило босиком, делая исключение лишь для праздничных дней, для мужчины абсолютно немыслимым было выйти из дома без пояса. Даже отсутствие головного убора могло было быть, с трудом, но оправданным, отсутствию же пояса оправданий не было и грозило высмеиванием и даже позором. Такое же значение имел и женский фартук – дополнительный оберег женского лона.
Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Намитка, впервые навитая на головку невесты, подобно современной фате, хранилась жизнь и во второй раз надевалась на голову умершей.
Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани, который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.
Особенности современных изделий
Производство любой одежды начинается с проектирования. Ведущие предприятия Белоруссии имеют своих дизайнеров, а одежда изготавливается небольшими партиями. К каждому сезону создаются новые модели с учетом современных тенденций. Одежда из Беларуси имеет множество преимуществ. Перечислим основные из них:
- Износостойкость – джемпер или платье прослужат долгие годы, не теряя первоначальной формы и цвета после многих стирок;
- Натуральные ткани – лен, шерсть, хлопок, иногда к ним добавляется небольшой процент синтетических волокон, чтобы изделие не потеряло привлекательного внешнего вида;
- Приемлемая цена;
- Одежда белорусских дизайнеров учитывает тип фигуры именно славянских женщин, благодаря этому обеспечивается идеальная посадка;
- Высокое качество пошива;
- Следование тенденциям мировой моды;
- Большой ассортимент товаров для разных времен года;
- Широкая размерная линейка.
Люди с плотным телосложением сталкиваются с трудностями при выборе одежды. Те товары, которые продаются в магазинах, имеют либо малые размеры, либо непривлекательный старомодный вид. Белорусские дизайнеры постарались сделать так, чтобы полная женщина выглядела стильно и современно в любое время года. Отдельно стоит упомянуть про знаменитый своим качеством трикотаж, который выпускается вплоть до 70 размера. Молодая девушка и зрелая женщина могут подобрать себе наряд для работы, торжественного случая, прогулок, отдыха, спорта. Это платья, сарафаны, блузы, верхняя одежда, спортивные костюмы, пуловеры, брюки, шорты.
Разновидности нарядов
Одежда украинцев, несмотря на определенную сложность, практична и удобна. Она состоит из простых, но самобытно украшенных деталей. Именно из-за ярких расцветок тканей, узоров, аксессуаров предметы гардероба выглядят нарядно.
Женский
Раньше незамужние девушки носили вышитую сорочку с юбкой, подвязанной длинным широким поясом. Голову украшали красной лентой, которую вплетали в косу. Украинские женские рубашки были длиннее мужских, всегда декорировались вышивкой по горловине, переду, рукавам, подолу. Часто их шили из двух частей, нижняя была из более плотной ткани. В холодное время надевали жакет или свитку, сапоги. Одежда замужних женщин была более разнообразна. Сорочку носили с юбкой, которая могла быть трех видов:
- дерга – вариант для работы, ее делали из темной грубой ткани, без украшений;
- запаска – повседневная одежда из однотонной ткани, состоящая из двух частей;
- плахта – праздничное изделие из тонкой шерсти, с вышитым клетчатым рисунком (в старые времена шилось из шелка или парчи).
На сорочку сверху надевали вышитый жакет, голова женщин должна была быть покрыта. Головной убор украинок – платок или длинная полоска ткани, завязанная определенным образом.
Мужской
Интересно, что мужской костюм почти в точности копировал одежду запорожских казаков. Это становится понятным, если учесть, что история Украины последних веков неразрывно связана с ними. Наряд состоял из рубашки, шаровар красного или синего цвета, длинного широкого пояса, кожаных сапог. Внешне он не сильно отличался от восточнославянского русского или белорусского, имел черты восточной, азиатской одежды. Ведь исторически сложилось так, что на культуру Украины оказывали влияние тюркские народы.
Рубаху никогда не носили навыпуск, а заправляли в шаровары, которые подвязывали поясом. Эта деталь одежды имела не только практическое значение, но и символическое – пояс считался оберегом, он защищал тело от физических, магических повреждений. Его оборачивали вокруг талии несколькими слоями, а концы, украшенные кисточками, опускали вниз.
Детский
Национальная украинская одежда для детей ничем не отличалась от взрослой. Однако она не так красочна, сделана немного проще. Костюм для девочки состоял из:
- Белой сорочки с несложной, но обязательной вышивкой. Она была с застежкой или завязывалась на горловине на тесемку.
- Юбки, которую часто делали короче и пышнее, чем во взрослом наряде. Выполнялась в разных расцветках, но орнаменты на ткани присутствовали.
- Фартука, который был того же цвета, что юбка, либо другого.
- Аксессуаров – традиционного веночка и бус.
- Аккуратных нарядных туфель.
Украинский костюм для мальчика состоял из рубашки с длинными рукавами, вышитыми манжетами и воротом, темных широких штанов, пояса насыщенного красного цвета. Обувь была обычной, подходящей к случаю.
Виды костюмов
Мужской
из надеваемой навыпуск рубахи изо льна, штанов (ноговиц), пояса, жилетки из сукна (камизельки) и головного убора.
Брюки могли быть без пояса (иногда они были стянуты на верёвочке). Встречались также и модели с поясом, застёгивающиеся на пуговицу.
Женский
Сорочки (кашули) для женщин шили изо льна. Они были длинными и всегда имели вышитые узоры. Юбки (спадницы), которые надевали поверх сорочек, шили из разных тканей.
Летние варианты («летники») были льняными, домотканые зимние («андараки») делали из сукна, а отдельные изделия для взрослых женщин (уже успевших выйти замуж и только обручившихся) — из понёва. На юбку надевали вышитый фартук, гармонировавший по цвету и узору с сорочкой. Поверх сорочки надевалась короткая жилетка (гарсет).
Справка! Юбка-понёва изготавливалась из трёх отрезов материала, собираемых вверху на шнурок и стягиваемых в области талии. Существовал закрытый и распашной вариант подобного вида одежды. В закрытом все отрезы ткани сшивались между собой, а если впереди и сбоку оставались открытые куски — это была распашная понёва. Практически во всех случаях понёву украшали красивым орнаментом.
Немаловажной деталью подобного костюма также был пояс. Встречались тканевые, вязаные и плетёные варианты этого изделия, с бахромой, кисточками и помпонами
Пояс всегда был украшен цветным орнаментом. Для этого чаще всего использовали сочетание зелёного, белого и красного цветов.
Верхняя одежда для женщин по крою практически не имела различий с мужской, но при этом отличалась более богатой вышивкой и аппликацией.
Справка! Как в женских моделях национальной одежды, так и в мужских, не было карманов. Вместо них обходились сумочкой из кожи, которую крепили к поясу либо перебрасывали через плечо.
Детский
Подобные наряды для мальчиков и девочек почти не имели различий с костюмами взрослых людей. Дети в возрасте до 6-7 лет, независимо от их пола, носили обыкновенную полотняную сорочку, которая доходила до пяток и стягивалась на талии поясом.
Женский головной убор
Головной убор дополнял национальный белорусский костюм. Женский головной убор нес не только практическое, но и социальное и даже обрядовое значение. По его виду можно было определить возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Головные уборы фигурировали в обрядах и ритуалах. Например, на свадьбе девичий головной убор невесты меняли на женский. Между девичьим и женским головными уборами были существенные отличия. Девушки носили всяческие венки и ленты, а женщины прятали свои волосы под чепцом, надевая намитку или платок. Свадебную намитку женщина хранила на протяжении всей жизни и уходила в ней в мир мертвых.
Богатые женщины носили намитки из дорогих полотен и роскошно украшали их. А более бедные использовали дешевые материалы. Но вне зависимости от цены разнообразность орнамента сохранялась. Женщины также надевали на голову платки, чепцовые и рогатистые головные уборы.
Не тонкая, а очень тонкая талия
Что же изменилось в женской одежде в последующие столетия? Прямой крой постепенно отошёл в прошлое, и почти ровные туникоподобрые платья сменились комплектом юбка-лиф, подчёркивающим фигуру. А к XVI веку появился кардинально новый ренессансный женский силуэт – с тонкой-претонкой талией.
Как добиться такой формы, если анатономически талия у женщины самая обычная? Правильно – широченной юбкой, которая создаст необходимый контраст. Из Испании в городскую моду Беларуси пришла португала – нижняя юбка из плотной ткани, в которую вшивались огромные металлические обручи. Поверх надевалась ещё одна юбка, которая прятала этот жёсткий каркас. Выше – лиф либо платье, которое застёгивалось до середины. Лиф непременно удлинялся книзу, что вытягивало силуэт. Завершали образ широкие окорокоподобные рукава и кружевной воротник из тончайшего хлопка или льна. Самый замысловатый его вариант – так называемый «мельничный жернов», поддерживать форму которого помогал проволочный каркас. Верхняя одежда в холода – конечно, шуба и меховая шапка, покрашенная в чёрный цвет.
Испанская мода захватила Европу на полвека. И не только пышными юбками, но и чёрным цветом. Так что Коко Шанель как минимум вторая, кто «затемнил» Европу. Чтобы в конце XVI века выглядеть сногсшибательно, вам следовало одеться в чёрный бархат, оттенив его золотыми или жемчужными украшениями.
Пусть вас не обманет живописная воздушность тогдашних костюмов. Это ведь не одно платье, а слои из сорочек, юбок, лифа и разнообразных накидок. В среднем такая одёжная «капуста» весила около 25 килограммов. «При этом женщине нужно было улыбаться, кланяться и порхать по дворцу, – говорит Людмила Домненкова». Одна радость, что это представительский костюм. Будничный был попроще и полегче.
Мещанки, как мы уже выяснили, не отставали. Концептуально их наряды были более или менее такими же, но из дешёвых тканей. Кое-что из городской моды подхватили и крестьянки. Например, шерстяную юбку, по-белорусски «андарак». Изначально селянки повязывали на талию фартуки – спереди и сзади. Но со временем перешли на юбку. Ведь она так здорово подчёркивает фигуру.
Литература
- Беларускі народны касцюм / Л. І. Маленка; . — Мн.: Ураджай, 2001. (белор.)
- Бялявiна, В. М., Ракава, Л. В. Жаночы касцюм на Беларусi — Мн.: Беларусь, 2007. (белор.)
- Бялявiна, В. М., Ракава, Л. В. Мужчынскi касцюм на Беларусi. — Мн.: Беларусь, 2007. (белор.)
- Дучыц Л. У. Касцюм жыхароў Беларусі X—XIII стст.: паводле археалагічных звестак / Л. У. Дучыц. — Мінск: Беларуская навука, 2005. — 80 с. (белор.)
- Кацар, М. С. Беларускі арнамент : Ткацтва. Вышыўка / М. С. Кацар. — Мінск : Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1996. — 208 с. (белор.)
- Курилович, А. Н. Белорусское народное ткачество / А. Н. Курилович. — Минск : Наука и техника, 1981. — 119 с.
- Маленко, Л. И. Белорусский костюм XIX—XX вв. — Мн.: Белорусская наука, 2005.
- Маслова, Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX нач. XX вв. // Восточно-славянский этнографический сборник. — М., 1956.
- Раманюк, М. Ф. Нагавіцы // Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя / Рэдкалегія: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1989. — 575 с.: іл. ISBN 5-85700-014-9. (белор.)
- Романюк, М. Ф. Белорусская народная одежда / М. Ф. Романюк. — Минск : Беларусь, 1981. — 473 с.: илл.
- Фадзеева В. Беларуская народная вышыўка. — Мн., 1991. (белор.)
Мужская одежда
Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.
Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.
Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.
Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».
Якутский национальный костюм
- О дворце
- Сведения об организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Отчёты/Планы
- Отчеты о результатах самообследования
- Предписания органов, осуществляющих госконтроль (надзор) в сфере образования, отчеты об их устранении
- Образование
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Проекты
- Детский технопарк «КВАНТОРИУМ»
- Мобильный технопарк «Кванториум»
- MIT-школа «Бином»
- Безопасная дорога детства
- Гончарный круг надежды
- Зеленый остров детства
- Коворкинг-центр «62 параллель»
- Костер и палатка
- КИБЕРВОЛОНТЕРЫ.ЯКТ
- Лаборатория безопасности
- Музыка победы
- Медиазона «USTAR»
- Юные экологи Севера
- Старшая школа
- Безопасность
- Охрана труда и пожарная безопасность
- Информационная безопасность
- Нормативное регулирование. Локальные акты
- О персональных данных
- Педагогическим работникам
- Обучающимся
- Родителям
- Безопасные сайты
- О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции
- Контакты
Женский костюм
В отличие от мужской, эта одежда отличалась большим разнообразием. Белорусский национальный женский костюм мог состоять из разных предметов. Выделяют четыре основных комплекта такой одежды. Среди них:
— с фартуком и юбкой; — с фартуком, юбкой и гарсетом (безрукавкой); — с юбкой, которая пошита с лиф-корсетом; — с фартуком, безрукавкой и паневой.
Белорусские национальные костюмы, в составе которых находятся первые два комплекта, известны по всей стране. Остальные носили только на территориях северо-восточных и восточных районов.
Женский белорусский национальный костюм (фото представлены в статье) предусматривал ношение поверх рубахи поневы. Эта деталь представляла собой три суконных куска, сшитых между собой. Сверху они собирались шнуром, который стягивался под животом или на талии. Понева могла быть распашной (открытой сбоку или спереди), а также закрытой. Цвета этой части костюма могли быть различными. Часто поневу украшал орнамент.
В женском национальном костюме могла присутствовать рубаха с кокеткой, с прямыми вставками на плечах или туникообразная. Но и здесь не обходилось без вышивок. Они непременно украшали рукава.
Большим разнообразием отличалась и поясная одежда. Это были юбки различных фасонов — летник, саян, андарак или палатняник. К поясной одежде относились также фартуки и паневы.
Юбки в женском национальном костюме Беларуси шились, как правило, из материала красного и сине-зеленого цвета, который украшала серо-белая клетка или поперечные и продольные полосы. На фартуки непременно нашивали кружева. Их украшали вышитым узором и складками. Безрукавки или гарсеты имели аппликации и кружева
Они привлекали к себе внимание декоративными нашивками и вышивкой. Гарсет являлся частью праздничной одежды. Он шился из парчи, бархата или ситца различных цветов
Безрукавки имели либо прямой крой до талии, либо были удлиненными, имеющими клинья
Он шился из парчи, бархата или ситца различных цветов. Безрукавки имели либо прямой крой до талии, либо были удлиненными, имеющими клинья.
В холодные зимы женщины носили красные или белые кожушки. Иногда их согревали и шерстяные свитки. Однако наибольшей популярностью у белорусок пользовался овчинный кожух. Он имел прямой крой и большой воротник отложного типа. Низ рукавов и подола обшивали полосой овчины, прикладывая ее таким образом, чтобы шерсть была снаружи.
Расцветка и декор
Основные цвета украинского народного костюма – белый (рубашка), красный или синий (штаны), красный, черный, коричневый (юбки). Кроме них, использовались оттенки этих же цветов, а также зеленый, серый, голубой, реже желтый. Различие в цвете особенно заметно в вышивке.
В каждом регионе было предпочтение определенных тонов, стилей и техник вышивания. Например, в Полтавской, Черниговской областях вышивка одноцветная (белыми нитками по светлой ткани), в центральной Украине – двуцветная (преимущественно красно-черная). В западных, южных областях использовалось многоцветное декорирование (в основном сочетание красного, зеленого, желтого оттенков).
В старину вышивка нередко выполняла не только декоративную, но и социальную роль – по ней можно было определить статус человека в обществе, его семейное положение. А для тех, кто верил в магические силы, вышиванка служила еще оберегом, призванным защитить владельца от влияния недобрых людей. Для национального костюма характерны растительные и геометрические узоры. Из них получались разнообразные орнаменты, также специфичные для каждого украинского региона.
Описание белорусской культуры
Культура Белоруссии имеет древние корни, которые восходят к временам расселения славянских племен. Уникальная самобытность белорусской культуры складывалась на протяжении столетий. Белорусская музыка, живопись и национальный костюм впитали в себя не только традиции и верования славян, но и многих народов с которыми соседствовали белорусы, среди них большое влияние оказали племена балтов.
Уже в эпоху Средневековья большое влияние на культуру Белоруссии оказало вхождение ее в состав Великого княжества Литовского, а затем и польско-литовского государства – Речь Посполитая.
Под влиянием Речи Посполитой белорусская культура обогатилась новыми чертами в живописи, музыке, архитектуре. Достаточно большое распространение в этот период среди населения Белоруссии получил католицизм, также оказавший влияние на белорусский народ.
В 1517 году произошло важное для культуры Белоруссии событие, была издана первая белорусская книга. Издал ее Франциск Скорина в Праге
Это был Псалтырь, изданный на церковнославянском языке.
В XIX веке переход белорусских земель в состав Российской империи вызвал рост национального самосознания, что привело к появлению современной белорусской культуры.
Белорусский народный костюм
Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.
Женские народные белорусские костюмы
Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.
Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.
Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.
Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.
Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.
Стилизованный белорусский народный костюм
И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.
Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.
Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.
Читайте далее:
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.
Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история
Национальный костюм немцев: фото, описание, история и особенности
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.
Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.
Костюм казака для мальчика своими руками: казачий костюм для девочки
Костюм муравья для мальчика своими руками: основа костюма, шапочка
Национальные костюмы казака и казачки. чем отличается наряд донского казака от костюма кубанского казака? украшения, обувь, элементы.
Костюм баклажана для мальчика и девочки своими руками: пошаговое выполнение костюма
Костюм монашки на хэллоуин своими руками. шьём балахон и головной убор. делаем правильный макияж. особенности костюма.
Костюм осени для взрослого своими руками: основа и декорирование костюма, шапка, венок, маска
Осенний костюм для девочки своими руками: идеи костюмов, фото, советы по созданию наряда
Оформление национального костюма
Нарядные юбки, фартуки обрамлялись колоритными белорусскими орнаментами. Ими также оформлялись мужские просторные рубахи. Узоры вышивались красной нитью по белой ткани. Орнаменты прослеживались не только на каждодневных предметах одежды, но и на рушниках, бывших в то время в обиходе. В ручную вышивку вкладывался особый смысл: она могла содержать элементы, олицетворяющие годовые циклы и праздники урожая. Умелицы могли вышивать целые орнаментальные предложения на предметах одежды, наделяя ее особым смыслом. Узор на крестьянском одеянии служил не только украшением, но и своеобразным магическим заклинанием, защитным оберегом либо талисманом.
Разновидности
Мужской повседневный костюм включала в себя рубаху навыпуск, низ и воротник который был украшен вышивкой, подпоясываемую ярким поясом; портков (одних или двух, в зависимости от состоятельности владельца); камизэльки (жилета); бравэрки (однобортного пиджака с хлястиком, сшитого из сукна). В холодное время, опять же в зависимости от состоятельности, надевалась либо суконная епанча, либо тулуп из овчины (обшитый тканью с вышивками), либо меховая шуба (показатель большой состоятельности владельца). Головным убором в летнее время являлся брыль — широкополая соломенная шляпа, в зимнее – меховая аблауха (шапка, к которой пришивались четыре части, две из которых завязывались наверху, а две – под подбородком).
Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница — юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).
Верхняя одежда женщин, несмотря на схожесть покроя с мужской, была все же наряднее: шерстяные свитки и кожушки из овчины. Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей.
Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки).
Одежда для девочек и мальчиков практически не отличалась от одежды взрослых людей, за исключением некоторых деталей. Например, девочка, надевшая впервые фартук, считалась девушкой, а девушка, сменившая свадебной намиткой девичий венок – женщиной.
Головные уборы для мужчин
Эта деталь национальной одежды отличалась большим разнообразием. Летом белорусы носили соломенный брыль, а зимой – меховую шапку аблавуху. В межсезонье от холодов спасала магерка, изготовленная из валяной шерсти. Нередко шились головные уборы из домашней овчины.
Мужики-белорусы часто носили в зимнюю непогоду аблавуху. Эту шапку-ушанку шили не только из овчины, но из заячьего, а также лисьего меха. Сверху на аблавухе было темное сукно. Снизу к такому головному убору пришивали четыре «уха». Два из них (переднее и заднее) завязывали на макушке, а боковые – под подбородком. Со второй половины 19 в. среди белорусов получил распространение картуз. Так назывался головной убор, имеющий лакированный козырек.
Одежда городских жителей
Мода в крестьянской среде отличалась достаточной консервативностью. Здесь белорусы твердо придерживались дедовских обычаев, что и помогало сохранять национальные традиции в течение многих столетий.
Что касается костюмов горожан, то они имели большое разнообразие фасонов и шились из различных материалов. Это были изделия из льняных и шерстяных, а также из привозных тканей.
Зимой белорусы, жившие в городе, ходили в шубах, полушубках или в наплечных накидках из меха медведя, козы или овцы. Более зажиточные слои общества позволяли себе верхнюю одежду из бобровых, волчьих и лисьих шкур.
Дамы предпочитали носить длинные платья европейского покроя, имеющие приталенный фасон и узкие рукава. Популярными женскими украшениями являлись стеклянные браслеты и перстни. Часто городские женщины носили колты. Это полые изделия в форме звезды или круга, внутри которых размещался кусочек ткани, смоченный в каком-либо ароматическом масле.
Фурнитура и аксессуары
Белорусская дизайнерская одежда украшена, как правило, европейской фурнитурой. Это создает впечатление дороговизны наряда, его сложно отличить от продукции ведущих модных брендов. Пластиковые и металлические пуговицы, молнии, пряжки, крючки традиционно используются для скрепления деталей и в качестве застежек. Сегодня тщательно выделанные аксессуары выполняют декоративную функцию. С их помощью создается законченный образ.
В качестве украшений особой популярностью пользуются броши. Это раньше такой аксессуар носили пожилые женщины, тоскующие о моде прошедших лет. Сегодня броши используют передовые модницы, их носят на груди, бретелях, поясах, головных уборах, шарфах. Прелестным украшением для платьев и нарядных костюмов станут броши из ткани – атласа, бархата, кружева. Их декорируют бисером, бусинами, камнями. На трикотажных изделиях можно встретить кожаные, вязаные, шерстяные броши, отделанные камнями, пуговицами.
Сегодня даже говорят о белорусском стиле одежды, который перекликается с этно и бохо. В давние времена мастерицы страны применяли ручные способы декорирования – вышивку, отделку лентами, тесьмой, позументом. Дизайнеры постарались сохранить традиции, поэтому используют эти элементы в одежде. Основной цвет белорусского стиля – это белый. Яркие сочные цвета – красный, синий, зеленый особенно выигрышно смотрятся на светлом фоне и напоминают оттенки полей и лесов Беларуси.