Фильм «баллада о солдате»: актеры и судьба

;

Рекомендации

  1. (в: Словарь фильмов , Ларусс)
  2. (М. Флакон, Cinéma Go , n ° 47, июнь 1960 г.)

Григорий Чухрай

Директор Сорок первая (1956)  · Баллада о солдате (1959)  · Чистое небо (1961)  · Однажды в сказке Старое и старое (1965)  · Болото (1977)  · Жизнь прекрасна (1979)  · Я буду учить тебе мечтать (1984)

Премия Британской киноакадемии за лучший фильм

British Academy Film Awards  · Британской академии кино Награды ежегодно
1940-1950-е годы Лучшие годы нашей жизни (1948)  · Гамлет (1949)  · Похититель велосипедов (1950)  · Ева (1951)  · Ла Ронд (1952)  · Звуковой барьер (1953)  · Запрещенные игры (1954)  · Расплата за страх (1955)  · Ричард III (1956)  · Жервез (1957)  · Мост через реку Квай (1958)  · Комната наверху (1959)
1960-1970 годы Бен-Гур (1960)  · Квартира (1961)  · Хастлер и баллада о солдате (1962)  · Лоуренс Аравийский (1963)  · Том Джонс (1964)  · Доктор Стрейнджлав (1965)  · Моя прекрасная леди (1966)  · Кто боится Вирджинии Вульф? (1967)  · Человек на все времена (1968)  · Выпускник (1969)  · Полуночный ковбой (1970)  · Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид (1971)  · Одно воскресенье как другие (1972)  · Кабаре (1973)  · Американец ночь (1974)  · Лакомб, Люсьен (1975)  · Алиса здесь больше не живет (1976)  · Пролетая над гнездом кукушки (1977)  · Энни Холл (1978)  · Джулия (1979)
Годы 1980-1990 гг. Манхэттен (1980)  · Человек-слон (1981)  · Огненные колесницы (1982)  · Ганди (1983)  · Воспитание Риты (1984)  · Убийство (1985)  · Пурпурная роза Каира (1986)  · Вид из комнаты (1987)  · Жан де Флоретт (1988)  · Последний император (1989)  · Круг пропавших без вести поэтов (1990)  · Афранчи (1991)  · Обязательства (1992)  · Назад к концу Говардса (1993)  · Список Шиндлера (1994)  · Четыре свадьбы и похороны (1995)  · Разум и чувствительность (1996)  · Английский пациент (1997)  · Полный Монти (1998)  · Влюбленный Шекспир (1999)
2000-2010 Красота по-американски (2000)  · Гладиатор (2001) · Властелин колец: Сообщество кольца (2002) · Пианист (2003) · Властелин колец: Возвращение короля (2004) · Авиатор (2005) · Горбатая гора (2006) · Королева (2007) · Искупление (2008) · Миллионер из трущоб (2009) · Обиженный шкафчик (2010) · Речь короля (2011) · Художник (2012) · Арго (2013) · Двенадцать Годы раба (2014) · Отрочество (2015) · Выживший (2016) · La La Land (2017) · Три билборда: панели мести (2018) · Рома (2019)                                    
Годы 2020-2030 (2020)  · Страна кочевников (2021)

НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ

  • Абсолютный чемпион среди премированных отечественных фильмов — 101 международная премия.
  • Первая премия, Премия кинокритики, Первая премия за режиссуру Григорию Чухраю на Всесоюзном кинофестивале в 1960 году.
  • Приз «Варшавская сирена», Приз «Злата качка» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Варшаве в 1960 году.
  • Приз за лучший фильм для молодежи Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Канне в 1960 году.
  • Большой приз за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Лондоне в 1960 году.
  • Приз «Серебряная лента» и Почетный диплом Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Милане в 1960 году.
  • Гран-при «Золотые ворота» и Приз лучшему режиссеру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1960 году.
  • Серебряная медаль за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Тегеране в 1960 году.
  • Большая премия Григорию Чухраю на Международном кинофестивале трудящихся в ЧССР в 1960 году.
  • Премия «Давид» Донателло» Григорию Чухраю.
  • Премия «Сан Винсент» Владимиру Ивашову
  • Ленинская премия Григорию Чухраю и за лучший сценарий Валентину Ежову в 1961 году.
  • «Приз Халиско» и Приз «Серебряное сомбреро» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Мехико в 1961 году.
  • Почетный диплом лучшему зарубежному актеру в фильмах сезона в Афинах Владимиру Ивашову в 1961 году.
  • «Золотой лавровый венок» Фонда Дэвида Оливера Селзника «За высокое гуманистическое содержание» Григорию Чухраю в 1962 году.
  • Приз Ассоциации продюсеров США «Золотой лавр».
  • В Америке, Японии, Афинах — лучший фильм сезона 1960-1961 гг.
  • 1962 — «Оскар». Номинирован в категориях: Лучший сценарист (оригинальный сценарий) — Григорий Чухрай, Валентин Ежов
  • 1960 — Каннский кинофестиваль. Победитель в категориях: Приз за лучшую программу — Григорий Чухрай
  • Первый приз за фильм для молодежи.

Герой картины — юный солдат Алеша Скворцов, отпущенный на краткую побывку домой, успевает лишь обнять свою мать, так как тратит все свое время в пути на помощь и поддержку людей, ему доселе незнакомых.

Режиссер Григорий Чухрай — фронтовик. Он защищал Сталинград, был несколько раз ранен. «По всем дорогам войны, — говорил он, — осталось много дорогих моему сердцу людей. Это были мои сверстники, которые тоже прямо со школьной скамьи пошли воевать, но им не суждено было вернуться домой. Естественно, что во мне все эти годы зрело неодолимое желание рассказать об этих людях, об их короткой, но славной судьбе».

После войны Чухрай окончил ВГИК, снял фильм «Сорок первый» по рассказу Б. Лавренева. Однако студенческая мечта поставить картину об отпускном солдате не оставляла его.

Счастливый случай свел Чухрая с Валентином Ежовым, человеком с интересной и сложной судьбой. Общий язык нашелся у них сразу. Ежов, как и Чухрай, ушел на фронт после школьной скамьи. Служил в морской авиации, а после войны окончил сценарный факультет ВГИКа (класс А. Довженко).

«И ему и мне хотелось рассказать о нашем сверстнике, герое — солдате, отдавшем жизнь за Родину, — без громких фраз, просто, грустно и честно, — подчеркивал Чухрай. — Мы не стремились воздвигать ему монумент. Мы хотели рассказать о нем простыми человеческими словами, ибо сам он был человеком скромным и не любил громких фраз. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди. В этом мы видели величие нашей победы. Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».

Работали Чухрай с Ежовым так. Сперва оговаривались сцены и эпизоды. Затем каждый выбирал себе то, что ему нравилось. Эпизод, написанный Ежовым, передавался для правки Чухраю. И наоборот.

Первоначально много внимания уделялось теме героического советского тыла. Действие переносилось в новый, выстроенный перед войною цех завода, его не успели остеклить, подвести под крышу; дуют ветры, с неба валит снег, но станки гудят. Голодные, иззябшие женщины и подростки бессонно работают.

Скворцову встречались и счастливые, и терпящие бедствия, он помогал людям, но и люди не раз выручали его из беды. Алеша и Шура еще не сознавали своего чувства, окружающие догадывались об этом быстрее и старались помочь юной трогательной любви, зародившейся в столь тяжелое время.

Интересные факты о съемках фильма

С заменой главных актеров согласилась не вся съемочная команда. У Чухрая случились разногласия с другими исполнителями, а чиновники упрекали режиссера в создании «простого» кино со студентами. Но Чухрай был уверен, что актеры — ровесники своим персонажам больше подходят.

Первый вариант сценария сильно отличался от того, что зритель увидел на экране. Фильм должен был показать глазами Алексея подвиг тыла во время войны. В картине должны были звучать комсомольские песни. Шура в конце погибла бы. Но режиссер, когда лежал в больнице, изменил сюжет.

Владимир Ивашов «жил» своим героем во время работы над ролью. Он внимательно слушал фронтовые рассказы участников войны, коими были почти все участники съемочной группы и половина актерского состава. Позже артист назвал этот опыт полного вживания в судьбу фронтовика тяжелым, но счастливым трудом.

Рустам Сагдуллаев (Ромео)

В фильме Леонид Федорович сумел обыграть много человеческих судеб. Есть и любовь молодого паренька из Узбекистана и девушки-летчицы Маши. Роль Ромео исполнил актер из Ташкента Рустам Сагдуллаев. Быков обратился к своему другу Родиону Нахапетову с просьбой помочь найти исполнителя на роль Ромео, который и сосватал Сагдуллаева. По рассказу самого актера на площадке царила атмосфера доброжелательности и крепкой мужской дружбы. Никто не играл, режиссер был спокоен и никогда не повышал голос, умел создавать на площадке атмосферу сердечности. Но в следующую картину Быков Рустама не взял, мотивировав это тем, что хотел бы, чтобы зритель запомнил его именно как трогательно влюбленного юношу.

Роль Маши для Евгении Симоновой была первой в ее кинокарьере.  Позже  именно она поехала на один из международных фестивалей представлять картину «В бой идут одни старики».  Картину приняли небрежно и отстраненно, молодая Симонова сильно переживала. На что Быков в свойственной ему манере ответил, что поражение тоже нужно принимать достойно. Каково же было их удивление, когда фильм получил главный приз.

Личная жизнь и утрата родного человека

Валентина и Георгий Мартынюк поженились в 1964-м году, а через год у них родилась дочурка Лиза. Первое время жили в коммуналке, а потом переехали в новую квартиру. Говорят, у Валентины Евгеньевны был сложный характер. Может быть из-за этого супруги не могли найти общий язык.

По некоторым сведением инициатором развода был Георгий Яковлевич. Актер познакомился в театральной больнице с симпатичной докторшей и влюбился. На тот момент Ниёле Прановна была в разводе и воспитывала дочь Татьяну.

Георгий Мартынюк и Валентина Маркова (https://www.kino-teatr.ru)

Георгий ушел из семьи, и это обстоятельство очень подкосило Валентину Евгеньевну. Развод был тяжелым не только для супругов, но и для дочери Лизы. Девочка не могла понять, почему родители больше не живут вместе. Позже Георгий Яковлевич и его новая жена приглашали в гости Елизавету, но на контакт она не шла.

В 1985 году случилось большое несчастье. У 20-летней Лизы не заладились отношения с молодым человеком, и она покончила жизнь самоубийством. Валентина Евгеньевна в буквальном смысле почернела от горя, а Георгий Яковлевич винил себя в том, что не смог уберечь дочь от этого шага.

И все же, у Мартынюка была поддержка со стороны второй жены и приемной дочери. А Валентина Маркова осталась со своим горем один на один. Уйти в работу тоже не получилось, предложений от режиссеров практически не было, да и в новых спектаклях актрису не задействовали. Последний раз играла Марью в постановке «Царевна лягушка» (1984 год).

Валентина Маркова (https://www.kino-teatr.ru)

Если судьба Валентины Марковой вас затронула, пишите, пожалуйста, комментарии,

Огромное спасибо всем, кто уже подписался!

И еще, чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: , , ,

Написать комментарий

Новости МирТесен

  • Поздняя дочь Леонида Якубовича Варвара и её необычная внешность
  • Лина Бракните-девочка кукла из сказки «Три толстяка». Ей 66 лет. Как сложилась ее жизнь

Травма и озарение

Съемки сразу же застопорились, и работа приостановилась на 4 месяца, что также можно отнести к интересным фактам о фильме «Баллада о солдате». Во время создания эпизода, где Алеша едет с фронта, постановщик падает с капота автомобиля, на котором руководил игрой актеров, и оказывается в больнице с переломанными ребрами и костями ног.

За время лечения к Чухраю пришло озарение, что актеров стоит поменять, поскольку выглядят они не по возрасту. Восстановившись после травмы, режиссер отправляется с просьбой заменить исполнителей, что вызывает скандал. Договорились на том, что если утвержденные артисты откажутся от ролей, то возможна замена.

Олег Стриженов, утвержденный на роль Алеши, быстро согласился с доводами постановщика о том, что он выглядит года на 23, а по сюжету герою 17 лет. Чухрай верно подобрал слова и аргументировал свою позицию тем, что в 17 лет проситься к маме починять крышу – выглядит убедительно, а из уст мужчины аналогичная формулировка в 23 года звучит уже иначе.

Поиск дебютанта на главную роль затянулся. Чухрай в отчаянии хочет оставить затею с фильмом, поскольку кандидаты оказались далеки от идеала, нарисованного в планах. Коллеги по цеху стали возмущаться поведением Чухрая и отсутствием динамики в съемках. В результате выбор пал на студента 2-го курса Владимира Ивашова.

Оставалось выбрать актрису на роль Шурки. Лилия Алешина, утвержденная ранее, изначально оценила выбор нового партнера. Но затем Чухрай отметил, что в вагоне Ивашов и Алешина будут выглядеть как мать с сыном. Это убедило исполнительницу также отказаться от роли.

Первокурсницу Жанну Прохоренко постановщик разглядел в пробах на массовку. Ему требовалось «лицо из народа», а у студентки Школы-студии МХАТ как раз оказалась такая внешность. Чтобы подчеркнуть индивидуальность, героине даже оставили длинные волосы, сплетенные в косу, хотя изначально планировалось сделать актрисе стрижку в духе 40-х годов.

Однако после начала съемок «детский сад» Чухрая не вписывался в ведомственную эстетику советского кинематографа. И во время съемочного процесса оператор картины Эра Савельева инициировала собрание и поставила вопрос о том, что концепция фильма непонятна: Шурка не совершает героический поступок, а любовь между молодыми людьми вспыхивает просто так.

Чухраю пришлось отстаивать эпизоды, еще раз аргументировать позицию и в результате проститься с Савельевой. Вторую часть проекта снимал уже кинооператор Владимир Николаев, а Григорий Наумович продолжал делать то, что считал нужным.

Антонина Максимова в роли Катерины (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Роль матери Алексея Кольцова – Катерины – досталась заслуженной артистке РСФСР Антонине Максимовой. Катерина, несмотря на то что её сыну дали недельный отпуск, смогла встретиться с ним всего на несколько минут, и он тут же ушёл на фронт. Впоследствии женщина ждала, когда Лёша вернется наконец домой, но он так и не пришёл обратно с войны.

Антонина Максимова начала сниматься в кино ещё в 1934 году. Это был фильм «Петербургская ночь», в котором молодая артистка получила эпизодическую роль студентки. Через два года Максимова получила свою первую главную роль: Григорий Рошаль доверил ей образ парижской революционерки Катрины Миляр в фильме «Зори Парижа». Затем была роль командира звена гидросамолётов в приключенческом фильме «Моряки». В 41-м началась Великая Отечественная война, и Антонина Максимова отправилась на фронт в качестве радистки. Последние военные годы она служила в военном театре при вооруженных силах Советского Союза. А после окончания военных действий Максимова вернулась на экраны нескоро, и уже больше не получала главных ролей в фильмах.

участок

Фермерская женщина средних лет идет по своей деревне и смотрит на проселочную дорогу. Голос за кадром показывает, что ее сын был убит на войне и похоронен в чужой стране.

На Восточном фронте девятнадцатилетний рядовой Алеша Скворцов (Владимир Ивашов) в одиночку уничтожает два атакующих немецких танка, скорее из самосохранения, чем из храбрости. Его командующий хочет вручить ему награду, но вместо этого Алеша просит разрешения повидаться с матерью и починить протекающую крышу их дома. Ему дается шесть дней.

Во время своего путешествия он видит опустошение, которое война нанесла стране, и встречается с разными людьми. Когда джип, на котором едет Алеша, застревает в грязи, рядовой Павлов помогает его вытолкнуть. Пока Алеша будет проезжать по родному городу, Павлов уговаривает его сделать подарок жене Павлова. Сержант Павлова неохотно разделяет с двумя кусками мыла весь запас для своего взвода.

На вокзале Алеша услужливо несет чемодан Васи, уволенного солдата из-за потери ноги. Вася не хочет идти домой, так как будет обузой для жены, а их отношения уже были испорчены. Однако он передумал, и любящая женщина приветствует его с распростертыми объятиями.

Когда Алеша пытается сесть в товарный вагон армейского поезда снабжения, его останавливает часовой Гаврилкин. Однако взятка в виде банки с говядиной ослабляет страх Гаврилкина перед своим лейтенантом, «зверем». Шура ( Жанна Прохоренко ) позже тоже пробирается на борт, но, увидев его, пугается и пытается спрыгнуть с мчащегося поезда. Алеша не дает ей рисковать жизнью. Она говорит ему, что собирается навестить своего жениха, пилота, который лечится в больнице. С течением времени она перестает бояться его и перестает доверять ему. Гаврилкин замечает гражданского безбилетника, заставляя Алешу подкупить его заново. Когда лейтенант обнаруживает посторонних пассажиров, он позволяет им остаться на борту и даже заставляет Гаврилкина вернуть взятку.

На одной остановке Алеша выходит за водой, но поезд уходит без него. В отчаянии его подвозит к следующей станции старуха-водитель грузовика. Он опоздал; поезд уже отправился. Однако Шура слез и ждет его. Затем пара идет к жене Павлова. Они обнаруживают, что она живет с другим мужчиной, и уходят. Алеша возвращается, забирает подаренное ей мыло и отдает его отцу-инвалиду Павлова.

Когда они наконец расстаются, Шура признается, что солгала; жениха не было, только тётя. Алеша слишком поздно понимает, после того, как его поезд уходит, что, когда Шура сказал, что у нее никого нет, она говорила ему, что любит его. Его поезд останавливают взорванный мост и поджигают немецкие бомбардировщики. Когда время истекает, Алеша переправляется через реку и уговаривает другого водителя грузовика отвезти его в его сельское село Сосновка. Он может увидеть свою мать всего на несколько минут, прежде чем вернуться в свою часть. Его мать клянется дождаться его. Закадровый голос говорит нам, что, хотя он мог бы далеко уйти в жизни, если бы он был жив, его всегда будут помнить просто как русского солдата.

Алексей Макарович Смирнов (Макарыч)

Отдельный персонаж – добродушный набожный механик Макарыч. На эту роль Леонид Быков выбрал лишь одного претендента – комедийного актера Алексея Макаровича Смирнова, известного по фильму «Операция Ы и другие приключения Шурика». Худсовет от Госкино  не принимал эту кандидатуру, обосновывая свое решение шутовским обликом актера и нетипичностью внешности. Мало кто знал, что именно этот актер прошел всю войну, был кавалером ордена Красной Звезды и орденов Славы II и III степеней. Уроженец ярославской губернии, позже житель Ленинграда, принимал участие в боях на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, ходил в разведку и неоднократно отправлялся в тыл врага. После тяжелой контузии увы не мог иметь детей, из-за неуклюжей статуры и стеснительности так и не женился.

На любой площадке был любимчиком труппы, мастером импровизаций, многие сцены с его участием были сняты не по сценарию, включая эпизод крещения самолета перед вылетом в фильме «В бой идут одни старики». Он жил как чувствовал. К сожалению, в последние годы сильно болел, в 1978 году осенью попал в больницу с инфарктом. 25 марта 1979 года к нему в больницу приехал его лучший друг Леонид Быков, принес апельсины, поговорили по душам. Прощаясь, Быков сказал: «Будем жить, Макарыч, будем жить».  11 апреля режиссер попал в автокатастрофу, в которой погиб. Макарычу не стали сообщать о смерти друга, но при выписке все-таки кто-то проговорился. Смирнов сильно горевал по поводу гибели единственного друга и 7 мая его хватил удар, до скорой так его и не довезли. Жил последние годы он в нищете, ловил насекомых, тараканов, бабочек, мышей, крыс, сушил их, спиртовал, приводил в дом нищих, тащил кошек и собак (жил в коммунальной квартире со старенькой матерью).

Но с экрана на нас по сей день смотрит его вечно неунывающий, душевный и добродушный Макарыч, передавший нам своим образом всю мощь русского сильного мужика, готового сражаться за свою землю и в то же время ранимого и чувствительного. Финальный кадр, в котором Маэстро и Макарыч сидят на могиле  своих ребят, был снят на пробах. Смирнов едва не плакал во время своей речи, это была чистая импровизация. Позже он сказал своему другу-режиссеру: «Второй раз я не смогу сниматься в этом эпизоде, я просто умру». Так эти пробы и вошли в фильм как финальная точка в истории поющей эскадрильи.

Исторические неточности

Когда фильм был подготовлен к показу, то на студии к проекту возникли вопросы, касающиеся отдельных эпизодов. Кадры о советской жене, не дождавшейся солдата с фронта, посчитали неправильными и требовали вырезать. Возмутила и сцена, где в подарок отдается мыло. Руководство увидело в этом намек на нечистоплотность бойцов.

Возмутила чиновников и историческая недостоверность, которую Чухрай допустил умышленно. Сюжет переносит зрителя в 1942-й, а у героя на плечах погоны, появившиеся вместо петлиц позже. По замыслу постановщика, неточность была рассчитана на зарубежный прокат, чтобы зрители узнали солдата-освободителя по форме, которую видно в кадре.

Еще одной неточностью оказался отпуск Алеши, который в 42-м не давали. Между тем без этой детали не состоялся бы фильм. В результате картину выпускают с ограничениями к просмотру в больших городах и столицах, а режиссер попадает в опалу.

В ситуацию вмешался зять Хрущева Алексей Аджубей, который заинтересовался проектом, получившим хорошие отзывы в глубинке. Он смотрит кинокартину сам и показывает тестю, и фильм отправляют в Канны.

За рубежом проект приняли благосклонно, признав за ним лидерство по итогам 1960–1961 годов, фильм заслужил более 100 кинонаград и попал в номинацию на премию «Оскар».

Комментарий

  • «  Солдатская баллада — очень чувствительный фильм (…). Здесь во всей полноте выражается сострадание к судьбе людей, и мы далеки от официальных речей о героях. Настоящий враг — это война, потому что она убивает все человеческое (…) » , — пишет Жан-Мари Карзу.
  • «(…) Чухрай не чувствовал необходимости приукрашивать то, что он сильно чувствовал. (…) В целом, благодаря восхитительной «серости» своего оператора, он ограничивается выявлением поэзии существ и ландшафтов. (…) Мы могли бы умножить примеры этой визуальной магии, которая возникает из теплоты переживаний, а не из формальной суеты. «

В ролях

  • Абрамов, Валентин Алексеевич — солдат-балагур
  • Ананьина, Валентина Георгиевна — деревенская женщина
  • Бахарь, Алексей Александрович — шофёр
  • Борисов, Лев Иванович — эпизод
  • Брылеев, Валентин Андреевич — солдат
  • Бурлакова, Вера Николаевна
  • Вольская, Елена Ивановна — деревенская женщина
  • Гаврилко, Марина Всеволодовна — беженка в поезде
  • Дадыко, Михаил Сергеевич — попутчик Алёши
  • Данилова, Александра Сергеевна — деревенская женщина
  • Дубровин, Юрий
  • Евстигнеев, Евгений Александрович — эпизод
  • Ивашов, Владимир Сергеевич — Алёша Скворцов
  • Исаева, Зоя Алексеевна — проводница
  • Кашпур, Владимир Терентьевич — «Рябой» солдат, попутчик Алёши
  • Кремнева, Мария Николаевна — Елизавета Петровна, жена Павлова
  • Крючков, Николай Афанасьевич — генерал
  • Кузнецов, Александр — часовой Гаврилкин с тушёнкой
  • Леждей, Эльза Ивановна — Лиза, жена фронтовика-инвалида Васи
  • Максимова, Антонина Михайловна — Катерина, мать Алёши
  • Меньшикова, Нина Евгеньевна — телеграфистка на вокзале
  • Муратов, Раднэр Зинятович — попутчик Алёши
  • Прохоренко, Жанна Трофимовна — Шура
  • Румянцева, Алевтина Алексеевна — девушка с ведром
  • Савинова, Екатерина Фёдоровна — проводница
  • Санаев, Всеволод Васильевич
  • Свашенко, Семён Андреевич — старик в поезде
  • Сморчков, Николай Гаврилович — солдат на переправе
  • Соколова, Любовь Сергеевна — женщина на рынке
  • Телегина, Валентина Петровна — пожилая женщина-шофёр
  • Тетерин, Евгений Ефимович — лейтенант
  • Урбанский, Евгений Яковлевич — Вася-инвалид
  • Чубаров, Леонид Архипович — старшина Мосько
  • Юматов, Георгий Александрович — солдат с передовой
  • Юхтин, Геннадий Гаврилович — Сергей Павлов
  • Покровский, Владимир Александрович — Василий Егорович, отец Павлова

Съёмочная группа

Режиссёр-постановщик: Чухрай, Григорий Наумович
Режиссёр:
Второй режиссёр:
Ассистент режиссёра:
Помощник режиссёра:
Режиссёр монтажа: Тимофеева, Мария Николаевна
Режиссёр комбинированных съёмок:
Монтажёр:
Автор сценария: Григорий ЧухрайВ.Ежов
Автор сюжета:
Автор идеи:
Консультант:
Редактор: Рооз, Марьяна Вальтеровна
Оператор-постановщик: Э.СавельеваНиколаев, Владимир Васильевич
Ведущий оператор:
Оператор:
Оператор комбинированных съёмок:
Ассистент оператора:
Художник-постановщик: Немечек, Борис Константинович
Художник:
Ассистент художника:
Художник по декорациям:
Мастер по декорациям:
Декоратор:
Рабочий съёмочной площадки:
Мастер по реквизиту:
Реквизитор:
Художник по свету:
Мастер по свету:
Осветитель:
Художник по костюмам:
Мастер по костюмам:
Костюмер:
Художник по гриму:
Мастер по гриму:
Стилист:
Визажист:
Гримёр:
Главный продюсер
Старший продюсер
Продюсер М.ЧерноваПавел Данильянц
Исполнительный продюсер
Ассоциативный продюсер
Линейный продюсер
Продюсер пост-производства
Ассистент продюсера
Директор картины: Павел Данильянц
Руководитель кастинга
Художественный руководитель
Руководитель съёмочной группы
Бухгалтер
Композитор Зив, Михаил Павлович
Исполнитель музыки
Исполнитель песен
Дирижёр
Музыкальный редактор
Звукорежиссёр
Звукорежиссёр озвучания
Ассистент звукорежиссёра
Дизайнер звука
Редактор звуковых эффектов
Звукомонтажёр
Звукоинженер
Звукооператор
Создатель спецэффектов
Мастер по спецэффектам
Пиротехник
Видеоинженер
Создатель визуальных эффектов
Создатель компьютерной графики
Аниматор
Создатель титров
Балетмейстер-постановщик
Балетмейстер
Постановщик трюков
Каскадёр
Дублёр
Водитель
Другие создатели

Прием

«Баллада о солдате» вышла 1 декабря 1959 года в Советском Союзе, и на ее показах было продано 30,1 миллиона билетов.

Фильм был выпущен в США в 1960 году в рамках советско-американского обмена фильмами во время « холодной войны» . Другие фильмы, показанные в США в рамках этого культурного обмена, включали «Летят журавли» (1957) и « Судьба человека» (1959).

Фильм получил высокую оценку как за техническое мастерство, так и за сильный, но тонкий сюжет. С точки зрения серьезности и беззастенчивой юности главного героя, фильм был признан классикой советских и американских критиков. Рецензент New York Times Босли Кроутер приветствовал способность Чукрая заставить фильм «течь так стремительно, поэтично, что трагедия этого фильма скрывается за нежной лирикой». Он также отметил «два великолепных выступления» Ивашова и Прохоренко.

В 1961 году фильм получил Ленинскую премию , как и его режиссер и продюсер.

Интересные факты

  • Первоначально официальными соавторами сценария были трое друзей — Чухрай, Ежов и Будимир Метальников. Но сотрудничество «на троих» не задалось и Метальников решил отойти от темы. Всё-таки история кинематографа не сильна примерами литературного соавторства (имеется ввиду, соавторства на равных) более чем двух драматургов. Работали Чухрай и Ежов на даче последнего, где в то же время Г.Поженян писал сценарий своей «Жажды».
  • В начале съёмок картины случилось ЧП — Чухрая снёс грузовик и режиссёр с переломами попал в больницу. Пока отлёживался, понял, что первоначально утверждённые на главные роли актёры — «не то». Упросив Олега Стриженова и Лилию Олешникову отказаться от дальнейших съёмок, Чухрай взял двух дебютантов. Сегодня можно сказать, что именно Григорий Чухрай «зажёг» две звезды на небосклоне советского кино.
  • Профессиональное сообщество «Мосфильма» картину, что называется, не приняло. Даже директор фильма некто Данильянц в кабинете министра культуры Михайлова пытался обосрать и картину (на которой работал), и самого Чухрая, сказав тому, что «…армию надо уважать». После этих слов режиссёр-фронтовик потащил «тыловую крысу» (Данильянц всю Великую Отечественную просидел в эвакуации в Ашхабаде) к окну с ярко выраженным намерением выбросить крысу на улицу, а министр фальцетом завопил: «Позовите милиционера!!!».
  • Прокатная судьба картины складывалась непросто. Фильм пустили «вторым экраном» без освещения в прессе. Однако под эгидой «Известий» в стране была опубликована анкета на тему кино, на один из вопросов которой «Какой фильм из последних вам понравился более всего?» советский народ из глубинки ответил: «Баллада о солдате». Результаты анкеты оказались на столе у Хрущёва, Никита Сергеевич посмотрел фильм земляка и в 1959 году фильм уехал в Канны.

Виталий Иванович Попков

Виталий Попков — прообраз Маэстро и Кузнечика

Прообразом легендарного Кузнечика и Маэстро был советский  летчик-истребитель 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка, командир настоящей поющей эскадрильи Виталий Иванович Попков.  Попав на фронт в чине сержанта, молодой летчик резво начал карьеру без разрешения старших по званию, за что и был назначен вечным дежурным.  Но однажды произошло событие, которое изменило судьбу парня: на аэродром зашли 4 вражеских самолета с целью атаки. Сержант не успел даже одеть парашют и обмундирование, впрыгнул в самолет и сбил один из «Юнкерсов», во второй самолет успел сесть брившийся в это время командир полка. На слова командира, почему же остальных упустил, Попков отреагировал мгновенно: «Не успел, вы их своим нижним бельем  распугали». Этот эпизод и вошел в фильм.

Молодой сержант командовал лейтенантами, капитанами и даже майором. Но в 23.00 его всегда отправляли спать по уставу. И только в 1943-м году вместе со Звездой Героя Советского Союза за 16 сбитых самолетов он получил повышение – стал младшим лейтенантом. За все время боевых действий сбил  42 самолета противника лично и 13 в группе.

Был в реальной жизни и случай, не вошедший в фильм: в эскадрильи служил летчик Пчелкин, попавший в немилость к руководству. Но однажды его вызвали в штаб к командующему фронтом маршалу Ивану Коневу. Маршал спросил о количестве сбитых самолетов, на что летчик ответил: шестнадцать. «К званию героя представлены?» — «Не могу знать». Вызвав полковника, не представлявшего своего подопечного к наградам, маршал личным приказом наградил Пчелкина орденом Красной Звезды, 2-мя орденами Красного Знамени и орденом  Ленина. А еще  через 10 дней он получил и звезду Героя. Второго такого одновременного награждения за всю войну не было.

Фильмы

Во время учебы во ВГИКе Владимир Ивашов снялся еще в нескольких картинах. Популярной стала комедия 1962 года «Семь нянек» режиссера Ролана Быкова, в которой артист сыграл Виктора.

Интересно, что в одном из эпизодов герой Семена Морозова, имея в виду Виктора, говорит: «Да он все ждет эту Жанну – артистку Жанну Прохоренко». Фраза была отсылкой к персонажу Ивашова из «Баллады о солдате».

Окончив ВГИК, Владимир Сергеевич поступил на службу в Московский государственный театр киноактера, в котором проработал до 1991 года.

Владимир Ивашов в роли Печорина в фильме «Герой нашего времени»

В 1965 году режиссер Станислав Ростоцкий пригласил Ивашова на роль Григория Печорина в картину «Герой нашего времени». Артист сыграл вместе с Алексеем Черновым, Николаем Бурляевым, Софьей Пилявской и другими актерами. Печорин в исполнении Владимира Сергеевича – яркая, надломленная жизнью личность. Сыгранный десятками артистов герой Михаила Лермонтова ассоциировался у советского зрителя именно с образом, созданным Ивашовым.

В 1968 году на экраны вышел фильм «Приключения неуловимых» с участием артиста. Ивашов сыграл поручика Перова и исполнил вокальные партии. Приключенческая киноповесть Эдмонда Кеосаяна имела оглушительный успех у советских зрителей. Фильм посмотрели 66 миллионов человек. В 1970 году исполнитель снялся в продолжении картины – ленте «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».

Владимир Ивашов — «Русское поле»

В 1972 году вышла экранизация военной драмы Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Режиссер картины с одноименным названием – Станислав Ростоцкий. История девушек, погибших при попытке задержать отряд немецких разведчиков, не оставила равнодушными зрителей. Владимир Ивашов сыграл в фильме «А зори здесь тихие…» ученого, остановившегося на далекой таежной заимке в гостях у семьи героини фильма, Лизы Бричкиной.

В большинстве картин, в которых сыграл Владимир Сергеевич, режиссеры эксплуатировали яркую внешность и популярность актера. Несмотря на большое количество ролей, Ивашов не реализовал полностью свой талант характерного артиста.

Не реализовался он полностью и в театре – за долгие годы работы актер сыграл всего несколько серьезных ролей.

Владимир Ивашов в последние годы

В 1974 году Владимир Ивашов сыграл главную роль партизана Александра Короля в военном фильме режиссера Виталия Четверикова «Пламя». Картина снята по мотивам реальных событий, происходивших на территории оккупированной Беларуси в 1944 году.

В том же году артист сыграл еще в одной военной ленте – пронзительной драме советских и польских авторов «Помни имя свое». В основу фильма легла реальная история семьи Муравьевых – матери и сына, которые были разлучены, став узниками Освенцима.

Последняя роль в фильмографии Владимира Ивашова пришлась на 1993 год. Это была картина Владимира Лаптева «Сыскное бюро «Феликс»». На съемочной площадке вместе с артистом работали Евгений Леонов, Наталья Крачковская, Игорь Дмитриев, Александра Захарова. В жизни Евгения Леонова лента тоже стала последней. Для артистов пришло тяжелое время 90-х. Владимир Ивашов так сказал о своем нежелании сниматься в фильмах: «Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос все, что осталось в человеке доброго, радостного, святого».

Начало пути

Валентина родилась в обычной московской семье 5 мая 1942 года. Как только началась ВОВ отец ушел добровольцем на фронт и погиб в бою. Мама больше замуж не вышла, воспитывала дочь одна.

С раннего детства Валя мечтала о сцене, и в 16 лет пошла учиться на вечернее отделение Школы-студии Театра им. Станиславского. Чтобы улучшить материальное положение, решила вместе с мамой трудиться днем на фабрике.

По характеру Валентина Евгеньевна очень целеустремленный человек, и, наверное, поэтому на достигнутом останавливаться не хотела. В начале 60-х поступила в ГИТИС, параллельно играла на сцене театра им. Станиславского.

Театральные работы и кинематограф

Первый спектакль, в котором приняла участие Маркина, назывался «Раскрытое окно», роль Аллы. Далее её репертуар пополнился постановками: «Винтовка №492116» — Таня Морозова, «Жизнь и преступление Антона Шелестова» — Марина Зотова, «Трехгрошовая опера» — Молли, «Сейлемские ведьмы» — Мэри Люис, «Двенадцать» — Ива, «Сирано де Бержерак» — жена Рагно и др.

кадр из фильма «Баллада о солдате», 1959 год

Несмотря на то, что Маркова снялась в одиннадцати разножанровых фильмах, больше всего у зрителей ассоциируется с соседкой Алеши Скворцова, милой девушкой Зоей. Не сомневаемся, что все помнят сцену, когда Алексей приехал в родную деревню, и не застав маму дома побежал к соседям. Там его встретила Зоя. Оба были рады встречи, и Алексей отметил, как выросла девушка.

После премьеры фильма актер Владимир Ивашев стал кумиром миллионов. У Валентины Марковой была роль намного скромнее, и все же, актриса смогла затронуть сердца зрителей. Позже приняла участие в съемках комедии «Карьера Димы Горина» (1961 год) и военной драме «Третий тайм» (1962 год).

кадр из фильма «Третий тайм», 1962 год

Семья для актрисы всегда была на первом месте, и следующие девять лет она посвятила ей. В кинематограф актрису вернул Вячеслав Бровкин, пригласив на роль дежурной в тюрьме в детективе «Следствие ведут Знатоки». Одного из главных героев играл ее муж, талантливый актер, красавец Георгий Мартынюк.

В 1972-м году промелькнула в военной драме «… А зори здесь тихие», мелодраме «День моих сыновей» и в биографической ленте «Былое и думы». Семидесятые завершила съемкой в жизненной ленте «Светлые ожидания» по рассказам А. Куприна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: