Актеры фильма «гладиатор»: тогда и сейчас

;

История создания фильма и съемки

Нужно было быть достаточно решительным человеком, чтобы в начале 2000-х взяться за работу над картиной в забытом и непопулярном жанре «пеплум».

Деньги выделила компания DreamWorks, первым сценарий увидел Стивен Спилберг – официальный представитель компании. Идея возродить забытый жанр, создать Рим при помощи компьютерной графики и получить прибыль вдохновили Спилберга и Дугласа Вика, и под проект была выделенная значительная даже по голливудским меркам сумма в 100 миллионов долларов.

Сценарист фильма, Дэвид Францони, взялся за написание сценария еще в 70-х годах, когда пеплум был довольно популярен. На написание сценария его вдохновила научно-популярная книга «Идущие на смерть» Д. Мэнникса. Вдохновение Францони искал, путешествуя по Европе и Азии. Быстро нашли и режиссера, способного снимать масштабное кино – Ридли Скотта.

А вот с подбором актера на главную роль вышла небольшая заминка. И Скотт, и Францони видели исполнителем роли Максимуса Мэла Гибсона, но тот наотрез отказался сниматься в ленте, мотивируя тем, что стал староват для таких ролей. После довольно долгих поисков на роль был утвержден Кроу, хотя он и был слишком молодым для легендарного генерала (на момент съемок Кроу исполнилось 35 лет).

Картина снималась в течении 4-х месяцев, зимой и весной 1999 года, съемки проходили в Англии и Марокко. В ленте есть сцены, в которых принимали участие тысячи статистов.

Статистов набирали, в основном, из опытных британских реконструкторов, многие из которых снимались в не менее эпичном «Храбром сердце». Около съемочной площадки стоял целый палаточный городок, в котором жили статисты и многочисленные костюмеры и гримеры.

Для съемок использовали декорации, некоторые строились в натуральную величину. Например, катапульты, способные метать камни на расстояние до 140 метров, были вполне настоящими.

Персонажи имеют основу из римской истории

Нередко в исторических фильмах черты многих исторических личностей сводятся к одному персонажу, и Максимус — один из таких примеров в «Гладиаторе». Хотя Максимус является полностью вымышленным персонажем, образ его был вдохновлен такими фигурами, как борец Нарцисс, который был убийцей Коммода. Цинциннат также частично послужил основой для Максимуса, будучи фермером, который был назначен императором и остановил вторжение в империю, после чего покинул ее после короткого пятнадцатидневного правления. Максимус также вдохновлен Марком Нонием Макрином, полководцем, который был близок к Марку Аврелию и был назначен римским консулом в 154 году нашей эры.

Тиберий Клавдий Помпеян также отражен в Максимусе, который был женат на Луцилле. Он также, возможно, был предпочтительным кандидатом на пост преемника Марка Аврелия, хотя и отказался от этого. В дополнение ко всем этим примерам, Спартак также повлиял на образ Максимуса, в частности, в том, как Спартак поднимает восстание рабов, похожее на восстание Максима в «Гладиаторе». Что касается злодея Коммода, то он был реальным римским императором, который действительно участвовал в гладиаторских боях в Колизее, как показано в фильме. Однако его смерть наступила не там, а обстоятельства его правления как цезаря в значительной степени отличаются от того, что показано в «Гладиаторе».

Иэн Маккеллен — Гэндальф

За роль Гэндальфа в первой части «Властелина колец» Маккеллен выдвигался на «Оскар» и это было уже второй номинацией: тремя годами ранее он попал в список претендентов за работу в драматическом байопике «Боги и монстры».

Мало кто из причастных к созданию трилогии мог похвастаться такими достижениями (даже у Кристофера Ли не было номинаций).

Еще до выхода «Братства кольца» Маккеллен подписал контракт на съемки в другой популярной франшизе – «Люди Икс», которая обеспечивала его работой много лет.

К своему образу доброго волшебника британец вернулся в «Хоббите», после чего сыграл постаревшего Шерлока в фильме «Мистер Холмс», а осенью его можно будет увидеть в драме «Хороший лжец» вместе с Хелен Миррен.

Интересные факты

Незадолго до начала съемок «Гладиатора» Кроу принимал у частие в другом проекте, для которого значительно набрал вес. Для работы в «Гладиаторе» актер похудел на 40 фунтов. На вопрос, как ему это удалось, Кроу ответил, что просто работал на своем ранчо.

Учитывая стилистику заглавной песни, многие ошибочно считали, что трек записан Энией. Однако Эния не принимала участие в записи музыки к «Гладиатору», саундтрек был записан австралийским композитором Лизой Джеррард.

Во время съемок от сердечного приступа умер исполнитель роли Проксимо Оливер Рид. Смерть наступила в местном баре, после того как актер выпил несколько бутылок рома.

Бои с тиграми были сняты без использования компьютерной графики, в них были задействованы специально подготовленные бойцы.

Эштон Кутчер

Если перечислять все популярные фильмы с участием Кутчера, то можно устать. Так много их было! Актеру удавались абсолютно разные роли. От комедийных — например, в фильме «Где моя тачка, чувак?» — до драматических, чего только стоит «Эффект бабочки».

В 2010-х годах Эштон Кутчер стал сниматься гораздо реже, но и в этот период у него были заметные роли. В 2013 он очень круто сыграл Стива Джобса в фильме «Джобс: империя соблазна».

Много обсуждалась и личная жизнь актера. Скандальные новости про его брак и расставание с Деми Мур долгое время не сходили с первых полос газет. Но вот он уже 10 лет живет вместе с актрисой Милой Кунис, у них двое детей.

В последние годы Эштон Кутчер зарабатывает, в основном, не съемками в фильмах, а инвестициями. Он вкладывает деньги во всемирно известные компании — например, Skype, Airbnb, Spotify, Pinterest.

«Возвращение блеска поблекшему жанру»

Звёздная премьера «Гладиатора» состоялась 1 мая 2000 года в Беверли-Хиллз, а в прокат лента вышла на несколько дней позже. В России и ряде других европейских стран показ «Гладиатора» стартовал 18 мая.

За первый уикенд в США картина собрала почти $35 млн (и две недели продержалась на первом месте), а всего в домашнем прокате заработала более $187 млн. Прибыль от зарубежных показов составила около $273 млн, а общие сборы преодолели отметку $460 млн. По результатам года фильм стал вторым по сборам в международном прокате (больше заработал только приключенческий боевик «Миссия: невыполнима 2»).

Кроме того, «Гладиатору» присудили «Золотой глобус» в главной номинации (также награду получили композиторы фильма), пять премий BAFTA, включая приз зрительских симпатий, и многие другие награды. На данный момент у фильма 76% «свежести» по версии Rotten Tomatoes. Зрительский рейтинг картины — 87%.

Критики уделяли особое внимание трём аспектам ленты. Прежде всего, многие хвалили игру Рассела Кроу — журналист The Guardian Питер Брэдшоу даже называл его Максимуса суперменом из Колизея. В 2000-м Кроу уже был знаменит, однако роль в «Гладиаторе» стала одной из самых ярких его работ

В 2000-м Кроу уже был знаменит, однако роль в «Гладиаторе» стала одной из самых ярких его работ.

«Мощные и кровавые боевые сцены, захватывающая история мести и настоящее путешествие примерно на 2000 лет в прошлое — эпическая картина Ридли Скотта об интригах и героизме в Римской империи возвращает блеск и увлекательность поблекшему жанру, который часто становится предметом насмешек и всё же подарил как минимум одному поколению кинозрителей некоторые из самых дорогих воспоминаний юности», — отзывался о фильме критик Тодд Маккарти в статье для Variety.

После успеха фильма Ридли Скотта в последующие годы на экраны вышли «Троя» с Брэдом Питтом и Орландо Блумом, «Александр» с Колином Фарреллом, «Орёл девятого легиона», «Бен-Гур» и многие другие ленты. Однако «Гладиатор» был первым подобным проектом после многолетнего затишья.

Интересно, что фильм Скотта оказал влияние не только на кино, но и на издательское дело. Резкий подъём интереса к античности даже окрестили «эффектом «Гладиатора». Возрос спрос на художественную литературу о римской империи — в частности, на роман Говарда Фаста «Спартак», на основе которого снят известный фильм 1960 года. Также увеличились продажи биографии Цицерона и сочинений императора-философа Марка Аврелия — одного из героев фильма.

Ричард Харрис (1930 — 2002)

Фильм «Гладиатор»: актер Ричард Харрис в роли Марка Аврелия — тогда и последние годы

Марк Аврелий — император Рима, который хотел сделать Максимуса своим преемником и передать власть Сенату, но был убит собственным сыном.

10 лучших футболистов всех времен — тогда и сейчас

Карьера Ричарда Харриса началась в 1958 году. Он снимался в таких фильмах, как “Такова спортивная жизнь”, “Камелот”, “Непрощенный” и “Граф Монте-Кристо”. Долгое время актер отказывался исполнить роль Альбуса Дамблдора в двух картинах о Гарри Поттере, однако согласился после того, как 10-летняя внучка едва не перестала с ним разговаривать. Последним фильмом Харриса стал “Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова”.

Умер артист 25 октября 2002 года, его прах развеяли над Багамскими островами.

В оскароносном фильме Ридли Скотта “Гладиатор” также снимались Спенсер Трит Кларк, Томми Флэнаган, Томас Арана, Джон Шрэпнел, Ральф Меллер и другие.

Производство

Режиссер – Ридли Скотт (“Чужой”, “Ганнибал”, “Черный ястреб”, “Хорошая жена”, “Клондайк”).

Закадровая команда:

  • Сценарий: Питер Крэйг (“Город воров”);
  • Продюсеры: Дуглас Уик (“Деловая женщина”, “Волк”, “Мемуары гейши”), Люси Фишер (“Самый пьяный округ в мире”, “Питер Пэн”, “Великий Гэтсби”), Дэвид Францони (“Джек-попрыгунчик”, “Король Артур”), Лори МакДональд (“Поймай меня, если сможешь”, “Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит”, “Терминал”) и др.;
  • Операторская работа: Дариуш Вольски (“Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца”, “Ворон”).

Студии

  1. MacDonald/Parkes Productions.
  2. Paramount Pictures.
  3. Red Wagon Films.
  4. Scott Free Enterprises.

По словам Дуглас Уика, на момент лета 2020 года готового сценария у создателей пока нет. Авторы озабочены тем, что могут испортить оригинальный фильм сиквелом, поэтому так долго работают над новой историей.

Описание картины «Гладиатор»

180 год до нашей эры. Войска Римской империи под командованием Марка Аврелия ведут войну против германских племен. Максимус Децим Меридий – полководец испанского происхождения, уверенно ведет войска к победе. Под Виндобоной происходит решающая битва, римские легионы во главе с «Испанцем» одерживают победу. Война окончена. Покрытый славой легендарный Максимус, наконец, может вернуться в Испанию, к жене и сыну. Но судьба непредсказуема. Она преподносит сюрприз в виде появления Коммода, сына Марка Аврелия. Дальше события развиваются совсем не так, как планировал славный Максимус…

Император на гладиаторской арене

Больше всего в жизни Коммод любил развлечения. В них ярко проявлялись его стремление к роскоши, жестокость, распутство и мания величия. Гарем императора состоял из более чем 300 женщин. Говорили, что и мужчин в нём было не меньше. Коммод обожал наряжаться в возницу и носиться на колеснице по улицам Рима. Не меньше любил он пиршества с гладиаторами. О выходах Коммода на гладиаторскую арену говорили во всей Римской империи.

Несмотря на то, что в ту пору появление на арене свободного гражданина считалось бесчестьем, Коммод был уверен в том, что император может позволить себе всё. Он участвовал в 735 битвах, причём всегда выходил из противостояния победителем. В чём крылся секрет Коммода-гладиатора? Я уверена, вы уже догадываетесь об этом. Император действительно был искусным воином. Кроме того, ни один из его соперников не имел права оказывать сопротивления. После каждой победы сенаторы кричали Коммоду хвалебные слова, сравнивая его с божеством.

Эдвин Хауленд Блэшфилд «Коммод покидает арену во главе гладиаторов» (фрагмент) / Из коллекции Эрмитажа и садов в Норфолке, штат Вирджиния (США)

Джеймс Ван Дер Бик

Один из главных красавчиков 90-х годов, по которым сходили с ума миллионы девушек по всему миру.

Его карьера пошла вверх после съемок в молодежном сериале «Бухта Доусона». Потом были фильмы «Студенческая команда», «Правила секса» и другие. Сегодня актер продолжает активно сниматься в кино — проекты с его участием выходят несколько раз в год.

С семейной жизнью у Ван Дер Бика также все замечательно. В 2010 году он женился на обычной девушке не из актерского мира. Его избранница на тот момент работала бизнес-консультантом. Сейчас пара воспитывает шестерых собственных детей. Шестой малыш у них родился совсем недавно — в ноябре 2021 года. Да… Если бы 25 лет назад кто-нибудь сказал, что красавчик Джеймс Ван Дер Бик станет примерным семьянином и отцом-героем, то мы бы не поверили. Порадуемся же за него!

Интересные факты[править | править код]

  • Распространённым заблуждением является то, что римский император поднимал большой палец вверх, чтобы показать, что гладиатора следует пощадить, тогда как большой палец, направленный вниз, означал, что для поверженного гладиатора не будет никакой пощады. На самом деле всё было наоборот: большой палец вверх символизировал действие меча (и, следовательно, смерть), а большой палец вниз — меч в ножнах (милость). Съёмочная группа знала об этом во время съёмок фильма, но решила не запутывать зрителей.
  • Это любимый фильм Рассела Кроу из всех американских фильмов, в которых он снимался. Он также называет Максимуса своей любимой ролью.
  • Неожиданным источником информации с точки зрения римской истории была Конни Нильсен, которая всегда была очарована этим периодом. С ней часто консультировались по поводу точных исторических деталей.
  • Мелу Гибсону предлагали главную роль. Он отказался. Ему было 43 года, и он решил, что слишком стар, чтобы играть Максимуса. Кроме того, он и так известен по роли «Безумного Макса», мстящего за убитых жену и сына.
  • Рассел Кроу подружился с сэром Ричардом Харрисом во время съёмок. Оливер Рид же сразу отнёсся к Кроу с неприязнью, несмотря на то, что Рид был хорошим другом Харриса. (А, собственно, почему «несмотря на то», а не «ввиду того»?)
  • Битву с германцами пришлось снимать 20 дней.
  • Джаннина Фасио, сыгравшая жену Максимуса, в 2015 году вышла замуж за Ридли Скотта.
  • Ридли Скотт всегда хотел видеть в роли Коммода именно Хоакина Феникса.
  • Посетив настоящий Колизей, Ридли Скотт заметил художнику-постановщику Артуру Максу, что он «слишком мал», поэтому они спроектировали негабаритный «воображаемый Рим», который был вдохновлён английскими и французскими художниками-романтиками, а также нацистским архитектором Альбертом Шпеером.
  • Рассел Кроу позднее признался, что изначально чувствовал себя недостойным всех похвал и «Оскара» за лучшую мужскую роль, которые он получил за этот фильм. Посмотрев готовый фильм, он решил, что это «режиссёрский фильм», и что «Оскар» должен был достаться режиссёру Ридли Скотту.
  • Любимого волка Максимуса играет самка бельгийской овчарки.
  • В оригинальных черновиках сценария именем главного героя было не Максимус, а Нарцисс (имя человека, убившего Коммода в реальной жизни).
  • Специально для этого фильма было изготовлено более 27 000 доспехов.
  • На роль Максимуса рассматривался Хью Джекман.
  • На роль Коммода рассматривался Джуд Лоу.
  • Антонио Бандерас также рассматривался на роль Максимуса.
  • Ридли Скотт утверждал, что наблюдение Коммода за сном Луция не было проявлением педофилии, а скорее эта сцена предназначена для того, чтобы показать страх Луциллы перед Коммодом.
  • На роль Луциллы пробовалась Дженнифер Лопес.
  • Фильм не понравился известному кинокритику Роджеру Эберту.
  • Костюмы воинов, особенно шлемы, изготавливались в Пешаваре ремесленниками из стекловолокна, а не какого-либо тяжёлого металла.
  • Конни Нильсен и Томми Флэнаган родились в один и тот же день одного и того же года.
  • Реальный Коммод был единственным римским императором в истории, который сражался как гладиатор на арене. Однако он делал это несколько раз, а не один раз. Кроме того, он не был убит на арене, а был задушен в ванне атлетом по имени Нарцисс.
  • Хоакин Феникс настолько увлёкся сценой, когда Коммод в его исполнении убивает своего отца, что после этого фактически упал в обморок.

Исполнитель главной роли

Роль Максимуса писалась создателями специально под Мэла Гибсона, однако, в силу неизвестных причин актер отказался от участия в съемках. Тогда Ридли самолично пригласил Кроу. Главный герой Максимус в отменном исполнении Рассела Кроу восхищает зрителя силой духа и неумолимым стремлением к победе.

Актер известен широкой зрительской аудитории по кинокартинам «Игры разума», «Нокдаун», «Гангстер», «Секреты Лос-Анджелеса» и, конечно, «Гладиатор». Актеры — коллеги Кроу по съемочной площадке — отмечали профессионализм исполнителя.

Например, специально для воплощения на экране Максимуса Расселу пришлось в кратчайшие сроки сбросить 40 фунтов веса, которые были им набраны для участия в фильме «Свой человек» (1999). При этом исполнитель уверял, что не прибегал к помощи специалистов, а просто усердно работал на собственной австралийской ферме.

Также во время съемки первой баталии конь исполнителя испугался и понесся через кустарники, в результате одной из веток была проткнута щека исполнителя. Поэтому рана у героя Кроу была абсолютно настоящей, кровоточащей.

Заложник – Луцилла

Самая могущественная женщина в империи, к которой питают уважение Максимус, в извращенном смысле брат, отец Марк Аврелий и даже члены сената. При всем своем родословном положении, почти в самом начале событий фильма Гладиатор героиня Конни Нильсен становится заложником ситуации. Она прекрасно понимает, что брат убил любимого ей отца, что он после сам не скрывает в разговоре. В этом смысле очень показательна и эмоциональна сцена, где Луцилла дает Коммоду пощечину за содеянное, а после целует императорский перстень, признаваясь в безвыходности ситуации для нее и ее сына. Тогда она еще не осознает, какая опасность угрожает Люцию от дяди. Обстоятельства вынуждают ее молчать по отношению к судьбе Максимуса, которого она до сих пор любит и уважает.

За этой маской покорности, тем не менее, живет женщина, которая готова пойти на свержение своего брата, чтобы избавиться от тирана. Эти планы не имеют какой-то очерченной формы до того, как выясняется, что Максимус жив. Человек, который способен свергнуть императора, объединить людей. Луцилла начинает действовать, почти незамедлительно выходя на связь с генералом. Она уже тогда очень рискует собой и своим сыном, ведь тот же Проксимо мог раскрыть происходящее императору. Нам дают понять, что Луцилла и Грак уже тесно общались раньше и она знала о настроениях в сенате, которым только нужна была искра, которой и стало появление на горизонте мятежного генерала и гладиатора.

Пока в воздухе висит неопределенность, главный женский персонаж фильма вынужден терпеть постоянные угрозы, намеки от собственного брата. Намеки на то, что Коммод питает к сестре нездоровую связь, перерастают в не что большее. Он сначала просит у нее ласки, а после и вовсе признается, что видит ее в своей постели и матерью их будущего общего ребенка, который унаследует великую Римскую империю. Мальчик Люций, в этой ситуации, выступает лишь пешкой в игре угроз.

Слуга Рима — Проксимо

В отличие от Коммода и Максимуса, которые практически не меняют собственные убеждения и ценности между началом и концом истории, преображение работорговца и хозяина школы гладиаторов Проксимо, проходит в классическом ключе развития образа. В первый раз этот персонаж предстает перед нами расчетливым бизнесменом, который не ставит старые знакомства выше дела, как и человеческие жизни выше жизни жирафов, за которых он дает больше денег. Проксимо предельно честен, как с собой, так и со своими подопечными, когда говорит, что он собирается заработать на их смерти. Приглашение вернуться в Рим, после пяти лет запрета боев и скитаний по провинциям империи, теперь приносит ему еще больше золота. Небольшие арены в пустыне уступают место величественному Колизею с его пяти десятью тысячи зрителей и императором среди них.

Когда-то Проксимо сам был гладиатором, причем легендарным настолько, что смог получить свободу от самого императора Марка Аврелия. Его ожесточенное сердце, как мы видим, не пылает особым сопереживанием к таким же рабам, умирающим ради его же обогащения. Но фильм Гладиатор Ридли Скотта тщательно готовит нас к апогею преображения этого образа, которым становится смерть. Проксимо негодует, узнав о неравномерных силах на арене, против его воинов. Он верит в то, что, если ты умелый воин и умеешь управлять толпой – ты способен вершить свою судьбу, как это сделал он однажды. Он не подстраивал боев, когда работал в провинции и давал всем рабам шанс проявить себя, что и показал Максимус, став для публики тем самым “Испанцем”.

Так как лейтмотивом всего фильма выступает вопрос чести, и образ Проксимо пропущен сюжетно через него. Он переживает и радуется за своих гладиаторов во время первой массовой битвы в Колизее. Нам намекают, что он руководствуется не страхом и не только наживой, помогая организовать встречу генерала с сестрой императора, а после с сенатором Граком. Он уважает покойного императора Марка Аврелия, называет его своим другом. Пожалуй, апогеем перемены его отношения к происходящему становится диалог с Максимусом. Сначала Проксимо ссылается на свой статус бизнесмена и отказывается принять участие в мятеже. Но после того, как он слышит фразу: “He killed a men who set you free” (Он убил человека, даровавшего тебе свободу), лицо актера выражает настоящее противоречие эмоций.

После этого мы видим Проксимо, который игнорирует выкрики императорской гвардии. Мы на секунду сомневаемся, куда он идет с ключами, до момента, как понимаем, что к камере генерала. Проксимо говорит, что друзья Максимуса умеют убеждать, подразумевая якобы снова деньги. Однако он прекрасно осознает, что сейчас стража прорвется через ворота и всему его делу придет конец. Проксимо понимает, что жить ему осталось всего несколько минут, поэтому в последние из них он поступает по чести. Даже с уст работорговца сходят философские изречения о том, что все это, в конечном итоге, и они сами – лишь “тени и пыль”

Спокойное принятие смерти со спины символизирует конец пути этого харизматичного героя, более важного для сюжета, чем может показаться поначалу

Сюжет

После окончания затяжной войны, Марк Аврелий решает передать власть Сенату, дабы уничтожить деспотию в республике. Исполнителем своей воли он избирает легендарного Максимуса, но подлый сын императора, Коммод, узнав о планах отца, убивает его. Смерть уготовлена и Максимусу, однако ему удается выжить и вернуться на родину. По возвращении перед ним открывается ужасная картина – его дом разорен, жена и маленький сын зверски убиты.

Максимус теряет последние силы, и становится пленником работорговца. Так легендарный воин становится простым гладиатором.

За короткое время ему удается добиться славы и расположения жестокой римской публики, ему дают прозвище «Милосердный». Но слава имеет и обратную – Коммод узнает, что Максимум жив. Вместе со своей сестрой Луциллой они плетут интриги, цель Коммода – оставаться римским императором, цель Луциллы – сделать императором своего сына.

Максимусу предстоит долгая борьба, на его стороне римляне, его боготворят воины и гладиаторы. Но приемов против человеческой подлости в арсенале Испанца нет. Ему удается убить предателя Коммода, но и сам легендарный Максимус погибает. Он прожил короткую, но яркую жизнь, жил и умер героем, и, пусть на небесах, но воссоединился со своей семьей.

Сюжет[править | править код]

Внимание!  Ниже упоминаются сюжетные повороты или даже раскрывается концовка.

1-й вариант описанияправить | править код

В великой Римской империи не было военачальника, равного генералу Максимусу. Непобедимые легионы, которыми командовал этот благородный воин, боготворили его и могли последовать за ним даже в ад.

Но случилось так, что отважный Максимус, готовый сразиться с любым противником в честном бою, оказался бессилен против вероломных придворных интриг. Генерала предали и приговорили к смерти. Чудом избежав гибели, Максимус становится гладиатором.

Быстро снискав себе славу в кровавых поединках, он оказывается в знаменитом римском Колизее, на арене которого он встретится в смертельной схватке со своим заклятым врагом…

2-й вариант описанияправить | править код

В последние дни своего правления Марк Аврелий, стареющий император, поверг своего сына Коммодуса в ярость, объявив своим наследником Максимуса. Рвущийся к власти Коммодус убивает своего отца и приказывает убить Максимуса. Последний, узнав об этом, прячется и скрываясь, становится рабом-гладиатором. В конце концов, Максимус возвращается в Рим, чтобы противостоять своему главному сопернику…

3-й вариант описанияправить | править код

Римская империя, II век нашей эры. Престарелый император Марк Аврелий решает сделать военачальника Максимуса своим преемником, дабы тот, как честный человек, вернул государственную власть в руки народа и Сената. Конечно, это приводит в ярость Коммода, сына императора. Юноша убивает отца, расправляется с семьей Максимуса и пытается уничтожить самого полководца. Однако великого воина не так легко убить. Максимус возвращается в Рим — теперь уже не предводителем легионов, а рабом-гладиатором…

4-й вариант описанияправить | править код

Максимус — влиятельный римский полководец, которого любит и уважает народ, а также престарелый император Марк Аврелий. Перед своей смертью император назначает Максимуса своим наследником и следующим повелителем Рима в обход своего родного сына Коммода. Но после его кончины борьба за власть только начинается. В итоге Максимуса, отказавшегося присягнуть Коммоду, приговаривают к смерти. Но полководцу удаётся бежать и возвратиться домой. Но там Максимус обнаруживает всю свою семью убитой. Могущественный некогда полководец после смерти родных смиряется не только с поражением на военном олимпе, но и со своей участью изгоя. Максимуса заставляют принимать участие в гладиаторских боях до тех пор, пока однажды его кто-нибудь не убьёт. Но Максимус не хочет цепляться за свою пропащую жизнь всеми возможными способами, выигрывая поединки. Он одержим мыслью когда-либо добраться до самого верха трибун, где сидит его палач, и взглянуть Коммоду в глаза. И вот однажды труппа гладиаторов Максимуса приезжает на выступления в Рим…

Критика, рецензии

Критики, в целом, оценили ленту Ридли Скотта положительно, хотя некоторые и отмечали излишний пафос некоторых сцен. Также создателей фильма упрекали в исторической недостоверности – «неточностей», и в самом деле, было немало. Марка Аврелия никто не убивал – он умер от чумы, звания генерала в те времена не существовало, как и кистеней с моргенштернами. Коммод с пяти лет был цезарем, так что место на троне ему было обеспечено в детстве безо всяких интриг.

Большинство критиков все же сошлись на том, что «Гладиатор» — качественный, захватывающий, красивый фильм и получил пять Оскаров вполне заслуженно. И пусть в ленте есть неточности, присутствует некоторая слащавость и нотки пафоса, «Гладиатор» был и остается одним из ярчайших представителей современного кино об античности.

Где «Гладиатор» использует историческую вольность

В фильме «Гладиатор» значительно вымышлены элементы правления Марка Аврелия и Коммода, в частности, смерть первого. На самом деле Коммод не убивал своего отца, а Марк Аврелий умер во время антониновой чумы. До своей смерти Марк управлял Римом бок о бок со своим сыном в течение трех лет, а Маркоманнские войны, изображенные в начальной сцене битвы Гладиатора в Германии, продолжались и после смерти Марка. Сын Луциллы Луций Верус (Спенсер Тэт Кларк) также вымышлен, он умер до того, как Коммод стал Цезарем, и большая часть правления Коммода также драматизирована в целях сюжета.

Коммод правил как цезарь в течение двенадцати лет. Вместо того чтобы умереть в Колизее, он был убит Нарциссом в своей ванне. Луцилла также участвовала в заговоре с целью свержения Коммода, но после того, как ее поймали, была сослана на Капри перед последующей казнью. Смерть Коммода также привела к Году пяти императоров в 193 году н.э., когда разгорелась борьба за власть: Пертинакс, Дидий Юлиан, Песценний Нигер, Хлодий Альбин и Септимий Север стали править как цезарь.

Кво Вадис (2001)

Об эпохе императора Нерона современники оставили самые противоречивые воспоминания. Если в первые годы римский монарх боролся с коррупцией и уменьшал налоги, то затем охладел к управлению государством и занялся творчеством и спортом. Особенно же главный римлянин прославился неслыханными оргиями и изобретательными казнями. По одной из легенд в поисках поэтического вдохновения Нерон поджег древнюю столицу, обвинив в пожаре христиан. Клевета спровоцировала массовые расправы над последователями Христа, о чем креативный правитель ни разу не пожалел.

Оригинальное названиеQuo VadisЖанрДрамаАктерыПавел Делонг, Магдалена Мельцаж, Богуслав Линда…СтранаПольша, СШАРейтингКинопоиск – 7.8, IMDb – 5.7Возрастные ограничения16+

Культура

Конечно, такое значительное явление не могло найти отражения в культуре. Многие деятели искусства вдохновлялись боями гладиаторов.

Картины

В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Pollice verso», что переводится с латыни как «поворот большого пальца».

Картина передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единогласный вердикт разгоряченной толпы, и обреченность побежденного, признающего свое поражение. Сейчас шедевр находится в музее искусств (phxart.org) города Финикс, штат Аризона.

Целый цикл посвятил воителям итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).

Впечатляющий портрет «Гладиатор» создал в 2008 году Андрей Шишкин.

В музыке

https://www.youtube.com/watch?v=7DldI22ObPoVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Ария – Колизей (https://www.youtube.com/watch?v=7DldI22ObPo)

Песня «Колизей», представленная слушателям в 2002 году, ярко рассказывает о судьбе пленника, который стал гладиатором. Автор текста Александр Елин смог подобрать очень выразительные слова, дающие возможность почувствовать переживания героя и атмосферу боев.

Настоящие тигры и смерть Оливера Рида

Съёмки картины проходили с января по май 1999 года. Они стартовали в Германии — там были проработаны открывающие сцены. Затем группа получила разрешение на съёмки на лесном участке рядом с аэропортом около Голуэя. По словам Ридли Скотта, впоследствии там планировалась стройка и лес в любом случае должны были вырубить. Владельцам земли оказалось выгоднее отдать её для сожжения кинематографистам, чем чистить самостоятельно.

Над сценами в Древнем Риме шла работа на Мальте, в форте Рикасоли. Из гипса и фанеры была построена копия части римского Колизея высотой порядка 16 м. Возведение конструкции заняло несколько месяцев и обошлось примерно в $1 млн. С обратной стороны сооружения отстроили комнаты, установили скульптуры, колоннады, торговые площадки и разместили мебель для ряда сцен.

Съёмочная группа стремилась к максимальной натуралистичности. И это касалось всех аспектов съёмочного процесса. Одна из знаковых сцен «Гладиатора», когда во время сражения Максимуса с Тигром из Галлии на арене появляются живые тигры, была снята с участием настоящих животных. Они находились всего в 5 м от Рассела Кроу. На площадке постоянно присутствовал ветеринар с дротиками-транквилизаторами, готовый усыпить зверей, если что-то пойдёт не так.

Даже ловушки в деревянном полу, из которых выпускали тигров в этой сцене, действительно применялись для подобных целей в Колизее и были выполнены с исторической точностью.

В одной из сцен Максимус описывает свой дом. Он рассказывает, как устроена его кухня, как пахнет в доме утром и ночью. Ничего из этого не было в сценарии. Рассел Кроу сам придумал речь и описал свой настоящий дом в Австралии.

Ридли Скотт всегда позитивно относился к подобным инициативам актёра. Он отмечал, что Кроу — соавтор картин, в которых снимается.

«Когда Рассел берёт на себя роль, он привносит много полезного, действительно выкладывается, и у него много идей. Как только мы выбрали его на роль Максимуса, он начал читать сочинения Марка Аврелия и знакомиться с историей Римской империи. Он и по другим темам очень начитан», — цитирует режиссёра The Hollywood Interview.

Значительные корректировки претерпела и открывающая сцена, в которой Максимус идёт по пшеничному полю. Изначально предполагалось, что эти кадры станут последними, но уже на монтаже было принято решение перенести их в начало.

Ещё одной причиной частичной переработки сценария стала смерть актёра Оливера Рида за три недели до окончания съёмок. Его герой Проксимо очень важен для сюжета, поэтому в страховке Рида был пункт, согласно которому создатели фильма могли переснять все сцены с другим актёром. Однако Ридли Скотт принял решение сохранить кадры с участием Рида. В результате финальные сцены были переписаны, а фильм доделывали с помощью CGI и дублёра.

«Оливер был тем, кого я бы назвал «очаровательным негодяем». Он был замечательным актёром, невероятно глубоким. Я знал, что для этой роли мне нужен актёр типа Роберта Шоу, который был крепкий как кремень, но также имел чувствительную сторону. Таких актёров, как Шоу и Рид, осталось совсем немного. В их числе Ричард Харрис и Дэвид Хеммингс, но оба уже задействованы в фильме», — рассказал режиссёр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: