Гераклит-диалектик античного мира
Следующий шаг в понимании движения и становления всего мира сделал Гераклит из Эфеса (ок. 540 — ок. 480 до н.э.). Не случайно его считают первым диалектиком античного мира. «Диалектика (от греческого dialektike — искусство вести спор) — учение о всеобщей связи явлений и развитии, источником которого признается наличие противоречий в окружающем человека мире и в его сознании» Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. — М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. — C. 31..
Согласно диалектической точке зрения, в мире все развивается и не стоит на месте. До нас дошло ставшее широко известным изречение Гераклита Эфесского: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» Там же, с. 32., где он уподобил мир течению реки.
Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Движение — это жизнь. Вот почему Гераклита считают одним из основателей наивной диалектики. Гераклит первым начал размышлять над проблемами познания. Он подчеркивал трудности, которые возникают в процессе познания, неисчерпаемость предмета познания.
Фундаментальное понятие у Гераклита — «борьба» (войны, распри): «Все происходит через борьбу и по необходимости» Там же, с. 32.. Однако Гераклит видит не только борьбу противоположностей, но и гармонию. «Враждующие соединяются, и все происходит через борьбу» Там же, с. 32.. Гармония выражает единство мира, составленного из противоположных качеств, стихий, стремлений. Идея гармонии противоположностей ведет Гераклита к другим мыслям: об универсальной текучести, изменчивости, но в то же время — устойчивости и постоянстве, единстве явления и сущности.
Образ потока всего сущего считался главной идеей Гераклита, выраженной в знаменитом утверждении «все течет», был своего рода навязчивой идеей многих его толкователей, упускавших из виду то, что с не меньшей настойчивостью он указывал и на устойчивость, постоянство, закономерную общность явлений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно: то, изменившись, есть это» Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. — М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. — С. 33..
Основой всего Гераклит считал огонь: «Этот космос… не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим» Там же, с. 33.. В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен исходному первоначалу у представителей милетской школы. С другой стороны, это понятие у Гераклита представляло и определенный методологический принцип. Огонь невозможно представить себе неподвижным, он всегда в движении; признание огня основой мироздания стало обоснованием динамики развития, постоянных изменений. Поэтому Гераклита считают основателем диалектики.
Логос Гераклита, пишет известный исследователь античности А.Ф. Лосев, «в одинаковой степени есть и отвлеченность и жизнь; божественное существо и мировое целое, мировой закон и мертвое тело, т.е. огонь, идеальная форма и физическая стихия, вселенский разум и субъективно-человеческий критерий истины» Алексеев П.В. История философии. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 48..
Вот в чем специфика античной диалектики, которая находит у Гераклита наиболее отчетливое воплощение. Логос Гераклита — выражение логической структуры Космоса, всего мира, данного в живом созерцании. Противоположности мирового целого выступают здесь в тождестве друг с другом. Но это нельзя представлять так, что за противоречивым миром явлений лежит неизменный и вечный непротиворечивый Логос, как его ни назови: Бог, мысль, закон и т.д. Гераклит увязывает с Логосом определенное постоянство, особенно, когда говорит о нем как о божественном существе: «У Бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, а другое справедливым» Алексеев П.В. История философии. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 49..
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Петр Бернгардович Струве, русский философ
- Историческое осознание категории бытия
- Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека
- Интуитивизм
- Философский смысл законов сохранения — Основные законы сохранения
- Философия французского просвещения
- Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования
- Свободомыслие как многовековая традиция: возможен ли научный атеизм?
- Античная философия
- Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз
Нравоучения Пифагора
В III в. до н. э. в рукописном виде появились некоторые нравоучения Пифагора, его предсказания и пожелания, которые назывались Священное слово.
Позднее их частично переложили на стихи, которые назвали Золотые стихи. Вот фрагмент из этих стихов-предсказаний в переводе И. Петер:
Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных,
Им. возвещая, священная все открывает природа
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь
Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях,
И руководствуйся подлинным знанием — лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,
Станешь нетленным, и вечным, и смерти не знающим богом.
Пифагор прожил примерно 40 лет (по другим сведениям — 56 и даже 90). Но и 40 лет — возраст вполне достойный для того далекого времени.
В памяти людей этот ученейший муж, философ, основатель учения о переселении душ остался известен также как математик, определявший геометрические закономерности окружавшего его мира, содействовавший развитию математических, астрономических и географических знаний.
Учение Пифагора о волшебных числах, с помощью которых можно познать и измерить мир, позволило в дальнейшем определить движение светил на небосводе, создать календарь, измерить расстояния и прочие земные величины.
Его начальная геометрия позволила активно развиваться строительству, архитектуре и даже музыке.
Его теория переселения бессмертных душ оказала большое влияние на эзотерическое учение в иудаизме — Каббалы, которое появилось позднее, спустя столетия, в XII в. и получило большое распространение в XVI в.
Математика и музыка. Рисунок 1492 г.
Творчество
Ещё в госпиталях после ранения Эдуард Асадов снова писал стихи. Именно поэзия стала для него той целью, ради которой молодой человек решил жить всем смертям назло, после жуткого приговора врачей, что он больше никогда не увидит солнечный свет.
Он писал про людей и животных, про мир и войну, про любовь и доброту, про природу и жизнь.
В 1946 году Эдуард стал студентом литературного института, который окончил в 1951 году и получил красный диплом. Во время учёбы в институте объявили конкурс среди студентов на лучшее стихотворение, Асадов принял участие и стал победителем.
1 мая 1948 года вышел журнал «Огонёк», в котором впервые напечатали стихи Асадова. Это был праздничный день, мимо шли на демонстрации счастливые люди, но большего счастья, чем Эдуард в этот день, наверное, не испытывал никто.
В 1951 году увидела свет его первая книга стихов под названием «Светлые дороги». После этого Эдуард Асадов стал членом Союза писателей СССР. Он начал ездить по Советскому Союзу, по большим городам, маленьким деревням, встречался со своими читателями, беседовал. Многое из этих бесед находило потом отражение в его стихах.
Росла его популярность, а читатели заваливали поэта письмами, люди писали о своих проблемах и радостях, а он черпал из их строк идеи для новых стихов. Известность никак не повлияла на характер Асадова, он до конца жизни оставался скромным и добрым человеком. Больше всего в жизни он верил в добро.
Его сборники стихов выходили тиражами в 100 тысяч и мгновенно раскупались с полок книжных магазинов.
Всего вышло около 60 сборников с его стихами и прозой. Назвать лучшие стихи поэта Эдуарда Асадова не получится, потому что они все настолько трогают душу, так глубоко проникают в сознание, что порой меняют человеческие взгляды на жизнь. Не зря говорят: «Почитай стихи Асадова, и ты увидишь мир и жизнь совсем по-другому».
Чтобы взглянуть на мир по-другому и начать жить по-настоящему, достаточно прочитать такие стихи Эдуарда Аркадьевича:
- «Когда мне встречается в людях дурное»;
- «Стихи о рыжей дворняге»;
- «Я могу тебя очень ждать»;
- «Не привыкайте никогда к любви».
У Асадова есть и прозаические произведения: повесть «Фронтовая весна», рассказы «Разведчица Саша» и «Зарницы войны». Занимался Эдуард Аркадьевич и переводами узбекских, калмыкских, башкирских, казахских и грузинских поэтов на русский язык.
Что говорил Пифагор о душе человека
Указывая на небо, Пифагор говорил своим эзотерикам, что вечная душа зарождается в дальних высотах, на небесах.
Оттуда, с высот, она спускается на землю, ищет подходящее тело человека или животного и вселяется в него. После смерти начинается переселение души от умершего человека к вновь рожденному.
Для наглядности он чертил на песке схемы и числа и почти всегда добавлял свое любимое — 207. Почему? Он утверждал, что хорошо помнит тех людей, в которых жила его душа последние 207 лет…
Он якобы помнил, как жил 207 лет назад, помнил, как в него вошла чужая душа.
Обращаясь к ученикам, Пифагор утверждал, что главная задача математики состоит в том, чтобы не только найти божественный смысл каждого числа, но и его суть, так как число определяет сущность каждой души.
Поэтому каждому человеку надо найти свое число, которое обеспечит бессмертие души. Кто найдет, тот обрыщет.
Философия Анаксагора
Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы(прежде всего Анаксимена)и учения о бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом – умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли («вечный перводвигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он «содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.
Фрагменты:
1. DK II, 5–44;
2. Lanza D. Anassagora. Testimoniale е frammenti. Firenze. 1966.
Литература:
1. Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972;
2. Он же. Анаксагор. М., 1983;
3. Таннери Л. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, Гл. 12;
4. Schofield M. An Essay on Anaxagoras. Cambr.–N. Y., 1980;
5. Guthrie W.К.С. History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1971;
6. Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981;
7. Furth M.A. «Philosophical Hero»? Anaxagoras and the Eleatics. – «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 9, 1991, p. 95–129;
8. Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial. – «Mnemosyne», 32, 1979, p. 39–60; 1980, 33, p. 17–95.
И.Д. Рожанский
Приложения
Библиография
- Редакции
( фр ) Анаксагор из Клазомен. Фрагменты и свидетельства , двуязычное издание, английский перевод и примечания Патрисии Курд, Торонто, University of Toronto Press , 2007.
- Общие работы
- Жан-Поль Дюмон , Дократические школы , Париж, Галлимар , сб. «Фолио / Очерки»,1991 г., 956 с. ( ISBN 2-07-032610-1 ) , стр. 594–659 «Анаксагора, A: жизнь и философия, B: фрагменты». .
- Поль Таннери , За историю эллинской науки: от Тале до Эмпедокля , Париж, Готье Виллар,1930 г.( перепечатка 2-го издания)
- Пол Кудерк , История астрономии , т. 165, Париж, Университетское издательство Франции , сб. «Что я знаю? «,1966 г.( Реп. 6- е изд. 1974 г.) ( 1- е изд. 1945 г.) 128 с.
- Об анаксагоре в целом
- Андре Лакс , «Анаксагор» , в Жак Бруншвиг и Герллойд (en) (преф. Мишель Серр ), Le Savoir grec , Фламмарион,1996 г.( ISBN 208210370-6 ) , стр. 571 по 581.
- (о) Patricia Творог, «Анаксагор» , в Эдвард Н. Залты , The Стэнфордского энциклопедия философии , исследовательская лаборатория метафизика, Стэнфордский университет,2019 г..
- Чарльз Мюглер, « Проблема Анаксагора », Revue des Études grecques , vol. 69, н.у.к. . 326-328,Июль-декабрь 1956 г., стр. 314–376 . .
- Клеманс Рамну , » Восстановление Анаксагора «, Archives de Philosophie , vol. 43, п о 1,1980 г., стр. 75–98
- Об отдельных аспектах Анаксагора
- Даниэль Бабут , « Анаксагор, судимый Сократом и Платоном », Revue des Études grecques , vol. 91, н.у.к. . 432-433,1978 г., стр. С 44 по 76
- (в) Андре лаках , » Кризис Мышления является Анаксагор„Мы “ , Южный Журнал философии , п о 31 (дополнение)1993 г., стр. 19 по 37.
- Чарльз Маглер, « κένον Платона и πάντα ὁμοῦ из Anaxagore », Ревю де Études grecques , т. 80, п ос 379-383,Январь-декабрь 1967 г., стр. 210-219 .
- Эммануэль Гольфин, « Фукидид и Анаксагор или философское происхождение мысли историка? », Dialogues d’histoire ancien , vol. 33, п о 22007 г., стр. 35-56 .
- Марко В. Гарсия Квинтела, « Антропология и колонизация в Анаксагоре (DK 59 B4 и ее исторический и социальный контекст) », Ancient Society , vol. 31,2001 г., стр. 329–341
- Исидоро Муньос Валле, « Проблема гомеомерии в системе Анаксагора », Классическая античность , т. 45, п о 21976 г., стр. 587-592 .
- Арно Масе, « Афинская наука о природе. Обещание и Завет Анаксагора », Méthexis , vol. 24,2011 г., стр. 21–43
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
Досократический |
|
---|---|
Ионическая школа | Фалес , Анаксимандр , Анаксимен , Архелай ( Милетская школа ) · Гераклит Эфесский ( Эфесская школа ) · Анаксагор · Метродор Лампсак · Кратил |
Пифагорейская школа | Алкмеон Кротонский · Архит Тарентский · Эпихарм · Филолай · Пифагор · Тимей Локровский · Ксенофил · Ксуф |
Элейская школа | Ксенофан из Колофона · Парменид · Зенон Элейский · Мелисса · Эмпедокл |
Атомисты ( Abderitans ) | Анаксарх · Бион из Абдеры · Демокрит · Левкипп |
Софисты | Антифон · Критий · Горгий · Гиппий · Ликофрон · Полос · Поликрат Афины · Продик · Протагор · Фрасимах |
Другой | Диоген Аполлонийский · Ферекид Сиросский |
Математика Древней Греции |
|
---|---|
Математики | Адраст · Анаксагор · Анфимия из Тралла · Антифонт · Аполлоний · Архимеда · Архит · Аристарх · аристей Старший · Аристотель · Автолик · Бион · Боэций · Брайсон · Каллипп · Запястье · Chrysippus · Клеомед · Конон · Ктезибия · Демокрит · Дикеарх · Диоды · диофантовых · Динострат · Dionysodoros · Domninos · Эратосфен · Eudemian · Евклида · Eudoxius · Eutocios · Еврита · Geminos · Геликон · цапли · Гиппарх · Гиппаса · Хиппиас · Гиппократ · Ипатия · Гипсикл · Исидор Милетский · Léodamas · Leo · Маринос · Менехм · Менелай · Метродор · Никомахов · Никомед · Nicotèle · Œnopide · Летучка · Персеус · Филолый · Филон · Порфирий · Posidonios · Птолемей · Пифагора · serenos · Soudinès · Sporos · Фалес · Theano · Theatetus · Теодор · Феодосий · Теон Александрийского · Теон Смирна · Тимарид · Ксенократ · Зенон Элейский · Зенодор |
Хронология математиков | Фриз математиков Древней Греции |
Договоры | Альмагест · Палимпсест · Арифметика · · Элементы · · Величины и расстояния до Солнца и Луны (Гиппарх) · Движущаяся сфера · Счетчик из песка |
Проблемы | Задача Аполлония · Возведение круга в квадрат · Дублирование куба · Поперечное деление угла |
Центры | Платонская академия · Александрийская библиотека · Кирена |
Биография Пифагора
В этом рассказе много от легенды. Пифагор не оставил после себя никаких записей. Он любил читать и рассуждать, а его рассуждения записывали ученики.
Они же и создали его необыкновенную биографию, в которой отделить правду от вымысла уже невозможно.
Пифагор родился на острове Самос, расположенном в Эгейском море, отсюда его прозвище Самосский. Его отец был зажиточным человеком, занимался торговлей, мать происходила из знатного рода Анкея.
Во времена Пифагора остров был центром ионийской культуры и стал родиной ряда великих деятелей Античности, в том числе философа Мелисса, известного своим учением, что бытие бесконечно во времени; Эпикура, развивавшего идею наслаждений; и астрономов Аристарха и Аристилла.
Великий историк древности Геродот называл Самос одним из райских уголков, климат которого способствовал творчеству его жителей.
Его родители были жителями греческого острова Самоса, поэтому Пифагора называют также Самосским.
Отец Мнесарх работал камнерезом, по другим сведениям, занимался торговлей, считался богатым купцом, много путешествовал.
Предсказательница сообщила Мнесарху, что у него родится сын, который принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.
Отец был так рад этому предсказанию, что назвал новорожденного сына Пифагором, что значит тот, о ком объявила Пифия, а свою жену Партениду, представительницу знатного рода, переименовал в Пифаиду.
Странствия Пифагора
Из дома Пифагор ушел в 18 лет, почувствовав себя совсем взрослым. Физически он был крепким, готовым ко многим испытаниям.
Всю свою жизнь он путешествовал по разным странам, посетил Египет, Фракию, Рим, где слушал разных ученых людей, приобщался к чужой мудрости.
Несколько лет Пифагор провел в плену у персидского царя, который приблизил его к себе и любил с ним вести беседы на научные темы.
Пифагор между тем продолжал учиться у персидских магов совершать различные чудеса.
По словам античных авторов, он встречался чуть ли не со всеми известнейшими мудрецами той эпохи — греками, персами, халдеями, египтянами, поэтому впитал в себя самые передовые знания того времени, был посвящен во все мистерии — тайные доктрины — греков и варваров.
На 40-м году жизни Пифагор поселился наконец в южноиталийской колонии, городе Кротоне, где и основал общество своих последователей.
Его школу называли по-разному: философско-научной и в то же время религиозно-магической, в которой обучались посвященные, или эзотерики, в отличие от остальных, непосвященных, которых называли экзотерики.
Именно в его школе зародилась числовая теория и учение о бессмертии и переселении человеческих душ.
Пифагор. Фрагмент картины Афинская школа. Художник Рафаэль
Жизнь и учение
Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей. Родился в Клазоменах, в Малой Азии около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии.
Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие отношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид.
Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов (как утверждает Мария Солопова, — за утверждение, что солнце является раскаленной глыбой). Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер в 428 году до н. э.. «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» — гордо говорил он.
В противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам, и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (νοῦς, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир.
По всей видимости, Анаксагор первым предположил, что Солнце — вовсе не бог, а «большой, величиною с Пелопоннес, раскалённый камень», которому слишком плотная атмосфера Земли мешает продвигаться дальше тропиков.
Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (др.-греч. νοῦς) — тончайшее и легчайшее вещество — приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются — так возникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (др.-греч. ἄμυκτον, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.
Рубаи Омара Хайяма и вклад в мировую литературу
При жизни Омар Хайям был известен благодаря своим трудам и открытиям в научной сфере. Однако он также увлекался философией и поэзией. Так, множество стихотворных афоризмов, которые называются рубаи, сочинил Омар Хайям. Стихи содержали мысли автора о человеческой жизни и знаниях.
Интересно, что с годами количество стихов, авторство которых присваивали Омару Хайяму, неуклонно росло, и достигло 5000 четверостиший. Известно, что многие вольнодумцы использовали имя ученого, чтобы донести свои мысли в широкие массы. Ученые считают, что Омар Хайям, цитаты которого столь прочно засели в умах современных любителей литературы, сочинил от 300 до 500 стихов. Однако невозможно доподлинно выявить, какие из них действительно принадлежат перу философа.
Многие фразы Омара Хайяма изобилуют вольнодумством, широтой мышления, а также могут показаться богохульными для того времени.
Долгое время после смерти ученого имя Омара Хайяма находилось в забытье. По воле случая записи стихов попали в руки английскому поэту Эдварду Фицджеральду, который, заинтересовавшись находкой, перевел труды на латынь, а позже на английский язык. Поскольку писал Омар Хайям о любви и жизни, книга с его рубаи стала очень популярной в викторианской Англии и не только.
У него есть стихи, способные вдохновить в трудный период жизни, есть те, что позволят читателю заглянуть в темные глубины своей души. Эти короткие стихи пронизаны мудростью, грустью и юмором, все самое жизненное и ценное собрано в рубаи Омара Хайяма.
Слава об Омаре Хайяме быстро распространилась по миру, а знание его творчества стало признаком образованности. Интерес к творчеству Омара побудил многих ознакомиться и с другими трудами его жизни, благодаря чему научные достижения были открыты вновь, переосмыслены и дополнены.
Окутана легендами и домыслами его биография. Омар Хайям является одним из светил мировой литературы, однако при его жизни мало было известно о его литературных достижениях. С уверенностью можно сказать только то, что человек являлся истинным гением своей эпохи, талантливым и одаренным во многих областях. Его поэтический гений отличался мудростью, дерзостью, юмором и любовью. Хотя и нельзя с уверенностью сказать, какие рубаи были написаны самим поэтом, тем не менее практически все четверостишия пропитаны философскими мыслями, соединяющие в себе гибкость ритма, четкость и лаконичность. Свободный дух и вольнодумство присутствуют в каждом втором стихотворении.
Свободный перевод Эдварда Фицджеральда стал одним из самых удачных и популярных в начале двадцатого столетия. Позже переводом начали заниматься и другие писатели и любители. В настоящее время фразы Омара Хайяма цитируют все: ведущие праздничных мероприятий, в студенческих работах и просто в повседневной жизни при удачном случае.
Омар Хайям, цитаты которого стали широко известными и востребованными спустя много веков, развил жанр рубаи и довел его до совершенства, оставив послание последующим поколениям, пропитанные непринятым в давние времена вольнодумством.