Любовь, семья
Интерес для поклонников представляют не только фильмы Жозиан Баласко. Личная жизнь актрисы и режиссера также занимает общественность. В 1974 году звезда, тогда еще будущая, начала встречаться с французским актером Бруно Муано. Спустя семь лет Бруно и Жозиан объявили о своем расставании, причины чего остались за кадром.
Первым мужем Баласко стал скульптор Филипп Берри, работы которого пользуются известностью во Франции. В 1983 году у супружеской четы родилась дочь Марилу, несколькими годами позже Жозиан и Филипп взяли на воспитание мальчика Руди.
В 1999 году актриса снималась в картине «Сын француза», благодаря чему познакомилась с Джорджем Агиларом. Служебный роман привел к расставанию Баласко с мужем. В 2003 году Жозиан согласилась выйти замуж за Джорджа, актеры до сих пор вместе. Агилар сыграл ключевые роли в некоторых фильмах, снятых его супругой, к примеру, «Клиентка французского жиголо», «Экс-женщина моей жизни».
Детство и юность
Режиссер и сценарист появился на свет в конце зимы 1900 года в деревне Каланда, что в испанской провинции Арагон.
Луис — первенец бывшего участника испано-американской войны и предпринимателя Леонардо Бунюэля и Марии Портолес, которая младше супруга на 25 лет. После рождения сына в семье появились еще шестеро детей, и все в столице Арагона — Сарагосе, куда Бунюэль-старший с женой перебрались из деревенской глуши после появления первенца.
В городе Луис отправился в иезуитскую школу, где царили строжайшая дисциплина и религиозное образование. Мальчик остро реагировал на тяжелую атмосферу в школе и после ее окончания превратился в ярого противника католической веры.
Окончив школу, Луис продолжил образование в Мадридском университете. Он не сразу нашел себя: сначала изучал агрономию, затем метался между философией, историей и литературой, окончил вуз со степенью в области искусств.
В студенческие годы и началась творческая биография Бунюэля, влившегося в богемное сообщество Студенческой резиденции. Здесь будущий режиссер и сценарист близко сошелся с Федерико Гарсией Лоркой и Сальвадором Дали.
Получив диплом, Бунюэль отправился в Париж. За 2 года до этого, в 1923-м, скончался его отец.
Биография и личная жизнь Луи де Фюнеса
Малыш родился в 1914 году в небольшом французском городке. Во Францию переехали мать и отец Луи, так как родные молодых людей возражали, чтобы они вступили в брак.
С детских лет звезда мирового кино умел говорить на нескольких иностранных языках. Умел разговаривать по-английски, по-французски и по-испански. Парень отлично рисовал, поэтому ему прочили карьеру художника. Де Фюнес научился играть на пианино. Он больше всего любил джазовую музыку, поражал своих друзей. В сложные времена наш герой зарабатывал игрой на пианино в одном из парижских ресторанчиков.
Луи развлекал публику своей игрой и весёлыми гримасами. В это время сделала новый виток его биография. И личная жизнь Луи де Фюнеса стала протекать с девушкой по имени Жермен. После рождения сына Даниэля влюблённые расстались. Причиной стала новая влюблённость мужчины.
Уже через несколько месяцев был официально зарегистрирован брак, в котором появились на свет два сыночка. Первого наш герой назвал Патриком, а второго – Оливье. Брак продлился более 40 лет. Лишь смерть великого комика прекратила отношения супругов.
В середине 40-х наш герой стал играть в кино. Сначала это были эпизодические роли. Но артист не теряет надежды сыграть у самых популярных кинорежиссёров.
С 1961 года Луи предложили сыграть в кинофильмах о Фантомасе. С этого момента он становится неимоверно популярным. После этого мужчины сыграл ещё в нескольких десятках кинокартин. Он награждён несколькими премиями и наградами французской киноакадемии, среди которых особое место отводится Ордену почётного легиона.
В 1980 году де Фюнес попробовал в режиссёре. Он снял кинофильм «Скупой». В планах актёра был ещё один фильм, который так и не был снят.
Звезда мирового кинематографа написал сценарии к нескольким кинокартинам. По его сценариям были сняты «Оскар», «Замороженный», «Жандарм и инопланетяне», «Суп с капустой» и другие.
Хотя мужчина ушёл из жизни ещё в начале 80-х годов прошлого столетия, но число почитателей его таланта не уменьшается. Каждый год работы артиста собирают большое число поклонников.
Уход Луи де Фюнеса произошёл в 1983 году. У мужчины произошёл сердечный приступ. Врачи помочь артисту не успели. Вызванная скорая помощь лишь констатировала смерть звезды «Фантомаса».
«Я всегда работал в согласии со своей совестью. Ни один из моих фильмов не содержит ни одной мельчайшей детали, противоречащей моим нравственным или политическим убеждениям. «
Отношения
Бунюэля и Дали не остались секретом для публики.
Дали, с его гипертрофированным вниманием к своей
персоне, первый сообщил миру о разрыве отношений
со старым другом по Мадридскому университету, с
которым его связывало бурное начало парижского
сюрреалистического периода, и два фильма, в одном
из которых он практически уже не принимал
участия, отказавшись от работы в самом начале.
Его имя стояло в титрах, по мнению посвященных в
эти дела друзей, исключительно благодаря
любезности и благородству Бунюэля, так как один
придуманный Сальвадором Дали гэг все-таки вошел
в фильм. “Золотой век” не принес виконту
успеха у парижского высшего общества
Впервые
показанный в ноябре 1930 г. гостям, он был встречен
ими чрезвычайно холодно, а на следующий день
виконт узнал, что исключен из “Жокей-клуба”
“Золотой век” не принес виконту
успеха у парижского высшего общества. Впервые
показанный в ноябре 1930 г. гостям, он был встречен
ими чрезвычайно холодно, а на следующий день
виконт узнал, что исключен из “Жокей-клуба”.
Вскоре, предваренный длинным
манифестом, подписанным сюрреалистами, фильм был
показан широкой публике в “Стюдио-28”.
Демонстрация в переполненном зале
сопровождалась погромом и грубыми выходками
национал-патриотов, которые срывали и рвали
вывешенные в фойе полотна сюрреалистов Ива
Танги, Сальвадора Дали, Хоана Миро, Макса Эрнста,
Ман Рея. Через шесть дней префект полиции Парижа
Жан Шьяпп запретил фильм. Луис Бунюэль, не
лишенный злопамятности в принципиальных
вопросах, через много лет отомстил этому
гонителю сюрреализма в “Дневнике горничной”,
где в финале отвратительный насильник, убийца и
фашист выкрикивает: “Да здравствует Шьяпп!”
Интересные факты
Дочь Жозиан Баласко Марилу решила пойти по материнским стопам. Девушка уже может похвастаться ролями в нескольких известных комедиях. К примеру, Марилу Берри сыграла одну из ключевых героинь в фильме «Случайно беременна», вышедшем в 2016 году. Интересно, что ее коллегой по съемочной площадке оказалась собственная мать.
В самом начале своей карьеры актриса Баласко подумывала изменить имя. Некоторое время она пыталась представляться как Клементина, однако вскоре вновь превратилась в Жозиан.
Уже в школьные годы у Баласко появился лишний вес, однако она никогда не переживала из-за этого, любила себя такой, какая она есть. Одноклассники наградили Жозиан уважительным прозвищем «Мозг», отдавая должное ее изобретательности и смекалке. Дружеская кличка ей очень нравилась.
Сюрреализм
Луис Бунюэль — первый и, пожалуй, до сих пор главный сюрреалист мирового кино. Как утверждал сам режиссер, решающее влияние на его взгляды, культуру и искусство оказало его вхождение в парижский кружок художников-сюрреалистов в середине 1920-х годов.
В студенческие годы он сдружился с Сальвадором Дали, ведущим представителем направления от живописи. С ним же Бунюэль сделал свой дебют, «Андалузского пса» (1929), первый в истории кино последовательно сюрреалистичный фильм. Новаторство картины заключалось в том, что кадры сменялись не по сюжетной логике, а по логике сновидений, свободных и причудливых ассоциаций. Из возникавших идей в фильм намеренно отбиралось наиболее спонтанное, иррациональное и не поддающееся «психологическим или культурным объяснениям».
Кадр из фильма «Андалузский пес» (1929) / Фото: Les Grands Films Classiques
В дальнейшем творчестве Бунюэль постоянно обращался к сюрреализму. Иногда он выстраивал целые сюжеты вокруг обстоятельств сюрреалистичного, абсурдного толка. Например, в «Ангеле-истребителе» (1962) завязка сюжета связана с тем, что после роскошного званого ужина герои по некой мистической причине никак не могут покинуть пределы гостиной. А в «Скромном обаянии буржуазии» (1972) несколько представителей среднего класса пытаются отобедать, но им постоянно мешают самые нелепые факторы.
Кадр из фильма «Скромное обаяние буржуазии» (1972) / Фото: 20th Century Fox
Еще один характерный способ создания сюрреалистического эффекта — зацикленность, повторяемость одних и тех же ситуаций и реплик. Скажем, в «Ангеле-истребители» герои несколько раз представляются друг-другу, что рождает странный эффект. Но иногда этот прием используется в рамках не одного фильма, а нескольких. Так режиссер говорил о своей «средневековой» трилогии, включающей ленты «Млечный путь» (1969), «Скромное обаяние буржуазии» (1972) и «Призрак свободы» (1974): «Одни и те же темы, подчас те же фразы встречаются во всех трех картинах».
Кадр из фильма «Ангел-истребитель» (1962) / Фото: Gustavo Alatriste
Также любопытно, что Бунюэль иногда подчеркивал сновидческий характер эпизода, как, например, в «Забытых» (1950), где использован рапид, но чаще граница между сном и реальностью никак формально не маркируется. Меняется лишь градус абсурдности действия. На таком балансировании выстроены поздние работы, вроде «Скромного обаяния буржуазии». Для Бунюэля нет различия между сном, видением, галлюцинацией, явью. Его интересует их взаимовлияние и взаимопроникновение.
Последние годы жизни и смерть
В 1967 году Луи сделал своей Жанне потрясающий подарок: он выкупил и провёл реставрацию в фамильном замке Клермон, который принадлежал когда-то её семье. Замок располагается неподалёку от Нанта, его полное восстановление обошлось де Фюнесу в 830 000 франков.
Напряжённый график работы актёра сказывался на его здоровье. В 1975 году Луи перенёс два инфаркта. Медики советовали оставить кино и больше отдыхать. После этого супруги де Фюнес продали квартиру в Париже и окончательно перебрались в замок Клермон. Луи собрался писать мемуары, но потом забросил их, увлёкся рыбалкой, садом, огородом, цветоводством. Если он отправлялся по своим угодьям, то никогда не приходил обратно с пустыми руками, каждый раз нёс супруге небольшой букет цветов или хотя бы свежий сорванный с грядки томат.
27 января 1983 года Луи де Фюнеса не стало. С вечера у него болело сердце, а утром он вышел и позвал жену, сказав, что ему одиноко самому в комнате. Это были его последние слова.
Он сделал всё, что должен успеть мужчина за время своего пребывания на земле. Луи – отец трёх сыновей. Он не просто построил дом, а выкупил и отреставрировал родовое семейное поместье. А вместо посаженных деревьев он изобрёл новую разновидность розовых кустарников, которые назвали его именем.
Но самое главное ‒ он подарил радость и смех всему миру. Теперь невозможно представить, каким было бы кино ХХ века без его комедий. Многим поначалу не нравится присутствие Луи де Фюнеса на экране, своей чудаковатостью и мельтешением он раздражает. Но стоит лишь подольше посмотреть фильм и присмотреться к этому обаятельному актёру, как уже его следующее появление встречается с радостью. Луи удалось сделать мир хоть чуточку, но светлее, а каждый, кто смотрел фильмы с де Фюнесом, становился хоть капельку, но добрее.
Рассмешить людей это не просто искусство, а Божий дар, Луи доставал из сердца то, что у него внутри. Сам себя он считал обыкновенным человеком, таким же, как и все, только когда ему улыбнулась удача, он поймал её и удержал.
«От кино я требую, чтобы оно было свидетелем всего значительного, что происходит в реальной жизни на нашей планете. «
Но если другие великие
кинематографисты, например Феллини и Висконти,
избежали этой участи, то только потому, что их
фильмы, пусть и не все, поступали к нашему зрителю
после их выхода на экран в Европе с небольшим
разрывом во времени и относительной
регулярностью.
Судьба Бунюэля была совершенно иной.
При его жизни ни одна из его картин не была
показана здесь в кинотеатрах. Его картины
“второго” периода, его шедевры “Забытые”,
“Назарин”, “Виридиана”, через взаимоотношения
человека с обществом и религией трактовавшие
глубинные вопросы жизни, не были известны даже
профессиональной кинематографической публике.
Это было самое запретное имя, и Бунюэль это знал.
Моя книга – сборник статей о Бунюэле, его
интервью и статьи, сценарий “Виридианы”
(шедевра, актуальность которого лишь усиливается
со временем) – в сильно усеченном и истерзанном
виде вышедшая в 1979 г., одиннадцать лет находилась
под запретом в издательстве “Искусство”. И
неспроста: первая же книга с этим именем на
обложке пробила брешь в стене замалчивания
великого испанца и разошлась в считанные дни.
Так кем же был этот человек, дон Луис
Бунюэль, этот “ужасный испанец”, арагонец,
получивший мировое признание, автор знаменитых
французских, мексиканских и испанских фильмов?
Приход в кино
В 1925 году он оказался в столице Франции, где через год начал заниматься в киношколе, которую возглавлял знаменитый режиссер Жан Эпштейн. Дебютом испанского дарования в кино считают 6-минутную короткометражку «Андалузский пес».
Во французской столице Луис занимался дублированием фильмов компании «Парамаунт Пикчерз». В 1934 году его супругой стала Жанна Рукар. Перед женитьбой Бунюэль встречался с ней целых 8 лет. После свадьбы молодожены отправились в столицу Испании, где Луис продолжил заниматься дубляжом в мадридском отделении компании «Уорнер Бразерс». Затем он стал продюсером местной киностудии «Фильмофоно», на которой принял участие в создании восемнадцати картин.
Когда в стране началась Гражданская война, Луис первое время оставался жить в Мадриде, но в 1936 году оказался в Женеве, а чуть позже – в Париже, где создавал и каталогизировал киноленты, пропагандирующие республиканскую идеологию.
В 1947 году Луис переехал в Мексику, где в течение восемнадцати лет выпустил 21 картину. Хотя критики считают, что большинство фильмов испанского режиссера этого периода – настоящая «халтура».
Детство
Луи появился на свет 31 июля 1914 года. Произошло это в одной из коммун французского департамента О-де-Сен Курбевуа. Местечко расположено северо-западнее Парижа, до центра столицы всего лишь 8 км.
Полностью имя родившегося мальчика звучало так – Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарза. Его папа, Хизпан Карлос Луис де Фюнес де Галарза, принадлежал к аристократическому севильскому роду и имел испано-португальские корни. По образованию он был юристом, но после того, как переехал во Францию, занялся огранкой алмазов.
Мама также имела португальские и испанские корни, проживала в Севилье. Родители Луи познакомились в Испании, откуда оба были родом. Но когда вопрос стал о женитьбе, их семейства были против этого брака. И тогда, чтобы официально стать мужем и женой, в 1904 году они уехали во Францию.
В доме безраздельно хозяйничала мама, очень темпераментная женщина. Луи был у неё любимчиком и умел своими проказами рассмешить её порой до колик.
То, что мальчик талантлив, было видно с раннего детства. Не каждый его друг среди мальчишек мог похвастаться, как де Фюнес, знанием сразу трёх языков – английского, испанского и французского. Хотя в остальном он был обычным ребёнком: бегал с друзьями на Сену ловить рыбу, любил рисовать, обучался игре на фортепиано.
Однако больше всего маленького Луи привлекало кино. Он с энтузиазмом смотрел фильмы с его любимым Чаплиным и копировал за ним все ужимки. У мальчика было жгучее желание – стать актёром. Но родителям сказать об этом он боялся, потому что понимал: ни отец, ни мать не одобрят его желания и наложат строгий запрет на актёрскую карьеру. Всё, что оставалось ему, ‒ это дурачиться в школе, пародировать учителей, строить рожицы одноклассникам. Ребята дали ему смешное, но безобидное прозвище – ФюФю.
Фестивальные успехи
В 1951 году кинолента Бунюэля «Забытые» была отмечена на Каннском кинофестивале за лучшую режиссуру. Через восемь лет он снял «Назарина» по роману, который написал испанский классик Бенито Перес Гальдос. Этот фильм также участвовал в Каннском кинофестивале и стал обладателем Международного приза. В 1961 году на этом же кинофоруме Бунюэль представил свою «Виридиану», которая получила «Золотую пальмовую ветвь». Через 10 лет режиссер снова приехал на Каннский кинофестиваль со своим фильмом «Джонни взял ружье», который стал обладателем приза ФИПРЕССИ и Гран-при.
На Венецианском кинофестивале в 1965 году его «Симеону-пустыннику» вручили специальный приз жюри, а «Дневная красавица» на этом же кинофоруме два года спустя пополнила коллекцию наград режиссера «Золотым львом».
kinopoisk.ru
Первые роли
В 1973 году начинающая актриса Жозиан Баласко впервые оказалась на съемочной площадке. Она сыграла небольшую роль в короткометражке «Нападение». Вскоре девушка поняла, что внешность, которая не отвечает стандартам красоты, может стать серьезным препятствием на ее пути к успеху. Режиссеры не видели Жозиан в главных ролях, ей приходилось играть невыразительных персонажей второго плана.
К примеру, в мистическом триллере мэтра Полански «Жилец» девушка сыграла сотрудницу офиса. В комедии «Чудовище» Клода Зиди она изобразила продавщицу супермаркета. Баласко решила не опускать руки и не смиряться с отсутствием достойных ролей.
Режиссерский метод
Хотя фильмы Бунюэля за счет сюрреалистичной составной могут производить впечатление хаотичного спонтанного абсурда, режиссер работал в строгом, подчиненном целям экономии режиме. Он тщательно готовился, снимал быстро, не любил отклоняться от сценария, который прописывался максимально детально и подробно, и еще до съемочного периода представлял, как картина будет выглядеть на монтаже.
Режиссер Луис Бунюэль / Фото: AP/TASS
Режиссер избегал излишней «красивости» в кадре, так как считал, что она отвлекает от содержания. Но он часто прибегал к съемке длинными кадрами. Это связывают с желанием обходиться по-максимуму без монтажа, а также с тем, что продюсерам сложнее вмешиваться в однокадровые фрагменты. Он не любил снимать много дублей, обычно ограничиваясь одним-двумя. При этом почти не обсуждал с актерами их образы и задачи, а все указания сводил к простым физическим действиям, вроде «повернись направо», «пройди по коридору и зайди в дверь».
«Мои запросы кинозрителя состоят в том, чтобы кино мне что-то открывало, а это случается крайне редко.»
Приехав из
Мадрида в Париж в 1925 г., Бунюэль вскоре предъявил
миру свои первые, сюрреалистические фильмы:
“Андалусский пес”, а затем “Золотой век” –
скандальные, загадочные, вызывающие, не
предназначенные для логического анализа.
Бунюэль невысоко оценивал попытки их логических
объяснений. “Мне доводилось слышать или читать
более или менее изобретательные толкования
“Андалусского пса”, но все они одинаково далеки
от истины. Вместе с Дали мы брали гэги и предметы,
какие только приходили на ум, а затем безжалостно
отбрасывали все то, что могло хоть что-нибудь
значить”, – говорил он в одном из своих интервью.
“Золотой век” снят по заказу
известного парижского мецената виконта Шарля де
Ноай. В конце 1929 г. он финансировал два фильма,
которым было суждено сохранить в истории кино
его и без того знатное имя: “Золотой век” Луиса
Бунюэля и “Кровь поэта” Жана Кокто. Знаменитый
потомок древнего рода де Ноай подал пример,
которому, к сожалению, не многие последовали: он
оплатил полностью все расходы по производству
двух фильмов, благородно предоставив художникам
полную и неконтролируемую свободу.
Первоначально Дали и Бунюэль
намеревались использовать в новом фильме гэги и
находки, не вошедшие в первую картину. Сценарий
назывался “Андалусским зверем”, и фильм должен
был стать в некотором смысле продолжением
“Андалусского пса”. Бунюэль начал снимать в
Париже, а затем уехал к Дали в Кадакес, на
Коста-Брава. Однако в Кадакесе их совместное
творчество ограничилось единственным съемочным
днем, произошла ссора, и Бунюэль закончил картину
совершенно самостоятельно.
Даже великие люди считают себя неудачниками
Большую часть своей жизни, вплоть до 1960-х годов, когда к Луи пришла слава и признание, он считал себя абсолютным неудачником. Все, что он делал, оборачивалось или крахом, или нищетой, или отказами. Реальный, не экранный де Фюнес был очень мрачным человеком, да еще и прижимистым — экономил даже когда стал хозяином барочного замка времен Людовика XIV.
Он очень рано облысел, всю жизнь был некрасив, его рост был всего 164 см. Так что де Фюнес отличался зажатостью и стеснительностью. Однажды, уже во времена успеха, журналист, взявший у Луи интервью, сказал: «И как этому мрачнейшему человеку удается смешить всю Францию?!». Сам де Фюнес объяснял это так: «Я торгую весельем с 9 утра до 7 вечера».
Фильмы
Перебравшись в середине 1920-х во Францию, Луис Бунюэль заинтересовался кинематографом. Добыв журналистское удостоверение, он по 3 раза в день посещал кинозалы.
Деньги на дебютную ленту «Андалузский пес» Бунюэлю дала семья Дали. В первом кинохите режиссера, вышедшем в 1928-м, зрители впервые встретились с сюрреалистической «эстетикой шока», методом, используемым Бунюэлем во всех следующих работах. Картину не приняли: зрители и кинокритики потребовали запретить показ из-за жестокости и неприличных сцен.
Второй фильм под названием «Золотой век» вышел спустя 2 года и вызвал еще больший скандал. Лента была снята Бунюэлем в тандеме с Дали и пролежала на полке полвека, запрещенная властями.
С 1932-го по 1947-й в творчестве мастера образовалась затяжная пауза. Фильмография не пополнялась из-за разразившейся на его родине гражданской войны, в которой Бунюэль встал на сторону республиканцев. В 1938-м режиссер, преследуемый фашистским режимом, перебрался в Америку. Он подрабатывал в Голливуде дублером, озвучивая испанские фильмы.
В 1943-м Луис переехал в Мексику. К режиссуре вернулся через 3 года, сняв 19 из 33 своих лент. Еще через 3 года испанец по национальности получил гражданство приютившей его страны.
После выхода двух ярких картин — «Большое казино» и «Большой кутила» — Бунюэль снял ленту «Забытые», которую позже критики назвали лучшей в его творчестве. К мастеру, наконец, пришли признание и награды. В 1951-м на Каннском фестивале испано-мексиканскому режиссеру вручили приз.
Через 10 лет Франко позвал Бунюэля вернуться в Испанию, и тот согласился. Дома он снял киношедевр «Виридиана», который запретили на родине, но наградили Гран-при в Каннах. Следующие картины мэтра, среди которых «Дневник горничной», «Дневная красавица» и «Тристана», пополнили золотой фонд мирового кинематографа. В двух последних драмах в главной роли снялась Катрин Денев.
Лента «Скромное обаяние буржуазии» принесла режиссеру «Оскар». Попрощался Бунюэль со зрителями в 1977-м, когда на экраны вышла драма-притча «Этот смутный объект желания».
Молодость
После школы Луи сразу начал свой трудовой путь. Сидеть на родительской шее он не собирался, на хлеб зарабатывал себе сам, поэтому брался за любую работу, какая только попадалась. Счетовод и чистильщик обуви, чертёжник и коммивояжер, посыльный и скорняк. Много чего пришлось перепробовать Луи де Фюнесу: мех выделывал, молоко по утрам развозил, витрины парижских магазинов оформлял. Меняя так часто род своей деятельности, парень начал задумываться о театре: почему бы точно также не меняться в ролях?
И тут ему повезло: в парижском районе Пигаль он устроился в ресторан тапёром (это музыкант, чаще всего пианист, который сопровождает игрой на инструменте немое кино либо танцы). Очень быстро Луи стал пользоваться популярностью среди посетителей заведения. Народ искренне веселился, наблюдая, как де Фюнес во время игры корчит гримасы.
Так как работать в ресторане приходилось вечером и ночью, днём Луи ходил на занятия к Рене Симону на драматические курсы. Вскоре ему даже стали доставаться роли в небольших театрах.
Когда Париж оккупировали германские войска, Луи оставался в городе, он устроился работать в музыкальную школу, где преподавал сольфеджио. По вечерам он играл в ресторанах джаз и исполнял популярные песенки перед пьяными немцами, каждый в то время выживал, как мог. Сам де Фюнес не воевал, от армейской службы его освободили ещё в 1939 году по причине слабого здоровья. Но он не раз ездил во французские военные лагеря, где выступал перед солдатами.
Примечания и ссылки
- ↑ и Произношение на американском испанском языке, записанное в соответствии со стандартом API .
- (in) Питер Б. Флинт: « Луис Бунюэль умер в возрасте 83 лет; Кинематографист на протяжении 50 лет » , New York Times ,30 июля 1983 г..
- Encyclopædia Universalis , том III, 1985, ст. «Луис Бунюэль» Жана Колле , с. 1109 .
- Йорис-Карл Хьюисманс , Вот там .
- (es) Эральдо де Арагон , , на heraldo.es .
- Луис Бунюэль.
- Тьерри Рош, Декоративное искусство в Лионе с 1910 по 1950 год , Beau Fixe, стр. 117.
- Согласно «Дневнику горничной» , демонстранты маршировали с криками «Да здравствует Чиаппе!». »
- (es) » Real Decreto 1181/1981, de 8 de mayo, por el que accept la Medalla al Mérito en las Bellas Artes, en su category de Oro, al Actor y Director don Fernando Fernán-Gómez » , Boletin Oficial del Estado , Мадрид, п о 147,20 июня 1981 г., стр. 14139 .
- Пьер Бильяр, Le Mystère René Clair: 9 — Сатрап в зеленом пальто , Плон,1998 г. , стр. 375-388