Личная жизнь
В жизни артиста было три женщины, с которыми он был в разное время счастлив. Супруги актёра занимались творческой деятельностью и каждая его любила.
Первая жена — Надежда Надеждина
В 1946 г. во время учёбы в студии МХАТ Пуговкин влюбился в свою однокурсницу Надежду Ленину и стал настойчиво за ней ухаживать.
первая жена Надежда Надеждина
Вскоре они поженились. Решив посвятить свою жизнь сцене, молодая актриса взяла творческий псевдоним — Надеждина.
В 1947 г. Михаил женился на артистке театра и кино Надежде Владимировне Надеждиной.
с женой Надеждиной
В 1948 г. у них родилась дочь Елена.
с дочерью Еленой
В те времена молодые актёры переезжали из разных городов в поисках своего театра и режиссёра, жили в общежитиях или на съёмных квартирах. Воспитывать ребёнка было сложно, поэтому родители Надежды забрали маленькую Лену к себе в Смоленск. Супругам приходилось постоянно работать отдельно друг от друга, гастролировать, редко видеться, и это повлияло на их дальнейшие отношения. Семейная жизнь дала трещину, они разошлись.
Надежда Надеждина с дочерью
Дочь Елена
с дочерью Еленой и внуком Михаилом
С дочерью и внуком у Пуговкина сложились тёплые отношения.
Вторая жена — Александра Лукьяненко
Однажды на гастролях Михаил Пуговкин выступал на концерте в качестве ведущего, где пела Александра Лукьянченко.
Они обратили внимание друг на друга. Постепенно тёплые чувства переросли в большую любовь
Вернувшись в Москву, стали встречаться тайно, так как Лукьяненко была замужем, имела двух взрослых дочерей. Несмотря на разницу в возрасте — Александра старше Михаила на 11 лет, поверив в искренность чувств, решилась на развод с мужем и переехала к артисту в маленькую коммунальную квартиру.
со второй женой
В 1961 г. Пуговкин женится во второй раз на Александре Николаевне Лукьянченко. Она поверила в талант актёра, оставила сцену, чтобы посвятить всю себя мужу.
Супруги вместе ездили на гастроли, читали сценарии, репетировали. В период их отношений Пуговкин сыграл свои лучшие роли в комедиях Леонида Гайдая. Во втором браке он понял, что такое настоящее счастье.
Супруги прожили счастливо 32 года. Во втором браке хотя и не сразу, но наладились отношения с единственной дочерью Еленой.
со второй женой и дочерью
Но 1 апреля 1991 г. после долгой болезни Александра Николаевна ушла из жизни. Михаил Иванович тяжело переносил потерю. Звёздный час и расцвет карьеры артиста произошёл во многом благодаря супруге Александре Николаевне Лукьянченко.
Третья жена — Ирина Лаврова
После смерти Александры Лукьянченко Пуговкин замкнулся в себе. Он практически перестал сниматься и решил уехать из Москвы. В этот тяжёлый период Ирина Лаврова, администратор Союзконцерта в Ялте, пригласила Михаила на гастроли.
Вскоре он приехал в Ялту, где начал играть в Театре киноактёра, а также ездил с творческими выступлениями по Крыму.
с Ириной Лавровой
В 1999 г. супруги вернулись в Москву, где основали «Киноцентр Михаила Пуговкина». Они прожили вместе до самой смерти актёра.
Ответы на самые популярные вопросы о фильме
Расскажем краткую справку о кинофильме в ответах и вопросах:
- Где снимали фильм «Судьба» 1977 года?
Съемки проходили в Смоленске. В романе действие происходило в Брянской области — это родина автора Петра Проскурина. Однако режиссер предпочел снимать в Смоленске, поскольку этот город максимально подходил под написанный сценарий.
По какой книге снят фильм «Судьба»?
В основу киноленты лег роман Петра Проскурина «Судьба». Роман состоит из нескольких частей. По первой — «Любовь земная» Евгений Матвеев создал одноименный фильм в 1974 году, который стоит смотреть перед «Судьбой».
В каком году был снят фильм «Судьба»?
Работа над лентой началась в июле 1976 года — к октябрю 1977 года картина была полностью готова и «вышла в прокат».
В каком жанре создана кинокартина?
Здесь возможно несколько вариантов — обычно ленту называют мелодрамой, фильмом о войне.
Какой актер в главной роли?
Режиссер кинофильма Евгений Матвеев сам сыграл роль главного персонажа Захара Дерюгина. Он также был и соавтором сценария картины вместе с Петром Проскуриным. Маню Поливанову сыграла великолепная Ольга Остроумова.
Какая кинокомпания занималась производством ленты?
«Мосфильм» — одно из ведущих предприятий в области киноиндустрии. Компания существует уже более 90 лет.
Публикации о фильме
Режиссёр Леонид Луков, которого мы знаем по его прежним работам и особенно по талантливо сделанной «Большой жизни», и на этот раз создал свежую и по-новому интересную картину. Весь фильм пронизан светлым юмором, и даже в «грустных» сценах «огонёк юмора» освещает события ласковым приятным светом.
Можно не сомневаться, что фильм будет тепло встречен зрителем. В картине имеются отдельные недостатки — боевые эпизоды сняты авторами несколько наивно. Немцы, например, наступают в фильме густой толпой и покорно падают всем подразделением от первой очереди советского пулемёта. Но, по-моему, в данном случае удача основного поэтического замысла далеко перекрывает значение отдельных недочётов.
Сюжет картины чрезвычайно прост. Два бойца — один кузнец с Урала (актёр Б. Андреев), другой — сварщик из Одессы (актёр М. Бернес) — соединены дружбой, чудесной, глубокой, нежной и преданной, такой, какая часто возникает между хорошими людьми в тяжёлой военной обстановке. Эта дружба чиста, лишена какого бы то ни было расчёта и полна естественного оптимизма. Она напоминает дружбу юношей-школьников, стихийно верящих в себя и друг в друга и в свою будущую счастливую жизнь. Уже этот органический, глубокий оптимизм, расцветающий в тяжёлом военном труде, по-моему, составляет первую прекраснейшую удачу картины.
Вспомните фильмы: о войне, скажем, сделанные во время войны, — они не напоминали её ничем, всё было наврано, кроме внутреннего душевного настроя. Что осталось от фильма «Два бойца»? Душа — исполнение Бернесом песни «Тёмная ночь». Бернес весь уходит в песню. И благодаря тому, что песня более условна и не притворяется войной, вся липовая фактура, в этот момент его окружающая, начисто перестаёт действовать на нервы, растворяется в правде песни.
Карьера и роли в кино
Первой
роли ждать долго не пришлось, режиссер Вера Строева пригласила принять участие
в съемках драмы «Право отцов». К сожалению, кинолента не сохранилась.
Параллельно снималась еще в двух картинах: о строительстве Днепрогэс –
«Штурмовые ночи», и о жизни студентки Гаркуши – «Рождение героини».
Вера Шершнева. Кадр из фильма «Большая жизнь» (1946). Фото: kino-teatr.ru
Далее
Шершневу пригласили на роль секретаря комсомольской организации в картину
«Эшелон №…». В белокурую красавицу влюбился режиссер киноленты Леонид Луков.
Служебный роман закончился свадьбой. Вера Дмитриевна стала для Лукова не только
женой, но и музой, хотя их творческий дуэт продлился не долго. А вот семейная
жизнь была счастливой. Супруги прожили почти пятьдесят лет вместе.
Через пару лет актриса сыграет ведущие роли в драмах «Молодость» и «Я люблю», режиссером которых являлся её муж. Но всенародную любовь и признание Вере Шершневой принесла киноповесть «Большая жизнь» Леонида Лукова.
В сюжете рассказывается о темпераментном и веселом парне Валуне, который устраивал дебоши после очередной пьянки. Но влюбившись в гордую и красивую девушку Соню, задумывается о своей разгульной жизни.
Вера Шершнева. Кадр из фильма «Александр Пархоменко» (1942). Фото: kino-teatr.ru
Премьера
первой серии картины состоялась в феврале сорокового года. Вторую серию Луков
снял только через шесть лет, а в прокат она вышла в декабре 1958-м года.
Великолепно подобранному актерскому составу может позавидовать любой режиссер:
Борис Андреев, Петр Олейников, Вера Шершнева, Марк Бернес, Степан Каюков, Иван
Новосельцев, Лаврентий Масоха и др.
«Шаланды полные кефали». Поёт Марк Бернес, 1943 год
Блестящему творческому дуэту Шершнева-Луков многие завидовали. Каждый новый фильм проходил с большим успехом, популярность актрисы и режиссера с каждым годом росла.
В 1942 году состоялась премьера исторической ленты «Александр Пархоменко», а через год зрители увидели и полюбили военную экранизацию «Два бойца». Луков опять пригласил всенародных любимцев в свою киноленту (Б. Андреев, М. Бернес, Л. Масоха, В. Шершнева, Я. Жеймо). В картине так же звучат песни «Темная ночь», «Шаланды полные кефали», «Бессмертный Ленинград» в исполнении Марка Бернеса.
Король шлягеров
К слову, зрители обожали Бернеса-певца даже больше, чем Бернеса-актера. Одной из первых его звездных ролей стал образ красноармейца Кости Жигилева в фильме «Человек с ружьем» — в этой картине он исполнил песню «Тучи над городом встали». С тех пор всякий раз, когда Бернес играл в кино, он обязательно пел. «Любимый город» в ленте «Истребители», «Шаланды, полные кефали» и «Темная ночь» в фильме «Два бойца»… И ролей, и композиций было много — сложно перечислить все.
Его киношные мелодии записывали на пластинки, он ездил в гастрольные туры, в том числе за границу… Стоило Бернесу спеть понравившуюся ему новую композицию, как она тут же становилась шлягером — у него был особый нюх на подбор репертуара. В 1960 году он исполнил «Враги сожгли родную хату» — свою самую пронзительную песню, после чего стал в СССР звездой первой величины и вдобавок любимцем женщин. Нечего и говорить, что у каждой советской девушки была открытка с фотографией Марка Наумовича.
Самое интересное, что Бернес не просто не имел музыкального образования и природных вокальных данных, — он даже нот не знал: называл их «чаинками». Да что там — у него вообще толком не было образования, в том числе театрального, зато обаяния и харизмы хватало в избытке. Именно умение преподнести себя помогло 17-летнему Марку, сыну харьковскому старьевщика, только вчера приехавшему в Москву, устроиться в массовку сначала в Малом театре, а потом и в Большом. А дальше — попасть в основную труппу Московского драмтеатра, пусть и на роли «кушать подано».
Как-то раз на репетиции спектакля Бернес едва не провалился позорнейшим образом, начисто забыв текст. А все из-за того, что загляделся на свою партнершу — 19-летнюю Полину Линецкую, которую все звали «Паолой» из-за особой, итальянской красоты. Марк тут же объявил друзьям, что женится на девушке. Конечно, те подняли его на смех: где уж ему, нищему безвестному актеру, зариться на приму театра, к тому же жену обеспеченного инженера? Однако дальше случилась история в духе булгаковских «Мастера и Маргариты»: через пару лет Паола… в самом деле бросила богатого мужа и ушла к Бернесу.
Роман с Паолой начинался совсем как в «Мастере и Маргарите». Фото: Public domain
Война
Михаил, прибавив себе в военкомате год, ушёл вслед за отцом и братьями добровольцем на фронт. Попал в 1147-й стрелковый полк разведчиком. На Смоленщине прошёл ожесточённые бои без единой царапины, а в августе 1942 г. под Ворошиловградом (сейчас Луганск) получил ранение в ногу. В госпитале началась гангрена, Пуговкина готовили к ампутации. Но это означало, что актёром он не будет. И врач пошёл навстречу молодому солдатику.
Лечение длилось долго, болезнь отступала медленно. Из одного госпиталя — в другой, Пуговкин доехал до Тбилиси. Там его списали в запас, и целый месяц Пуговкин добирался до Москвы.
Детские и юношеские годы
Вера Дмитриевна одесситка, появилась на свет 17 сентября 1906 года. Пока отец добывал уголь на шахте в семье был достаток, немного позже перешел работать на химзавод. Мама занималась воспитанием четверых детей.
Вера Шершнева. Фото: kino-teatr.ru
В связи с болезнью главы семейства им пришлось уехать из города в деревню. Вера росла общительной и целеустремленной личностью, мечтала стать актрисой. Однако надо было помогать родителям поднимать на ноги братьев и сестер. Сначала трудилась резчицей на кирпичном заводе, позже перешла в совхоз, занималась выращиванием и сбором винограда. Параллельно принимала активное участие в художественной самодеятельности.
О своей мечте Вера не забывала и в 1926 году приехала в Одессу, подала документы в кинотехникум на актерский факультет. Учебу девушка совмещала с работой на молокозаводе. В 1931-м году её зачислили в штат Одесской киностудии.
Степан Крылов (1910 — 1998)
Степан Крылов — тогда и в последние годы| www.kino-teatr.ru, a-tremasov.ru
Заслуженный артист РСФСР Степан Крылов в картине Лукова исполнил роль майора Рудого. До того как стать знаменитым, Степан Иванович работал ремонтником телеграфных линий, а также кухонным рабочим и кладовщиком столовой табачной фабрики. Крылова давно тянуло к творчеству, потому еще до окончания Ленинградского техникума сценических искусств начал сниматься в кино. В его фильмографии более 50 фильмов, среди которых “Комсомольск”, “Танкисты”, “Чужая родня”, “Казаки-разбойники”, “Мертвые души” и др.
Степан Иванович продолжал появляться в кадре практически до смерти. Скончался артист в 1998 году, похоронили Крылова на Южном кладбище в Петербурге.
Начало пути
Вадим Алисов в молодости | Фото: kino-teatr.ru
Нина Алисова в фильме *Испытатели*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru
И однажды я понял одну простую вещь: если хочу кем-то стать, то пора браться за ум: во-первых, поступить в институт, а во-вторых, устроиться на нормальную работу, причем самому, без маминой протекции (при любом удобном случае мне говорили: «Мы тебя взяли ради мамы, а ты ее позоришь»), иначе на всю жизнь так и останусь мальчиком для битья. И в 1962 году я пришел на киностудию «Мосфильм». Таскал рельсы, таскал металлические болванки, каждая из которых весила по двадцать килограммов. Все складывалось замечательно: я поступил в институт, работал на «Мосфильме», женился, ездил в экспедиции…
Гайдай планировал снимать легендарную троицу только в короткометражке
Изначально никто даже не планировал делать забавную троицу героями нескольких советских фильмов, никак не связанных между собой, но все изменилось после того, как руководству советского телевидения пришлась по душе эта компания скромных хулиганов. «Сверху» пришла директива о том, что Никулина, Вицина и Моргунова обязательно следует снять в другой картине, которая станет продолжением приключений их героев. Сценаристу Морису Слободскому Гайдай не мог отказать — так появился фильм «Самогонщики».
После выхода этой картины троица советских актеров стала невероятно востребованной — их даже пригласил сниматься другой популярный в СССР режиссер — Эльдар Рязанов, который выделил для них роли в фильме «Дайте жалобную книгу». Кроме этого, Вицин, Моргунов и Никулин стали постоянными гостями на «Голубом огоньке».
Крупным планом — солдат и родина
Художественные фильмы военного времени тоже стали ответным ударом на выпады жестокого врага. На смену кинокомедиям 30-х годов пришли картины, воспевающие любовь к родине, матери, жене. Первый полнометражный фильм «Секретарь райкома» Ивана Пырьева рассказывает о героизме партизанского отряда.
Примечательно, что главными героями фильмов тех лет стали простые люди: солдаты («Два бойца» Л.Луков), крестьянка, ушедшая в партизанский отряд («Радуга» Марк Донской), верная жена («Жди меня» А.Столпер, Б.Иванов), дети военного времени («Жила-была девочка» B. Эйсмонт). Эти темы волновали каждого русского человека, они заставляли плакать и смеяться, верить и бороться до конца. Только в конце войны на экранах появились полководцы («Великий перелом» Ф.Эрмлер).
Сюжетная линия
Зрителям стоит знать, что «Судьба» является продолжением художественного фильма «Любовь земная», вышедшего в 1974 году. Он также был снят по первой книге романа Петра Проскурина. Поэтому чтобы лучше понимать сюжетную линию картины и лучше узнать характеры главных героев, стоит сначала посмотреть первую часть или прочитать роман.
Трилогия Петра Проскурина, из которой был экранизирован роман «Судьба»
В фильме «Судьба» повествуется о начале Великой Отечественной войны. Для всей нашей огромной страны наступают тяжелые и сложные времена — люди спешат спасти страну и уходят на фронт. Активист Захар Дерюгин, безусловно, не исключение. Его ожидает множество опасностей и других передряг — он попадает в плен к немцам, совершает дерзкий и практически невозможный побег, а потом долго пытается найти «своих», что на фронте бывало сделать очень нелегко.
Слева современный постер фильма, справа — старая афиша
Дома Захара очень ждет не только верная жена Ефросинья, но и тайная поздняя любовь — Маня Поливанова. На оккупационной территории оказывается Катя — сестра Захара Дерюгина. Немцы хотят, чтобы она сотрудничала с ними, но получают волевой отказ, который не может остаться без последствий. За неповиновение женщину казнят.
Все сцены фильма сняты максимально правдоподобно
Тихон Брюханов со временем становится главой партизанского отряда. Старший сын Захара пытается сбежать от фашистов и погибает от пули, когда его с другими подростками и детьми начинают готовить к отправке в Германию. Фрося же поджигает родной дом, где квартируются солдатами. В ответ враги задумали карательную акцию, однако русские партизаны вместе с бежавшим из плена Захаром громят немецкий гарнизон. Жителей села спасают и эвакуируют.
Жителя Смоленска, где снимали фильм, до сих пор помнят съемочный процесс
Марк Бернес (1911 — 1969)
Марк Бернес — тогда и в последние годы| www.kino-teatr.ru, e-wiki.org
Советский актер Марк Бернес в фильме Лукова сыграл сварщика из Одессы Аркадия Дзюбина. За годы творческой карьеры Марк Наумович исполнил более 40 ролей в кино, а также являлся выдающимся русским шансонье.
Его первый публичный концерт как певца состоялся в 1943 году, после чего Бернес отправился в турне по Уралу. В песенном репертуаре артиста более 80 композиций. Хоть Марк Наумович и снимался в кино, больше времени он уделял эстраде. В его фильмографии — “Шахтеры”, “Валерий Чкалов”, “Дорога к звездам”, “Они были первыми” и др.
16 августа 1969-го Марк Бернес скончался, причиной смерти послужил рак легких. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище. Согласно его предсмертному желанию, во время траурной церемонии звучали песни “Три года ты мне снилась”, “Романс Рощина”, “Я люблю тебя, жизнь” и “Журавли”.
Тандем с Эльдаром Рязановым
Вадим Алисов за работой | Фото: vokrug.tv
Фильм «Ирония судьбы…» был первым опытом многокамерной съемки. Главным оператором был Нахабцев. Но поскольку картина одновременно снималась с трех камер, за одной из них я и сидел. Кино – это все-таки обман. И двухкомнатная «квартирка», в которой разворачивается основное действие фильма, занимала 600 квадратных метров павильона на «Мосфильме»: сама квартира, кухня, ванная, лестничная площадка, лифт, да еще оставалось место для маневра камер. После «Иронии» был «Гараж». А потом, когда Нахабцев то ли не смог работать с Рязановым, то ли еще что-то произошло, он ему порекомендовал меня
Оператор, режиссер и актеры на съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: vivatkinorussia.ru
На съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: liveinternet.ru
Заключительную сцену, когда главные герои опаздывают на тюремную поверку, сначала хотели снимать в мрачную, пасмурную погоду. Ведь в тот момент, когда они бегут в лагерь, у зрителя вроде бы должно быть невеселое настроение, потому что, если главный герой не успеет к определенному времени, ему грозит еще больший срок. Но когда мы выехали на съемки, светило солнце, и Рязанов решил снимать сцену при ясной погоде. В результате, как мне кажется, изменился смысл и настроение всего фильма: появилась какая-то надежда, связанная с дальнейшей судьбой героев. Интересно, что актеры бежали тогда по снежной дороге, а я и операторская группа сидели в санках, которые везти надо было очень быстро. В эти санки впрягался даже сам Рязанов
На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com
Вообще это была дружная работа. После съемок Никита Михалков многих увлекал футболом, чтобы не расслаблялись. Однажды уехал на охоту и привез свежей медвежатины. Корабельный кок сделал фантастические котлеты, и вся съемочная группа с удовольствием их лопала. Не помню, чтобы кто-то кого-то доводил. Один раз, правда, был случай: Гузеева никак не могла заплакать в кадре. Ее упрашивали – толку ноль. Ситуацию спасла Алиса Бруновна Фрейндлих, игравшая мать главной героини. Влепила пощечину – у Гузеевой тут же слезы ручьем. Сцену сняли…
Оператор, режиссер и актриса на съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com
На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com
Народный артист РФ, оператор-постановщик Вадим Алисов | Фото: kino-teatr.ru
Почему «Жестокий романс» получил разгромные рецензии
С чего началось рождение легенды
Однажды культовый советский режиссер Леонид Гайдай находится в отпуске, который проводил в Иркутской области, в доме своих родителей. Он решил затеять разбор хлама на чердаке, как вдруг на глаза ему попалась тонкая книжка. Режиссер начал ее пролистывать и бегло читать — на одной из страниц был написан рассказ о трех браконьерах, которые шли на рыбалку с динамитом. Однако их незаконной деятельности помешал благородный пес, который вытащил брошенный динамит из воды. Ничего не напоминает? Все правильно: после прочтения этого рассказа у Леонида Гайдая родился сюжет популярного в советское время фильма «Пес Барбос и необычный кросс», который стал обладателем Золотой пальмовой ветви — главной награды Каннского кинофестиваля.
Сюжет
Легендарный военный фильм по повести Льва Славина «Мои земляки», рассказывающий о фронтовой дружбе солдат Аркадия Дзюбина, неунывающего, лихого и бедового парня из Одессы, и Саши Свинцова — «Саши с Уралмаша», преисполненный юмором, добротой и таким пониманием солдатской жизни, что картина пользовалась успехом долгие годы. «Два бойца» стал первым фильмом, утверждавшим в общем-то простую истину: на войне не только сражаются, на войне — живут… Ленинградский фронт, где война приняла «оседлый», окопный характер и где паузы между боями стали постепенно растягиваться, представлял особую возможность внимательно присмотреться к своим героям в обыденной обстановке блиндажей и землянок, прислушаться к их простым разговорам и шуткам в период затишья, да просто заглянуть им в глаза.
Начало творческой деятельности
Выздоравливая, артист вспоминал свою работу в кино и театре. Он твёрдо решил для себя — без сцены и съёмочной площадки ему не жить.
Московский театр драмы
Как только Михаил добрался до столицы, то пришёл в единственный действовавший во время войны театр драмы, где главным режиссёром был Николай Горчаков (сейчас — театр имени В. Маяковского). Заведующим музыкальной частью был Константин Симонов, артистами — Валентина Серова и Ростислав Плятт. Репетировали пьесу «Москвичка», Михаил получил в ней роль Петра Огонькова. После премьеры спектакля успех у публики был огромный.
А также Пуговкин играл в постановке пьесы А. Корнейчука «Фронт» в роли гвардии сержанта Башлыкова.
Поступление во МХАТ
В 1943 г. в Москве открывается школа-студия МХАТ во главе с режиссёром Василием Сахновским. Михаил Пуговкин идёт в приёмную комиссию.
Несмотря на огромное волнение, отсутствие аттестата о среднем образовании, Михаил благополучно сдал вступительные экзамены. Его первым зачислили в списки студентов. Иван Москвин был уверен в успехе талантливого юноши.
Сокурсниками Михаила Пуговкина были Владлен Давыдов, Алексей Покровский, Игорь Дмитриев, Андрей Гончаров, Владимир Трошин, Ирина Скобцева. Михаил учился с большим усердием, с удовольствием играя все порученные роли. Режиссёр Иван Москвин ценил работоспособность Пуговкина, который был его любимым студентом.
Служба в танковом училище
В 1944 г. Михаилу Пуговкину приходится прервать обучение во МХАТе, так как был призван на службу в Горьковское танковое училище в Ветлуге Нижегородской области. Там его назначили ответственным за самодеятельность. Молодой артист быстро берётся за дело — готовит программу, организует концерты, выступления, защищая честь родного училища.
Спустя годы Михаилу подарили книгу, выпущенную к 50-летию учебного заведения, где есть его портрет с подписью: «Курсант Пуговкин, много сделавший для развития художественной самодеятельности танкового училища».
Отгремела война. Михаил продолжил занятия в студии МХАТ и завершил учёбу в 1947 г.
Театральная деятельность
После окончания школы-студии МХАТ Пуговкин едет работать в Мурманск. В драматическом театре Северного флота Михаил показывает свой актёрский талант в разноплановых ролях:
- 1947 — «Молодая гвардия» — Олег Кошевой;
- 1947 — «Дни и ночи» — Коньков, старшина;
- 1948 — «Русский вопрос» — главный редактор;
- 1948 — «Подвиг разведчика» — Вилли Помер.
Затем год работает в Вильнюсском русском драматическом театре:
- 1948 — «Последние» — Якорев, околоточный;
- 1948 — «Московский характер» — Виктор, студент.
Возвратившись в Москву, служит в театре Ленинского комсомола около 8 лет.
Год | Название спектакля | Роль |
---|---|---|
1949 | «Так и будет» | лейтенант |
1949 | «Семья» | рабочий |
1949 | «Особняк в переулочке» | капитан |
1949 | «Лена» | председатель колхоза |
1949 | «Первая симфония» | Ершов, композитор |
1951 | «Восходит солнце» | Ваня Фиолетов |
1951 | «Сыновья Москвы» | старший сын Шорохова |
1952 | «Доброе имя» | Брыкин, зам. главного редактора |
1954 | «Парень из нашего города» | Севастьянов, капитан |
1955 | «Первая конная» | боец-будёновец |
1957 | «Фабричная девчонка» | стиляга |
После едет в Вологодский драматический театр, где был занят в спектакле «Слуга двух господ» (1958) в роли слуги. Прослужив там один год решает полностью посвятить себя кинематографу.
Почему именно Вицин, Никулин и Моргунов?
Имея яркую идею фильма, режиссер долгое время определялся с актерами, которых он хотел бы видеть в роли Балбеса и Бывалого. Вицина, с которым режиссер работал во время съемки картины «Жених с того света», он сразу утвердил на роль Труса.
Изначально роль Бывалого была предложена Михаилу Жарову и Ивану Любезнову, но первый не сильно горел желанием сниматься в такой картине, а второй наотрез отказался бегать от собаки
Только Гайдай снова бросился в поиск, как Иван Пырьев посоветовал ему обратить свое внимание на талантливого советского актера Евгения Моргунова, который тогда только начинал свой путь в кинематографе, но уже подавал большие надежды. После проб на роль Бывалого был утвержден именно он
Сверхточный робот-сварщик заступил на смену на «Норникеле»
Прибыльно, модно: стоит ли начинать бизнес пончиковой и какие особенности дела
Нужно отыскать свое направление: тонировка авто как идея для бизнеса
А что с Балбесом? Эта роль была уготована для Сергея Филиппова, который активно рассуждал на предмет существования жизни на Марсе в фильме «Карнавальная ночь». Однажды Гайдаю довелось наблюдать за тем, как смешно Юрий Никулин моргает с наклеенными ресницами. В этот момент он понял, что нашел своего Балбеса.
Удивительно, но на самом деле, у знаменитой троицы Труса, Балбеса и Бывалого имеется дата и время рождения — 27 декабря 1960 года (17:30 вечера).
«Кавказская пленница» — лебединая песня для легендарного трио
Как только Гайдай узнал о том, что в фильме «Кавказская пленница» ему снова придется выделять место для любимой тройки хулиганов, он тут же утратил энтузиазм. Не сильно обрадовался этой новости и Никулин, который, прочитав сценарий, посчитал его совершенно не интересным. К тому же, он не хотел быть в советском кино только Балбесом. Тем не менее, режиссер, на которого давил уже не только Слободской, но и сценарист Костюковский, убедил актера сняться в фильме и дал слово, что на этот раз действительно все — Юрий Никулин согласился.
Изначально планировалось, что картина о приключениях простодушного Шурика выйдет в двух частях — обе они были утверждены. Несмотря на это, Леонид Гайдай согласился снимать только первую о похищении невесты. От работы над второй частью, в которой речь шла о Шурике и снежном человеке, он отказался — на этом вопрос постепенно закрылся.
В настоящее время в распаде легендарного трио довольно часто обвиняют Евгения Моргунова, дескать, тот позволял себе много грубостей и вольностей на съемочной площадке, из-за чего порой не мог найти общий язык с Гайдаем. На самом деле, это формат советского кино в один прекрасный момент просто изжил себя. Впоследствии даже поступало предложение включить Труса, Бывалого и Балбеса в картину «Семь стариков и одна девушка», но на этот раз против этого выступили все: и режиссер, и сами актеры, исполнившие роли.
После выхода «Кавказской пленницы» зрители просили снять продолжение, но трио уже распалось.
Детство и юность
Родился Михаил Пуговкин 13 июля 1923 г. в селе Рамешки Чухломского района Ярославской области. Был третьим сыном в семье. Дома его ласково называли Минькой.
Семья жила бедно, поэтому Мише приходилось работать с ранних лет. В селе, где родился и жил Пуговкин, школы не было. Мальчик ездил учиться в соседнюю деревню, и смог окончить только три класса сельской школы.
С юных лет стал проявляться актёрский талант Михаила Пуговкина — плясал, пел частушки. Уже тогда Мише пророчили карьеру артиста. На деревенских свадьбах и гуляньях он лихо отплясывал цыганочку, русскую барыню и польку. Без него не обходилась ни одно торжество. Приглашали и в соседние деревни. Односельчане твердили: «Вырастишь Минька — артистом будешь».
В конце 1936 г. сильно заболела мать и семья Пуговкиных вынуждена была переехать в Москву.
В столице парнишка поступил учеником электромонтёра на Московский завод им. Кагановича. Здесь Пуговкина полюбили за смекалку и весёлый характер. А после работы будущий актёр занимался в клубе имени Каляева в драматическом кружке.
с мамой
Художественный руководитель клуба Александр Шатов распознал в Михаиле природный артистический дар, и когда заболел исполнитель главной роли в пьесе А. Островского «Свои люди — сочтёмся», поручил её Пуговкину. За одну ночь парнишка выучил не только свой текст, но и всю пьесу. Роль купца Самсона Силыча Большого прочно укрепилась за Михаилом на целых два года.
Однажды на спектакль пришёл режиссёр Фёдор Каверин, возглавлявший в то время Московский драматический театр. Ему понравилась игра молодого артиста. Вскоре шестнадцатилетнего актёра пригласили во вспомогательный состав театра. Это был подарок судьбы, ведь у Михаила Пуговкина не было актёрского образования, а играть надо было с профессионалами сложный репертуар — Максима Горького «На дне», Сергея Найденова «Дети Ванюшина», Фридриха Шиллера «Мария Стюарт». Сначала Пуговкину давали эпизодические роли, но юноша не затерялся среди мастеров. Игра Михаила нравилась коллегам, им восхищались зрители, о нём начала писать пресса.
Артист работал над собой упорно и много. Пришлось приложить массу усилий в исправлении дикции. С этой задачей он успешно справился, заслужив уважение Фёдора Каверина.