«танцевать, теща!»

;

Завоевание звезды, первенец и развод

С очаровательной Анастасией Вертинской актер познакомился на студенческой скамье. Юная красавица произвела на Никиту огромное впечатление. Он влюбился с первого взгляда, часами стоял под окнами избранницы и решил во что бы то ни стало её завоевать.

Настырного ухажера Вертинская отвергла. На тот момент руки звезды х/ф «Человек-амфибия» и «Алые паруса» добивались многие знаменитости. Отступаться Михалков не собирался и вскоре смог «растопить лед» в сердце кинодивы.

В одном интервью Никита Сергеевич признался, что с Вертинской ему попросту «снесло крышу». Молодых людей закружил вихрь страстей. Бурный роман развивался с бешеной скоростью. В сентябре 1966-го года пара праздновала рождение сына Степана. А спустя полгода сыграла свадьбу.

Никита Михалков. Справа Анастасия Вертинская с сыном Степаном

Несмотря на большую любовь, сохранить отношения супругам не удалось. Оба хотели в полной мере реализоваться, не останавливаться на достигнутом, удовлетворить свои амбиции. К тому же Михалков желал, чтобы спутница жизни занималась бытом, рожала и воспитывала детей, оберегала домашний очаг.

Однако Вертинскую такая участь не устраивала. Она познала вкус славы и планировала её приумножить.

Не найдя компромисс, чета расторгла брак. Это случилось в 1971-м году. Без внимания, конечно, две сильные личности, не остались. Первый создал семью Никита, и она оказалась крепкой. Вертинская так же вышла замуж, но союз с Александром Градским продержался пару лет. Романы были и самый продолжительный — с О. Ефремовым.

Никита Михалков, Татьяна Соловьева и дети

Съемочная группа в эпизодических ролях

В фильме были задействованы актеры, которые позже стали мэтрами российского кино. Так, «Родня» стал вторым фильмом Олега Меньшикова. За плечами Светланы Крючковой, сыгравшей дочь главной героини, хоть и было уже 10 лет актерской работы, но тягаться с Михалковым и Мордюковой она не решалась. Позже актриса рассказывала, что ей тоже не нравился придуманный для нее образ, но спорить с режиссером тогда даже не думала.

Самая запоминающаяся сцена фильма для меня – это танец тещи и зятя в ресторане, блестяще исполненный Нонной Мордюковой и Юрием Богатыревым. Актриса настолько вошла в роль, что после одной из репетиций попала в больницу с сердечным приступом. Но уже через 3 дня снова приступила к работе.

Эти сцены снимали в настоящем ресторане, которой был только что построен и еще не открылся для посетителей. А потому роли обслуживающего персонала сыграли не настоящие повара и официанты, а члены съемочной команды. Режиссер, художник-постановщик и оператор стали работниками заведения, а ассистент режиссера переоблачилась в мужской костюм, приклеила усы и стала официантом.

Самая запоминающаяся сцена фильма – это танец тещи и зятя в ресторане

Я думаю, фильм «Родня» любим в первую очередь за реалистичность. В нем все, как в жизни. Не зря Нонна Мордюкова, озвучивая свое актерское кредо, всегда говорила:

Вот и фильм об одной семье стал по-настоящему народным.

На обложке: Нонна Мордюкова в фильме «Родня», 1981 год

Переход к режиссуре

Следующей крупной работой стал «Станционный смотритель» Сергея Соловьева, который перенес на экран одну из повестей Белкина, а уже в 1974-м состоялся дебют Никиты Михалкова в качестве режиссера. Истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих» рассказывал о реквизированном золоте, за которое дерутся сотрудники ЧК, бывшие белые офицеры и разнообразные бандиты.

Следующая лента режиссера снова была посвящена 1920-х. Фильм «Раба любви» основан ан истории звезды российского немного кино Веры Холодной. В ленте Михалкова снялись многие известные актеры – Елена Соловей, Родион Нахапетов, Олег Басилашвили и Александр Калягин.

В 1977-м на экраны вышел уже третий фильм Михалкова. В этот раз Никита Сергеевич взялся за чеховскую пьесу «Безотцовщина», экранизация которой известна под названием «Неоконченная пьеса для механического пианино». В этой ленте у Михалкова снова снялись Соловей и Калягин, а компанию им составил Олег Табаков. Как и в двух предыдущих режиссерских работах, Никита не оставил без роли и самого себя.

На следующий год Михалков выпустил свою четвертую картину. «Пять вечеров» стали экранизацией одноименной пьесы Александра Володина. Это был первый режиссерский опыт Никиты Сергеевича, где он оставил себя даже без маленькой роли. Связано это было с тем, что Михалков снимался у брата Андрея Кончаловского в «Сибириаде».

Череду экранизаций продолжила лента «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» по роману Ивана Гончарова. Здесь Михалкова снова можно увидеть на экране, пусть это и камео – «господин из Петербурга».

Первые пять фильмов были отмечены разнообразными наградами. Дебютный истерн получил премию жюри фестиваля в Дели, «Раба любви» удостоилась наград в Тегеране и французском Йере, «Неоконченная пьеса…» уехала с призами из Сан-Себастьяна, Чикаго, Белграда и Флоренции, экранизация «Обломова» выиграла премии в Оксфорде и испанской Бенальмадене.

После «Обломова» Михалков взял паузу на два года, а в 1981 году вернулся с фильмом «Родня» и тремя актерскими работами. Из них наиболее запоминающейся стала роль Генри Баскервиля в «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». «Родня» была тепло принята в СССР, но не снискала никаких успехов за рубежом.

После «Родни» Михалков снова взял паузу на два года как режиссер, но продолжил сниматься в качестве актера. Он отметился у Эльдара Рязанова в «Вокзале для двоих» и у Эльдора Уразбаева в «Инспекторе ГАИ».

Возвращение в мир режиссуры состоялось с камерным фильмом «Без свидетелей». В отличие от «Родни» картина собрала ряд наград – приз ФИПРЕССИ ММКФ, приз и диплом за режиссуру на фестивале в Киеве и премию в испанском Вальядолиде.

Следующей ленты пришлось ждать четыре года. За это время Никита Михалков снялся у Романа Баляна в «Полетах во сне и наяву» и у Эльдара Рязанова в «Жестоком романсе». В последнем он исполнил роль Паратова, владельца судоходной компании. За роль Паратова Михалков получил награду «Актер года» от журнала «Советский экран», а Эльдар Рязанов – звание «Режиссера года» (всего у него было пять таких наград).

В своей следующей ленте «Очи черные» Михалков снял Иннокентия Смоктуновского, Олега Табакова, Елену Сафонова и знаменитого итальянца Марчелло Мастроянни. Последний за «Очи черные» получил приз за лучшую мужскую роль в Каннах. Это был первый прорыв фильмов Михалкова на международных кинофестивалях европейской Большой тройки (Канны, Венеция и Берлин).

В конце 80-х к режиссеру обратились представители концерна FIAT с предложением снять рекламный ролик. Денег было выделено немало, и в итоге Михалков снял целый фильм, получивший название «Автостоп». Растянутый почти на час (51 минута) рекламный ролик даже получил в Милане приз на кинофестивале индустриальной рекламы.

От работы к разгулу

Сцену с танцами снимали в только что построенном, но из-за бюрократических проволочек еще не открытом ресторане. Причем в процессе была задействована вся съемочная группа — сам режиссер появлялся в кадре в качестве официанта, а оператор перевоплотился в повара. Молодого работника ресторана, пьющего кофе на кухне, сыграла ассистентка Михалкова Тамара Кудрина, которой специально для роли прилепили усики.

Причем весь «настольный» реквизит — напитки, закуски, шашлыки, салаты и даже огромная индейка, которую официант проносил по залу заведения, — был настоящим. Так что кинематографисты после окончания съемочного дня закатили настоящий банкет.

Во главе Союза кинематографистов

Председателем Союза кинематографистов Михалков был выбран в 1998 году. На Этом посту он сменил Игоря Масленникова, автора «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Пост главы СК Михалков занимает уже свыше 20 лет и не намерен кому-либо уступать, хотя и заявлял, что за место не держится. Как Никита Сергеевич не держится за место, стало ясно в конце 2000-х, когда на съезде кинематографистов вместо него выбрали Марлена Хуциева, создателя «Весны на Заречной улице».

Оперативно был собран чрезвычайный Внеочередной съезд СК РФ, который отменил это решение, а Михалков переизбрал главой организации. Затем по требованию Михалкова из СК был исключен кинокритик Виктор Матизен (тот самый, что нелестно отозвался о «Золотом орле»). Досталось и самому Хуциеву, его вывели из членов ученого совета ВГИКа.

Также Михалков возглавляет Российский фонд культуры, известный тем, что при его поддержке снимаются многие отечественные кинокартины. У руля фонда режиссер стоит с 1993-го, когда сменил на этом посту академика Дмитрия Лихачева.

Знаменитые предки, строгое воспитание и учеба в школе

В октябре 1945-го года в московской семье писателя/поэта Михалкова Сергея и поэтессы/переводчицы Кончаловской Натальи родился малыш Никита. На тот момент чета уже воспитывала старшего сына Андрея (разница в возрасте между мальчиками составляла почти восемь лет). А также дочь Кончаловской от первого брака с коммерсантом Алексеем Богдановым – Катюшу (1931-2019).

Никита Михалков в детстве с мамой и отцом

По некоторым сведениям, Михалковы являются потомками князей Голицыных и Ухтомских. Предки же Кончаловских – потомственные дворяне. Семья гордится известными личностями в их роду: художниками В.И. Суриковым и П.П. Кончаловским (дед и отец Натальи Петровны).

С ранних лет за Андреем и Никитой присматривали гувернантки, однако тепличными детьми они не были. Родители держали наследников в строгости, и за провину, например, вранье/хамство, пороли подтяжками. По словам Михалкова, наказание ремнем было гораздо терпимее. Тем не менее обиды на отца, мать не держали, понимая: получили за дело.

В начальных классах Никита хорошо учился. Немного позже замечательно писал сочинения и с удовольствием постигал историю. В чем патологически был темен, так это в точных науках. Однажды, когда учительница вызвала Михалкова к доске решить уравнение, подросток упал в обморок. Не желая подвергаться таким мучениям, из специализированной школы перешел в обычную.

Никита Михалков в детстве и подростковом возрасте

Выбор профессии, изгнание из «Щуки» и поздний уход в армию

Вопрос о том, кем станет и где будет учиться после получения аттестата, у парня никогда не возникал. Участвовать в спектаклях начал совсем мальцом. Помимо этого, посещал занятия в театральной студии. Несколько лет учился в муз. школе (по классу фортепиано).

В 1963-м году подал документы в ВТУ им. Б. Щукина и успешно пройдя все туры, стал студентом. Правда окончить заветное заведение не получилось. На четвертом курсе звездного наследника исключили за участие в съемках художественного фильма. Остаться «за бортом» Никите не позволил упрямый характер. Вскоре его приняли во ВГИК на режиссерский факультет и сразу на второй курс.

Никита Михалков. Справа на флоте

Представитель «золотой молодежи» в 27 лет решил пойти в армию. Причем – добровольно. Морскую службу проходил на крейсере «Михаил Кутузов» (Камчатка). Принимал активное участие в худ. самодеятельности, выступал с концертами и был любимцем публики.

Никита Михалков ушёл от жены

Известный отечественный режиссер Никита Михалков расстался со своей второй женой — Татьяной. 63-летний мэтр выехал из собственной квартиры и теперь снимает квартиру в центре Москвы, сообщает L!FE.ru.

Жена Михалкова Татьяна Евгеньевна терпеливо скрывала подводные камни их семьи. Этот случай подорвал репутацию Никиты Сергеевича. И ему, и супруге удавалось скрывать ссоры от посторонних глаз. Ведь Михалков считается самым талантливым российским кинематографистом. Не ясно одно: зачем расставшейся семейной паре до сих пор играть роль счастливого мужа и жены? Никита Михалков давно живет отдельно, и уже успел забыть, как выглядит его бывшее место проживания.

— Никита Сергеевич переехал в другую квартиру, в центр Москвы, а Татьяна осталась в их доме на Николиной Горе, — делятся с L!FE.ru соседи Михалковых. — Он сюда даже не приезжает. Только изредка, в праздники, когда они собираются с детьми.

В молодости жена Михалкова была в десятке красавиц СССР. Талантливому мужу женщина прощала абсолютно все и терпела его жуткий характер. Когда началась эта катавасия с переездами Никиты Сергеевича, Татьяна Евгеньевна стерпела все унижения, но никому не рассказала о нанесенной ей обиде.

— Влиять на Никиту очень сложно, — говорила Татьяна Евгеньевна. — Он человек очень властный. У Никиты отношение к женщинам другое. Он может их вообще не замечать… «Вот я такой, любите такого». Чтобы отдавать себя — нет. Он суровый муж.

Никита Михалков ждал того момента, когда убедиться в том, что его дочери окончательно выросли. Устав быть строгим отцом, он дал девочкам возможность жить самостоятельно. Узнав о решении режиссера, его коллеги с пониманием отнеслись к его переменам в жизни.

Сейчас Никита Сергеевич снимает квартиру на Пушкинской площади. Его, все еще, законная супруга, живет в загородном особняке.

— Вообще, он всегда был вне быта, — призналась супруга режиссера. — Главное для него — дело, творчество, а все остальное не имеет значения.

Татьяна – вторая жена Михалкова. От первого брака с актрисой Анастасией Вертинской Михалков воспитывает сына Степана.

— Я бы не сказал про своих родителей, что это была идеальная пара, — рассказывает Степан Михалков об отношениях его мамы с Никитой Сергеевичем. — Оба властные. Очень властные. В семье должен быть кто-то один главный. Двух лидеров не бывает.

Не ужившись с первой женой, режиссер стал искать новую любовь. Ею и оказалась Татьяна.

— Помню, как в доме моделей меня собирали на свидание к Никите, — делится Татьяна. — Гримировали, рисовали какие-то фиолетовые тени, синие стрелки. И, когда я подошла вечером в таком виде к Дому кино, Михалков буквально был в шоке от моего вида. Потом он молча взял меня за шкирку, в туалетной комнате засунул под кран, умыл и только после этого повел в ресторан. Такой, с белесыми ресницами и еще не высохшей на лице водой, я и сидела за столиком, боясь что-либо заказать.

Нестандартное решение

Никита Михалков, подбирая исполнительницу на роль внучки Марии Васильевны, Иришки, провел кинопробы у массы девочек. Однако среди претенденток подходящий типаж, отличающийся изрядной долей непосредственности и нахальства, найти так и не сумел. Тогда режиссер решил обратиться к уже знакомому маленькому актеру — Федору Стукову. Мальчик уже работал с Михалковым в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

Будущий креативный продюсер «СТС Медиа» превосходно вписался в роль. Юному артисту настолько понравился предложенный эксперимент, что на съемочной площадке он, не стесняясь, импровизировал. Добрая половина образа Иришки — находка молодого таланта. Однако были и негативные стороны — после фильма к Стукову в среде сверстников прилипла кличка Фекла.

Нонна Мордюкова (1925 — 2008)

Фильм «Родня»: актриса Нонна Мордюкова в роли Марии Коноваловой — тогда и в последние годы

Ноябрина Мордюкова мечтала сниматься в кино с детских лет. Однако планы нарушила Великая Отечественная, после окончания войны девушка поступила во ВГИК. За дебютный фильм «Молодая гвардия» Нонна Мордюкова получила Сталинскую премию и прославилась, как и коллега по съемкам — Вячеслав Тихонов, позже ставший ее первым мужем.

Очередную волну популярности Мордюковой принес фильм «Родня», где она сыграла Марию Коновалову. Непосредственная героиня пытается примирить дочь с зятем и вернуть к приличной жизни бывшего мужа.

В 90-е годы типаж актрисы потерял актуальность, в последней роли Нонна Викторовна снялась в 1999 году в фильме «Мама». Народная артистка СССР исполнила 50 ярких ролей в кино. В британской энциклопедии «Кто есть кто» попала в топ-20 актрис XX века.

Личным распоряжением

Чиновники от кинематографа нашли к чему придраться в картине. То прицепились к тому, что зятя теща по лбу ударила, — не к лицу такое поведение советской женщине. То в самолете усмотрели намек на войну в Афганистане. То не понравился ребенок, который и выглядит не по-советски буржуазно и музыку слушает западную. Всего набралось 2 сотни правок, которые вместе меняли изначальную суть ленты.

Ситуацию спас Андропов — генеральный секретарь лично посмотрел фильм «Родня», посмеялся над подмеченными мелочами и дал добро на допуск в кинотеатры. Кое-что кинематографистам подправить все-таки пришлось, но это была сущая безделица — замысел картины остался неизменным.

Как Нонна Мордюкова попросила для себя фильм

Думаю, я не единственная, кто считает Нонну Мордюкову явлением уникальным в нашем кино. Это актриса, под которую пишутся не просто роли, а целые фильмы. И «Родня» исключением не стала.

Мордюкова только закончила тяжелейшие съемки в драме «Трясина» и хотела «залечить душу» легкой комедией. Тогда она обратилась к драматургу Виктору Мережко, с кем была давно знакома. О чем придумывать фильм, Мережко не знал. Сюжет подкинула внезапно приехавшая теща, шумная женщина с химзавивкой и металлическими зубами. Режиссера тоже подобрала Мордюкова, посчитав, что комедию с ней должен снять непременно Никита Михалков.

Приезжала героиня Мордюковой в начале картины на станцию села Сурско-Литовское

Несмотря на то, что актриса фактически сама выбрала сценариста и режиссера, она чуть было не покинула картину в первый съемочный день. Мордюковой не понравился образ, который придумали для нее Мережко и Михалков. Они видели Марусю эдакой деревенской бабой с «золотыми» зубами, а актриса пришла на каблуках, с прической и макияжем. Только после угроз Михалкова взять на главную роль подружку-соперницу Римму Маркову темпераментная Мордюкова уступила.

Однако на этом разногласия между актрисой и режиссером не закончились. Нонна Мордюкова, конечно, гениальна, но и Михалков талантом не обделен. Чтобы снять хорошую картину, он требовал от всех актеров, даже от народных артисток, полной отдачи. Во время съемок финального эпизода на вокзале Михалков дубль за дублем гонял Мордюкову по перрону.

Актриса должна была нести тяжелый чемодан и одновременно отыгрывать тоску по мужу. Режиссер то предлагал «подложить камней в чемодан», чтобы актриса правдоподобнее его тащила, то показывал, как нужно «искать свою надежду, мужа Ваню». Мордюкова, дабы не ударить лицом в грязь перед молодыми актерами, отшучивалась: «Никитка, лапочка моя, «приступил к получению» такого выражения лица, которого у меня еще ни в одном фильме не было». Но потом общалась с режиссером только через посредника, оператора Павла Лебешева. Лишь к концу съемок Михалков и Мордюкова помирились.

Никита Михалков во время съёмок немало погонял Нонну Мордюкову по перрону с чемоданом, из-за чего актриса обиделась на режиссёра

Конфликт

Никита Михалков во время съемок «получил по шее» от исполнительницы роли Марии Васильевны Нонны Мордюковой. Причем не фигурально, а вполне реально — правда, удар пришелся по колену. Молодому режиссеру, незадолго до этого эпизода заставшему именитую артистку не за подготовкой к очередной сцене, а за веселыми посиделками с подругой в вагончике, удалось вывести актрису из себя.

Той, по мнению Михалкова, никак не удавалось изобразить требуемый драматизм и накал страстей. Никита Сергеевич заметил тогда, что «трудно бабушкам играть такое», после чего конфликт и обострился. Помирились актриса с режиссером, только когда фильм «Родня» уже заканчивали снимать. А до того момента общались через «переводчика» — оператора Павла Лебешева.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: