Актеры фильма «свой среди чужих, чужой среди своих»: тогда и сейчас

;

Истерн

«Свой среди чужих, чужой среди своих» считается одной из вершин специфического жанра истерн, советского синтеза историко-революционной тематики и канонов американского и итальянского вестерна. В соответствии с жанровыми установками в картине есть золото и ограбление поезда, погони и перестрелки, кони и пулеметы, широкополые шляпы и кожаные куртки, детективная интрига и романтика приключения. Нашлось место и цитатам из главных мировых мастеров вестерна – Джона Форда и Серджио Леоне. При этом альтернативой долине Монументов и испанским пустыням служат просторы Чечено-Ингушской АССР и окрестности Баку, а ковбоев и индейцев заменяют чекисты и бандиты из белогвардейцев. Не уступая в популярности другим советским истернам, вроде «Белого солнца пустыни» или трилогии о «Неуловимых мстителях», михалковский дебют в их ряду дебют стоит особняком – уж больно это картина поэтичная и изысканная в кинематографическом плане.

Личная жизнь

Любой творческой личности для того, чтобы творить, требуется перманентное состояние влюбленности и страсти. Так случилось и в случае с Никитой Сергеевичем. Его имя не раз связывали с внебрачными романами и незаконнорожденными детьми. Однако, официально Михалков ходил в ЗАГС лишь дважды.

Анастасия Вертинская стала первым серьезным увлечением и супругой студента Михалкова. Их брак был официально оформлен в 1966, ровно через назначенное время у пары появился сын Степан. Но две сильные творческие личности не сумели долго ужиться вместе.

С Анастасией Вертинской

Татьяна Шигаева, вторая жена мэтра, не требует, не просит, не доставляет неудобств

Она – просто замечательная жена, обеспечивающая надежный тыл, внимание, заботу, уход и поддержку. В браке рождены трое детей: Анна, Артем и Надежда

Несмотря на слухи и домыслы, связанные с любвеобильностью Михалкова и его романами на стороне, Татьяна долго терпела и закрывала глаза на «шалости» мужа. Официального развода все же не последовало, несмотря на раздельное проживание и ведение хозяйства. Хочется верить, что это лишь способ отдохнуть друг от друга, понять ценность каждого в жизни другого и воссоединиться снова.

Никита и Татьяна

У режиссера 4 детей. Каждый из них пополнил семейные традиции собственными творческими достижениями, отметившись ролями в российском кино. У Михалкова 9 внуков и 1 правнук. Мэтр надеется воспитать в них свое продолжение.

Анастасия Вертинская: «Кипели страсти – на то она и молодость»

Они поженились совсем юными. Прожили вместе четыре года и разошлись, как в море корабли. Единственное что связывает, – общие воспоминания и сын Степан…

— Анастасия Александровна, почему Михалков никогда не приглашал вас на роль?

— Это надо у него спросить, почему, но я могу сказать, что никогда от этого не страдала. Наверное, у меня была своя судьба, и мне грех на нее жаловаться – у меня были великие режиссеры: Козинцев, Данелия, Эфрос…

— Одни режиссеры жен своих снимают без конца, другие не подпускает к съемочной площадке…

— Да, но я не была его женой к тому моменту, когда он стал режиссером, мы уже разошлись. И все-таки дело не в том. Я думаю, что у Никиты, если проследить по всем его картинам, какой-то вполне определенный женский образ. Немножко не от мира сего, никак не анализирующая свои поступки, не задумывающаяся. Такой мотылек – что гениально выразила, скажем, Елена Соловей. Но я не мотылек, это совсем не мое.

— Почему в свое время вы расстались?

— Двум сильным личностям трудно ужиться. Скорее всего, из-за этого мы не смогли жить вместе. Господь распорядился так, что Никита был послан мне, чтобы у меня родился сын. Мой единственный сын Степан, которого я обожаю и который очень много значит в моей жизни. А брак как таковой для меня вещь тяжелейшая, некомфортная. Есть ряд профессий, которые невозможно представить без уединения. Того, что бабы называют одиночеством. Вот как вы представите себе поэта, живущего без конца на людях? Это невозможно. Когда он будет писать стихи? Нужно уйти от своей Натали, чтобы у тебя появилась Болдинская осень. Хотя бы для того, чтобы ты страдал по этой Натали и свои страдания выливал на бумагу.- Сейчас вы можете назвать Михалкова близким человеком?

— Да, бесспорно. Это слово обычно отдается тому человеку, который оставляет в твоем сердце память. И не только потому, что у меня от него сын, хотя это тоже играет большую роль… Конечно же, были размолвки. Были слезы, рыдания, обиды, вскрики: «Как ты мог?»… Уже смешно вспоминать — знаете, как перевернутый бинокль. Потому что ты понимаешь, что это молодость, и молодость прекрасна, и должны кипеть страсти в молодости, они и кипели. И впоследствии, воспитывая мальчика, всегда стараясь понять, защитить, встать на его сторону, понимая уже логику мужчины, — я, конечно же, по-другому стала смотреть на наши с Никитой отношения.

— В Степане многое от Никиты Сергеевича?

— Да, конечно. Мне кажется, что от Никиты у него очень много пристрастий. Во-первых, он так же обожает охоту, он спортивный – как и Никита, несколько часов в день занимается спортом. Он властный, у него сильный характер, желание лидерствовать, первенствовать. Это, я считаю, идет от семьи Михалковых. И в то же время очень многое в Степане от моего отца…

Операторская работа

«Свой среди чужих» положил начало многолетнему сотрудничеству Никиты Михалкова и оператора Павла Лебешева, итогом которого стало девять картин. Поскольку оба автора тогда были молоды, находились в самом начале творческого пути и буквально кипели идеями, лента получилась переполненной различного рода выдумками и находками. Спектр операторских решений и приемов в картине необычайно широк: съемка с рук, субъективная камера, длинные кадры, использование ракурсов, съемка с крана, эксперименты со световыми схемами и режимами, сложные цвето-тональные соотношения и т.д. Цветовая гамма многих кадров тяготеет к серой, голубоватой или зеленой монохромности, которая то и дело взрывается алыми, желтыми и прочими цветовыми пятнами. Не случайно фильм вызывает у критиков ассоциации с живописью Малевича или Петрова-Водкина.

В целом в визуальном плане картина довольно отчетливо делится на две части. В первой, за вычетом знаменитого пролога, действие происходит в основном в тесных, порой затемненных помещениях, замкнутое пространство которых давит на зрителя и на героев, выявляя несвободу, скованность последних. При этом герои периодически оказываются у окон или в дверных проемах. Создаваемый таким образом резкий светотеневой контраст как бы подчеркивает конфликтное внутреннее состояние персонажей, надломленность их мира. Ощущение неестественности усиливается частым использованием мизансцен, тяготеющих к театральным. Действие второй половины фильма, абсолютно приключенческой и наполненной разного рода экшном, разворачивается в основном на открытом, залитом естественным светом пространстве, при этом визуальная манера здесь близка к документализму.

Любопытен нюанс, связанный с чередованием черно-белого и цветного изображения. За 40 лет существования фильма и критики, и зрители сломали немало копий, отстаивая ту или иную версию смыслового значения различных цветовых режимов в фильме. И хотя определенные закономерности при желании проследить действительно возможно, настоящая причина появления черно-белых вставок заключается в дефиците Kodak’а. Монохромные эпизоды – те, что снимались позже остальных, когда закончился выделенный на картину лимит цветной пленки. Как бы то ни было, черно-белые вставки, особенно стоит выделить высококонтрастный эпизод ограбления поезда, определенно лишь укрепили эстетскую атмосферу картины.

Скандалы

В 1998 году Никиту Михалкова избрали председателем Союза кинематографистов России, но спустя 10 лет режиссера сняли с поста и выбрали кинорежиссера Марлена Хуциева. В ответ на такой поступок Никита Сергеевич назвал всех ослами, а съезд — не легитимным.

В 2008 году на съезде Союза кинематографистов грянул скандал

В результате на чрезвычайном Внеочередном съезде СК Никиту Михалкова переизбрали председателем. Скандал вызвало исключение из СК председателя Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена. Тогда многие кинематографисты в судебном порядке начали обжаловать решение чрезвычайного съезда, но получили отказ. У некоторых кинематографистов, выступивших за Марлена Хуциева, даже начались проблемы.

В конце 2017-го Михалков был снова избран председателем Союза кинематографистов

В конце 2017-го Михалков был снова избран председателем Союза кинематографистов, однако заявил, что не собирается быть на этом месте «вечно» и подготовит себе достойную смену.

Личная жизнь Никиты Михалкова

Со своей первой супругой Анастасией Вертинской Никита Михалков познакомился во время учебы в «Щуке» – она была восходящей звездой кино, уже успевшей сыграть в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии». Их бурный роман закончился свадьбой в 1966 году, скоро в семье появился ребенок – Степан.

Никита Михалков с Анастасией Вертинской

Семья просуществовала почти четыре года. Оба активно работали, но Никита считал, что жена должна сидеть дома, рожать детей и ждать мужа. Анастасия под это описание не подходила. Супруги расстались с уважением друг к другу. После этого Анастасия вышла второй раз замуж за певца Александра Градского, но их брак тоже распался, и больше Вертинская под венец не шла.

Никита Михалков с женой Татьяной и детьми

А до службы в армии Михалков познакомился с манекенщицей из Общесоюзного Дома моделей Татьяной Соловьевой. Взаимная симпатия быстро переросла в любовь. После года службы Никита первым делом пошел к любимой. Позднее у Татьяны и Никиты родилось трое детей: сын Артем (1975), дочери Анна (1974) и Надя (1987) – все они пошли по стопам отца и стали артистами.

Евгений Стеблов: «Можем посмотреть друг другу в глаза и расплакаться»

Их связала Москва, по которой они делали свои первые шаги. Дружбе Михалкова и Стеблова уже много лет, однако в отношениях не всегда были тишь да гладь.

— На съемках «Я шагаю по Москве» мы еще не были друзьями, подружились позже, — рассказывает Стеблов. -А тогда скорее были товарищами: общались, ходили друг к другу в гости. Больше я к нему, чем он ко мне — у Никиты все-таки было поинтереснее. А ко мне в коммуналку он больше как на экскурсию ходил. И, как выяснилось, не зря. Когда посмотрел его «Пять вечеров», помню, я жене сказал: «Вот он выразил то, что должен был показать я. Потому что для него это — чужое, а для меня — родное. Но я поленился, а он это сделал». Коммуналку-то Никита видел, по-моему, только у меня, да еще у Сережи Никоненко, у которого какое-то время жил, расставшись со своей первой женой Настей Вертинской.

— Про Михалкова говорят, что уж если он друг — то друг, а враг — так враг. Хорошо, наверное, иметь в друзьях такого человека, как Михалков?

— Не знаю. У меня с ним свои отношения, пик которых пришелся на молодость. Встречаемся-то редко: в основном по каким-то поводам — печальным или радостным. Но и сейчас чужими людьми нас не назовешь. Эмоционально мы очень близки, понимаем друг друга без слов. Иной раз можем посмотреть друг другу в глаза и расплакаться. Но это не значит, что мы всегда заодно. Часто занимаем совершенно противоположные позиции. Если нас сравнивать, я всегда был более депрессивным, неуравновешенным, но, наверное, более глубоким человеком. Тогда. А может быть, и сейчас. Его талант — широкого мазка: яркий, мощный, масштабный. А мое дарование — глубже, я люблю тонкую вязь. Тоже умею маслом работать, но мне это неинтересно. Мое — это графика, пастель…

— Ваше эмоциональное родство чуть не переросло в сугубо официальное. Ведь по молодости лет вы оба ухаживали за сестрами Вертинскими. Так?

— Не совсем. Моя влюбленность в Машу была чисто платонической. И в нее влюблен был не только я — чуть ли не весь курс. Причем с распределением обязанностей: я и Виктор Зозулин провожали Машу до дома, а Толя Васильев и Боря Хмельницкий водили ее в кафе-мороженое. А вот Никита в Настю был влюблен серьезно и действительно хотел на ней жениться. Его соперником был Андрей Миронов. Но выиграл Никита.

Костюмы

Особый стиль и изящество картине придают едва ли не пижонские костюмы героев. Создавая их, Никита Михалков и художник Алина Будникова ориентировались на костюмы героев американских вестернов, при этом сознательно утрируя их. Историческая точность ключевой роли не играла, и авторы легко смешивали моду разных эпох. Так полусоветским, полувестернизированным получился костюм героя Юрия Богатырева: потертая чекистская кожаная куртка, синие штаны вместо джинсов, американские сапоги, колоритный свитер крупной вязки и фуражка с красной звездой. Такое сочетание создавало образ мачо, в котором одновременно неуловимо присутствовала мягкость и хрупкость.

Фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»

История создания

Никита Михалков был большим поклонником итальянских вестернов. И всё искал возможность перенести их идеи на советский лад. Как раз сценарист Эдуард Володарский прочел заметку об эшелоне с золотом, который во времена Гражданской войны переходил то к красным, то к белым.

Володарский и Михалков вместе написали на основе истории приключенческую повесть «Полмиллиона золотом, вплавь, пешком и волоком». А чуть позднее подали заявку на ее экранизацию. Тема Гражданской войны тогда была в цене, потому заявку одобрили. Только вот дебютанту не дали разгуляться, дав совсем немного цветной пленки. Потому-то фильм местами цветной, местами черно-белый.

Проблемы с местными

Большую часть снимали в Чечено-Ингушетии, под Грозным. Местные жители с презрением относились к москвичам, из-за небольшой ссоры вспыхнула крупная драка. В ней столичные показали, что могут за себя постоять и тем самым завоевали уважение местных мужчин. После этого случая они много помогали съемочной группе и актерам.

Никита Сергеевич много приглашал их для съемок в массовке. Из-за этого случился небольшой казус. Мужчины решили, что они должны платить за участие в съемках, а не им, потому местная полиция задержала режиссера за взяточничество, но ситуация вскоре разрешилась.

Школьные друзья

Для съемок Никита Сергеевич привлек актеров, с которыми подружился в Щукинском училище. На тот момент они еще не были знамениты, это Юрий Богатырев, Константин Райкин, Александр Кайдановский, Александр Пороховщиков, Сергей Шакуров и Александр Калягин. Мягкий интеллигентный Богатырев мало подходил на роль отчаянного чекиста, но Михалков верил в талант своего друга.

Позднее Богатырев все свои свои самые яркие роли сыграет именно у Михалкова. Сам же режиссер считал актера своим талисманом и с удовольствием приглашал работать вместе. Хотя во время съемок с ним было немало проблем. Например, была сцена, где Юрий должен был ударить Кайдановского, но отказывался, потому что не умел и не любил драться.

Актеры и каскадеры

Конечно же, в приключенческом фильме было немало опасных трюков, и актеры сотрудничали с каскадерами. Однако многие трюки им было интересно попробовать самим. Так, в сцене, где Богатырев и Райкин прыгают в реку, актеры попробовали сделать трюк сами. В итоге сильное течение быстро сделало ситуацию рискованной. Спастись удалось лишь благодаря силе Юрия, который вытащил коллегу на себе.

Местные нравы

Местные жители были весьма колоритными людьми. Например, вся банда Брылова состояла из массовки. Перед съемками этих сцен к Михалкову подходили мужики и спрашивали, нести ли им свое оружие или же им выдадут реквизит. А когда понадобилась массовка для ограбления поезда, все чеченцы решили играть бандитов. Они не могли даже для кино представить, что их кто-то может ограбить.

Музыка

Музыку для фильма написал композитор Эдуард Артемьев. Встретившись с Михалковым, он получил заказ написать музыку для вестерна, которая должна звучать как «мелодия воспоминания». Придя домой, Артемьев сел к роялю и с ходу наиграл мелодию, которая так сильно ему понравилась, что он сразу ее записал. Так появилась одна из самых узнаваемых композиций советского кино.

Фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» получился весьма самобытным и довольно западным. За что режиссер получил большую порцию критики, но по итогу сегодня лента считается классикой советского кино.

Начало актерской карьеры

Впервые на экране Никита Михалков появился в 14 лет – он сыграл эпизодическую роль в картине «Солнце светит всем» Константина Воинова. А после были съемки в антирелигиозной драме «Тучи над Борском» Василия Ордынского.

Никита Михалков в картине «Тучи над Борском»

Первая же большая роль подвернулась ему в 1961 году – это была школьная лента «Приключения Кроша» Генриха Оганесяна. Быстрый карьерный взлет еще юному Никите вскружил голову, так, что родственникам пришлось его пристыдить и поставить на место.

Никита Михалков в фильме «Приключения Кроша»

После школы юного Никиту Михалкова уже зачислили в труппу театра имени Станиславского, но там работы для неопытного актера не нашлось – на сцену Никита выходил только в эпизодических ролях.

Никита Михалков с отцом и братом

За первый успех Никита благодарен старшему брату, ведь именно Андрей «сосватал» начинающего обаятельного актера режиссеру Георгию Данелия на роль в лирической комедии «Я шагаю по Москве». В картине Михалков, по его собственному признанию, сыграл самого себя – обаятельного и задорного парня Колю, который c уверенностью смотрит в будущее. Фильм Данелия и его заглавная одноименная песня в исполнении Никиты Михалкова стали символом эпохи оттепели и отразила настроение того времени.

Никита Михалков в фильме «Я шагаю по Москве»

В 1963 году, когда на экранах появился фильм «Я шагаю по Москве», Михалков поступил на актерский факультет Щукинского училища. Но руководство «Щуки» не поощряло съемки студентов в фильмах. Именно по этой причине на четвертом курсе Михалков был отчислен. Но долго Никита Сергеевич не расстраивался и вскоре поступил сразу на второй курс ВГИКа к мастеру Михаилу Ромму, у которого учился и его старший брат Андрей.

Никита Михалков сейчас

Никита Михалков продолжает активную творческую и общественную деятельность, занимается бизнесом. Среди его проектов сейчас – новые картины «Грибоедов» и «Шоколадный револьвер». Никита Михалков в шоу «Судьба человека» Кроме того, Никита Михалков продолжает присутствовать на Youtube – он является автором и бессменным ведущим авторской программы «Бесогон TV», в которой размышляет на социальные и политические темы. В мае 2021 года один из выпусков стал по-настоящему скандальным – заявление Михалкова о намерении Билла Гейтса «чипировать» миллионы людей вызвало мощный общественный резонанс.

Татьяна Михалкова: «Никита стеснялся, что я модель»

Жена Никиты Михалкова – дама приятная во всех отношениях. Когда-то была звездой подиума, затем разумно отошла в тень и играет роль второго плана.

— Татьяна Евгеньевна, наверняка вам в детстве читали «Дядю Степу». Могли ли вы вообразить, что когда-то с автором этой книги будете в родстве? — Конечно, нет! Хотя мой сводный брат – детский писатель- сказочник был членом Союза писателей, который возглавлял Сергей Владимирович Михалков. Но у меня, понятно, и мысли не было, что даже просто когда-то буду с ним знакома. Кстати, знакомство с Никитой я не соединяла с возможным знакомством с его знаменитым отцом. А в итоге так получилось, что я оказалась самой долгой его невесткой, тогда как остальные появлялись и исчезали. 

— Вы были известной моделью, одной из самых красивых женщин СССР. Покорить Никиту Сергеевича не составило труда?

— Это сегодня появилось огромное количество мужчин, которые платят большие деньги, чтобы их подруги блеснули на подиуме, на конкурсе красоты. Никите же не нравилось то, что я работаю моделью, он этого даже стеснялся. Более того, знакомым представлял меня как «учительницу». Ну и к тому же вся наша жизнь тогда состояла из сплошных запретов. За нами так наблюдали, как не всегда наблюдают родители за детьми. Помню, за поход с Никитой в ресторан получила выговор от директора Дома моделей. Нельзя! Кроме того, во время заграничных поездок специальный сопровождающий вечером обходил каждый номер, чтобы мы не покидали гостиницу, не убегали на дискотеки, не общались, не дай Бог, с иностранцами. Любые вольности были строжайше запрещены.

— Зато теперь вам можно все! Но легко ли приходится детям при таком обязывающем родстве?

— У каждого свой непростой характер, у каждого свой духовник-наставник, все живут в разных концах Москвы и встречаются нечасто. Но все равно друг за друга горой, не теряют целостность ощущения семьи. Это духовное родство нас и объединяет. Что касается того, легко ли приходится детям… Со стороны может показаться, что им все приносят на блюдечке с голубой каемочкой, но это не так. Вы бы знали, какое количество завистников и недоброжелателей вокруг! Да и Никита Сергеевич выстроил свои отношения с детьми так, что все они абсолютно самостоятельны.

Иосиф Кобзон: «Готов извиниться перед Михалковым»

Несколько лет назад его книга «Как перед Богом» наделала шума. На орехи от Кобзона досталось многим, в том числе – и Никите Михалкову.

Из книги Иосифа Кобзона «Как перед Богом»

«…Когда у меня спрашивают: «Почему у вас такие прекрасные отношения с Михалковым-старшим и такие сложные с его сыновьями, особенно с Никитой? В чем дело? Приоткройтесь для истории!» — я отвечаю: «Ничего я не хочу открывать!» Не знаю, то ли кто-то нас поссорил, то ли еще что-то… не знаю! Во всяком случае я без особых симпатий отношусь к этому незаурядному человеку, талантливому режиссеру и талантливому актеру. Обычно, чтобы художник общался с художником, должно быть состояние внутреннего притяжения, которого у нас с Никитой нет.

Вот он очень хорошо относится к Юре Башмету и в то же время позволяет себе такие выражения, которые, на мой взгляд, если они даже шуточные, не стоит говорить публично, а Никита говорит: «Ах ты мой жиденок любимый! Ах ты мой еврейчик любимый!» В общем, такой как бы шуточно-антисемитский подход… Это заставило меня относиться к нему осторожно. И, может быть, в какой-то степени даже предвзято

И у него то же самое отношение ко мне…

…Конечно же, огромный крест на груди Никиты — это еще не определение его российской принадлежности. Это — просто демонстрация принадлежности. Когда я говорю, Никита — человек конъюнктурный, я имею в виду его стремление возглавлять находящиеся на слуху организации… такие как Союз кинематографистов или Российский фонд культуры».

— Автор не дал мне прочитать сверстанную книгу. Это неделикатно, мягко выражаясь, — спустя годы объясняет Иосиф Давыдович. — Я с ним просто разговаривал – он ездил со мной по концертам, задавал вопросы. Я ни одним словом не соврал, и сейчас готов повторить все, что тогда наговорил ему. Но! По прошествии времени я кое-что понял. Все-таки люди ранимые, и в возрасте уже — не надо было обижать. Жена мне говорила: «Ну что ты натворил с этой книгой идиотской? Зачем это сделал? Вот смотри: вы постоянно встречаетесь в обществе. Встречаетесь – и воротите физиономии друг от друга. Нехорошо это, некрасиво…» Я говорю: «Куколка, что ты от меня хочешь?» — «Извинись перед ними». — «Нет проблем». Я подошел к Жванецкому, сказал: «Миш, извини меня, пожалуйста, если я тебя обидел». Он пустил слезу, мы с ним обнялись, все – с тех пор общаемся. То же самое произошло с Аллой Борисовной. Я сказал: «Алла, хватит дуться…» И что касается Никиты Сергеевича – тоже был прав, не соврал… И все-таки не нужно было так, у меня ведь совсем другое отношение к артистам. Не приведи Господь, если понадобится моя помощь и Михалкову, и Жванецкому, и Пугачевой – да я в огонь и в воду пойду за них!.. Но вот так сказал. И сказал недоброму человеку. Ведь можно было облечь в деликатную форму, а он не дал мне возможности такой…

Состояние

Никита Михалков владеет 65,2 % ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» и 7,55 % ООО «Брэдбери Лаб» (выпускает программное обеспечение), является совладельцем ИД «Сибирский цирюльник».

Также Михалкову принадлежит лесное хозяйство ООО «Тёмино-Лесное», арендующее в Павловском районе Нижегородской области около 30 тыс. га лесного массива, и ООО «Тёмино-Павловское», занимающееся переработкой лесоматериалов, производством мебели и комплектующих для её производства.

Михалков владеет долей в одном из крупнейших алмазообрабатывающих заводов России «ЧелПром-Даймонд» (торговая марка «UralDiamond»). В ноябре 2013 года ФСБ России возбудило уголовное дело по факту незаконной продажи заводом бриллиантов иностранной фирме на сумму 40 млн рублей.

Согласно данным Forbes, в 2015 году его состояние оценивается в 0,4 млн долларов. Он занимает 6 строчку в рейтинге «50 звезд».

Съемочный период

Съемки фильма проходили с перерывами – с июля по декабрь 1973 года. Работа началась в павильонах «Мосфильма», где был выстроен губком и некоторые другие интерьеры. Затем группа переместилась в тогда еще подмосковное Марфино – там сняли натуру и сцену проводов эскадрона красноармейцев. Большая часть натурных эпизодов, в том числе сплав по реке, была отснята под Грозным. По легенде, места были выбраны благодаря рекомендации Махмуда Эсамбаева, убедившего Михалкова, что более живописной природы в Союзе нет. К тому же, все необходимые локации – горы, лес, река – находились близко друг от друга. Завершилась же работа близ Баку, где пришлось переснимать сцену ночного ограбления поезда, так как в первый раз пленка оказалась бракованной.

Любопытно, что вопреки серьезному контролю процесса съемок, существовавшему в условиях государственного кинопроизводства, многие сцены в картине придуманы едва ли не на ходу и сымпровизированы, в частности воспоминания есаула. Кроме того, в окончательный вариант картины в некоторых местах и вовсе вошли кадры из проб, к примеру, в сцене расстрела предателя. Также любопытно отметить, что почти весь материал был отснят с первого-второго дубля – приходилось экономить крайне скудные запасы Kodak’а (при конечной длине фильма около 2700 метров, цветной пленки было выделено всего 5400 метров).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: