Философские взгляды григория сковороды

Поэты рождаются не случайно

Два этих таких разных русских поэта в чем-то подобны. Первый – поэт XIX века Михаил Юрьевич Лермонтов. Блестяще образованный, смелый. После смерти Пушкина самый талантливый русский поэт своего времени. Непонятый, непризнанный при жизни. Скандалист и фаталист, экстрасенсорно одаренный. Его жизнь пресеклась в 27 лет. Роковая дуэль с Мартыновым более походила на самоубийство: поэт намеренно дерзил, насмехался, издевался над офицером, прекрасно зная, что тот не промахнется.

Второй — Борис Рыжий. Стихи его по достоинству оценили не только в России, но и в Европе. Борис закончил жизнь самоубийством за три месяца до исполнения 27 лет. По мнению многих критиков, он — самый талантливый русский поэт 90-х годов прошлого века. От истории его ухода из жизни веет мистикой.

Бориса отличала феноменальная образованность. Он мощно продолжил традицию талантливых поэтов второй половины XX века: Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Александра Кушнера. Ему удалось вернуть в современную ему поэзию утраченную музыкальность. Его творчество заметно и сейчас: здравствующие современные поэты (имеются в виду Полина Барскова, Максим Амелин, Всеволод Зельченко) так и не смогли превзойти планку творчества, заданную им.

Смерть поэта оказалась для окружающих неожиданной, ошеломляющей: тело повисло на балконной двери его квартиры в родном Екатеринбурге, а рядом лежала посмертная записка. Ее текст завершался словами: «Я всех любил. Без дураков.»

Если и пил токайское вино, то лишь пару глотков

Памятная доска на церкви в городе Токай

В Киеве повзрослевший студент академии решил вновь вернуться к учебе и уволился со службы в статусе придворного уставщика. Здесь он узнал о судьбе знаменитого путешественника Василия Григоровича-Барского, за плечами которого осталось множество стран Европы и Ближнего Востока.

Рассказы о жизни этого киевлянина, вернувшегося на родину за месяц до своей кончины, взбудоражили воображение Григория. Есть даже мнение, что он притворился сумасшедшим, чтобы его исключили из учебного заведения. Но, более вероятно, помогла протекция дяди и графа Разумовского, после которой Сковорода зачислили в состав «Комиссии для закупки токайских вин». Возглавил ее дворянин сербского происхождения, генерал-майор и близкий друг графа Федор Вишневский. Императрица решила сделать эту комиссию постоянной и поселить ее в венгерском городке Токай – столице «вина королей».

Для организации церковной службы в греко-католической церкви потребовались священнослужители. Выбрали московского церковника и Сковороду, который прекрасно знал процедуры церковной службы, играл на музыкальных инструментах, чудесно пел, знал латынь, немецкий и греческий языки, а также имел страстное желание побывать на чужих землях. В 23 года он получил сан дьяка (кантора). До недавних пор исследователи Сковороды не останавливались на этом периоде его церковно-культурной деятельности, но о нем сохранились сведения в венгерских архивах.

Так, в книге венгерского ученого Лайоша Тарди «История Токайской комиссии для закупки вина. 1733-1798» помещен портрет, подписанный «Старчик. Григ. Сковорода» и рассказ о дьяке-украинце, известном там как философ и поэт. Здесь же описывается междуконфессионный конфликт. Православные перешли из католических храмов молиться в церковь своего исповедования, чем раздосадовали католических священников. Конфликт рассматривался на уровне русского и венгерского царственных дворов.

Григорий Сковорода жил за границей пять лет. Он не только служил в церкви, но и путешествовал, как со свитой Вишневского, так и самостоятельно, посещая страны Европы. Побывал в Буде (тогда Офон), Вене, Братиславе (Пресбург), предположительно, посетил Польшу, Пруссию, Австрию, Францию, Италию.

Надо отметить, что венгры хранят память об украинском философе. Однажды автор этой статьи в туристической поездке по Европе посетила Токайский регион. В Токае, где группа дегустировала прекрасные токайские вина, хозяин винодельни показал нам церковь, на которой была памятная табличка о том, что здесь служил Григорий Сковорода. Правда, в его время на этом месте была деревянная, а не каменная церковь.

Некоторые биографы ставят вопрос о зависимости Григория от вина. Но люди, знавшие мыслителя при жизни, справедливо утверждают, что он был аскетом во всем, а если и употреблял любимое им токайское «Асу», то только пару глотков.

Работает

Это около тридцати стихотворений из сборника Сад Божественных песен ( Sad bozestvennyx pesnej ) и из цикла басен Харькова ( Басни xar’kovskija ), произведения в прозе. Стихотворение Сковороды Для каждого города свои обычаи и законы его ( Vs’ akomu horodu Nrav я Prava ), в котором он осуждает порок и возвышает достоинство , был большой успех. По словам Сковороды, тому, кто живет по принципам христианской морали , нечего бояться, даже смерти. В другой песне он призывает людей совершенствоваться, подчеркивать духовную жизнь:

«Оставьте сферы Коперника , исследуйте глубины сердца».

Еще в одном деле он прославляет Христа ( «кроткий, добрый, милосердный» ) и призывает подражать ему.

Своими баснями (сюжеты которых иногда заимствованы у Эзопа ) Сковорода был создателем этого жанра в украинской литературе . Он также известен своими латинскими переводами произведений Овидия , Вергилия и Горация .

Поскольку до Ломоносова русский язык не был установлен грамматически, а до XIX века — украинский, Сковорода использовал латынь и старославянский книжный язык, смешанный с русскими языками и малороссийским диалектом. Его украинское происхождение утверждается с конца XIX века сторонниками различных движений, выступающих за фиксацию украинского языка, и, наоборот, его русское лингвистическое происхождение утверждается многими историками русской литературы .

Смерть

Михаил Горшенев ушел из жизни внезапно. Он скончался в загородном доме, который снимал для семьи. Рядом с телом был обнаружен шприц. Почему мужчина вновь начал употреблять наркотики неизвестно.

По словам друзей, в последнее время музыкант постоянно находился в взвинченном состоянии, а напряжение предпочитал снимать выпивкой. Михаил Горшенев умер 19 июля 2013 года в возрасте 39 лет. Причиной его кончины стала токсическая кардиомиопатия с развитием острой сердечной недостаточности на фоне употребления спиртного и морфинизма (передозировка).

Тело Горшенева было кремировано, поскольку еще при жизни он являлся противником каких-либо ритуалов захоронения. Его урна с прахом захоронена на главной аллее петербургского Богословского кладбища. Через 41 день после смерти Михаила скончался и его отец.

Причина смерти Михаила Горшенёва

В качестве официальной причины смерти Михаила Горшенёва указана токсическая кардиомиопатия с развитием острой сердечной недостаточности на фоне употребления алкоголя и морфина. Не секрет, что в 90-е годы лидер «Короля и Шута» употреблял тяжёлые наркотики, в том числе героин, чем сильно подорвал своё здоровье. В период наркотической зависимости музыкант пережил восемь клинических смертей, после которых испытывал проблемы с сердцем. Все они являлись следствием передозировки.

В нулевых годах, после женитьбы, Горшенёв на несколько лет отказался от стимулирующих препаратов и занялся спортом. Однако, спустя некоторое время зависимость проявилась с новой силой. Согласно воспоминаниям друзей и родственников, незадолго до смерти Михаил решил закодироваться и от алкогольной, и от наркотической зависимости. Однако, по всей видимости, это ему не помогло. Так, например, директор магазина Castle Rock Леонид Фридман в интервью изданию «МК» рассказывал следующее:

В том же интервью Фридман говорил, что во время проходившего в Санкт-Петербурге в июне 2013 года фестиваля «Окна Открой» лидер «КиШ» выглядел очень плохо:

После смерти Михаила Горшенёва в прессе была опубликована оперативная информация, из которой следовало, что тело музыканта обнаружили на полу в положении лицом вниз. В одной его руке была зажата пачка сигарет, в другой – инсулиновый шприц. Рядом с телом лежала ложка, в которой наркозависимые обычно готовят зелье. В крови лидера «Короля и Шута» обнаружили 2 промилле алкоголя, что считается тяжёлой степенью опьянения, создающей большую нагрузку на сердце.

В правоохранительных органах назвали причину смерти лидера группы «Король и Шут». Михаил Горшенёв скончался от сердечной недостаточности. Но чем именно были вызваны проблемы с сердцем, для экспертов пока остается загадкой, передает портал «Деловой квартал».

Музыкант будет похоронен в Петербурге, однако конкретное место захоронения и дата не сообщается. Сегодня же в СК «Юбилейный» состоялась гражданская панихида по погибшему. Проститься с любимым рокером пришли тысячи фанатов.

По словам друзей Горшенёва, он не боялся смерти. Несколько раз у него уже останавливалось сердце. Клиническая смерть наступала из-за передозировки наркотиками. Музыкант старался избавиться от зависимости, но так и не смог. По словам жены рокера, рядом с телом погибшего музыканта она нашла шприц и ложку. Поэтому основная версия смерти Михаила Горшенёва — наркотики.

Леонид Фридман, близкий друг Михаила Горшенёва: «Если честно, эта смерть была для меня и всех близких друзей Горшка ожидаемой. Ну не сегодня — завтра это бы произошло. Он себя губил».

Как проходило прощание с лидером «Короля и Шута»

Проститься с Михаилом Горшеневым 22 июля пришло несколько тысяч человек. И хотя очередь перед петербургским спорткомплексом «Юбилейный», где проходила панихида, выстроилась на полкилометра, многие так и не успели проводить музыканта в последний путь. В 15.00 мск катафалк и автобус с родственниками и самыми близкими людьми направились в крематорий — Горшенев пожелал быть кремированным после смерти. Впрочем, место захоронения праха родственники музыканта держат в строжайшем секрете — как пояснил представитель группы, «чтобы не было паломничества». Известно лишь, что прах захоронен в Петербурге.

Обозвал ребенка «свиной головой»

Григорий Сковорода — учитель

После смерти руководителя Комиссии Вишневского Григорий Сковорода с запасами вина, которые складировались в погребах Петропавловского монастыря, в начале 1750 г. вернулся в Киев. Он вновь продолжил учиться в Киево-Могилянской академии.

Неизвестно, почему Григорий не завершил курс, но в 1753 году по приглашению Переяславского епископа Никодима он стал преподавать теорию стихосложения в Переяславском коллегиуме. Существующие правила требовали изложения и доказательства действенности своей учительской системы. Сковорода написал трактат «Руководство о поэзии», где отразил оригинальные взгляды на преподавание. Никодим не одобрил написанное, потребовал учить «по старинке», но упрямый учитель не уступил. Он сослался на латинскую пословицу, что «одно дело пастырский жезл, а иное – пастушья свирель». Это возмутило церковного иерарха, и Сковороду уволили. В это время прежнего епископа сменил более прогрессивный Иоанн Козлович, приветствуя которого, Григорий написал свое наиболее ранее стихотворение.

Некоторое время он пребывал домашним учителем сына переяславского полковника Степана Томары, что проживал в селе Коврай вблизи города Золотоноша. Мальчика учитель вполне устраивал, но с его родителями отношения не сложились. Они считали Сковороду представителем низкого сословия, хотя и он, и Томары были в родстве с известным козацко-старшинским и дворянским родом Лизогубов. Мать Васи была внучкой известного генерального судьи запорожцев Василия Кочубея, постоянно демонстрировала свое превосходство. И хотя оплата труда учителя была хорошей, после того, как Григорий однажды обозвал мальчика «свиной головой», его уволили.

В 1755-1756 году Григорий прожил под Москвой в Троице-Сергиевой лавре, где подружился с образованнейшим настоятелем Кириллом Лящевецким, с которым в дальнейшем постоянно переписывался. Ему была доступна библиотека лавры, богатая греческими церковными памятками, знакомство с которыми побудило Сковороду к созданию «Сада божественных песней». Но предложение стать библиотекарем он отклонил, потому что имел желание странствовать по свету.

Вдруг знакомые передают ему послание от полковника Томары, в котором тот просил прощения и приглашал вновь обучать его сына, желающего учиться только у Сковороды. Несмотря на неприязнь к заносчивым родителям, Григорий согласился учить мальчика. И его труды не прошли даром: впоследствии Василий Томара стал сенатором, известным дипломатом и самобытным мыслителем. Как писали его биографы, основу мировоззрения Василия составили духовные идей его домашнего учителя.

Биография

Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).

В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию.

В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759—1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.

В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались.

Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).

По природе хулиган и рыцарь

Ему был решительно чужд всякий снобизм. Он признавал лишь тех поэтов из литературной тусовки, чьим стихам в резонанс вторило его сердце, и не ошибался. Даже свои первые литературные награды он отправлялся получать, лишь увидев в жюри тех, которых уважал за творчество.

Борис (в литературе ли, в жизни ли) всегда оставался самим собой. Он творил высокую поэзию, вплетая в нее типичные слова, которыми повседневно разговаривали простые дворовые ребята, приблатненные и нет. Сам поэт активно перенимал, смакуя, неформальные манеры земляков, имеющих криминальный опыт. Случайно ли он поступал таким образом: насыщая звучные рифмованные строки блатными и дворовыми словами?

Для поиска ответа обратимся к идее, высказанной Виктором Пелевиным в романе «Поколение П». Известнейший российский писатель утверждал, что в настоящее время слышимые нами через СМИ и в быту слова избыточны, размыты и пусты, а по-настоящему ценностным, сакральным остается лишь блатной язык. Ведь именно в нем слово имеет вес и за него можно поплатиться жизнью.

Для Бориса, фаталиста и идеалиста, именно Слово было альфой и омегой жизни. Для Рыжего, поэта, не бросающегося словами, настоящими рыцарями являлись не деятели СМИ, и даже не современная ему молодежь («поколение П»), а старые воры-законники (с некоторыми из них он был знаком лично), знающие цену чести и готовые ее платить.

Период странствий

Преследования светской и духовной власти вконец надоели Григорию и, в очередной раз уволившись из коллегиума, он стал вести странствующий образ жизни. Как философ-богослов он скитался по Приазовью, Малороссии, Воронежской, Курской, Слободской и Орловской губерниям. Надолго он останавливался в Ростове в Области войска Донского.

Философ общался с закрепощёнными крестьянами, угнетёнными казаками, выступал против официальной религии, всё больше обращался к природе и человеческому разуму.

Его многократно пытались «приручить»:

  • Белгородский епископ предлагал принять духовный сан и монашество;
  • в свою обитель приглашали его монахи Киево-Печерской лавры;
  • предлагал ему определённое состояние Харьковский губернатор;
  • даже сама царица Екатерина II приглашала для постоянного проживания при дворе.

Он всем отвечал отказом, ни «панство большое», ни «лакомство несчастное» ему были не нужны.

Всё своё свободное время Сковорода проводил в полях и рощах. Спал он не больше четырёх часов. Как только пробивались первые лучи солнца, он уже был на ногах. Григорий надевал простую широкую сорочку, в руки брал свирель, посошок и сумку с книгами и шёл куда глаза глядят. Ел он один раз в день на закате солнца, придерживался нестрогого вегетарианства, употреблял сыр, овощи и молоко. Всегда был добрым и весёлым, за что люди его любили и постоянно искали с ним общения. На лоне природы он особенно любил читать Библию.

СКОВОРОДА Григорий Саввич

, укр. философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. С 1759 ок. 10 лет преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; соч. его при жизни распространялись в рукописях. С. был тесно связан с традициями демократич. укр. культуры, из которой черпал образцы нар. антиклерикальной сатиры. Как крест. просветителю ему свойственно критич. отношение не только к феодальной, но и к раннебурж. идеологии с её культом материального довольства и преуспевания. 

Филос. учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символич». реальности, связующей большой и малый мир, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., осн. проблема че-ловеч. существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрит. «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С

характерно и напряжённое внимание к антич. филос

наследию (прежде всего традиции платонизма). Этич. пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоич. морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле филос. соч. С., где пророч. интонации причудливо уживаются с приёмами сократич. диалога. В истолковании Библии буквалистскому осмыслению ветхозаветных сюжетов С. противопоставляет символич. метод александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и антич. представление о безначальности и бесконечности «тварного мира».

Социальные и педагогич. взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определ. виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отд. личности можно прийти к идеалу совершенного человеч. общества. Т. к. не всякий человек способен к творч. усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогатеяьницу»: задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания,  «сродности». Демократизм стиля, диалогич., «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности соч. и личности странствующего философа.

Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання твopiв, т. 1—2, К., 1973; Соч., т. 1—2, М., 1973. 
 
Эpн В. Ф., Г. С. С., М., 1912; Багалiй Д., Украiнсь-кий мандрований фiлософ Г. С., , 1926; Попов П. М., Григорiй С., К., I960; Редько М. П., Свiтогляд Г. С. С., Львiв, 1967; Табачников И. А., Григорий С., М., 1972; Махновець Л., Григорiй С., К., 1972; Лощиц Ю. М., С., М., 1972.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

См. также ПРОЕКТ Григорий Саввич СКОВОРОДА

О мотивах самоубийства. Вариант Б (кратчайший путь)

С другой стороны, тяжело жить человеку творящему, когда любящая твое творчество публика постоянно оказывает мягкий, но безжалостный прессинг, требуя новых и новых талантливых вещей. Попытки людей творчества в этой ситуации раскачать, усилить свою энергетику алкоголем, наркотиками неполноценны, временны и приводят лишь к абсолютному личному кризису. Ведь, как известно, единственный путь творчества – это полет вдохновения с пером в руке над листком бумаги.

Борис — не тот человек, который может до старости счастливо и бездарно жить, паразитируя на своих когда-то написанных талантливых стихах! Отсюда и очевидный кризис: нужно меняться самому, но как? Поэт себе этого не представляет!

Однако есть и старинный верный «вариант Б» выхода на более высокий уровень признания, правда, чрезмерно дорогой ценой. Следовал ли этому порочному алгоритму Борис Рыжий? Причина смерти его окутана тайной. К сожалению, ранний уход гениальных людей давно уже стал печальной тенденцией, их список общеизвестен. Как видно из истории, протест поэтов против окружающих их банальности, безразличия и пошлости происходит в двух вариантах: либо через скандал, либо путем самоубийства.

Связь философского наследства Сковороды с современностью

В философском учении Сковороды самым сильным и ярким для
современности является тезис о счастье человека и человечестве в целом.

У Сковороды понимание счастья имеет более глубокие корни. Суть
счастья он связывает с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта суть
раскрывается через высказывание Сократа: «…Другой живет для того, чтобы
есть, а я — ем для того, чтобы жить. …» — которым Сковорода открывает свой
трактат под названием «Икона Алкивиадска».

Своим пониманием счастья Сковорода как бы защищает
человеческую «природу» от примитивной ее сводки к потреблению и
пользе. Сам он избрал такой образ жизни, который с его слов помогал ему не
«жить лучше», а «быть лучше». Стремление «быть лучше»
он связывал с понятием «чистой совести»: «лучше час честно жить,
чем опоганить целый день».

Наибольшей глубины тезис о счастье достигает в тот момент,
когда Сковорода определяет саму суть «честной жизни» и «чистой
совести». Оказывается, эта суть раскрывается через трудовую деятельность
человека. У Сковороды не всякий труд ведет к честной жизни и чистой совести. У
него труд — это не обязанность, не долг, не принуждение (как общество считает
сегодня), а, напротив, свободный выбор человека. Процесс труда рассматривается
как наслаждение и ощущение счастья даже независимо от его результатов. Такому
труду Сковорода дает определение «родственная». Разделение людей,
которые занимаются «родственным» и «неродственным» трудом —
это и есть самая глубокая мысль, на которую можно опираться при решении
современных проблем человечества. Мысль о том, что счастье человека заключается
в труде, и что она сделала мартышку человеком, посещала много философов и
раньше. Но определение труда из позиций источника свободы и счастья, или
источника страдания и несчастья людей встречается достаточно редко. У Сковороды
впервые эта тема определилась как главная и в литературных произведениях, и в
философских трактатах. Все его творчество исходит из понимания того, что
человечество может объединить только труд с общественной пользой и личным
счастьем — «родственный» труд. Труд же «неродственный» — источник
деградации и человека, и человеческого общества.

Современный экологический кризис — это свидетельство того,
что человечество занимается в основном «неродственным» трудом и еще
не осознало роль «родственного» труда, связанного с сутью самого
человека. Только на основе познания человеком своих естественных способностей —
своей функции в природе, можно перейти на перспективную траекторию развития.

Передовая часть человечества чутко улавливает это мнение
Сковороды. Мировая общественность сейчас признает, что счастье и мир на планете
зависит в большей мере не от того, что люди умеют делать,
а от того, на что направлена их деятельность.

Занятие «родственным» трудом налагает отпечаток и
на образ жизни человека. Биографы Сковороды, например, утверждают, что писатель
Лев Толстой любил Сковороду именно за то, что его образ жизни гармонировал с
его учением. Сам же Толстой страдал от дисгармонии между собственным учением и
бессилием порвать с жизнью, не соответствующим его идеалам .

Библиография

Издания трудов Сковороды

  • Сковорода Г. С. Сочинения в стихах и прозе. — СПб., 1861. — (5 трактатов, стихотворения, переписка и др.; изданы И. Лысенковым).
  • Собрание сочинений Г. С. Сковороды. Том I. С биографией Г. С. Сковороды М. И. Ковалинского, с заметками и примечаниями В. Бонч-Бруевича. СПб., 1912. — (Издан только 1-й том предполагавшегося двухтомника).
  • Сковорода Г. С. Сочинения: в 2 тт. — К., 1961.
  • Сковорода Г. С. Сочинения: В 2 тт. — (Сер. Философское наследие). — М.: Мысль, 1973. — (Под ред. В. И. Шинкарука. По сравнению с собранием сочинений 1961 г., добавлены два ранее неизвестных диалога, впервые опубликованных в 1971 г. — Observatorium и Observatorium specula).

О нём

  • Багалей Д. И. Украинский странствующий философ Г. С. Сковорода. — Харьков, 1923.
  • Барабаш Ю. Я. «Знаю человека…» Григорий Сковорода: Поэзия. Философия. Жизнь. — М., 1989.
  • Билыч Т. А. Г. С. Сковорода — выдающийся украинский философ XVIII века. — Киев, 1953.
  • Лощиц Ю. М. Сковорода. — М., 1972. (Серия: ЖЗЛ).
  • Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. — СПб., 1998.
  • Попович М. В. Григорій Сковорода: філософія свободи / М. В. Попович. — К.: Майстерня Білецьких, 2007. — 256 с.
  • Софронова Л. А. Три мира Григория Сковороды. — М.: Индрик, 2002. — 464с.
  • Табачников И. А. Григорий Сковорода. — М.: Мысль, 1972. — 208 с. — (Мыслители прошлого).
  • Тычина П. Г. Сковорода: симфония. — М., 1984.
  • Ушкалов Л. В., Марченко О. В. Нариси з філософії Григорія Сковороди. — Харків: Основа, 1993. — 152с.
  • Ушкалов Л. В. Біблійна герменевтика Григорія Сковороди на тлі українського барокового богомислення // Збірник Харківського історико-філологічного товариства. — 1999. — Т.8. — С.23-44.
  • Чернишов В. В. Scientia divina: вчення Г. С. Сковороди про вищу науку // Практична філософія. — 2007. — № 2. — С.167-173.
  • Чернишов В. В. Вчення Г. Сковороди про особистість любомудра-благовісника // Науковий вісник Чернівецького університету. Збірник наукових праць. Випуск 346—347. Філософія. — С.136-141
  • Чернишов В. В. Г. Сковорода та філософія Просвітництва // Г. С. Сковорода і образи філософії. Збірка наукових статей / Науковий редактор О. М. Кривуля. — Харків: Майдан, 2007. — С.18-32.
  • Чернышов В. В. Философия жизни Г.Сковороды. (Историко-философский контекст) // Філософія і світ повсякденності. Збірка наукових статей / Науковий редактор О. М. Кривуля. — Харків: Видавництво «АТЛАС», 2008. — С.230-242.
  • Чернишов В. В. Тема часу в тематичній структурі діалогу Г. С. Сковороди «Разглагол о древнем міре» // Дні науки філософського факультету — 2004: Міжнародна наукова конференція (12-13 квітня 2006 року): Матеріали доповідей та виступів. К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2006. — Ч.ІІ. — 145с. — С. 36-38.
  • Чернышов В. В. Понятие «Materia ?terna» у Г. С. Сковороды // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т.2. — М.: Современные тетради, 2005. — 776с. — С.346-347.
  • Чернышов В. В. Поиски смысла жизни в философии Г.Сковороды // Учення Г.Сковороди про дух, духовність та істину: історія і сучасність // Матеріали ІІ Міжнародної науково-теоретичної конференції: Наукове видання. — Суми: Вид-во СумДУ, 2007. — С.152-154.
  • Чижевський Д. І. Нариси з історії філософії на Україні // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. — Т.1. — К.: Смолоскип, 2005. — XXXVIII+402с. — С.1-162.
  • Чижевський Д. І. Філософія Г. С. Сковороди // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. — Т.1. — К.: Смолоскип, 2005. — XXXVIII+402с. — С.163-388.
  • Шабловский Е. С. Г. С. Сковорода. — М., 1972.
  • Шевчук Т. Факты и мифы о заграничном периоде жизни Г. Сковороды. — В: 35 години катедра «Обща и сравнителна литературна история» Великотърновски университет. Велико Търново, 2010,
  • Шкуринов П. С. Мировоззрение Г. С. Сковороды. — М., 1962.
  • Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. — М., 1969.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: