У шурочки азаровой из «гусарской баллады» был реальный прототип: история надежды дуровой

[править] История создания

Пьеса

По поводу авторства пьесы существуют различные мнения, сходящиеся в одном: истинный автор пьесы не А. Гладков, а кто-то другой. Однако точного ответа на этот вопрос пока не существует.

Пьеса «Давным-давно» («Питомцы славы») появилась в 1940 году. Написана она была в стихах. Автор создал это произведение в стиле водевиля, но водевиля патриотического (водевиль советской властью воспринимался как искусство упадническое, не зовущее строить коммунизм во всем мире, — и потому не слишком популярное на советских сценах; а вот патриотическая тематика властью вполне приветствовалась, и потому даже разрешался непринужденный водевильный стиль). Была даже подобрана характеристика пьесы: героическая комедия в стихах.

Сюжет переносил действие во время Отечественной войны 1812 года, когда Россия воевала со вторгнувшимися в ее пределы наполеоновскими войсками. Главная героиня Шурочка Азарова, представляясь своим несуществующим корнетом кузеном Шурой Азаровым, бежит на войну, где случайно встречается со своим официальным женихом поручиком Дмитрием Ржевским. Тот, не слишком-то и влюбленный в свою невесту, по-мужски дружит с «корнетом» и даже представить себе не может, что под мужским мундиром скрывается его суженная. Есть домысли, что прототипом главной героини стала Надежда Андреевна Дурова, отправившаяся на войну в облике юного корнета. Однако на самом деле Шурочка Азарова — образ собирательный, а весь сюжет пьесы не имеет к настоящей Н. А. Дуровой никакого отношения. Конец пьесы обычный — водевильный: «корнета» разоблачают, в нем узнают Шурочку Азарову и всё заканчивается победой российских войск и свадьбой Шурочки и истого влюбившегося в нее поручика Ржевского.

Постановка этой веселой пьесы совпала с началом Великой Отечественной войны, и она стала восприниматься как героико-патриотическая. Пьеса пользовалась огромным успехом, она обошла несколько театров, особенно успешной была постановка в 1943 году в Московском театре Советской армии (режиссер А. Д. Попов, композитор Т. Н. Хренников; а в 1962 году кинорежиссер Э. А. Рязанов создал музыкальный художественный фильм «Гусарская баллада», композитор Т. Н. Хренников.

Либретто

По свидетельству балетного историка Бориса Тарасова, с идеей создания балета по пьесе «Давным-давно» выступил в конце 1960-х годов А. А. Белинский, написавший либретто для постановки балета, в котором главная партия создавалась для Е. С. Максимовой. Уже был назначен балетмейстер — Олег Михайлович Виноградов. Однако постановке не суждено было сбыться.

Прошло 17 лет — и Виноградов вернулся к этой идее. Он переписал старое либретто А. Белинского. А за музыкой обратился к Т. Н. Хренникову, которому тема этого сюжета была уже знакома по спектаклю и фильму. Композитор думал использовать свою музыку для создания мюзикла, но предложение о балете заинтересовало его и он взялся за работу над балетом.

Сам Олег Виноградов выступил художественным руководителем будущего хореографиеского произведения, а непосредственно ставить балет предложил Дмитрию Брянцеву, на что тот согласился.

Новый балет получил название такое же, как и фильм — «Гусарская баллада».

Кто написал «Гусарскую балладу»

Сценарий фильма был написан по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», которая с успехом шла в Театре Советской Армии. Для того, чтобы адаптировать пьесу к экранизации, Эльдару Рязанову предстояло сократить одни эпизоды и дописать другие, причем, дописать в стихотворной форме.

Это было первым поэтическим опытом режиссёра, который сам взялся за сценарий фильма. Кстати, существует версия, что Александр Гладков не был автором пьесы. Его биография вообще была полна домыслов и невыясненных обстоятельств, но то, что он всячески уклонялся от работы над пьесой, вплоть до того, что исчезал без предупреждения лишь бы не переписывать текст убедило кинематографические круги, что материал создал кто-то другой.

Он родился в семье сына муромского купца, который выбрал профессию инженера. После революции меньшевик Гладков-старший даже недолго побыл городским головой Мурома, издавал местную газету.

Гладков без проблем согласился с рязяновскими переделками, поделился с Рязановым гонораром за сценарий и даже мужественно боролся с худсоветом за кандидатуру комика Игоря Ильинского на героическую роль Кутузова.

тексты песен

Давным-давно сл. А.Гладкова муз Т. Хренникова

Меня зовут юнцом безусым Мне это право, Это право, все равно Зато не величают трусом Давным-давно Давным-давно Давным-давно

Иной клянется страстью пылкой Но коли выпито Коль выпито вино Вся страсть его на дне бутылки Давным-давно Давным-давно давным-давно

Иной усищи крутит яро Бутылкам всем Бутылкам всем глядится в дно Но сам лишь копия гусара Давным-давно Давным-давно Давным-давно

Над нами слава дымом веет Но мучит только Мучит только нас одно Сердца без практики ржавеют Давным-давно Давным-давно Давным-давно

КОЛЫБЕЛЬНАЯ СВЕТЛАНЕ Муз.Т.Хренникова, сл. А.Гладкова

Лунные поляны, Ночь, как день, светла. Спи, моя Светлана, Спи, как я спала. В уголок подушки Носиком уткнись, Звезды, как веснушки, Мирно светят вниз.

Лунный сад листами Тихо шелестит. Скоро день настанет, Что-то он сулит? Догорает свечка, Догорит дотла. Спи, мое сердечко, Спи, как я спала..

ЖИЛ-БЫЛ АНРИ ЧЕТВЕРТЫЙ муз. Т.Хренникова, сл. А.Гладкова

Жил-был Анри Четвертый, Он славный был король, Любил вино до черта, Но трезв бывал порой.

Войну любил он страшно И дрался, как петух И в схватке рукопашной Один он стоил двух.

Еще любил он женщин И знал у них успех, Победами увенчан, Он жил счастливей всех.

От этого удара Кровь брызнула из жил, И нечестивец старый Скончался, как и жил.

РОМАНС ЖЕРМОН Муз.Т.Хренникова, сл. А.Гладкова

Меня позови, избранник мой милый, Забудем, что было, избранник мой милый, Забудем, что было, избранник мой милый, Нет силы чудесней, чем сила любви.

Пусть плещет вино, я пью, все мне мало, Я пью, все мне мало, уж пьяная стала, Я пью, все мне мало, уж пьяная стала, И кружится зала, я пью все мне мало Я пью, все мне мало, уж пьяная стала, И кружится зала, я пью все равно!

А если конец, я плакать не стану, Скажу без обмана, я плакать не стану, Скажу без обмана, я плакать не стану, Есть дно у стакана и прелесть в вине.

Пусть плещет вино, я пью, все мне мало, Я пью, все мне мало, уж пьяная стала, Я пью, все мне мало, уж пьяная стала, И кружится зала, я пью все мне мало Я пью, все мне мало, уж пьяная стала, И кружится зала, я пью все равно!

ПРЕЛЕСТНИЦА МЛАДАЯ Муз.Т.Хренникова, сл. А.Гладкова

Прелестница младая, Прощаюсь я с тобой, Пусть пуля удалая Прервет мой путь земной. Паду, коль суждено мне, В неравном я в бою, Но ты, Армида, вспомни, вспомни Жизнь краткую мою.

В седле окровавленном Мой конь несет меня К зеленым нежным кленам От встречного огня. Горит гусарский ментик, Распахнутый с плеча В багряно-желтом свете, свете Последнего луча.

Закат рукой незримой Меня благословит. И памятная ива Мне тихо шелестит: Нет в мире выше доли Мечтать, любить и петь И на родном приволье, приволье Сражаясь, умереть.

Давным-давно

Эльдар Рязанов приказал всем сражаться по-настоящему и актерам под мундир пришили деревяшки по которым они с наслаждением колотили друг друга. А чемпион России по фехтованию Владимир Баллон превзошел всех. Надев темный парик, он сражался на стороне французов, а надев светлый — на стороне русских.

Обмундирование для актеров подбирали прямо из музеев. Оказалось, что средний рост гусаров кутузовского полка был 160 см, поэтому на Ларисе Голубкиной мундир сидел как влитый, чего нельзя было сказать про Юрия Яковлева с его ростом в 180 см.

Если рассматривать картину с точки зрения исторической достоверности, то пожалуй в ней найдется много ляпов, но ведь нельзя забывать, что «Гусарская баллада» (актеры в этом убеждены) одновременно является и романтической и патриотической комедией.

Песня «Давным-давно», написанная композитором Т. Хренниковым на слова автора Александра Гладкова, стала хитом не только поколения шестидесятых. Ее с удовольствием слушают и напевают современные люди, все, кто не равнодушен к творчеству замечательного режиссера Эльдара Александровича Рязанова и к сценариста Александра Гладкова.

Пожалуй, картину «Гусарская баллада», актеры и роли представлены в этой статье, невозможно забыть. Благодаря подобным фильмам люди начинают интересоваться историей отечества и становятся хотя бы чуть-чуть, но благороднее.

Стихотворение «Гусарская баллада», поэт Сибирёв Олег

Однажды, Пушкин весь день домогался своей жены Натальи Николаевны Гончаровой. Но то ли у нее было плохое настроение, то ли она просто не хотела, в общем, она ему отказала. Обиженный супруг уехал на бал в усадьбу графа Шереметьева.

Появившегося на балу Александра Сергеевича приветствовали восторженные взгляды:

– Смотрите, это Пушкин! Пушкин!

– Где, где!? Ах, это же Пушкин!

Только гусары на приход Пушкина никак не отреагировали.

Осмотрев с минуту всех присутствовавших на балу дам, Александр Сергеевич подошел к самой молодой и самой красивой даме – княжне Голубкиной.

– Пушкин! – коротко представился он и, схватив княжну за руку, решительно поволок ее в дальний угол огромного зала.

– Я не понимаю… – в нерешительности произнесла княжна.

– Сейчас поймешь. – так же кратко ответил поэт.

Смахнув со стола, стоявшего в дальнем углу зала, фужеры с шампанским и горящие свечи, Александр Сергеевич повалил княжну на стол и раздвинул ей ноги.

– Нахал! – в ужасе закричала княжна.

Но это ровным счетом не имело никакого значения, потому что Пушкин уже занимался своим мужским делом.

Все, кто присутствовали на балу, устремили свои взгляды в дальний угол зала.

– Какое безобразие! – раздались возмещенные женские возгласы, – Какой ужас! Какое падение нравов! Кошмар! Где полицмейстеры!

Некоторые дамы даже попадали в обморок. А вот гусары, не долго думая, оперативно окружили столик с «любовниками» плотным кольцом и начали давать княжне ценные советы и рекомендации.

– Ай да Пушкин! – восторженно кричали они, – Ай да сукин сын! Наш человек оказывается! Настоящий гусар! А мы-то думали!

В ту же минуту в зал ворвались полицмейстеры и начали стаскивать насильника с девушки. Княжна же напротив – неожиданно прижав к себе «Солнце русской поэзии», стала бить полицмейстеров ногами, не желая пропустить восторг от Божественного слияния высокого искусства и бренного бытия.

Гусары в свою очередь настойчиво попросили полицмейстеров подождать, когда все кончится, и те отступили.

Оглушительные крики княжны возвестили о том, что все кончилось.

– А-а-а-а… – нежно застонала она.

– Тебя как зовут? – спросил Пушкин.

– Леночка.

– Очень приятно! – сказал Александр Сергеевич.

– Мне тоже… – ответила княжна.

– Пошла на бал девицей, домой вернулась жрицей! – скаламбурил Пушкин, застегивая ширинку.

– Пушкин! Вы арестованы! – крикнул старший полицмейстер.

Не обращая на них никакого внимания, Александр Сергеевич предъявил стражам порядка удостоверение депутата Государственной Думы и, под восторженные возгласы гусар, скрылся в неизвестном направлении.

Сибирёв О.А.

[править] Действующие лица и сюжет

  • Шура Азарова
  • поручик Ржевский
  • Иван, слуга Шуры
  • Граф Нурин

Шура Азарова — Екатерина Максимова, Ржевский — Вадим Гуляев. Большой театр (Москва). Фото Е. Фетисовой

Граф Нурин — Василий Ворохобко. Большой театр (Москва). Фото из музея Большого театра

  • Денис Давыдов
  • Жермон
  • Друг Ржевского
  • Генерал
  • Азаров, дядя Шуры
  • Губернатор
  • Князь Балмашов
  • Французский офицер
  • Кузины
  • Гости на балу, партизаны, русские и французские солдаты

Сюжет балета повторяет пьесы, хотя, конечно же, какие-то сцены были определенным образом «трансформированы» под хореографические.

В доме отставного майора Азарова идут приготовления к балу-маскараду. Его племянница Шура вместе со своими кузинами примеряет маскарадные костюмы. Шурочка оделась в гусарский мундир. Появляется гусар Ржевский, нареченный жених Шуры, с которой он еще не успел познакомиться. Сегодня поручик должен впервые увидеть свою невесту. Но Шура, переодетая в гусарский наряд, кажется ему юношей. Они увлеченно беседуют, и жених не подозревает, что рядом с ним не молодой человек, а его же собственная невеста. Когда жениха отвлекают на гостей, Шурочка бежит переодеваться в женское платье и предстает перед Ржевским жеманной и кривляющейся барышней, причем Шурочка так заигрывается в этой роли, что вызывает лишь раздражение своего жениха. Так весь день бедная Шура проводит в двух ролях: то она гусар, то капризная кисейная барышня. Однако праздник омрачен — приходит весть о начале войны с Наполеоном. И Шура, полная патриотизма, в гусарском костюме, вопреки всем правилам и обычаям, не может спокойно сидеть дома, когда враг ступил на родную землю, и идет воевать. Несчастный слуга вынужден бежать за ней.

Шура попадает в русские войска. Совершив несколько военных подвигов, она — то есть корнет — принята к гусарам, а поручик Ржевский узнает своего юного друга — кузена своей невесты. Однако тяжелые военные будни приводят к тому, что тайна «корнета» раскрыта: он — племянник майора Азарова и невеста поручика Ржевского. От такого изумления Ржевский немедленно влюбляется в свою невесту. Но война еще не закончена, и поручик должен уходить воевать. Шура, уже переодевшаяся в платье, смотрит ему вслед и, схватив гусарский мундир, кивер и саблю, устремляется вслед за своим любимым.

Из Википедии — свободной энциклопедии

Жанр кинокомедия Режиссёр Эльдар Рязанов Авторсценария Александр Гладков,Эльдар Рязанов В главныхролях Лариса Голубкина,Юрий Яковлев Оператор Леонид Крайненков Композитор Тихон Хренников Художник-постановщик Михаил Богданов,Геннадий Мясников Кинокомпания Киностудия «Мосфильм» Дистрибьютор Мосфильм Длительность 96 мин Страна
СССР Язык Русский Год 1962 IMDb ID 0056045

«Гуса́рская балла́да» — советская кинокомедия, снятая на киностудии «Мосфильм» в 1962 году Эльдаром Рязановым по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно» (1941). Действие картины начинается в 1812 году; в основе сюжета — история семнадцатилетней Шуры Азаровой, которая, переодевшись в мундир гусарского корнета, отправляется защищать родину. Роль Шуры стала дебютной в фильмографии актрисы Ларисы Голубкиной. В картине также участвовали Юрий Яковлев (поручик Ржевский), Игорь Ильинский (фельдмаршал Кутузов), Татьяна Шмыга (Луиза Жермон) и другие актёры.

История создания сценария «Гусарской баллады» весьма противоречива. По словам Эльдара Рязанова, когда возникла необходимость написать на основе комедии «Давным-давно» кинодраматургическое произведение, сохранив поэтическую интонацию первоисточника, Гладков устранился от работы. Режиссёр, вынужденный в отсутствие автора пьесы заниматься её «кинокоррекцией», сократил ряд сцен и диалогов и ввёл в действие восемь новых стихотворных эпизодов. Рязанов отмечал, что нежелание Гладкова участвовать в переработке комедии, возможно, связано с неустановленным авторством первоисточника; эти доводы опровергает театральный режиссёр Константин Богомолов, считающий вопрос о спорном авторстве легендой.

Батальные сцены фильма снимались вблизи подмосковного посёлка Поповка; в качестве поместья Азаровых использовалась усадьба Удино в Дмитровском районе. В роли «коллективного гусара» выступили цирковые наездники из группы Михаила Туганова. Для участия в рукопашных сценах были приглашены советские рапиристы, саблисты и шпажисты, в том числе чемпион СССР по фехтованию Владимир Балон. Автор музыки (к спектаклю «Давным-давно» и фильму «Гусарская баллада») — композитор Тихон Хренников. «Гусарская баллада» вышла на экран в день 150-летия Бородинской битвы — 7 сентября 1962 года. В течение года фильм посмотрели более 48 миллионов зрителей.

Биография

Родилась Надежда Дурова в 1783 году в селе Вознесенское. Ее рождение было сюрпризом для матери, ведь она ждала сына и уже придумала для него имя. Будущая женщина-офицер росла довольно капризным ребенком, что доставляло сильный дискомфорт родителям. Один раз, сильно разозлившись на свою плакавшую дочь, мать выкинула её из кареты. После этого случая за воспитание ребенка взялся отец, который являлся командиром эскадрона в гусарском полку. С того времени вместо девичьих игр ее обучали езде на лошади и владению шашкой. Немного повзрослев, отец подарил Надежде собственного коня, за которым она ухаживала самостоятельно.

Когда героине исполнилось 18 лет, ее насильно выдали замуж за 25-летнего чиновника. Не выдержав такого отношения, она постригла себя коротко и сбежала из родного дома. Повстречав у берега реки казачий полк, она сменила одежду, а снятые вещи оставила на берегу, инсценировав свое утопление. Казаки с удовольствием позволили присоединиться к ним, видя ее рьяное желание служить.

Видео

В 1980-е годы в СССР фильм начал выпускаться видеокомпанией «Видеопрограмма Госкино СССР» на видеокассетах в системе SECAM. С 1990 года фильм выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах совместно с компанией «ВидеоМир», со звуком Hi-Fi Stereo и в системе PAL.

В России с 2003 года фильм полностью отреставрирован и перевыпущен на VHS и DVD объединением «Крупный план» в хорошем качестве изображения и звука. На DVD он выпущен в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 1.0.

В 2013 году вышла Full HD-версия в формате Blu-ray, тоже отреставрированная компанией «Крупный план».

Служба в армии

Добравшись вместе с казаками до уланского полка, она присягнула на службу рядовым под именем Александр. Ничего не подозревавшие сослуживцы, вместе с ней на равных участвовали во всех битвах и боевых учениях. Она обладала несвойственной женщине храбростью, за что получила в награду орден Георгиевского креста, а позже звание унтер-офицера.

https://www.youtube.com/watch?v=wy3oUOrcZr4

Надежда продолжала служить под чужим именем, но испытывала чувство вины перед своими родителями. Она решила написать письмо отцу, в котором извинилась за совершенный проступок. Получив неожиданную новость, отец отправил запрос в канцелярию с требованием вернуть дочь домой. Проведя проверку, личность Надежды была раскрыта. Но Александр I услышав данную историю и удивившись желаниями женщины, поспешил выдать ей разрешение на продолжение службы в рядах российской армии. Надежду Дурову перевели в Мариупольский гусарский полк и назначили под звание подпоручик. Но спустя три года девушка была вынуждена перевестись в уланский полк под Литвой. В составе полка Надежда участвовала в битвах с Наполеоном, в которых получила контузию. Боясь быть рассекреченной, она не обратилась за помощью к медицинскому персоналу и продолжила сражаться.

В 1816 году женщина-офицер прекратила государственную службу, имея на тот момент чин штаб-ротмистра. На протяжении 5 лет оставалась жить в городе Петербурге, занималась литературой и творчеством. После переехала в татарский город Елабугу, где издала собственные сочинения о своей жизни. Несмотря на выход в отставку, всю оставшуюся жизнь Надежда носила мужскую одежду и была не прочь покурить трубку. При общении с людьми просила называть себя Александром Александровым.

В ролях

  • Лариса Голубкина — Шурочка Азарова (она же корнет Азаров)
  • Юрий Яковлев — поручик Дмитрий Ржевский
  • Николай Крючков — Иван, слуга Азаровых
  • Виктор Кольцов — штаб-майор Азаров
  • Игорь Ильинский — фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов
  • Антоний Ходурский — граф Нурин, предводитель дворянства
  • Татьяна Шмыга — Луиза Жермон, певица
  • Лев Поляков — Пьер Пелымов, кавалергард
  • Владимир Ширяев — Винсенто Сальгари, испанский лейтенант
  • Алексей Полевой — граф Балмашов, генерал и адъютант императора
  • Юрий Белов — партизан в синем мундире
  • Валентин Брылеев — партизан в красном мундире Лейб-гвардии гусарского полка
  • Феликс Яворский — партизан Станкевич
  • Владимир Трошин — Горич, партизан, поющий песню «Давным-давно», в чёрном мундире «Бессмертных гусар» Александрийского гусарского полка
  • Роман Хомятов — Ртищев, партизан в синем мундире с малиновыми вставками
  • Юрий Киреев — партизан с повязкой на глазу
  • Михаил Орлов — поручик
  • Валерий Денисов — Давыд Васильев, командир партизан, в коричневом мундире Ахтырского гусарского полка.

В эпизодах

  • Владимир Балон — адъютант Кутузова
  • Владимир Гусев — раненый адъютант фельдмаршала
  • Владимир Граве — французский офицер, сражающийся со Ржевским
  • Лев Любецкий — губернатор
  • Борис Иванов — Дюсьер, французский генерал
  • Юрий Мартынов — адъютант Дюсьера
  • Павел Шпрингфельд — Летьё, французский офицер
  • Геннадий Юдин — генерал
  • Герасим Лисициан

[править] Постановки

В том же 1980 году Игорь Чернышёв создал свою редакцию балета в Куйбышевском театре оперы и балета. Балетный критик Юрий Тюрин писал о постановке в Куйбышеве (Тюрин Ю. Серьёзная комедия // Музыкальная жизнь, 1981, № 15. — С. 5-6): «В новом спектакле („Гусарской балладе“ — Р. В.) всё действие построено на актёрской выразительности жеста, многие сцены решены по законам танцевальной пантомимы, сценические характеристики персонажей наполовину состоят из своеобразного хореографического речитатива». A на следующий, 1981 г., И. А. Чернышёв повторил постановку в Челябинском театре оперы и балета.

15 ноября 2011 года в Красноярском театре оперы и балета состоялась премьера еще одной редакции, ее создали балетмейстеры С. Р. Бобров и Юлиана Малхасянц. Музыкальная композиция нового балета составлена из музыки Тихона Хренникова к фильму и балету «Гусарская баллада» и балету «Наполеон Бонапарт». Новую музыкальную редакцию создал правнук композитора Тихон Хренников-младший. Эта постановка, названная балет-водевиль, вызвала интерес и хвалу критики. Главное ее отличие от первой редакции состоит в том, что артисты не только танцуют, но и поют. Несколько изменен и фон, на котором развивается основной сюжет; достаточно сказать, что одно из мест действия — публичный дом, а среди персонажей появляется фигура, которой не было в первоначальной версии балета, но есть в одноименном фильме — это сам фельдмаршал Кутузов (см. видеоролик в начале статьи).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Грация
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: