Женская одежда
Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта:
- Юбка и фартук.
- Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).
- Юбка и лиф-корсет.
- Понева, фартук и гарсет.
Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях.
Женские рубахи были представлены в трех видах: туникообразная, с кокеткой и с плечевыми вставками
Вышивке на рукавах уделяли особое внимание. Поверх рубахи женщины надевали поневу – три больших куска сукна, сшитых между собой
Они стягивались под животом или на талии. Понева бывала как распашная, так и закрытая. Цвет ее мог быть абсолютно разным. Часто ее украшали орнаментом.
Кроме поневы, в качестве поясной одежды использовали различные юбки и фартуки. Юбки украшались продольными и/или поперечными полосами. А фартуки – кружевами, вышитыми узорами и складками. Безрукавка, которую называли гарсетом, украшалась кружевами, вышивкой и аппликацией. Гарсет представлял собой ситцевую или бархатную рубаху, которая застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровку. Он входил в праздничный белорусский костюм.
Женский зимний образ дополнялся шерстяными свитками, а также кожухами белого или красного цвета. Наиболее популярной зимней одеждой был кожух из овчины. В Белоруссии он был с прямыми спинкой и полами, а также большим отложным воротом. Рукава и нижняя часть дополнительно обшивались шерстью снаружи.
Балы в 21 веке
Члены организации ведут чрезвычайно насыщенную жизнь. Они регулярно собираются на салонах, балах и других светских мероприятиях. Юрий Шеремет рассказывает, что он — потомок прусского короля. Сюда он привел всю свою семью: жену и дочку, даже внучка интересуется историей.
— У нас совершенно нет социальной жизни для людей, как в Европе. В советское время были какие-то профсоюзные собрания, люди как-то сплачивались, а куда сейчас выйти паненке? Куда наряжаться? И люди очень ценят наши мероприятия как элемент социальной жизни.
Очаровательная дама в не менее очаровательной шляпке подтверждает эти слова. Как истинная дворянка Светлана Шандалова обожает балы. — Лет пять тому назад я посещала выставку книг. Я шла в красивой шляпе, на высоком каблуке и с прямой спиной. Мне сказали: у вас явно солидные корни. А я знала, что мой дедушка был сыном помещика. Мне рассказали о моем старинном роде и сделали членом организации.
За время нашего разговора современные шляхтичи не раз упомянули, что главная цель для них — поднятие духа белорусов. «Наследник благородного сословия» — это звучит гордо. Но, может быть, только звучит?
Комментарий заведующего сектором источниковедения и археографии Института истории НАН Беларуси Александра Довнара:
— Игры взрослых людей. По фамилии определить, принадлежишь ты к шляхетскому сословию или нет, невозможно. Только если сделать полное генеалогическое исследование и доказать, что предки человека являются шляхтой, тогда можно говорить о благородном происхождении. Например, был известный княжеский род Глебовичи. Эту фамилию носили также шляхтичи и крестьяне.
Полное воссоздание родословной — напряженная и кропотливая работа. Результаты зависят от сохранности документов. Чем более известный род, тем большая вероятность, что по нему удастся найти информацию. А если это была мелкая шляхта, то документов, скорее всего, никаких не будет. Это дело может занять от полугода до нескольких десятилетий. Документы находятся как у нас, так и за границей: в Литве, Польше, Украине, России. И как показывает практика, те люди, которые занимаются родословными, зачастую выдают желаемое за действительное.
Основные особенности
В результате проведенных исследований было выяснено, что на территории Беларуси существует порядка тридцати разновидностей народных костюмов. Эту одежду можно увидеть в некоторых селах страны. Белорусские национальные костюмы до сих пор хранятся в бабушкиных сундуках в качестве семейной реликвии. Полотняные фартуки и сорочки, безрукавки, головные уборы и юбки – все это удивляет нас своей красотой, художественной мерой, гармонией и целесообразностью.
Белорусские национальные костюмы имеют свои особенности. Их выделяет композиционная завершенность и виртуозная обработка всех деталей, а также сочетание практичности с декоративностью.
Художественный образ, который создает белорусский национальный костюм, усложнен орнаментными украшениями. Это аппликации и кружево, узорное ткачество и вышивка, которые располагаются на рукавах, вороте, фартуке и головных уборах.
Головные уборы для женщин
Эта деталь национального костюма имела важное обрядовое и социальное значение. По головному убору без труда определяли возраст женщины, ее семейное и материальное положение
Его использовали во многих ритуалах и обрядах. Например, на свадьбе невесте торжественно меняли ее девичий головной убор на женский.
Незамужние белоруски носили разноцветные узкие ленты и венки. Женщины же должны были прятать свои волосы под платком или намиткой. В зажиточных семьях дамы носили головные уборы, изготовленные из тонкого дорогого полотна, украшенного кружевом, а также вышивкой из серебряных и золотых нитей. Более бедным женщинам приходилось довольствоваться платками из дешевых тканей с простой вышивкой. Однако разнообразие орнамента при этом оставалось столь же богатым.
Головные уборы для женщин
Эта деталь национального костюма имела важное обрядовое и социальное значение. По головному убору без труда определяли возраст женщины, ее семейное и материальное положение
Его использовали во многих ритуалах и обрядах. Например, на свадьбе невесте торжественно меняли ее девичий головной убор на женский.
Незамужние белоруски носили разноцветные узкие ленты и венки. Женщины же должны были прятать свои волосы под платком или намиткой. В зажиточных семьях дамы носили головные уборы, изготовленные из тонкого дорогого полотна, украшенного кружевом, а также вышивкой из серебряных и золотых нитей. Более бедным женщинам приходилось довольствоваться платками из дешевых тканей с простой вышивкой. Однако разнообразие орнамента при этом оставалось столь же богатым.
Японская одежда в древности
В чем щеголяли жители Страны восходящего солнца в период Дзёмон (10000–300 гг. до н. э.), определить невозможно. С тех пор сохранились лишь фрагменты украшений, обнаруженные археологами в раскопах. Вероятно, люди укрывали себя от непогоды шкурами убитых животных, накидками из древесного луба или плетеной соломы. Однако с наступлением периода Яёй (300 г. до н. э.–300 г. н. э.) в стране стали распространяться навыки шелководства и ткачества.
Китайская хроника «Вэй чжи» описывает японцев в нарядах из конопли и шелка, а о покрое этой одежды можно судить по ритуальным фигуркам ханива, сохранившимся до нашего времени.
Если верить этим изображениям, мужчины носили «кину» — длинную, перехваченную поясом рубашку с рукавами, подвязанными у локтей и запястий, а внизу хакама — свободные штаны, подвязываемые под коленями. Женщины наряжались в такие же «кину» и распашные юбки «мо». Чаще всего ткань была изготовлена из конопли, хотя родовая аристократия позволяла себе наряды из шелка.
С установлением более тесных торговых связей с Китаем и проникновением в Японию буддизма стала популярной одежда китайского образца. Ношение ее было законодательно предписано чиновному люду кодексами Тайхо (701) и Ёро (718).
Были введены три категории одежды — церемониальная, придворная и рабочая. О том, как это выглядело, можно судить по древнему портрету государственного деятеля VI–VII вв. Сётоку Тайси. Его изобразили в широком, чуть мешковатом одеянии с высокими разрезами с двух сторон и стоячим воротником — типичном наряде китайского придворного.
Женщины в те времена носили юбку с длинным, стелющимся по полу подолом и короткую накидку.
Разновидности
В одежде раннего Средневековья господствовал прямой покрой, делался акцент на распашные наряды. Вплоть до XI века не существовало особых различий между женскими и мужскими одеяниями, особенности средневековой моды выделяются по периодам:
- От XII до начала XIV века. Длинные наряды в пол, облегающие фигуру. При помощи боковых швов плотно шьют лиф, а с талии начинают расширять юбку специальными клиньями. Пояс не имеет функциональной нагрузки, а служит декоративным элементом;
- Со второй половины XIV до начала XV века. Бурное развитие архитектуры Средневековья приводит к расцвету искусства кроя и шитья. Период дает начало формированию готической одежды, популярной среди определенных молодежных направлений до сих пор. Мужской средневековый костюм укорачивается, женский обогащается декоративными элементами. Параллельно развиваются две тенденции – максимально закрыть тело во имя христианских норм или утянуть фигуру, показав достоинства;
- Со второй четверти XV века. В массы попадает франко-бургундская мода, показавшая величие аристократии. Наряды стали шить тесными, их фалды тянулись по земле, а дополняли великолепие громоздкие головные уборы.
Женская одежда подчеркивала хрупкость владелиц, мужские костюмы демонстрировали богатство и статус. Людей, нежелающих носить наряды, соответствующие их полу, отлучали от церкви, провозглашали еретиками. Одежда в Средние века олицетворяла благочестие владельца, смирение перед мирскими тяготами.
Шляхетская культура
Шляхта была открытым сословием воюющих господ, в массе своей — малоземельной («дробной») «неаристократической» знатью, во время войны превращавшейся в дворянское ополчение. Тем не менее, даже бедные шляхтичи четко дистанцировали себя от «холопов».
Шляхтичи отличались обостренным чувством собственного достоинства — «гонором» (лат. honor — честь) и демонстративной храбростью. Короля воспринимали как равного себе «пана-брата» и всегда оставляли за собой право на отказ послушания королю (рокош).
Чувство солидарности и равенства шляхтичей выражалось в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом вето.
Основными занятиями большинства шляхты в мирное время были охота, пиры, танцы и прочие галантные увеселения.
Похожие на шляхетскую культуру сословные нормы мелкой знати существовали в России и большинстве других европейских государств. Дольше всего они продержались в Испании, Венгрии и некоторых других странах.
В Чехии (Šlechta) и в Словакии (Šľachta), как и в самой Польше, шляхтой обозначается вообще дворянство.
Общая характеристика
Несложно догадаться, что белорусский народный костюм имеет общие корни с украинским и российским. Он формировался на основе слияния русских, украинских, польских и литовских традиций. Тем не менее белорусская национальная одежда отличается самобытностью. Она вобрала в себя некоторые черты интернационального городского костюма, что позволило ей хорошо вписаться в общеевропейский контекст.
Самобытность белорусской национальной одежды обуславливается ее композиционной завершенностью, виртуозной проработкой деталей, а также сочетанием практичности с декоративностью. Художественный образ одежды в обязательном порядке усложнялся орнаментом. Его наносили на рукава, ворот, фартук и головной убор. Одной из отличительных характеристик белорусского костюма является богатство техник оформления: вышивка, кружево, узорное ткачество и аппликация.
Так как белорусские национальные наряды всегда считались этноопределяющим признаком, они имели некоторые особенности в каждом регионе страны. На Западном Полесье одежда отличалась архаичностью и чистотой линий, на Восточном – живописностью, в Центральной части страны – гармонией и уравновешенностью, в Наддвиньи – торжественностью, в Понемонье – динамичностью силуэта и, наконец, в Поднепровье – необычайным разнообразием декора.
Прекрасная эпоха – время роскоши
Дом моды Redfern Galerie de vente, Париж 1910
В 1900-х г.г., если вы являлись изысканной молодой английской дамой, принадлежащей к элите общества, вам полагалось дважды в год совершать паломничество в Париж вместе с другими такими же женщинами из Нью-Йорка или Санкт-Петербурга.
В марте и сентябре можно было заметить группы женщин, посещающих студии на rue Halevy, la rue Auber, rue de la Paix , rue Taitbout и Вандомской площади.
В этих, часто тесных магазинчиках, с лихорадочно работающими в задних комнатах швеями они встречались со своим личным продавцом, которая помогала им выбрать гардероб на следующий сезон.
Эта женщина была их союзником и знала все самые темные секреты их жизни как личные, так и финансовые! Выживание таких ранних домов моды всецело зависело от их могущественных клиенток, а знание их маленьких секретов помогало им в этом!
Дом моды Worth Salon-de Vente -1910 г
Вооруженные копиями «Les Modes», они просматривали последние творения великих кутюрье, таких как Пуаре, Ворт, сестры Калло, Жанна Пакен, Мадлен Шерюи и других, чтобы придумать гардероб, который бы затмил гардеробы не только друзей, но и врагов!
Прошли десятилетия, и эти ужасные журнальные изображения статичных женщин, где виден каждый шов и каждый стежок, были вытеснены более свободным и плавным стилем «Ар Нуво», где использовались новые фотографичные методы изображения.
Вместе с продавцом женщины выбирали гардероб на следующие шесть месяцев: нижнее белье, домашнюю одежду, платья для прогулок, варианты чередования в одежде, костюмы для путешествий на поезде или в машине, вечерние наряды для праздного времяпрепровождения, наряды для особых случаев, таких как Аскот, свадьба, посещение театра. Список можно продолжать бесконечно, здесь все зависело от размера вашего кошелька!
Литература
- Лойка, П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ — першай трэці ХVІІ ст.― Мн., 2002.
- Лакотка, А. І., Чаквін, І. У., Шыдлоўскі, С. А. Культура сацыяльнай эліты ХІV — пачатку ХХ ст. Том 1. // Нарысы гісторыі культуры Беларусі. У 4 т. / А. І. Лакотка. — Мінск: Беларуская навука, 2013. — 575 с. — 1500 экз. — ISBN 978-985-08-1567-5.
- Мальдзіс, А. І. Як жылі нашы продкі ў XVIII стагоддзі. — Мінск: Лімарыус, 2001. — 383 с. — 2000 экз. — ISBN 985-6300-11-8.
- Павятовая шляхта ВКЛ: гісторыя, геральдыка, генеалогія, культура (XVI—XVIII ст.). Матэрыялы навуковай канферэнцыі, Горадня, 18 лютага 2005 г. ― Горадня, 2006.
- Падалінскі, У. Шляхта ВКЛ i вальны сойм Рэчы Паспалітай 1570 года // Беларускі гістарычны часопіс. 2004. № 6. С. 50—54.
- Селицкий, А. И. Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи // Поляки в России: XVII—XX вв.: Материалы международной научной конференции. — Краснодар: «Кубань», 2003. С. 105—128.
- Сліж, Н. Шляхецкая сям’я ў Вялікім княстве Літоўскім у XVI—XVIІ стст.: уздзеянне саслоўнага падзелу грамадства на яе фарміраванне і развіццё. Аўтарэф. дыс. … канд. гіст. навук. ― Мн., 2002.
- Уваров, И. Ю. Шляхта Великого княжества Литовского в контексте рыночных отношений: (По материалам вальных сеймов XVI в.) // Проблемы славяноведения. Вып. 1. Брянск, 2000. С. 40—50.
- Шаланда, А. Шляхецкая геральдыка Беларусі ў другой палове ХVІ—ХVІІІ ст. / Аўтарэф. … дыс. канд. гіст. навук. Мн., 2000. — 18 с.
- Шыдлоўскі, С. А. Культура прывілеяванага саслоўя Беларусі : 1795—1864 гг.. — Мінск: Беларуская навука, 2011. — 168 с. — 200 экз. — ISBN 978-985-08-1241-4.
- Яковенко, Н. М. Українська шляхта з кінця XIV до середини XVII ст.: (Волинь i Центральна Україна). Київ, 1993. .
- Balzer, A. Rewizja teorji o pierwotnem osadnictwie w Polsce // Kwart. Hist. 1898. Т. XII.
- Bobrzyński, M. Geneza społeczeństwa polskiego na podstawie kroniki Galla i dyplomatów XII w. // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.
- Hube, R. Sądy, ich praktyka i stosunki prawne w Polsce etc. Варшава, 1886.
- Małecki, A. Studja heraldynne. Львов, 1890. Т. II.
- Pawiński, A. Sejmiki ziemskie. Варшава, 1895.
- Piekosiński, F. O powstaniu społeczeństwa polskiego w wiekach średnich i jego pierwotnym ustroju // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.
- Piekosiński, F. Rycerstwo polskie wieków średnich. Т. I—III.
- Piekosiński, F. Wiece, sejmiki, sejmy i przywileje ziemskie w Polsce wieków średnich. // Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof. Т. XXXVIII.
- Smoleński, W. Szlachta w świetle własnych opinji // Pisma historyczne. Краков, 1901. Т. I.
Мужская
В средневековом костюме мужская одежда предполагала ношение двух туник. Ближе к телу носили длинную тунику камизу из простой ткани, а сверху надевали богато разукрашенную короткую тунику – котт. Со временем туники у знатных особ становятся длинными, а нижняя и верхняя одежда крестьян Средневековья остается укороченной.
У мужчин тоже в гардеробе присутствовало блио. Такая свободная одежда имела боковые разрезы, подпоясывалась на талии. Также различали блио без пояса, но со свободной юбкой и обозначенной талией. Прародителями шорт являлись бре, то есть простая материя, обернутая в районе бедер. Позже этот элемент гардероба стали шить до колен, оснащая снизу завязками или шнуровкой. К бре или к коленям ремнями привязывали шоссы или чулки из плотной материи.
Верхней одеждой мужчины служили сюрко, плащи и мантии. Сюрко представляли собой кусок материи не сшитый по бокам, но с проделанным отверстием для головы. Средневековые плащи достигали пола, прикреплялись фибулой на груди или плече. Аристократы носили мантии из дорогого материала, отделанные драгоценностями и мехом. В Средневековье рыцарское обмундирование состояло из «гербового» костюма, в котором присутствовал один из цветов дамы сердца.
Головные уборы для мужчин
Эта деталь национальной одежды отличалась большим разнообразием. Летом белорусы носили соломенный брыль, а зимой – меховую шапку аблавуху. В межсезонье от холодов спасала магерка, изготовленная из валяной шерсти. Нередко шились головные уборы из домашней овчины.
Мужики-белорусы часто носили в зимнюю непогоду аблавуху. Эту шапку-ушанку шили не только из овчины, но из заячьего, а также лисьего меха. Сверху на аблавухе было темное сукно. Снизу к такому головному убору пришивали четыре «уха». Два из них (переднее и заднее) завязывали на макушке, а боковые – под подбородком. Со второй половины 19 в. среди белорусов получил распространение картуз. Так назывался головной убор, имеющий лакированный козырек.
Шляхта и крестьянство
В XIV и XV веках приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут образовались громадные латифундии польских магнатов, которые, чувствуя недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян разными льготами.
Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать эксплуатацию земли, но этого можно было достичь только путём изменений в ведении хозяйства и путём усиления эксплуатации крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, шляхта ограничила сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю, чего она добилась приобретением должности солтыса, стоявшего во главе крестьянской общины.
Вартский статут 1423 года включал в себя постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса должности за ослушание и сам занять эту должность. Сильно стеснив крестьянское самоуправление, шляхта ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила панщину и обратила крестьянина в крепостное состояние.
По Петроковскому статуту 1496 года, уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад. Сеймы в Быдгоще (1520) и в Торуне (1521) установили панщину в размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 года давала помещику власть даже над жизнью крепостных.
Гардероб дамы эдвардианского периода (1901-1910 г)
Начнем с нательного гардероба. Он состоял из нескольких предметов нижнего белья – дневная и ночная сорочки, панталоны, гольфы и нижние юбки.
Женщины начинали свой день с выбора комбинации, затем надевали s-образный корсет, поверх которого шел лиф-чехол.
Далее шел дневной ансамбль. Обычно это была утренняя одежда, выполненная в строгом стиле, которую можно было носить при встрече с друзьями или при совершении покупок. Как правило, она состояла из аккуратной блузки и клинообразной юбки, в прохладную погоду сверху надевался жакет.
Возвращаясь к ланчу, необходимо было быстро переодеться в дневной наряд. Летом это всегда была какая-либо колоритная одежда пастельных цветов.
К 5 часам вечера можно было, что с облегчением и делалось, снять корсет и надеть чайный наряд для отдыха и приема друзей.
К 8 часам вечера женщину снова затягивали в корсет. Иногда нижнее белье менялось на свежее. После этого шел черед вечернего платья для дома или, при необходимости, для выхода в свет.
К 1910 г. такие платья стали претерпевать изменения под влиянием работ Поля Пуаре, чьи атласные и шелковые наряды, навеянные восточными мотивами, стали очень популярны среди элиты. Большим хитом 1910 г. в Лондоне стали дамские шаровары в качестве костюмированного вечернего наряда!
В течение дня необходимо было также, по крайней мере, дважды в день менять чулки – хлопковые – для ношения днем – вечером менялись на красивые вышитые шелковые чулки. Нелегко было быть женщиной эдвардианского периода!
Проявления аристократического стиля: виды
Открой словарь модных терминов или книгу об истории моды, и ты убедишься, что нет четкого разделения аристократического стиля на виды. Однако выделить некоторые его проявления все же можно.
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Стиль аристократов может быть:
- Европейским;
- Американским.
Характерные черты аристократического стиля в одежде можно встретить в других направлениях, например, в преппи или дерби.
Европейский
Европейский аристократический стиль – это более широкий вариант английского стиля. Если американское высшее общество со временем немного ослабило правила, то английское продолжает придерживаться правил, придуманных еще их бабушками и дедушками.
Образы европейских аристократок – это:
- умеренно открытые вещи,
- строгие и четкие линии,
- сочетание базовых или сдержанных цветов.
Встречается пастель или приглушенная палитра. Яркие цвета тоже есть – чего стоит гардероб королевы Елизаветы с костюмами разных оттенков, но такие наряды подбираются ситуативно – под обстановку и ее требования.
Излюбленный элемент европейских аристократок в образах – шляпки. Кто-то носит небольшие декоративные шляпы, кто-то классические модели, а кто-то – в меру экстравагантные, но все же креативные варианты, как принцесса Майкл Кентская.
Принцесса Майкл Кентская
Но не только английским направлением определяется европейский аристократический стиль. Свой вариант дресс-кода есть, например, у шведов. Они менее консервативны, чем англичане: допускают в гардеробе необычный крой и декор.
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
София, герцогиня Вермландская
В вечерних нарядах допускается наличие отделки – вышивки, блестки, объемные цветы. Допустимо тут и декольте, хотя чаще вещи все же закрытые.
Принцесса Мадлен
Как и у англичан, у шведских аристократок в гардеробе преобладает пастельная или приглушенная палитра, но яркие цвета не запрещены – просто их очень редко носят.
Кронпринцесса Швеции, Виктория
К европейскому аристократическому стилю имеет отношение и испанская знать. Образы современных аристократок Испании демонстрируют – мода постепенно вытесняет классику и консерватизм. Вместо прямых брюк тут все чаще появляются зауженные модели, а сдержанные вечерние платья сменяются более эпатажными.
Летисия, королева Испании
Но чего нельзя отнять у испанского аристократического общества, так это чувства меры: они умеют адаптировать модные вещи так, чтобы они делали образ интересным, но не вызывающим.
Летисия, королева Испании
Американский
Американские аристократы меньше подвержены влиянию традиций, поэтому представители самых известных династий сегодня одеваются более стандартно. Их стиль можно назвать классическим, деловым, а иногда и непринужденно-повседневным.
Джилл Байден, например, может с легкостью надеть на встречу с журналистами платье с крупным цветочным принтом, а Иванка Трамп – облачиться в юбку длины мини до середины бедра.
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джилл Байден
Иванка Трамп
Но нужно отдать должное представителям американской элиты – при всей своей расслабленности и непринужденности, они умеют балансировать между элегантностью и современностью.
Преппи
Отдельно выделим стиль преппи – ответвление американского аристократического стиля. Преппи можно смело назвать аристократическим стилем для молодежи – студентов престижных колледжей и университетов. Он менее претенциозный, с поправкой на юный возраст парней и девушек, но все такой же требовательный – скромный, с умеренным количеством аксессуаров, без броских цветов и ярких акцентов.
По теме: В чем суть стиля преппи — в обзоре стильных образов от DRESS
Дерби
Дерби – это стиль наездника, всадника, на английском – equestrian, который зародился в Англии. Изначально его использовали только наездники, которые участвовали в скачках, позже он перекинулся на зрителей заездов, а затем стал самостоятельным направлением в повседневной одежде.
Дерби, как и преппи, это своего рода подстиль аристократического стиля, определяющий образ человека в конкретной ситуации. Когда девушка учится в престижном университете – она одевается в стиле преппи, когда отправляется на скачки – в стиле дерби. А во все остальное время руководствуется принципами традиционного аристократического стиля – европейского или американского.
По теме: Все о стиле в одежде дерби — в описании стиля от DRESS
«Французский бренд»
С началом Нового времени в Старом Свете оформились стандарты красоты, актуальные и сегодня: стройная рослая фигура, белокурые волосы, высокий лоб и тонкая талия. Значительно на формирование трендов в европейской моде влияли итальянцы и испанцы. Дамы отдавали предпочтение пышным юбкам на панье, жёсткому стоячему воротнику, заканчивающемуся у подбородка рюшем, что визуально вытягивало шею. Позже этот небольшой элемент костюма превратился во фрезу — круглый кружевной или гофрированный воротник.
Гладкая или узорчатая ткань наряда декорировалась жемчугом, золотыми или серебряными узорами. В мужской гардероб входили вышитые рубашки из белого полотна, распашной камзол, узкие, обтягивающие ноги штаны и панталоны «бричз».
Во второй половине 17-го века законодателем европейской моды стал французский двор во главе с «королём-солнцем» Людовиком XIV. Для костюма этого периода были характерны чрезмерная пышность и торжественность, непрактичность и театральный вид. Вышивка драгоценными камнями, плиссировка, банты, каскады лент, а также тёмные и яркие расцветки тканей — без этого не обходился европейский наряд.
К основным предметам мужского туалета относились рубашки с длинными кружевными манжетами, камзол без рукавов с расшитым поясом-шарфом и жюстокор — длинный кафтан с рукавами. Женщины наряжались в платья с двойными объёмными юбками (верхней, более тёмной, и «выглядывающей» из-под неё нижней, непременно светлой) на панье. Для мужчин обязателен был пышный напудренный парик, для дам — высокие причёски. Также модники наносили на лица мушки (искусственные родинки из чёрного бархата), слои белил, пудры и румян.
После смерти «богоданного» Луи на французский престол взошёл его правнук Людовик XV. К этому времени королевскому двору уже наскучили и чрезмерная пышность, и тяжёлые оттенки, и мода на зрелый возраст. В силу вступил новый, романтический стиль. Так, в одежде стали преобладать светлые тона, предпочтение отдавалось свежим, воздушным образам. В причёски вплетались живые цветы, костюмы и украшения декорировались растительным орнаментом. Мужчины начали носить шляпу-треуголку. Благодаря появлению каркасной основы круглой и овальной форм женская юбка увеличилась до невероятных размеров. Платья модниц изобильно украшались рюшами и бантами.
С началом Великой французской революции и приходом к власти Наполеона Бонапарта модные тенденции вновь подверглись трансформации. Жозефина де Богарне, будучи поклонницей Античности, сделала популярными платья с завышенной талией. С корсетами и панье было покончено. Женский костюм этого периода изготавливался из лёгкой, прозрачной ткани (чаще муслина) и состоял из укороченного лифа с глубоким вырезом и шарообразных рукавов на манжетах. Высокую линию талии представительницы прекрасного пола, как правило, выделяли атласным поясом.